— Молодец, Андрей, что не забываешь старых институтских друзей, что к нам в Иркутск приехал. На концерт с тобой сходили, теперь вот в художественный музей выбрались. Как в юности! Помнишь, как мы на третьем курсе почти все подмосковные дворянские усадьбы объездили? Фотографировали на плёнку.
— Конечно, помню, Саша! Кузьминки, Кусково, Коломенское!
— У меня ведь фотографии до сих пор сохранились, недавно их пересматривал. Один снимок, кстати, вот на эту картину похож. Такая же песчаная дорожка вьётся вокруг цветника, особняк мерцает стёклами окон в глубине зарослей. Ну-ка, что здесь написано? Сергей Виноградов. «Сад». Интересно, где это? Наверняка тоже в окрестностях столицы.
— Нет, это Орловская область, усадьба Головинка. Она принадлежала в начале двадцатого века Всеволоду Мамонтову, сыну известного мецената.
— О, Савва Мамонтов был миллионером! Наверняка, поместье его наследника отличалось особой роскошью!
— А вот и нет! На склоне лет известный меценат разорился и не мог помогать своим детям материально. Сын его работал страховым агентом и вёл очень скромную жизнь.
— А как Мамонтов-старший потерял своё огромное состояние?
— Савву Ивановича обвинили в незаконных финансовых махинациях, пять месяцев он провёл в одиночной камере Таганской тюрьмы. Имущество мецената конфисковали и распродали на аукционе. Позже все обвинения с Мамонтова сняли, но он остался ни с чем.
— А Головинку успели переписать на сына?
— Головинка не имела отношения к Савве Ивановичу. Это имущество жены Всеволода, Елены Дмитриевны Свербеевой. Но всё-таки было в этом поместье нечто драгоценное, что унаследовала молодая чета от мецената.
— И что же это?
— Гостеприимство и радушие! Как Савва Иванович создал в своей усадьбе Абрамцево творческие условия для художников, так и Всеволод с Еленой привечали в Головинке талантливых живописцев. Это была благотворительность особого рода, она способствовала расцвету изобразительного искусства в России. После судебного скандала в 1899 году Мамонтов-старший уже не имел ни возможности, ни сил поддерживать таланты. А его наследники, хоть и были небогаты, продолжили семейную традицию.
— И Сергей Виноградов бывал в доме у Мамонтовых?
— Он приезжал в Головинку много лет подряд. Особняк абрикосового цвета, запечатлённый на картине «Сад» в 1810 году, узнаваем на многих полотнах художника. Именно здесь Виноградов обрёл свой неповторимый стиль, который назвали «усадебным».
— А что это за стиль? Чем он отличается от пейзажа?
— Особым настроением. Искусствовед начала двадцатого века Александр Трубников писал, что в русских усадьбах сконцентрировалась отечественная культура. Он сравнивал поместья с оранжереями, в которых, как цветы, раскрывались таланты — музыкальные, живописные, поэтические. А также особое дарование поддерживать других, привечать, утешать — вот как у Мамонтовых. И Сергей Виноградов в своих работах изображал не просто дома и деревья, он стремился передать сам дух заповедных уголков.
— Как у Пушкина — «там русский дух, там Русью пахнет». Судя по картине «Сад», дух этот радостный.
— Это правда! Виноградов, отправляясь на этюды в Головинке, так и говорил — «иду писать отрадное». И ласковые солнечные лучи на картине «Сад», и благоуханные белые пионы на клумбе, и сиреневые тени густых зарослей — всё это приметы светлых дней, насыщенных творчеством, добротой и любовью.
«Картину Сергея Виноградова „Сад“ можно увидеть в Иркутском областном художественном музее».
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.