«Жена, друг, сподвижница, ангел хранитель» — так называл свою супругу Галину Константиновну выдающийся воспитатель Семён Афанасьевич Калабалин. Эти слова он написал на книге своего учителя, прославленного педагога Антона Макаренко «Педагогическая поэма», которую подарил супруге.
В 1921 году беспризорник Семён Калабалин попал в харьковскую колонию-интернат имени Горького, которой заведовал Макаренко. Юноша стал его преданным учеником и послужил прототипом одного из самых ярких героев его знаменитой «Педагогической поэмы». Со своей будущей женой Галиной Семён познакомился в 1925 году. Галя Подгорная, студентка Харьковского педагогического училища, пришла работать в интернат имени Горького, после того, как побывала на лекциях Макаренко и загорелась его идеями.
Семён, который к тому времени уже стал полноправным помощником и правой рукой Макаренко, сразу привлёк её внимание. «Богатырь с быстрыми, уверенными движениями и огромными, горящими глазами» — так Галина Константиновна описала первые впечатление от встречи с будущим супругом. Семён полюбил Галю с первого взгляда. Ухаживал, писал стихи. В 1926-м Калабалин сделал Галине предложение. Когда девушка поделилась радостной новостью с Макаренко, тот неожиданно стал отговаривать её от брака с Семёном. «Он же весь в меня, — предостерегал педагог. — С головой уйдёт в работу».
Но Галина не послушала учителя. 21 октября 1927 года она стала женой Семёна Афанасьевича Калабалина. И сполна разделила с ним его непростую судьбу. В разное время им довелось поработать заведующими в детских домах и интернатах по всему Советскому Союзу. И всюду, куда бы ни приезжали, они старались создать тёплую семейную атмосферу. К воспитанникам относились как к собственным детям. Любовь и забота, которую Калабалины дарили сиротам, преображали их буквально на глазах.
У Калабалиных было пятеро своих детей. В 1937 году Галина Константиновна осталась одна с малышами на руках — Семёна арестовали по ложному доносу. «Что ждет его, моего самого родного?» — с волнением записала она тогда в своём дневнике. Галина каждый день приходила в тюрьму с передачами для мужа, пока через полтора месяца его не выпустили за отсутствием вины.
Спустя три года, в 1941-м, пришла новая разлука. Началась Великая Отечественная война, и Семёна мобилизовали. «Будь мужественной, терпеливой. Я обязательно вернусь», — сказал он супруге перед отъездом на фронт. Галина во время войны, как и прежде, самоотверженно работала. Вместе с детским домом пережила тяжёлую эвакуацию на Урал. Вернувшись с фронта, Семён Афанасьевич благодарил жену: «Ты вырастила хороших ребят, сохранила семью. Я всегда чувствовал тебя рядом, и это спасло меня».
Жизнь потихоньку входила в привычное русло. Супруги снова были вместе, снова их забрасывало в самые разные уголки: Грузия, Украина, Подмосковье. И всюду были дети, для которых Калабалины становились по-настоящему родными. «В нашей жизни бывало всякое, — вспоминала Галина Константиновна в своих мемуарах. — И страшные потери, и горе. Но мы были друг у друга, у нас была наша работа и наши дети». Так, рука об руку, всегда среди детей, Калабалины прожили вместе сорок пять лет. После смерти Семёна Афанасьевича в 1972 году, Галина Константиновна продолжала трудиться. Она ушла из жизни в 1999-м, и была похоронена рядом с мужем в Подмосковном Егорьевске. Память о Семёне Афанасьевиче и Галине Константиновне жива в их совместных педагогических работах, в литературе и кинематографе. Но главное — в тысячах благодарных воспитанников, которые с гордостью называют себя детьми Калабалиных.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.