Раньше двор Андреевского монастыря был крыт красным асфальтом. Такое решение приняли к олимпиаде 1980 года. Неплохо. В смысле эстетическом. Но с гидрологической точки зрения — безграмотно: все потоки воды от летних ливней стекались в Святых воротах и затопляли помещения церковной лавки и прочие, что ниже. Даже песком их заносило!
Решили сделать дренаж, «как у людей». И, выкопав канаву в Святых воротах, положили трубу. А перед этим дежурный решил рассчитать, какой диаметр трубы нужен, чтобы пропускать сильный ливень. Ливень как раз случился, и лавку затопило, как полагается. Дежурный измерил скорость бурного потока сквозь Святые ворота, пустив щепочку и замерив время по секундомеру. Когда же ливень прошел — измерил глубину потока, рассчитал площадь поперечного сечения и расход воды через Святые ворота. Дальнейшие расчеты диаметра трубы несложны, желающие могут попробовать. В результате у дежурного вышло, что диаметр трубы должен быть около 60 сантиметров, и тогда в Святых воротах будет всегда сухо.
Но трубу заложили диаметром 13 сантиметров... Дежурный возражал, но его не слушали, да и кто станет прислушиваться к мнению сторожа?! Перед входом в трубу вырыли такой лоток, который призван был ливневую воду собирать и отправлять в трубу. Дежурный измерил и объем лотка...
— Друзья, — сказал дежурный, — при настоящем ливне этот лоток заполнится за 20 секунд, и потом вода пойдет поверх лотка, трубы и опять затопит лавку: пропускная способность трубы слишком мала.
— Да ладно! Ты ученый больно! Всё будет тип-топ! — парировал народ.
Но тут через дня два — опять ливень и сильный. Дежурный кликнул свидетелей: «Считайте, дескать, до двадцати, только не торопясь, и увидите, как вода пойдет поверх лотка в ворота!»
Стали считать. И ровно на двадцатой секунде бурлящий водоворот в лотке вспух, и вода свободно пошла сверху.
— Ага! Ага! Что я говорил!? — радовался дежурный.
Что ж... всё верно. Но такие ливни бывают редко, разве раз в 50-60 лет...
Прошли годы, и двор Андреевского монастыря уложили брусчаткой, не гладкой, как на Красной площади, а неотесанной. И это оказалось гениальным решением! Дело в том, что неотесанная брусчатка в несколько раз увеличила коэффициент шероховатости по сравнению с асфальтом, она сдерживала ливневой сток, и опасен для Святых ворот стал ливень, который случается раз в 100 лет. А такой период нас вполне устраивает.
Шероховатость, она ведь иногда на пользу!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема