Когда говорят о самоотверженных женщинах, которые оставили богатство и отправились за мужьями в ссылку, то в первую очередь вспоминают жён декабристов. Однако за сто лет до них такой же подвиг совершила графиня Екатерина Головкина.
Екатерина, урождённая княжна Ромодáновская и двоюродная сестра будущей императрицы Анны Иоанновны, была красивой, хорошо образованной по меркам тех лет девушкой. Когда пришло время выдавать её замуж, у дверей дома Ромодановских выстраивались целые очереди из тех, кто искал руки юной Катеньки. Однако родители выпроваживали всех поклонников – их дочь была давно влюблена в дипломата Михаила Головкина, дальнего родственника императорской семьи. Он тоже оказался неравнодушен к Кате, и в 1722 году весь высший свет Петербурга отмечал свадьбу этой блистательной пары, а церемонией распоряжался сам Пётр Первый.
Первые годы супруги купались в счастье. Они оба были молоды и здоровы, Михаил всё выше поднимался по карьерной лестнице и, главное, крепко любил свою прекрасную жену, а она отвечала ему взаимностью. Им казалось, что эта сказка будет длиться всегда.
Но, увы, судьба политиков переменчива, и скоро Головкин сделал роковую ошибку. Во время череды переворотов он выступил против будущей правительницы Елизаветы Петровны. Придя к власти, императрица сразу же повелела арестовать графа и казнить.
В тот день Головкины праздновали именины Екатерины. Супруги не подозревали, что утром солдаты придут за Михаилом и бросят его в тюрьму. В день казни, 18 января 1742 года, Екатерина, выплакавшая все слёзы, стояла возле эшафота, чтобы провести рядом с мужем последние минуты его жизни. И вот, палач уже поднял топор… Но в этот момент огласили новый указ императрицы. Казнь Михаила заменялась пожизненной ссылкой в Сибирь и конфискацией имущества.
Екатерина отправилась к императрице Елизавете Петровне умолять о помиловании мужа, но не смогла добиться встречи. Ей лишь передали, что она может отказаться от Михаила, и тогда её не лишат поместий и званий. На это графиня ответила: «На что мне почести и богатства, когда не могу разделять их с другом моим? Любила мужа в счастии, люблю его и в несчастии и одной милости прошу - быть с ним неразлучно». Уже на следующий день после так и не случившейся казни супруги вместе отправились в ссылку. Единственное имущество, которое им позволили взять с собой, – это тулуп и немного денег.
Целых два года они странствовали по Сибири, пытаясь найти поселение Ярмóнг на Колыме, более известное как Собачий острог. Именно в эту, одну из самых далёких северных деревень, определили Михаила отбывать наказание.
То, что увидела Екатерина, превзошло её самые страшные ожидания. В тесной закопчённой избе, где поселились Головкины, отсутствовали даже самые простые удобства, а вместо окон были гладкие льдинки. Пропитание поставлялось редко, и бывшей графине приходилось есть растёртые коренья и запекать в хлеб толчёную рыбу. Но больше всего Екатерина переживала не за себя, а за мужа – он серьёзно заболел, у него отказала правая рука.
Екатерина не поддавалась отчаянию и даже не думала о возвращении в Петербург. Она всеми силами старалась вылечить мужа, выменивала у якутов снадобья, ухаживала за маленьким огородом. Благодаря заботе жены Михаил скоро окреп, воспрянул духом и стал помогать ей по хозяйству.
А скоро пришла и новая радость – несколько слуг Екатерины, ценивших доброту своей хозяйки, отправились следом за ней в Сибирь. Теперь, когда у супругов появились верные помощники, жизнь в остроге перестала казаться им такой трудной, как раньше.
Головкины жили в Сибири уже двенадцать лет, когда однажды морозным утром Екатерина проснулась и увидела, что Михаил во сне мирно скончался. Выплакав своё горе, она попыталась исполнить последнее желание мужа – быть погребённым рядом с родственниками в Георгиевском монастыре в Москве. Екатерина написала письмо императрице, и Головкиной разрешили приехать самой и перевезти тело Михаила.
Похоронив мужа, графиня узнала, что ей вернули имущество и хотят вновь приблизить к царскому двору. Однако она уже не искала никаких выгод для себя – раздав всё имущество нуждающимся, Екатерина поселилась в Георгиевском монастыре. К ней постоянно приходили люди: некоторые за помощью, а многие хотели узнать о её жизни в Ярмонге и о том, как они с мужем сумели выдержать все выпавшие на их долю испытания. Слушатели нередко задавали вопрос: неужели действительно можно быть счастливым в таких условиях, в каких жили Головкины? Графиня едва заметно улыбалась и, задумавшись, смотрела вдаль. Она вспоминала их совместные с мужем хлопоты по хозяйству, часы уединения, тихие вечера, когда Михаил, обнимая её, читал стихи. Были ли они тогда счастливы? Для того, кто познал настоящую любовь, на этот вопрос есть только один ответ.
Псалом 2. Богослужебные чтения

Царя древнего Израиля, Давида, часто именуют пророком. Не случайно, конечно. Ведь в его псалмах — особых стихах-молитвах — предвещаются события будущего. События, имеющие отношение к служению Христа Спасителя, Которого в историческом отношении от Давида отделяло примерно 10 веков. Примером пророческого творчества царя Давида является псалом 2-й, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, сдьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
На самом деле, об авторстве прозвучавшего сейчас псалма в самом псалме не говорится ни слова. Нет указания на составителя и в так называемом надписании псалма — краткой аннотации с указанием, почему и кем данное произведение было сочинено. Почему же мы утверждаем, что псалом 2-й написал именно Давид? Об этом говорит библейская книга Деяний святых апостолов, в которой зафиксирована речь апостола Петра. Он цитирует первые стихи псалма и указывает, как общеизвестный для древних евреев, факт — псалом 2-й написал Давид.
Что же это за стихи? Звучат они так: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Прозвучавшие строки имеют сразу два значения. Царь Давид писал эти слова, имея в виду грядущее нападение сирийских войск. И себя он называет помазанником Божиим. Царей в древнем Израиле поставляли через особое помазание головы оливковым маслом. Но со временем строки Давида стали восприниматься как пророчество. И помазанником в результате стал не Давид, а обещанный Богом Спаситель — Мессия.
Ветхозаветные евреи были убеждены, что Мессия станет земным царём. Но Спаситель Иисус Христос от этой власти отказался. И пророческие слова псалма получили совершенно иное практическое исполнение. Цари земли — это и римская власть, и власть Ирода Великого. А князи — фарисеи, саддукеи и прочие лидеры современного Христу общества. Как пророческие можно понимать и другие слова из псалма: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение». Противникам Христа казалось, что, отправив Его на казнь, они, тем самым, смогли Его победить. Но нет.
Царство Христа, как уже отмечалось, не имеет отношения к земной политике. Спаситель воскрес из мёртвых, победил смерть. Те, кто в Него верят и принадлежат к Его Церкви, тоже получают возможность быть совершенно свободными. Противники же Христовы раз за разом становятся жертвами собственных же козней. Как произошло с упомянутыми фарисеями, чей бунт против Римской империи привёл к гибели древней Иудеи.
Учение же Христа распространилось по всему миру. Многие и многие народы теперь принадлежат к истинной Церкви Христовой. Далеко не всегда это распространение было мирным и беспрепятственным. Гонениям подвергали древних христиан. Все, думаю, знают о страшных преследованиях веры в советские годы. Но Церковь Божия живёт и будет жить. Потому что она Божия, а не человеческая. Тем же, кто объявит себя врагом Господа, остаётся только посочувствовать.
Давид пишет о судьбе этих людей по-ветхозаветному строго: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Так Давид описывает страшный суд в конце времен. Но опять же речь идёт не о мести Божией, а о той участи, которую люди сами себе избрали. Решили существовать без Бога, лишив себя света благодати. Те же, кто пожелал с Господом жить, получат удивительную истинную радость. Или как пишет Давид: «Блаженны (то есть счастливы) все, уповающие на Бога».
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Об Иисусовой молитве». Протоиерей Андрей Рахновский

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», посвященные значению Иисусовой молитвы, а также тому, как приучать себя к молитвенному труду.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов