Сергей Виноградов. «Сад» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Сергей Виноградов. «Сад»

* Поделиться

— Молодец, Андрей, что не забываешь старых институтских друзей, что к нам в Иркутск приехал. На концерт с тобой сходили, теперь вот в художественный музей выбрались. Как в юности! Помнишь, как мы на третьем курсе почти все подмосковные дворянские усадьбы объездили? Фотографировали на плёнку.

— Конечно, помню, Саша! Кузьминки, Кусково, Коломенское!

— У меня ведь фотографии до сих пор сохранились, недавно их пересматривал. Один снимок, кстати, вот на эту картину похож. Такая же песчаная дорожка вьётся вокруг цветника, особняк мерцает стёклами окон в глубине зарослей. Ну-ка, что здесь написано? Сергей Виноградов. «Сад». Интересно, где это? Наверняка тоже в окрестностях столицы.

— Нет, это Орловская область, усадьба Головинка. Она принадлежала в начале двадцатого века Всеволоду Мамонтову, сыну известного мецената.

— О, Савва Мамонтов был миллионером! Наверняка, поместье его наследника отличалось особой роскошью!

— А вот и нет! На склоне лет известный меценат разорился и не мог помогать своим детям материально. Сын его работал страховым агентом и вёл очень скромную жизнь.

— А как Мамонтов-старший потерял своё огромное состояние?

— Савву Ивановича обвинили в незаконных финансовых махинациях, пять месяцев он провёл в одиночной камере Таганской тюрьмы. Имущество мецената конфисковали и распродали на аукционе. Позже все обвинения с Мамонтова сняли, но он остался ни с чем.

— А Головинку успели переписать на сына?

— Головинка не имела отношения к Савве Ивановичу. Это имущество жены Всеволода, Елены Дмитриевны Свербеевой. Но всё-таки было в этом поместье нечто драгоценное, что унаследовала молодая чета от мецената.

— И что же это?

— Гостеприимство и радушие! Как Савва Иванович создал в своей усадьбе Абрамцево творческие условия для художников, так и Всеволод с Еленой привечали в Головинке талантливых живописцев. Это была благотворительность особого рода, она способствовала расцвету изобразительного искусства в России. После судебного скандала в 1899 году Мамонтов-старший уже не имел ни возможности, ни сил поддерживать таланты. А его наследники, хоть и были небогаты, продолжили семейную традицию.

— И Сергей Виноградов бывал в доме у Мамонтовых?

— Он приезжал в Головинку много лет подряд. Особняк абрикосового цвета, запечатлённый на картине «Сад» в 1810 году, узнаваем на многих полотнах художника. Именно здесь Виноградов обрёл свой неповторимый стиль, который назвали «усадебным».

— А что это за стиль? Чем он отличается от пейзажа?

— Особым настроением. Искусствовед начала двадцатого века Александр Трубников писал, что в русских усадьбах сконцентрировалась отечественная культура. Он сравнивал поместья с оранжереями, в которых, как цветы, раскрывались таланты — музыкальные, живописные, поэтические. А также особое дарование поддерживать других, привечать, утешать — вот как у Мамонтовых. И Сергей Виноградов в своих работах изображал не просто дома и деревья, он стремился передать сам дух заповедных уголков.

— Как у Пушкина — «там русский дух, там Русью пахнет». Судя по картине «Сад», дух этот радостный.

— Это правда! Виноградов, отправляясь на этюды в Головинке, так и говорил — «иду писать отрадное». И ласковые солнечные лучи на картине «Сад», и благоуханные белые пионы на клумбе, и сиреневые тени густых зарослей — всё это приметы светлых дней, насыщенных творчеством, добротой и любовью.

«Картину Сергея Виноградова „Сад“ можно увидеть в Иркутском областном художественном музее».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем