
«ДА БУДЕТ ПРОКЛЯТ ТОТ, кто откроет это», - предупреждает надпись, которая располагалась над входом в гробницу на холме над Иерусалимом.
В 1870 году в ходе археологических изысканий на холме над Кедронской долиной и Городом Давида в Иерусалиме, известный французский дипломат, ученый и археолог Шарль Клермон-Ганно, наткнулся на заброшенную гробницу, над входом в которую обнаружил некие надписи, не поддававшиеся расшифровке. Вырезав фрагмент камня, археолог отправил его в Британский музей, где артефакт хранится до сих пор. В 1953 году, с спустя 83 года после находки, израильский археолог и специалист по древним надписям Нахман Авигад смог расшифровать надпись на камне, которая стала настоящей сенсацией. Ученый утверждал, что 80 с лишним лет назад Шарль Клермон-Ганно нашёл могилу принадлежавшую Севне, высокопоставленному слуге при дворце царя Иезекии.
Комментарий специалиста:
Имя Севны известно нам из Библии. Он жил при дворе царя Езекии в 7 веке до нашей эры. Ближайший к царю человек, царедворец Севна задумал высечь для себя гробницу на одном из холмов Иерусалима, чтобы завоевать славу на много веков вперед. Севна был чужестранцем, а в то время все чужестранцы, независимо от их титулов и должностей, погребались за пределами города.
Интересно, что имя царедворца на камне не сохранилось полностью – осталось лишь его окончание. Этот факт мог поставить под сомнение утверждения израильского учёного, но надпись на гробнице утверждает, что этот человек находился «над домом», то есть отвечал за дворец, был царедворцем. Согласно Библии, Севна был единственным царедворцем, который устроил себе могилу на иерусалимском холме. Не менее убедительными оказались данные, согласно которым надпись датирована 7 веком до наше эры, временем правления царя Езекии, при дворе которого и жил Севна. К этому же периоду относится и деятельность пророка Исаии, в книге которого упоминается эта гробница.
Комментарий специалиста:
Пророк Исаия в своей книге предупреждает гордого царедворца о печальных последствиях такого замысла. Обличая Севну, пророк предсказал ему изгнание и снятие с должности. однако ближайший сотрудник царя посчитал, что достоин упокоиться вместе с великими представителями израильского народа.
Царедворец не верил пророку, ведь на одном из холмов Иерусалима, где погребались только потомки царского рода, уже была устроена его гробница.
Согласно книге пророка Исаии, Севна все же лишился своей высокой должности. Из ближайшего царского помощника он был разжалован до рядового писаря, а его имя стало синонимом гордости и тщеславия.
Эта археологическая находка не оставила сомнений в подлинности истории, описанной в Книге Книг и лишний раз подтвердила, что Библия, прежде всего являясь Священным Писанием, может служить и документальным свидетелем эпохи.
10 ноября. О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и народе: «Народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения».
О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни — игумен Назарий (Рыпин).
Людям свойственно искать каких-то зрелищ, чудес, искать чего-то внешнего. Потому что внутренний труд — это всегда сложнее, нежели какие-то внешние эффекты. И люди падки до этих каких-то внешних эффектов. И именно поэтому Господь и говорит им, что они ходят за Ним не потому, что Он великий учитель, тот, кто должен и способен возвести человека на небо, а потому что они видят эти чудеса. И для них это повод, быть может, потщеславиться тем самым, перед кем-то этим похвалиться.
Почему и до сих пор люди бегают в поисках прозорливых старцев? Не потому, что они хотят от них что-то услышать назидательное для себя, а чаще всего для того, чтобы навязать им свою волю, выпросить благословение на то, что они и так хотят совершить, но оправдываться этим благословением. И потом ещё в кругу своих знакомых, церковных и не очень, (ну, это, как правило, люди, ещё не укоренившиеся в вере), хвалиться о том, что они были у такого-то или такого-то именитого отца, духовника или старца.
Поэтому нужно не искать чудес, а благодарить Бога за все чудеса, которые Он являет в Своей Церкви. Потому что само существование Церкви — величайшее чудо, которая было уничтожаема веками, которая совершает и являет нам чудо Евхаристии ежедневно и которая являет нам величайшее чудо — это способность преображения человеческой души, когда грешники становятся праведниками и святыми, и Церковь являет нам это уже на протяжении двух тысяч лет непрестанно.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О проповедниках Слова Божия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением».
О проповедниках Слова Божия — протоиерей Илья Кочуров.
Апостолы проповедовали не от себя, они были посланниками Божиими, и дело апостольское укреплялось Святым Духом. В день Пятидесятницы святые апостолы, а через них и вся Церковь, получают благодать Святого Духа.
Таким образом, выйдя из Сионской горницы, апостолы были уже не слабыми рыбаками, а могущественными проповедниками Слова Божия. Посланниками Бога. И своё посланничество они часто подтверждали не только словом, но и делом. Господь дал апостолам власть исцелять, изгонять бесов.
Люди видели в слове апостолов и слышали в нём не просто какой-то интересный рассказ. Апостольская проповедь имела такую силу, что слушатели в единочасье изменяли весь образ своих мыслей, изменяли всю свою жизнь. Апостол Пётр выходит на проповедь, и тут же три тысячи человек становятся христианами и требуют себе крещения.
Таким образом, проповедь святых апостолов — это явление особой силы Божией, которая изменяет мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О подвиге Святителя Арсения Первого

Сегодня 10 ноября. День памяти Святителя Арсения Первого, архиепископа Сербского, жившего в тринадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда рядом с тобой будет человек, который оказывает влияние на ход национальной и мировой истории, как святитель Савва Сербский, то, конечно, в его тени оказываешься, и о тебе вроде никто не вспоминает. Но святитель Арсений, чью память мы сегодня празднуем, — это достойный преемник и ученик величайшего святого, который своим смирением смог приумножить его труды.
Мы видим, что не только его избрали преемником святителя Саввы, но и сам святитель Савва, который нуждался в молитве, нуждался немножко отвлечься от каких-то хозяйственных, можно сказать, политических забот, от забот по устроению приходской церковной жизни, отправился в Иерусалим. Уже тогда, ещё при своей жизни, он уже ставит святителя Арсения управлять церковью.
Имя святителя Арсения прежде всего связано с монастырем Печская Патриархия, который сейчас находится в многострадальном Косовском крае. Поэтому в этот день, дорогие друзья, наш долг обратиться к святителю Арсению не только с молитвами о наших каких-то личных нуждах, но и помолиться о гонимом сербском народе в сердце православной Сербии, которая находится под оккупацией, где разрушаются святыни, где идут настоящие гонения.
Святителю отче Арсение, помоги! Без небесной помощи нам не справиться.
Все выпуски программы Актуальная тема







