
«Жена, друг, сподвижница, ангел хранитель» — так называл свою супругу Галину Константиновну выдающийся воспитатель Семён Афанасьевич Калабалин. Эти слова он написал на книге своего учителя, прославленного педагога Антона Макаренко «Педагогическая поэма», которую подарил супруге.
В 1921 году беспризорник Семён Калабалин попал в харьковскую колонию-интернат имени Горького, которой заведовал Макаренко. Юноша стал его преданным учеником и послужил прототипом одного из самых ярких героев его знаменитой «Педагогической поэмы». Со своей будущей женой Галиной Семён познакомился в 1925 году. Галя Подгорная, студентка Харьковского педагогического училища, пришла работать в интернат имени Горького, после того, как побывала на лекциях Макаренко и загорелась его идеями.
Семён, который к тому времени уже стал полноправным помощником и правой рукой Макаренко, сразу привлёк её внимание. «Богатырь с быстрыми, уверенными движениями и огромными, горящими глазами» — так Галина Константиновна описала первые впечатление от встречи с будущим супругом. Семён полюбил Галю с первого взгляда. Ухаживал, писал стихи. В 1926-м Калабалин сделал Галине предложение. Когда девушка поделилась радостной новостью с Макаренко, тот неожиданно стал отговаривать её от брака с Семёном. «Он же весь в меня, — предостерегал педагог. — С головой уйдёт в работу».
Но Галина не послушала учителя. 21 октября 1927 года она стала женой Семёна Афанасьевича Калабалина. И сполна разделила с ним его непростую судьбу. В разное время им довелось поработать заведующими в детских домах и интернатах по всему Советскому Союзу. И всюду, куда бы ни приезжали, они старались создать тёплую семейную атмосферу. К воспитанникам относились как к собственным детям. Любовь и забота, которую Калабалины дарили сиротам, преображали их буквально на глазах.
У Калабалиных было пятеро своих детей. В 1937 году Галина Константиновна осталась одна с малышами на руках — Семёна арестовали по ложному доносу. «Что ждет его, моего самого родного?» — с волнением записала она тогда в своём дневнике. Галина каждый день приходила в тюрьму с передачами для мужа, пока через полтора месяца его не выпустили за отсутствием вины.
Спустя три года, в 1941-м, пришла новая разлука. Началась Великая Отечественная война, и Семёна мобилизовали. «Будь мужественной, терпеливой. Я обязательно вернусь», — сказал он супруге перед отъездом на фронт. Галина во время войны, как и прежде, самоотверженно работала. Вместе с детским домом пережила тяжёлую эвакуацию на Урал. Вернувшись с фронта, Семён Афанасьевич благодарил жену: «Ты вырастила хороших ребят, сохранила семью. Я всегда чувствовал тебя рядом, и это спасло меня».
Жизнь потихоньку входила в привычное русло. Супруги снова были вместе, снова их забрасывало в самые разные уголки: Грузия, Украина, Подмосковье. И всюду были дети, для которых Калабалины становились по-настоящему родными. «В нашей жизни бывало всякое, — вспоминала Галина Константиновна в своих мемуарах. — И страшные потери, и горе. Но мы были друг у друга, у нас была наша работа и наши дети». Так, рука об руку, всегда среди детей, Калабалины прожили вместе сорок пять лет. После смерти Семёна Афанасьевича в 1972 году, Галина Константиновна продолжала трудиться. Она ушла из жизни в 1999-м, и была похоронена рядом с мужем в Подмосковном Егорьевске. Память о Семёне Афанасьевиче и Галине Константиновне жива в их совместных педагогических работах, в литературе и кинематографе. Но главное — в тысячах благодарных воспитанников, которые с гордостью называют себя детьми Калабалиных.
«О тех, кого помню и люблю»

«О тех, кого помню и люблю». Россия, режиссёры Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко
— Здравствуйте, товарищи!
— Здравствуйте.
— Вот ваш командир и наставник, младший лейтенант Васильев. Его приказы вы должны выполнять чётко и беспрекословно. Как того и требует воинская дисциплина. Действуйте, товарищ Васильев!
Неожиданную должность получил младший лейтенант Егор Васильев в 1942-м году, после возвращения на фронт из госпиталя, где находился по ранению. Его назначили командиром сапёрного батальона. Но не обычного, а женского! И вот перед Васильевым в нестройной шеренге — его новые подопечные. Девушки-добровольцы из блокадного Ленинграда. Они пока ещё в штатской одежде, кто-то даже с модными серёжками в ушах. Но командир строг и требователен. Заявляет сходу: в армии — никаких поблажек, даже для женщин! Но в глубине души задаётся вопросом: откуда в этих хрупких созданиях такая сила духа? Что побудило их, переживших блокадную зиму, стать солдатами Великой Отечественной? Сапёрами, которые, как известно, ошибаются один раз в жизни...
На этот вопрос отвечает кинофильм «О тех, кого помню и люблю», снятый в 1973 году режиссёрами Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко. Фильм снят на студии «Ленфильм». В основу картины легла документальная повесть писателей-фронтовиков Петра Заводчикова и Сергея Самойлова «Девичья команда». Произведение посвящено 34-му отдельному инженерному женскому сапёрному батальону, который в 1943-м году был сформирован на Ленинградском фронте. По данным журнала «Советский экран» в год выхода ленты в прокат её посмотрел 31 миллион кинозрителей. И всё же она по каким-то причинам осталась в тени таких, например, знаменитых военных драм, как «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие». Тем не менее, фильм «О тех, кого помню и люблю» безо всяких сомнений можно поставить в один ряд с этими бессмертными киношедеврами. Тихо и светло рассказывает он о подвиге, стойкости и внутренней силе тех, кого обычно принято называть слабой половиной человечества.
На наших глазах девушки-сапёры проживают жизнь в реалиях войны — горькую, полную потерь и лишений. Чего стоит, к примеру, эпизод фронтовой свадьбы одной из героинь, Кати Меньшиковой. С супругом, солдатом из батальона, стоявшего по соседству, они успели только расписаться — и он уехал на передовую. В блиндаже, за импровизированным праздничным столом, невеста принимала поздравления боевых товарищей одна. И не знала, увидит ли мужа когда-нибудь снова. И всё же, несмотря на это, режиссёры фильма «О тех, кого помню и люблю», Наталья Трощенко и Анатолий Вехотко показали нам фильм, наполненный человеческой теплотой. А ещё — надеждой. В одном из эпизодов картины женский сапёрный батальон разминирует деревенские поля. После выполнения задания помощник командира, Зина Горюнова, разговаривает с местными женщинами, которые собрались на кладбище.
— Тёть Маш, а у вас престольный праздник что ли?
— Ты про этих? Это наши солдатки. Они похоронки получили, а могилы неизвестно, где. Им охота погоревать, поплакать вместе со всеми.
— Вы меня простите, бабы, может, я не в своё дело лезу... Зачем же вы? Война ещё не кончилась. Всякое может случиться. Зачем же вы... Может, вы живых поминаете.
— Я им тоже говорила. Меня не слушаете, хоть девушку военную послушайте.
— А ты, может, что знаешь, милая? Скажи, не томи.
— Да что ж я знаю-то? Я знаю, что ждать нужно, бабы. До самого конца.
До самого конца пройдут Великую Отечественную хрупкие девушки из сапёрного батальона. А рядом с ними — их командир, лейтенант Васильев, честный, добрый, мужественный человек. Эту роль не просто исполнил, а прожил всем сердцем, актёр Валерий Золотухин. Глазами его героя мы будем смотреть на происходящее, болеть душой за каждую из девушек. И всё же, не только о том, что у войны — не женское лицо, картина Натальи Трощенко и Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Прежде всего, она о теплоте, заботе, товариществе, самопожертвовании — обо всех лучших качествах человеческой души, благодаря которым стала возможна Великая Победа.
Липецк. (путешествие по городу)

Город Липецк находится в северной части Центрально-Чернозёмного района России. Эти места, расположенные вдоль русла реки Дон, ещё называют Верхним Подоньем. Здешние жители ещё в двенадцатом веке исповедовали православие. В Липецке и его окрестностях сохранились пещеры, в которых, по данным археологов, совершались богослужения в то далёкое время. Однако, к четырнадцатому столетию ордынские набеги превратили Верхнее Подонье в безлюдное Дикое поле. Спустя три века оно стало частью Белгородской засечной черты, созданной для защиты южных границ России. Тогда же на реке Липовка в районе современного Липецка началась разработка месторождений железной руды. В 1703 году здесь открылись Липские железоделательные заводы. Вокруг них образовалось селение, которое в 1779 году получило статус города с названием Липецк. Он развивался ещё и как курорт с железистыми минеральными источниками. К началу двадцатого века здесь работали больницы, несколько училищ и библиотек, действовало двенадцать церквей. После революции 1917 года богослужения продолжали совершаться лишь в двух липецких храмах. А в конце двадцатого века настало время возрождения духовности и над городом вновь засияли многочисленные купола с крестами. Сегодня Липецк — центр православной епархии.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема