Когда говорят о самоотверженных женщинах, которые оставили богатство и отправились за мужьями в ссылку, то в первую очередь вспоминают жён декабристов. Однако за сто лет до них такой же подвиг совершила графиня Екатерина Головкина.
Екатерина, урождённая княжна Ромодáновская и двоюродная сестра будущей императрицы Анны Иоанновны, была красивой, хорошо образованной по меркам тех лет девушкой. Когда пришло время выдавать её замуж, у дверей дома Ромодановских выстраивались целые очереди из тех, кто искал руки юной Катеньки. Однако родители выпроваживали всех поклонников – их дочь была давно влюблена в дипломата Михаила Головкина, дальнего родственника императорской семьи. Он тоже оказался неравнодушен к Кате, и в 1722 году весь высший свет Петербурга отмечал свадьбу этой блистательной пары, а церемонией распоряжался сам Пётр Первый.
Первые годы супруги купались в счастье. Они оба были молоды и здоровы, Михаил всё выше поднимался по карьерной лестнице и, главное, крепко любил свою прекрасную жену, а она отвечала ему взаимностью. Им казалось, что эта сказка будет длиться всегда.
Но, увы, судьба политиков переменчива, и скоро Головкин сделал роковую ошибку. Во время череды переворотов он выступил против будущей правительницы Елизаветы Петровны. Придя к власти, императрица сразу же повелела арестовать графа и казнить.
В тот день Головкины праздновали именины Екатерины. Супруги не подозревали, что утром солдаты придут за Михаилом и бросят его в тюрьму. В день казни, 18 января 1742 года, Екатерина, выплакавшая все слёзы, стояла возле эшафота, чтобы провести рядом с мужем последние минуты его жизни. И вот, палач уже поднял топор… Но в этот момент огласили новый указ императрицы. Казнь Михаила заменялась пожизненной ссылкой в Сибирь и конфискацией имущества.
Екатерина отправилась к императрице Елизавете Петровне умолять о помиловании мужа, но не смогла добиться встречи. Ей лишь передали, что она может отказаться от Михаила, и тогда её не лишат поместий и званий. На это графиня ответила: «На что мне почести и богатства, когда не могу разделять их с другом моим? Любила мужа в счастии, люблю его и в несчастии и одной милости прошу - быть с ним неразлучно». Уже на следующий день после так и не случившейся казни супруги вместе отправились в ссылку. Единственное имущество, которое им позволили взять с собой, – это тулуп и немного денег.
Целых два года они странствовали по Сибири, пытаясь найти поселение Ярмóнг на Колыме, более известное как Собачий острог. Именно в эту, одну из самых далёких северных деревень, определили Михаила отбывать наказание.
То, что увидела Екатерина, превзошло её самые страшные ожидания. В тесной закопчённой избе, где поселились Головкины, отсутствовали даже самые простые удобства, а вместо окон были гладкие льдинки. Пропитание поставлялось редко, и бывшей графине приходилось есть растёртые коренья и запекать в хлеб толчёную рыбу. Но больше всего Екатерина переживала не за себя, а за мужа – он серьёзно заболел, у него отказала правая рука.
Екатерина не поддавалась отчаянию и даже не думала о возвращении в Петербург. Она всеми силами старалась вылечить мужа, выменивала у якутов снадобья, ухаживала за маленьким огородом. Благодаря заботе жены Михаил скоро окреп, воспрянул духом и стал помогать ей по хозяйству.
А скоро пришла и новая радость – несколько слуг Екатерины, ценивших доброту своей хозяйки, отправились следом за ней в Сибирь. Теперь, когда у супругов появились верные помощники, жизнь в остроге перестала казаться им такой трудной, как раньше.
Головкины жили в Сибири уже двенадцать лет, когда однажды морозным утром Екатерина проснулась и увидела, что Михаил во сне мирно скончался. Выплакав своё горе, она попыталась исполнить последнее желание мужа – быть погребённым рядом с родственниками в Георгиевском монастыре в Москве. Екатерина написала письмо императрице, и Головкиной разрешили приехать самой и перевезти тело Михаила.
Похоронив мужа, графиня узнала, что ей вернули имущество и хотят вновь приблизить к царскому двору. Однако она уже не искала никаких выгод для себя – раздав всё имущество нуждающимся, Екатерина поселилась в Георгиевском монастыре. К ней постоянно приходили люди: некоторые за помощью, а многие хотели узнать о её жизни в Ярмонге и о том, как они с мужем сумели выдержать все выпавшие на их долю испытания. Слушатели нередко задавали вопрос: неужели действительно можно быть счастливым в таких условиях, в каких жили Головкины? Графиня едва заметно улыбалась и, задумавшись, смотрела вдаль. Она вспоминала их совместные с мужем хлопоты по хозяйству, часы уединения, тихие вечера, когда Михаил, обнимая её, читал стихи. Были ли они тогда счастливы? Для того, кто познал настоящую любовь, на этот вопрос есть только один ответ.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема