Дочитывая уникальную в своём роде книгу Сергея Шарапова и Марины Улыбышевой «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства», и дойдя до одной из последних глав под названием «Не оскудеет рука дающего», – я в тот же день наткнулся в интернете на примечательный ролик.
На зарубежное видео из серии самодеятельных социальных экспериментов.
Итак, два юноши подали бомжу, стоящему на обочине автобана, невероятную милостыню – сто долларов, и решили проследить за тем, как он распорядится свалившимся на него богатством. Каково же было их удивление, когда из супермаркета, куда поспешил бездомный, он вышел не с богатыми запасами спиртного, но с пакетами всевозможной еды, которой и начал одаривать таких же несчастных, обитающих на соседних улицах. Изумлённые экспериментаторы открылись своему герою, а тот простодушно объяснил им, что своё поведение он считает вполне естественным, что не поделиться, мол, было никак нельзя. Мне даже показалось, что молодые люди почувствовали себя пристыжёнными. Ещё бы: ведь оказалось, что исключительное для кого-то может быть… нормой.
«…Благотворительность ни в коем случае не должна рассматриваться богатыми, как некий “нравственный налог” на них, должную плату за то, чтобы к ним не имели претензий, уважали и прочее. Важно понимать, что делиться – это нормальная потребность нормально развитого человека (кстати, и богатого и бедного). Если мы видим в жизни, как определённые грехи приводят не только к страданию, но и к ущербу человеческого здоровья, то можно сказать и так: благотворительность, став духовно-нравственной потребностью души, – это фактор, обуславливающий счастье и здоровье человека. Как застаивается вода в колодце, если из него не берут воду, так и богатый, если не будет жертвовать частью своего богатства, начнёт испытывать давление этих излишков на свою психику, на свою судьбу, на свою жизнь. Многие богатые люди это прекрасно понимают. И тут дело даже не в том, много или мало денег ты будешь вкладывать в благотворительность, дело в душевном движении, в готовности идти путём сострадания и милосердия…»
Приступая к этой книге – а нам из неё читал сейчас Виктор Попов (студия «Благословение») – я поначалу думал, что исследование «Бедность и богатство» обладает особой ценностью именно для состоятельных людей, а точнее, для тех, обозначенных в подзаголовке «православных предпринимателей», – которые у нас, слава Богу, начали появляться.
…Однако, изучив главы о труде и его плодах, о русских купцах и меценатах, об отношениях работодателей с работниками, о собственности и соработничестве Творцу, я понял, что передо мною – своего рода «катехизис», могущий помочь любому человеку, ищущему Богообщения, разобраться с одной из самых болезненных проблем нашей жизни.
Обилие евангельских цитат, исторических и житийных примеров, а порою даже – и анекдотов, похожего на притчи, – всё укладывается тут в копилку глубоко духовной темы, с которой нам всё время приходится разбираться. Труд Сергея Шарапова и Марины Улыбышевой оказывается в этом деле добрым и ценным помощником.
Однако не всё из главы «Не оскудеет рука дающего», откуда нам сегодня читали, вошло в аудиоверсию этой объёмной книги. Моя вторая «закладка», развивающая тему благотворительности осталась только в бумажной версии. Вот она, читаю:
«…А теперь несколько слов скажем не о дающих, а о принимающих. А есть ли вообще тут проблема, спросите вы? Замечено, то, что человек получает незаслуженно, сверх той меры, которую отмерил ему Господь, не приносит ему не только пользы (идёт, так сказать, прахом), но и наоборот – вредит: портит человека духовно, умножает его грехи. Иногда можно наблюдать, как, получив в одном месте, человек вдруг тут же теряет в другом, как будто его «незаконное» приобретение нарушает некую мировую гармонию и справедливость, которая тут же стремится к равновесию. Отсюда следует вывод, получение помощи, это такая же ответственность, как и её оказание. Только об этом почти никогда не говорят, а жаль…»
Вослед двум – только двум, из чуть ли не двадцати – заложенных мною в эту книгу закладок, упомяну, что главы «Богатства и бедности» впервые публиковались на сайте Донского монастыря, игумен которого когда-то одним из первых обратил внимание будущих авторов на общественную нужду в подобном, несомненно, благодарном труде.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема