Когда в 1907 году в семье шанхайского торговца тканями по фамилии Шао родился младший сын, отец долго раздумывал, как назвать младенца. Знакомые и родственники советовали дать новорождённому имя, обозначающее удачу и богатство. Но глава семейства неожиданно для всех поступил по-своему — он назвал сына Женьлэн, что означало «глубоко сострадающий».
Женьлэн был шестым ребёнком в семье потомственного купца, и отец очень надеялся, что младший сын, в отличие от своих братьев, захочет продолжить семейное дело. Но когда Женьлэну исполнилось 19 лет, из Сингапура пришло письмо от его старшего брата. Он звал парня к себе и предлагал какую-то интересную работу. Заинтригованный, Женьлэн тронулся в путь...
Оказалось, что брат, известный в Сингапуре банкир, вложился в открытие театра, и теперь задумал снимать постановки на киноплёнку и демонстрировать их в специально открытом для этого зале. Так Шао Женьлэн впервые окунулся в мир кинематографа. Он освоил операторское мастерство и множество других связанных с кино профессий. А через несколько лет стал основателем и владельцем китайской «фабрики грёз» — студии «Братья Шао», крупнейшей в Азии частной кинокомпании, принёсшей Женьлэну миллионы.
Он придумал себе короткий, запоминающийся псевдоним — Ифу. Однако никогда не забывал о том, какой глубокий смысл несёт его настоящее имя и старался ему соответствовать. Киномагнат Шао Ифу стал одним из самых крупных благотворителей своего времени.
«Пожалуй, в Китае нет такого учебного заведения, в устройстве которого не поучаствовал бы господин Шао Ифу» — такую шутку придумали сами китайцы, и доля правды в ней весьма велика. На пожертвования в сфере образования Шао Ифу передал в общей сложности около пяти миллиардов долларов. Шесть тысяч училищ, университетов и колледжей по всему Китаю были открыты на его деньги.
«Один учитель может научить 50 учеников, 10 учителей — 500, таким образом, результат будет грандиозным», — говорил Ифу. При этом он подчёркивал важность доступного, бесплатного образования. Сам он учился в школе, открытой американцами, состоятельные родители оплачивали его образование, но многие тогдашние сверстники Шао не могли позволить себе учиться. Поэтому естественным желанием Шао Ифу стало открыть как можно больше китайских школ и вузов с квалифицированными преподавательскими кадрами.
В своём родном городе Нинбо близ Шанхая киномагнат основал библиотеку при Педагогическом институте, на устройство которой пожертвовал полмиллиона долларов. Двести тысяч долларов Ифу передал на организацию охраны древних фресок в пещерах Могао в китайской провинции Гяньсу.
Шао Ифу был активным членом Китайского отделения Общества Красного Креста, а последние 25 лет своей жизни возглавлял его, постоянно жертвуя немалые суммы на различные проекты в области медицины и фармакологии. В 2002 году Ифу учредил международную премию, которой награждаются учёные и исследователи за достижения в области медицины, а также астрономии и математики. Эту премию принято считать азиатским аналогом Нобелевской.
«Всю жизнь он старался делать людям добро» — эти слова звучали почти в каждой речи тех, кто вспоминал о благотворителе в день его смерти, 7 января 2014 года. Шао Ифу — Женьлэн скончался в возрасте 106 лет, прожив жизнь, полную милосердия и сострадания — жизнь, созвучную его имени.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия