«Семейный бюджет». Священник Дмитрий Богомолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Семейный бюджет». Священник Дмитрий Богомолов

* Поделиться

Александр Ананьев и Алла Митрофанова

У нас в гостях был клирик московского храма святителя Николая на Трех Горах священник Дмитрий Богомолов.

Мы говорили о том, какие вопросы могут возникать у христианина при распределении семейного бюджета, как сделать так, чтобы денежный вопрос не стал «яблоком раздора» в семье, и как научить детей пониманию ценности денег.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


Александр Ананьев:

— «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это было всегда. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны: из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только их испортил». Если бы моя жена сейчас не сидела в эфирной студии радио «Вера» за телефоном, она бы оценила, что ее муж начал программу «Семейный час» с цитаты Булгакова.

Алла Митрофанова:

— Я и так ценю, Сашенька, конечно, цитата из одной из моих любимых книг. Конечно.

Александр Ананьев:

— И неспроста. Дело в том, что сегодня мы хотим поговорить именно о деньгах. В студии Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И клирик храма святителя Николая на Трех горах в Москве священник Дмитрий Богомолов. Добрый вечер, отец Дмитрий, и здравствуйте.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Здравствуйте.

Александр Ананьев:

— Готовы дли вы поговорить о деньгах?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Готов.

Александр Ананьев:

— Есть какая-то установка, что есть темы, о которых говорить в приличном обществе не стоит. Как правило, туда входит религия, деньги и что-то еще. Политика. Тема табуирована.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Непростая, да.

Александр Ананьев:

— Семейный бюджет. Как делить деньги? Есть ли правило, сколько тратить на храм и благотворительность? Должны ли быть отдельно свои деньги у супругов? Как научить детей пониманию ценности денег? Деньги не цель, а средство, что это для семьи? И много-много-много других аспектов связанных с деньгами. Сразу скажем, как это у нас обстоит, и закроем этот аспект.

Алла Митрофанова:

— Интересно.

Александр Ананьев:

— У нас очень просто. У нас Александр Владимирович приносит деньги и складывает их в банку к Алле Сергеевне, куда она тоже складывает свои деньги. Потом в зависимости от необходимости оттуда берет. Как-то так.

Алла Митрофанова:

— Это такая банка, в которой деньги не просто лежат, а там еще немножечко набегают проценты за то, что они там лежат в этой банке.

Александр Ананьев:

— Я к тому, что если есть представление патриархальное, дескать, я тут главный, и я буду всем распоряжаться, то ничего подобного. Я отдаю себе отчет в том, что в нашей семье деньги больше работают в руках женских, и это нормально.

Алла Митрофанова:

— Нет, больше денег приносит муж, но работают они как-то, когда мы совместно решаем, работают на нас.

Александр Ананьев:

— Будем называть это так. Это сложилось само собой, и, в общем, меня устраивает такое положение вещей. Отец Дмитрий, как должно быть в нормальной семье?

Священник Дмитрий Богомолов:

— А я не знаю.

Алла Митрофанова:

— То есть ты так априори, что мы ненормальные.

Александр Ананьев:

— Абсолютно ненормальные.

Алла Митрофанова:

— Ну да.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Потому что образ того, как это происходит, в разных семьях свой. Я думаю, что рано или поздно, образ складывается со временем. Я могу сказать, какой образ в нашей семье. В нашей семье хранителем всех денег являюсь я. Если матушка говорит, что что-то нужно, я даю ей часть денег, и она что-то покупает. Это не потому, что я патриархальный и все должен контролировать, а просто потому, что бюджет наш сейчас настолько ограничен, что я должен понимать, какие расходы, чтобы сводить концы с концами.

Алла Митрофанова:

— Потому что это ваша зона ответственности, получается, целиком и полностью?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Да, это моя зона ответственности, мне нужно понимать. Я могу дать половину того, что у меня получается, матушке, она захочет сделать красивую прическу, а красивые прически стоят сейчас примерно весь наш бюджет. Поэтому я должен все время понимать, какие у нее траты, чтобы наш бюджет чуть-чуть сводить с концами. Большое мнение расхожее, неправильное о том, что священники все на дорогих машинах, мерседесах, большинство священников живут очень скромно. Поэтому у меня такая ситуация только потому, что мне нужно понимать, как бюджет выводить в ноль. Я бы с большим удовольствием отдавал денег матушке столько, сколько ей надо, даже больше, но этой возможности не имею. Со временем, думаю, возможно, что это и промысл, устроение Божие, потому что таким образом человек привыкает себя сдерживать, спокойнее относиться к деньгам.

Александр Ананьев:

— У вас большой опыт общения с самыми разными людьми.

Алла Митрофанова:

— Еще по светской работе вашей.

Александр Ананьев:

— Я не прошу сейчас вас открывать тайну исповеди, ни в коем случае, но очертить круг проблем, связанных с деньгами, думаю, что вы можете. Семья и деньги, как часто одно становится испытанием для другого: семья для денег или деньги для семьи?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Вы сейчас задаете мне вопрос, я начинаю рефлексировать и понимаю, что я не так часто, принимая исповедь, каким-то образом этот вопрос решал. Он не так часто стоит, по крайней мере в моей священнической практике. Он стоит косвенно, когда семья уже многодетна и перед семьей вопрос, что как-то надо содержать — вот этот вопрос бывает, я его слышал. Остальные вопросы, я вам не скажу, что когда-то что-то приходилось такое решать. Можно сделать хотя бы первый, промежуточный в моей священнической практике вывод, что это является какой-то проблемой, если их постоянно не хватает. Вот это может нервировать, конечно. Если денег более-менее хватает, то это вопрос более…

Александр Ананьев:

— Если копнуть глубже, становится слишком много, появляются другие проблемы. Просто сознание отказывается связывать их напрямую с деньгами, но появляется целый ряд других искушений и проблем и сложностей, с которыми уже гораздо сложней бороться.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Да. Есть такие, приходят зачастую люди действительно достаточно богатые, на которых наличие богатства оказывает влияние. Но это вопрос не денег. Это вопрос духовного возраста человека. Либо деньги тобой крутят, и ты не можешь из этой колеи выплыть, и поэтому в этой неге живешь в путешествиях. Либо ты становишься выше этого, и начинаешь этой рекой управлять. Вот и все.

Алла Митрофанова:

— Либо деньги владеют тобой, либо ты владеешь деньгами, и куда-то их направляешь, канализируешь.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Да.

Алла Митрофанова:

— Зарабатывать деньги тоже талант от Бога.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Талант.

Алла Митрофанова:

— Который можно зарыть в землю, и он тебе ничего не даст, не принесет, и ты таким образом Богу не послужишь. А можно зарабатывать деньги и ими Богу служить.

Александр Ананьев:

— Вот не было никогда у нас с тобой цели зарабатывать деньги.

Алла Митрофанова:

— Не было.

Александр Ананьев:

— Не было. Были цели реализовать тот или иной проект, сделать то-то, поставить то-то или другое, запустить вот это, но непосредственно с деньгами не было никогда такой проблемы.

Алла Митрофанова:

— Мне кажется, что у нас с тобой были запросы, и поскольку пашешь ты 24×7, то в соответствии с этими запросами Господь все время дает возможности.

Александр Ананьев:

— Не денег ради, а коли обещал. Все на самом деле очень просто.

Алла Митрофанова:

— Мне кажется, что на самом деле такой принцип, что когда ты понимаешь, твои запросы такие и такие. Господи, есть мои ресурсы, ты их знаешь, пожалуйста, подскажи, каким… У Господа Бога же нет задачи создать для нас ситуацию, чтобы мы прозябали в нищете, если только эта нищета не станет полезной для нашей духовной жизни. Наверное, такое тоже бывает. Но в среднем, я думаю, что для большинства из нас нищета, скорее, будет серьезный соблазн.

Александр Ананьев:

— Мне не нравится слово «нищета», четвертый раз ты его говоришь, «трое в лодке, не считая собаки». Зачем? Это не нищета, это просто другое понимание бюджета.

Алла Митрофанова:

— Про бюджет давай подробнее поговорим, из чего он может складываться, что обязательно должно входить, что не должно входить? На платьишко, на сумочку, на театр, на какие-то радости, на поездку, это все мимо, получается.

Александр Ананьев:

— Мужская сторона требует расширить все это до нормальных масштабов. Отец Дмитрий, есть семейный бюджет обычного человека, есть семейный бюджет христианина. Давайте попробуем предположить, есть ли разница, и какой она должна быть?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я думаю, разница есть. В первую очередь, христианин, если это позволяет его бюджет, заботится о том, что есть праздники церковные. Под эти праздники можно делать подарки кому-то из семьи, либо приглашать к себе гостей. Плюс, мы понимаем, что такие праздники, как Пасха и Рождество Христово являются знаковыми. Рождество Христово вообще происходит, когда у всех каникулы новогодние, всегда можно собраться. Это прекрасное время для того, чтобы пригласить гостей. И в этом смысле христианин бюджет свой планирует.

Александр Ананьев:

— Это просто дополнительная статья, получается.

Алла Митрофанова:

— Ну, связанная с праздниками.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Да. Плюс надо понимать, это зависит от человека, но многие христиане являются меценатами, кто-то дает милостыню, это тоже часть…

Алла Митрофанова:

— Содержание храма, это, мне кажется, важно тоже понимать. У нас такое отношение, что, типа, я в храм пришел, и уже мне должны сказать спасибо, что я здесь. На самом деле, христиане, в идеале, содержат священника, чтобы он имел возможность уделять им максимум внимания, времени своего, а не заниматься добычей денег, чтобы прокормить свою семью. Это должны прихожане на себя брать, заботу о храме, чтобы было чем коммуналку ту же самую оплатить, сделать ремонт или закупить какую-то минимальную утварь в храм. Это исторически вообще всегда было заботой именно общины. Мне кажется, двадцатый век в этом смысле из нас очень сильно сделал потребителей. И у нас сейчас такое потребительское отношение, типа, а что это я храму обязан? Нет, не обязан. Просто если ты христианин, то нормально десятину отдавать на храм, потому что этот храм — твоя зона ответственности. Как он выглядит, что там есть, чего там нет — твоя зона ответственности, если ты туда ходишь.

Александр Ананьев:

— Спасибо тебе, что вспомнила о самом понятии десятины. Насколько оно сейчас реализуется на практике?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я думаю, что с этим вопросом чаще сталкиваются, конечно, настоятель храма. Насколько я знаю, по моему опыту, это происходит катастрофически редко. В основном замечательно, когда есть какой-то меценат, который возникающие дыры в бюджете может тебе помочь закрыть. К сожалению, могу сказать, что никто у нас из людей не приучен что-то оставлять на храм. Это можно понять даже по тому, что люди с собой приносят на тот же самый канон, когда родительские субботы, приносят муку, печенье. А так как священник вообще кормится от храма, грубо говоря, что принесли, то священник и несет домой, и если священник будет все время носить домой муку и печенье, он будет весить килограмм триста, и все будут удивляться, как жирует батюшка. На моей практике один раз нам принесли на канон бочку пятилитровую пива. Это было один раз, мы очень радовались, пока не увидели, что оно тоже просрочено.

Алла Митрофанова:

— А я хотела сказать, какой экстравагантный поступок. Можно головку сыра принести, если не пост.

Александр Ананьев:

— Почему экстравагантный поступок. Это прекрасно, и это сразу открывает передо мной целый спектр блестящих идей, которые надо срочно реализовать. «Семейный час» на радио «Вера». Священник Дмитрий Богомолов, клирик храма святителя Николая на Трех горах в Москве, куда мы теперь знаем, что можно приносить, чтобы порадовать дорогих отцов. Алла Митрофанова в студии.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— Мы говорим сегодня о семейном бюджете. Когда я задавал вопрос о семейном бюджете христианина, и что его отличает от семейного бюджета обычного человека, мирянина светского, я имел в виду немножко другое, не дополнительный пункт благотворительности или десятины на храм, хотя это тоже важно и об этом надо говорить. Я имел в виду немножко другое. Есть у меня знакомая семья, где отношение к деньгам абсолютно христианское. Я сейчас буду немножко сгущать краски и утрировать, это мое любимое занятие, но чтобы было понятно. Они получают условно говоря сто рублей, тратят восемьдесят сразу, а двадцать отдают Пете, потому что ему надо. Погодите, что вы дальше собираетесь делать, у вас дети, у вас коммуналка, еще что-то? Как дальше-то жить? — Неужто Господь не даст, говорят они. — Неужто Господь не выручит, не поможет. И ты сначала смотришь на это все, как на какую-то дурь, безрассудство и легкомысленность, а потом происходит какое-то чудо. Ты приходишь на следующий день и понимаешь, что Господь не оставил их. Они настолько легко и естественно доверяют Богу в вопросах финансов, денег и вообще жизни, что Господь не оставляет их. Назавтра приходит человек и отдает им двести пятьдесят рублей. Потом еще триста. И они все тратят и все отдают и продолжают жить дальше так же счастливо, как жили до этого. Цели, чтобы у них к концу месяца была тысяча, у них нет, никогда не было, и никогда не будет. Но вот это отношение к деньгам, я часто думаю, может быть, это и есть правильное христианское, не стяжательное, очень естественное отношение. Или же Господь ждет от нас чего-то другого, чтобы мы, получив сто рублей, как в той притче, посеяли их, вырастили и принесли ему тысячу.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Во-первых, могу сказать, как бы мне научиться так относиться к деньгам, у меня не получается.

Александр Ананьев:

— Мне нравится.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я, когда стал священником, вдруг понял, что я ужасно меркантилен и сребролюбив, чего до священства категорически отрицал.

Александр Ананьев:

— Вы на себя наговариваете.

Алла Митрофанова:

— Что-то очень странное вы говорите, отец Дмитрий, мы вас знаем. Все наоборот.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Но я могу сказать следующее. Давайте попробуем поразмышлять. Очень часто то, что вы сказали, Александр, сопряжено с тем, что: вот пойду отдам, так надо. Человек начинает раздавать, раскидывать деньги в надежде, что Господь ему вернет.

Александр Ананьев:

— Не в надежде, в уверенности.

Священник Дмитрий Богомолов:

— В уверенности. Но дай Бог, если такая уверенность существует. Я уверен, что те средства, которые у тебя появляются, тебе эти деньги доверил Господь, и то, как ты ими распорядишься, тоже очень важно. Поэтому ходить и пытаться накормить из таза любого, кто просит у тебя, не совсем правильно. Если у тебя есть возможность это сделать и не поставит в затруднительное положение твою семью, то сделай, пожалуйста, если можешь. Но если ты понимаешь, что тебе нужно дожить до конца месяца, у тебя вот такие деньги, и ты несешь отдавать, если у тебя есть еще и дети, ты несешь эти деньги и куда-то отдаешь, лично я не рискнул бы так делать. Может быть, это связано с ответственностью, но я понимаю, что за мной еще стоят дети и так далее. Это дилемма, которая постоянно меня сопровождает.

Александр Ананьев:

— Меня тоже, потому что меня это восхищает и самое главное, я на это смотрю, как на какой-то необъяснимый феномен. Помнишь, наш общий знакомый, Алла Сергеевна? У него, по-моему, тогда машина полетела в тартарары, и надо было машину покупать. Ему приносят денег на эту машину. Он говорит: спасибо. На следующий день, вместо того, чтобы пойти купить себе машину, которая суть жизненная необходимость, он эти деньги раздает. Не абы кому, не разбрасывает сотенные купюры по Красной Пресне, нет. Он отдает конкретным людям, многодетным, болеющим, еще кому-то, очень конкретным людям помогает. Его друзья посмотрели на него, повздыхали. Хорошо, раздал, вот тебе деньги на машину, иди и купи машину. Говорит: да, да, я пойду куплю машину. На следующий день опять отдает кому-то на операцию, срочно понадобилось какому-то мальчику, которого он не знает. На третий раз друзья просто собрались и купили ему машину, потому что так дальше не может продолжаться, у нас деньги скоро кончатся, если ты будешь продолжать себя так вести безрассудно. Вот что я имею в виду. Это настолько круто, это настолько здорово. И, на мой взгляд, это и есть то самое христианское отношение к деньгам.

Алла Митрофанова:

— Ты понимаешь, какая штука. Ведь его друзья тоже христиане, у каждого своя модель.

Александр Ананьев:

— Та понимаешь, какая штука, не все рождены святыми. Вот это святость. Святость не может быть рассудительной.

Алла Митрофанова:

— Я считаю, что его друзья тоже про святость, которые три раза, то есть два раза давали ему денег на машину, ни слова не сказали, узнав, что он эти деньги все раздал, а просто на третий раз собрались и сказали: все, ему мы ничего не даем, пошли, купим сами. И купили сами.

Александр Ананьев:

— И с тех пор фраза: только деньгами ему не давайте, все раздаст. Мне кажется, это как-то очень правильно и прямая дорога к святости.

Алла Митрофанова:

— Христиане в этой истории все, вот что мне хочется сказать, просто у каждого из них свой талант, и он этот талант реализует. У того человека талант раздавать, у этих людей талант зарабатывать. Но то, что они зарабатывают, они опять же отдают. Ведь их же деньги ушли на эти самые добрые дела. Откуда бы человек взял ресурсы, у него самого нет ничего, чтобы спасти эти десятки других людей, если бы у него не было друзей, которые ему совершенно бескорыстно два раза давали эти деньги, а на третий раз купили ему машину? У всех свои таланты, мне кажется, история про это.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Так и есть. Я все-таки считаю, что святость это немножко другое понятие. Постоянно раздавая деньги, которых у тебя еще и нет, святость стяжать все равно тяжеловато.

Александр Ананьев:

— Подождите, разве Ксенюшка Петербургская не так делала? Денег у нее не было, но все, что ей немногое давали, она сразу же раздавала.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Она стала святой не потому, что раздавала, а потому что она обет исполнила свой Богу. Решение по каждому из нас будет приниматься относительно устроенности сердца по отношению к Богу. Вот что самое главное. Тут очень тонкая грань. Вы правы, раздавая деньги, спасти жизнь, например, человеку, которому нужна операция — это, действительно, хорошее дело. Но это тонкая грань, это и называется духовная трезвость, когда надо понимать, что не только дела, но и вера очень важна. Этот вопрос практически сразу встал в Церкви. У апостола Павла с апостолом Иаковом, насколько я помню, был спор о вере и делах, который сразу начался. Что делать первостепенным? Эта дилемма и дана человеку для духовной трезвости, чтобы человек смог вот эти границы соблюдать. Очень большой соблазн уйти в одну сторону, ни о чем не думать, просто отдавать деньги. Ты же знаешь, что на хорошее дело отдал. В итоге забросить ту внутреннюю работу, которая у настоящего христианина должна постоянно вестись. Это ценз внутренний, твое отношение к Богу, насколько ты постоянно настроен на эту волну, спрашиваешь у Бога, ждешь от Него ответа, пытаешься с Ним посоветоваться, ощущаешь насколько твое сердце открыто-закрыто для Бога, как ты провел последнее время, чего ты достиг — вот центральная часть жизни христианина, на мой взгляд. И если к этому добавляется возможность благотворительности, это, конечно, замечательно. Но опять же, нужно все делать с рассуждением. Когда люди спрашивают меня, я всегда говорю, что если у вас есть возможность, давайте и на улицах милостыню. Но зачастую что бывает? Мы же люди взрослые и каждый из нас понимает, тебя обманывают или тебя не обманывают. Если ты даешь деньги, заранее зная, что тебя обманывают, это тоже определенная духовная зрелость, потому что ты понимаешь: я все равно дам, потому что даю не этому человеку, а даю Богу во славу Божию.

Алла Митрофанова:

— А гордыня не может быть за этим? Я знаю, что меня обманывают, но все равно я даю, потому что так правильно, потому что Господь сказал, что просящему у тебя дай, от хотящего взять не отворачивайся. Умничка, какая молодец.

Священник Дмитрий Богомолов:

— А это зависит от того, какое у тебя расположение. Духовная трезвость в этом и различается.

Александр Ананьев:

— В этом месте очень уместно будет прочитать то, что нам буквально вчера написала в наш канал в телеграме замечательная наша дорогая подруга, супруга протоиерея Андрея Рахновского матушка Ульяна, когда речь зашла о том, что срочно помогите, кому-то в интернете нужны деньги, помощь. Она написала очень важную вещь, думаю, что многим это будет важно и актуально. Первое, нуждающиеся люди обращаются к нам с конкретной просьбой и историей, высылают документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию, фотографию дома, справки, документы и так далее.

Алла Митрофанова:

— Нам — это имеется в виду служба помощи «Милосердие».

Александр Ананьев:

— Да служба помощи «Милосердие».

Алла Митрофанова:

— Которая действительно рассматривает самые разные заявки и вникает в самые разные жизненные ситуации.

Александр Ананьев:

— Пункт второй, мы просим выслать недостающие документы, фотографии. Далее третий шаг. Далее ваша история должна быть проверена, мы можем задавать дополнительные вопросы, возможно личное посещение семьи, видео звонок. Четвертый шаг. Если история подтверждена, посильно пробуем оказать вам помощь. Пятое. Объем помощи в зависимости от ситуации. Помощь может быть психологическая, поддержка продуктами или одеждой.

Алла Митрофанова:

— Служба помощи «Милосердие», куда можно постучаться с самыми разными нуждами, это для тех, кто оказался в аховой ситуации.

Александр Ананьев:

— И вообще это универсальные правила, которым надо следовать каждому. Это в ответ на твой вопрос: а что делать, попросили, я сразу даю. А отец Дмитрий говорит о рассудительности, о рассуждении. Вот это оно и есть. Реализация этого самого рассуждения, о котором мы говорим.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я еще хотел добавить буквально пару слов. Если вопрос стоит, что человек не всегда способен отделить, правильно или неправильно он поступит, я не призываю, но если не хотите ошибиться, вы придите в храм, оставьте в ящичке. Потому что там все священники, священнические семьи зачастую многодетны. В храме постоянно нужно что-то проводить. Если вы хотите быть уверены, что эти деньги пошли правильно, придите в храм, опустите и все. Закроете этот вопрос тогда. Это как совет людям, у кого есть сомнения, надо давать на улице, не надо. Но с другой стороны, если вы находитесь на улице и видите, ваше сердце говорит вам, что надо, то дайте, если у вас есть возможность. Почему нет?

Александр Ананьев:

— Я слышал, прежде чем мы уйдем на короткую паузу, что любой человек в священническом облачении вне храма, допустим, на обочине дороги, с ящиком для пожертвований — жулик.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я не готов сказать, не буду брать на себя ответственность, но задача священника служить Божественную литургию. Он должен служить, а не собирать с ящиком деньги, на мой взгляд. И если человек, вместо того, чтобы молиться и служить, стоит с милостыней, пусть даже у него есть какие-то документы, тогда зачем он стал священником? Либо попробовать как-то по-другому организовать. Но я не хочу вдаваться в долгие рассуждения, потому что не все жизненные ситуации еще знаю, как бывает. Но, на мой взгляд, странно. Если ты служишь, у тебя есть епархия, куда ты можешь обратиться, епископ правящий, если тебе нужна помощь, ты всегда можешь об этом сказать. А тем более, я могу сказать, что я учусь в магистратуре Сретенской духовной академии, и, проходя от метро к зданию академии, иногда как раз таких священников вижу, стоят.

Александр Ананьев:

— Они священники?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Однажды кто-то с крестом даже стоял. Но когда я, священник, прохожу, и другой священник стоит, смотрит на меня и ничего мне не говорит, у меня большой вопрос возникает, как мы друг с другом в сане не здороваемся. Или если я прохожу, а там канун какого-нибудь праздника. Я: с праздником. Мне глаза такие делают в ответ, явно человек не понимает, что праздник. Не всегда все однозначно.

Александр Ананьев:

— Однозначно то, что сейчас у нас короткая пауза, полезная информация на радио «Вера». И однозначно то, что менее чем через минуту мы вернемся в студию и продолжим разговор. Так что не отходите далеко.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на радио «Вера» продолжается. В студию возвращается ведущая Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Ведущий Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И священник Дмитрий Богомолов, клирик храма святителя Николая на Трех горах в столице, кстати, храм, которому тоже сейчас очень нужна поддержка, потому что он сейчас возрождается, он сейчас преображается. Работы там ведутся, по-моему, уже на протяжении двух лет.

Алла Митрофанова:

— Возвращается ему его исторический вид, это точнее будет. Все-таки между домом пионеров имени Павлика Морозова, которым он был, и той реконструкцией, которая происходит сейчас, был продолжительный период, когда этот храм был открыт как храм, его многие знают, там прекрасные были службы, сменялись настоятели. Там была своя жизнь, там служилась литургия, что для храма самое главное. Поэтому сказать, что там был дом пионеров, а теперь сразу реконструкция, это тоже неправильно, несправедливо к тому периоду.

Александр Ананьев:

— Безусловно, но в моей-то жизни, я-то там впервые появился четыре года назад, и я видел его в этом светло-зеленом исполнении, несколько сохранившем тяжелые следы туманного пионерского периода.

Алла Митрофанова:

— Задора.

Александр Ананьев:

— Да, да, да. Для меня это сейчас действительно преображение.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я тоже могу сказать, что мы, конечно, смотрим на храм и радуемся, потому что тот облик, который был, заштукатуренный и, слава Богу, что в начале 90-х годов нашлись люди, которые смогли сделать хоть какой-то ремонт, и там начались службы, и, слава Богу, что они не прекращались. Но, конечно, те красота и величие, которые сейчас уже начинает являть убранство храма внешнее, даже пускай еще в лесах, совершенно фантастические. Храм в кирпиче смотрится просто фантастически.

Алла Митрофанова:

— Согласна.

Александр Ананьев:

— Это я к тому, что если у вас есть желание…

Алла Митрофанова:

— Возможность помочь.

Александр Ананьев:

— Желание стать частью этого великого дела, обязательно приезжайте, это в районе Пресни, замечательный храм. А что касается семейного бюджета, это наша тема сегодняшнего разговора, мы уже говорили с вами о том, что вы не встречали, или, по крайней мере, редко встречали ситуации, когда деньги становились причиной проблем в семье. Но я в своей жизни нередко встречал такое явление, как разрушенные отношения в связи с изменением финансовой ситуации в семье. То есть было-было-было так, потом денег резко не стало, и отношения развалились. Возможно ли такое, и как с этим… не знаю, бороться — не бороться, предотвратить — не предотвратить? Сейчас просто время такое, когда все меняется, люди теряют работы, работы исчезают, деньги пропадают. Ситуация, с которой может столкнуться каждый, и ваш совет в этом отношении будет полезен.

Священник Дмитрий Богомолов:

— На мой взгляд, тут в первую очередь надо понимать, что если люди готовы расстаться друг с другом по причине отсутствия денег, это говорит о том, что они совершенно друг другу не близки.

Алла Митрофанова:

— Значит, ничего не было просто.

Александр Ананьев:

— Не по причине отсутствия денег, здесь другое. Мужчина, который перестал быть финансовой основой семьи, сам себя начинает презирать. И начинает вести себя таким образом, что становится невыносим и для себя, в первую очередь, и для окружающих. На мой взгляд, это является основной причиной.

Священник Дмитрий Богомолов:

— На мой взгляд, все равно повторю, здесь очень важны те принципы, по которым семья существует. Если для семьи один из участков пути — это прохождение жизни вместе и наука любви к человеку в семье, то все эти случаи легко компенсируются. В ситуации, про которую вы говорите, очень важно, как себя поведет жена.

Александр Ананьев:

— Пилить начнет.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Вот, вот. Я о чем и говорю. А если не начнет, а если она скажет: ну и поживем теперь так. Жили же по-другому.

Алла Митрофанова:

— Что это временно, вообще-то.

Священник Дмитрий Богомолов:

— А может быть даже и не временно, значит, Господь устраивает так. Либо тут есть вариант, при котором мужчина не станет никого пилить, не будет ужасен.

Александр Ананьев:

— Ой, скользкая тропа, отец Дмитрий. На скользкую тропу мы наступаем, потому что перед нами Алла Сергеевна Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— А что я-то сразу? Что сразу косой?

Александр Ананьев:

— А она считает, что если в семье воспитывается один муж, из него может вырасти эгоист и лентяй.

Алла Митрофанова:

— Это я так считаю?

Александр Ананьев:

— Да. Для мужа очень важно бывает… Я сейчас тебе передаю свое понимание своего взгляда на вещи.

Алла Митрофанова:

— А-а.

Александр Ананьев:

— Это довольно странный процесс, но не переживайте, я справлюсь. Значит, смотрите. Если мужик в семье оказался в трудной ситуации, худшее, что может сделать женщина, это погладить его по головке и сказать: ты все равно молодец, мой зайчик, я все равно тебя люблю, ты круче всех, просто мир тебя недостоин, тебя не понимают, но все будет хорошо.

Алла Митрофанова:

— Это называется вытирать сопли. Да, это, мне кажется…

Александр Ананьев:

— Хочешь я найду для тебя… Вот это все ерунда, считает Алла Сергеевна.

Алла Митрофанова:

— Да, это правда, я так считаю.

Александр Ананьев:

— Истинная жена должна, обув ногу в красивую туфлю, размахнувшись дать мужу пинка, сказать: тряпка, соберись, ты можешь.

Алла Митрофанова:

— Пинка нет.

Александр Ананьев:

— Дуй и все у тебя получится.

Алла Митрофанова:

— За исключением некоторых деталей, наверное, в целом похоже, действительно, на мою извилистую женскую логику.

Александр Ананьев:

— Мужик очень легко может сесть на диван, это очень удобно, это очень естественно.

Священник Дмитрий Богомолов:

— И быстро делается.

Александр Ананьев:

— Диваны и мужчины созданы друг для друга. Не женщины и мужчины, а диваны и мужчины. И мужику настолько легко и естественно залезть в этот диван и, провалившись в него, сказать: а, ну нормально, Алла Сергеевна меня и такого любит, и славненько, достанет газетку из почтового ящика соседа и почитаем, на свою-то у меня не хватает денег. Понимаете, о чем я говорю?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Понимаю, понимаю. Но тут все зависит от того, как мужчина сам к себе относится, каким он себя видит. Если мужчина себя именно таким и видит, а жена его видит другим, то это проблема. Да, есть такой вариант, все вы правильно сказали. Зато это и наука, и поэтому в жизни семейной, когда венчание происходит, и читается тропарь мучеников, поется, потому что вместе прожить, это мученичество.

Александр Ананьев:

— Мученичество, если мужик мученик.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Мученичество в том, что, несмотря на то, что тебя в какой-то момент может вообще все раздражать, попытаться с этим что-то сделать. А зачастую это сделать можно только единственным способом, который для абсолютного большинства людей кажется каким-то безумием, как говорил апостол Павел. А помогает только одно, обращение к Богу с просьбой, чтобы Он ситуацию управил либо помог ее перетерпеть. Не призываю, что в этой ситуации нужно только молиться Богу и терпеть. Потому что нужно, конечно же, действовать. Но опять же повторюсь, что ситуации бывают разные и в нашем кругу христианском если у человека складывается тяжелая жизненная ситуация, у него всегда есть приход, всегда есть знакомства, всегда можно этот вопрос обсудить с настоятелем храма. Если это временное, то можно найти выходы разные и всякие совершенно. В этом смысле христианская община, общность действительно может очень серьезно помочь в чем? Что человек понимает, у него есть страховка, он не будет выкинут на улицу. В этом смысле человек может достаточно спокойно пережить путь этих потрясений. И второе, если это все-таки сложилось, то действительно не надо становиться тряпкой, нужно просто собираться и что-то сделать еще, значит.

Александр Ананьев:

— Я все-таки снимаю с себя всякую ответственность за благополучие семьи, и прилюдно заявляю, что успешность — не успешность, состоятельность — не состоятельность, профессиональная реализованность — не реализованность мужика на 98% зависит от его жены.

Алла Митрофанова:

— Ой, да уж куда там.

Александр Ананьев:

— А на два процента от стечения обстоятельств и удачи.

Алла Митрофанова:

— Ага. Говорит человек, который пашет, повторюсь, 24×7 круглый год.

Александр Ананьев:

— До тебя этого не было. «Семейный час» на радио «Вера». Алла Митрофанова, Александр Ананьев и клирик храма святителя Николая на Трех горах в Москве священник Дмитрий Богомолов. Сегодня говорим о деньгах. У нас есть пятнадцать минут для того, чтобы проговорить еще один очень важный момент — дети и деньги.

Алла Митрофанова:

— «Дети и деньги». А можно «женщина и деньги» сначала, а потом уже поговорим о детях.

Александр Ананьев:

— Видите, о чем я говорю. Живу под тяжелым каблуком женским. Конечно, давай поговорим о том, о чем тебе хочется поговорить.

Алла Митрофанова:

— Ладно, все, я молчу.

Александр Ананьев:

— Не-не-не. Продолжай.

Алла Митрофанова:

— Есть распространенное мнение, что женщина работать не должна, особенно в патриархальных семьях, в семьях, где стараются традиционный уклад соблюдать. Нет, пусть жена занимается домом, детьми, хозяйством и так далее. Есть подход радикально иной: наоборот, должна работать, потому что это что, мужик что ли один обязан все на себе тянуть, а что это она здесь будет, свесив ножки, сидеть на моей шее. Есть промежуточный вариант: если женщина хочет, если ей это будет в удовольствие, не для того чтобы… В ситуации, когда она замужем, не одна кормит семью, а когда замужем, действительно замужем. Если ей это в удовольствие, тогда, пожалуйста, пусть работает. Если за это еще будут деньги платить, вообще замечательно, будет ей на шпильки, так скажем. А если не хочет, если ей близко заниматься домом и хозяйством, то пусть делает так, как хочет, я мужчина, я ее обеспечу. Что из этого, как вы считаете, верно или не верно?

Александр Ананьев:

— Прежде чем отец Дмитрий ответит, можно я тебя спрошу, а что для тебя-то из всего этого верно?

Алла Митрофанова:

— Да можно я промолчу.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я могу сказать, в этом аспекте, в котором мы сейчас с вами говорим, могу сказать только лишь про себя, и в этом смысле будет очень узкий разговор и пример. Я считаю, что женщина реализуется, став матерью. Это ее главное предназначение и реализация. У меня куча примеров, когда многие женщины… Я, когда еще работал, помню, у меня было клиент мой, она в крупной сети магазинов работала, она приехала на переговоры со мной, будучи за две недели до родов, была почти девять месяцев.

Алла Митрофанова:

— Это еще в вашей светской работе, в светской жизни еще до священства?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Да. Потом она родила и как-то пропала из поля зрения. Прошло года два или три, я звоню ей на восьмое марта поздравить с праздником, узнаю, что она роила второго, абсолютно счастлива и ни на какую работу выходить не хочет, хотя до этого не мыслила свою жизнь без работы, думала, сейчас я быстро-быстро рожу и тут же выбегу на работу. На мой взгляд, женщине нужно попробовать стать матерью, это первое. Но плюс к этому надо понимать, что каждый человек — личность, и тут может еще вопрос стоять, что женщина, даже став матерью, все равно может быть где-то не удовлетворена, потому что она не самореализована. И здесь она имеет право, если у нее позволяют условия, параллельно с материнством самореализовываться. В этом нет ничего плохого и очень должно быть поддерживаемо.

Александр Ананьев:

— Самореализовываться, но не целенаправленно зарабатывать.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Да, это важнее, для женщины и вообще для человека самореализация важнее денег, именно это имеет ценность. Если ты свою ценность понял, осознал, то вопрос денежный перед тобой стоит в гораздо меньшей степени.

Александр Ананьев:

— Я очень хорошо понимаю, о чем вы говорите. У меня есть одна хорошая знакомая, она преподает литературу в одном из московских ВУЗов, так она на проезд до работы тратит больше, чем получает там, и считает, что для нее это крайне важно, и в принципе, ее можно понять.

Алла Митрофанова:

— Не будем указывать пальцем,да?

Александр Ананьев:

— Не будем указывать пальцем.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Что касается еще женщин и денег, могу последнее сказать про свою ситуацию. Я считаю еще, что женщина должна себе нравиться.

Алла Митрофанова:

— Вот, спасибо, что вы это говорите.

Священник Дмитрий Богомолов:

— У нее есть на это право. Поэтому я считаю, что на эту часть семейной жизни выделять средства необходимо, потому что если женщина перестает себе нравиться, то в жизни семейной очень скоро могут настать трудные времена.

Алла Митрофанова:

— Темные времена, холодные времена и все остальное.

Александр Ананьев:

— Если женщина будет себе нравиться, мы никогда не закончим ремонт. Это так всегда и бывает.

Алла Митрофанова:

— Кстати, по поводу самореализации, есть множество разных возможностей, если, к примеру, женщина в декрете или она понимает, что у нее нет профессии, или ее профессия не актуальна, она не может выйти на прежнюю работу, или она после школы сразу вышла замуж, родила ребенка первого, второго, она сейчас в декрете, что делать. Опять же масса есть возможностей, было бы желание что-то предпринимать.

Священник Дмитрий Богомолов:

— У меня вопрос, вы много знаете женщин, которые родили двух, третьим беременные и они сидят в декрете и думают: что бы мне сделать, что-то у меня слишком много свободного времени?

Алла Митрофанова:

— Нет, у них как раз нет свободного времени, но когда хочется самореализации. Или, к примеру, печальная ситуация, она тоже, к сожалению, не редкая, мама осталась одна. Допустим, ее муж ушел, бросил, или вообще оказался совсем не тем человеком, каким она его себе представляла. Бывают ситуации разные, она вынуждена зарабатывать. Я к чему? Сейчас даже в декрете сидя, женщина может получить профессию. По-моему даже, сейчас мы часто на эту тему начинаем говорить, государственные программы есть — национальный проект «Демография» и все остальное. Они такие возможности предоставляют. Просто надо искать их, все бесплатно это, причем, делается.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Замечательно. Наличие этих программ, о которых вы упомянули, Алла, это, конечно, большое подспорье для людей, которые либо оказались в сложной жизненной ситуации, либо хотят понять о себе нечто большее, чем у них есть на данный момент. Слава Богу.

Александр Ананьев:

— Дети и деньги. У знакомой семьи дети 12-14 лет вдруг обнаружили в себе предпринимательский талант.

Алла Митрофанова:

— О, да.

Александр Ананьев:

— Причем, конечная цель любой движухи — деньги. И откровенно говоря, я не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, я понимаю, что талант продавать через интернет, ничего противозаконного, что-то ненужное, или купить подешевле, продать подороже, это круто, это очень полезный талант. Именно на продажах строятся основные капиталы. С другой стороны это дети. И тут вместо каких-то очень важных приоритетов и акцентов, у человека в голове, а у человека тринадцатилетнего, понимаете, только золотой телец. И суммы выражены там в рублях. Как вы считаете, каким должно быть воспитываемое в детях отношение к деньгам?

Священник Дмитрий Богомолов:

— У меня нет ответа на этот вопрос. Я лишь могу сказать следующее, я считаю, что этот вопрос полностью и целиком зависит от того, какие ценности исповедают родители. Даже если такая ситуация у ребенка возникает, то все равно если он видит, что у родителей ценности другие, и притом, если родители ведут такую жизнь, что ребенок советуется с ними, они всегда смогут объяснить, в чем разница между ценностями ребенка, которыми он сейчас захвачен, и своими. А конкретные советы, к сожалению, я дать на данный момент не могу, как с этим поступить.

Александр Ананьев:

— Деньги отравляют детей?

Алла Митрофанова:

— Почему?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Бесконтрольные, да.

Александр Ананьев:

— Хочешь правду? Мне кажется, что в жизни ребенка вообще не должно быть денег. У него должна быть еда, все необходимые вещи для обучения, отдых, книги. У него должно быть все. Но при этом у него не должно быть тысячи в кармане.

Священник Дмитрий Богомолов:

— До какого-то момента, я думаю. Если ребенок начинает ходить в школу, в университет, у него какие-то деньги должны быть, хотя на проезд или сходить…

Александр Ананьев:

— Университет, да. А так если мы говорим 12 лет.

Алла Митрофанова:

— Но опять я своего брата вспоминаю. Ему было лет 13 или 14, ему начали на день рождения дарить деньги. Что он делал? Он завел себе копилку, вел учет, сколько у него чего. Он понимал, что ему нужно, у него есть какие-то цели. Допустим, он хотел крутые кроссовки. Он решил, что он будет на них копить. Такой-то телефон ему нужен, я буду на него копить. Очень четкое было понимание, сколько ему до его цели, и он эти деньги никуда не разбазаривал.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Хорошо, если так произошло.

Алла Митрофанова:

— Ну вот, пожалуйста.

Священник Дмитрий Богомолов:

— А почему произошло? Возможно, в семье было такое устроение, что это его сподвигло к этому.

Алла Митрофанова:

— Ну, ответственное отношение к деньгам, это правда, у родителей так и есть. И ответственные, и опыт жизни еще, выживания в 90-е накладывает определенный отпечаток. На выходе, пожалуйста, ответственное отношение к деньгам моего младшего брата. Они у него были, и они его не портили совершенно. И, слава Богу, что так. По-разному тоже. Ты на меня так смотришь осуждающе, что я тебе испортила картину.

Александр Ананьев:

— Не осуждающе, я размышляю. На самом деле, я смотрю на тебя, знаю очень хорошо твоего брата, понимаю, что так оно и есть. Но при этом в точно такой же ситуации другие люди, другие дети начинают вести себя совершенно иначе. Не скажу, что они начинают преступать закон, но могут подойти к престарелой родственнице и сказать: теть Маш, а можно у тебя попросить 800 рублей, мне очень надо в школе. Тетя Маша, конечно, даст. И это будет ложь. Ему просто хочется больше денег. Я просто видел это своими глазами.

Алла Митрофанова:

— На игровые автоматы?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Не обязательно, просто одержим становится этим.

Александр Ананьев:

— Не обязательно даже на игровые автоматы, просто деньги становятся целью. Вот что меня пугает во всей этой истории.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Но тут опять надо вернуться к одному, на мой взгляд, базовому моменту. Это одна из основных сложностей в воспитании. Какая? Это то, что родители должны наблюдать за тем, что происходит с ребенком, чем он движим, что его начинает интересовать. Ведь та ситуация, про которую вы сейчас, Александр, говорите, вызвана чем? Тем, что у ребенка начала проявляться явная страсть, и с ней никто ничего не делает, и об этом никто не узнает, потому что старшие люди в семье не общаются. Он к одной подошел, ко второй, к третьему, к четвертому, никто друг с другом не общается, все дают денег, и эта страсть процветает. А в семье, в которой родители внимательно наблюдают и пытаются понять, что происходит с ребенком, такая ситуация достаточно быстро станет известна и еще на ранних этапах может быть купирована.

Александр Ананьев:

— Каким образом? Не давайте Васе денег?

Священник Дмитрий Богомолов:

— Даже так.

Александр Ананьев:

— Вася озлобится.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Я думаю, что в таком возрасте, о котором мы говорим, вряд ли он может озлобиться.

Александр Ананьев:

— Не надо недооценивать Васю.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Скорей всего, это будет лишение подпитки этой страсти. Человек лишится подпитки этой страсти, если он действительно к ней имеет расположение. Лишить всех оснований, страсть просто сама заглохнет и все.

Александр Ананьев:

— Слушайте, отец Дмитрий, я вас приглашаю лет через пятнадцать продолжить этот разговор.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Замечательно.

Александр Ананьев:

— В частности о том, сколько денег карманных вы даете своим детям. Мне очень интересно узнать ваше мнение. И вообще, как, может быть, изменилось ваше отношение к деньгам, и вообще в мире что-то поменялось. Если, конечно, Господь позволит нам дожить до этого времени. Как говорил ослик: в чем я лично сомневаюсь.

Алла Митрофанова:

— Очень оптимистично. Вот прям сейчас ободрил, вдохновил.

Александр Ананьев:

— У меня апокалипсические настроения, но твердая вера в то, что все будет хорошо. Сегодня в программе «Семейный час», не простом, но очень важном, с вами беседовал клирик храма святителя Николая на Трех горах в Москве священник Дмитрий Богомолов. Спасибо, отец Дмитрий, за этот непростой, но очень важный разговор.

Священник Дмитрий Богомолов:

— Спасибо большое.

Александр Ананьев:

— С вами была Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— Не дающая покоя своему ленивому мужу. И как всегда, вернуться к этому разговору вы можете на сайте radiovera.ru. И кстати, отец Дмитрий есть в социальных сетях, мы-то точно есть, по-моему, практически во всех, напишите нам, как у вас обстоят дела с отношениями с деньгами. Есть ли какие-то проблемы, которые на ваш взгляд очень трудно решить, но решить необходимо. Или же никаких проблем нет, если вера крепка, а любовь нерушима. Напишите, нам очень важна обратная связь. Услышимся ровно через неделю. Всего доброго.

Алла Митрофанова:

— До свиданья.


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем