Раньше двор Андреевского монастыря был крыт красным асфальтом. Такое решение приняли к олимпиаде 1980 года. Неплохо. В смысле эстетическом. Но с гидрологической точки зрения — безграмотно: все потоки воды от летних ливней стекались в Святых воротах и затопляли помещения церковной лавки и прочие, что ниже. Даже песком их заносило!
Решили сделать дренаж, «как у людей». И, выкопав канаву в Святых воротах, положили трубу. А перед этим дежурный решил рассчитать, какой диаметр трубы нужен, чтобы пропускать сильный ливень. Ливень как раз случился, и лавку затопило, как полагается. Дежурный измерил скорость бурного потока сквозь Святые ворота, пустив щепочку и замерив время по секундомеру. Когда же ливень прошел — измерил глубину потока, рассчитал площадь поперечного сечения и расход воды через Святые ворота. Дальнейшие расчеты диаметра трубы несложны, желающие могут попробовать. В результате у дежурного вышло, что диаметр трубы должен быть около 60 сантиметров, и тогда в Святых воротах будет всегда сухо.
Но трубу заложили диаметром 13 сантиметров... Дежурный возражал, но его не слушали, да и кто станет прислушиваться к мнению сторожа?! Перед входом в трубу вырыли такой лоток, который призван был ливневую воду собирать и отправлять в трубу. Дежурный измерил и объем лотка...
— Друзья, — сказал дежурный, — при настоящем ливне этот лоток заполнится за 20 секунд, и потом вода пойдет поверх лотка, трубы и опять затопит лавку: пропускная способность трубы слишком мала.
— Да ладно! Ты ученый больно! Всё будет тип-топ! — парировал народ.
Но тут через дня два — опять ливень и сильный. Дежурный кликнул свидетелей: «Считайте, дескать, до двадцати, только не торопясь, и увидите, как вода пойдет поверх лотка в ворота!»
Стали считать. И ровно на двадцатой секунде бурлящий водоворот в лотке вспух, и вода свободно пошла сверху.
— Ага! Ага! Что я говорил!? — радовался дежурный.
Что ж... всё верно. Но такие ливни бывают редко, разве раз в 50-60 лет...
Прошли годы, и двор Андреевского монастыря уложили брусчаткой, не гладкой, как на Красной площади, а неотесанной. И это оказалось гениальным решением! Дело в том, что неотесанная брусчатка в несколько раз увеличила коэффициент шероховатости по сравнению с асфальтом, она сдерживала ливневой сток, и опасен для Святых ворот стал ливень, который случается раз в 100 лет. А такой период нас вполне устраивает.
Шероховатость, она ведь иногда на пользу!
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема








