Раньше двор Андреевского монастыря был крыт красным асфальтом. Такое решение приняли к олимпиаде 1980 года. Неплохо. В смысле эстетическом. Но с гидрологической точки зрения — безграмотно: все потоки воды от летних ливней стекались в Святых воротах и затопляли помещения церковной лавки и прочие, что ниже. Даже песком их заносило!
Решили сделать дренаж, «как у людей». И, выкопав канаву в Святых воротах, положили трубу. А перед этим дежурный решил рассчитать, какой диаметр трубы нужен, чтобы пропускать сильный ливень. Ливень как раз случился, и лавку затопило, как полагается. Дежурный измерил скорость бурного потока сквозь Святые ворота, пустив щепочку и замерив время по секундомеру. Когда же ливень прошел — измерил глубину потока, рассчитал площадь поперечного сечения и расход воды через Святые ворота. Дальнейшие расчеты диаметра трубы несложны, желающие могут попробовать. В результате у дежурного вышло, что диаметр трубы должен быть около 60 сантиметров, и тогда в Святых воротах будет всегда сухо.
Но трубу заложили диаметром 13 сантиметров... Дежурный возражал, но его не слушали, да и кто станет прислушиваться к мнению сторожа?! Перед входом в трубу вырыли такой лоток, который призван был ливневую воду собирать и отправлять в трубу. Дежурный измерил и объем лотка...
— Друзья, — сказал дежурный, — при настоящем ливне этот лоток заполнится за 20 секунд, и потом вода пойдет поверх лотка, трубы и опять затопит лавку: пропускная способность трубы слишком мала.
— Да ладно! Ты ученый больно! Всё будет тип-топ! — парировал народ.
Но тут через дня два — опять ливень и сильный. Дежурный кликнул свидетелей: «Считайте, дескать, до двадцати, только не торопясь, и увидите, как вода пойдет поверх лотка в ворота!»
Стали считать. И ровно на двадцатой секунде бурлящий водоворот в лотке вспух, и вода свободно пошла сверху.
— Ага! Ага! Что я говорил!? — радовался дежурный.
Что ж... всё верно. Но такие ливни бывают редко, разве раз в 50-60 лет...
Прошли годы, и двор Андреевского монастыря уложили брусчаткой, не гладкой, как на Красной площади, а неотесанной. И это оказалось гениальным решением! Дело в том, что неотесанная брусчатка в несколько раз увеличила коэффициент шероховатости по сравнению с асфальтом, она сдерживала ливневой сток, и опасен для Святых ворот стал ливень, который случается раз в 100 лет. А такой период нас вполне устраивает.
Шероховатость, она ведь иногда на пользу!
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема








