
Художник-реставратор, историк искусства, культуролог и писатель Савва Ямщиков говорил, что живёт одновременно в двух мирах: сегодняшнем и минувшем. Каждый раз при работе над восстановлением уникальных произведений древней иконописи, Савве Васильевичу казалось, что он отправляется в путешествие на машине времени. Попадает в мастерские псковских и новгородских средневековых мастеров; наблюдает, как иконописец Дионисий с сыновьями расписывает Ферапонтов монастырь; слышит, как другой древний иконописец, Феофан Грек подсказывает что-то своему талантливому ученику Андрею Рублёву. В постоянном, удивительном общении с миром древней иконы прошла вся жизнь Саввы Ямщикова. За сорок лет работы ему удалось возродить сотни образов и открыть людям бесценные шедевры древнерусского искусства. «Реставратор всея Руси», — называли его коллеги.
Детство Ямщикова пришлось на тяжёлые годы сразу после Второй Мировой войны. Семья жила в бараке на Павелецкой Набережной в Москве. В 5 часов утра мальчик бежал занимать какую-нибудь очередь — за спичками, керосином, маслом, мукой. Потом шёл в школу. А вечером, дома, брал в руки книгу — и уносился в прекрасные миры. «Русская литература проторила мне дорогу в мир искусства», — говорил Савва Васильевич. Его бабушка и мать были глубоко верующими, поэтому иконы, храмы и богослужения стали неотъемлемой частью детства и юности Саввы. Ямщиков вспоминал, что Евангелие и Псалтирь были дома обиходными книгами. Всё это, безусловно, также повлияло на его жизненный выбор.
В 1958-м году Савва поступил на вечернее отделение исторического факультета Московского государственного университета по специальности «искусствоведение». Вечернее, потому что днём надо было работать, чтобы помогать семье. Ямщиков трудился грузчиком на заводе шлифовальных станков. А на втором курсе института один из преподавателей, заметив талант студента, пригласил Ямщикова на работу во Всероссийский реставрационный центр. Так Савва попал в отдел реставрации иконописи. А в 1962-м, почти сразу после окончания университета, произошла ещё одна судьбоносная встреча. 24-летний Ямщиков познакомился с режиссёром Андреем Тарковским. Тот как раз работал над созданием фильма об иконописце Андрее Рублёве. Узнав, что Ямщиков имеет дело с иконами, Тарковский предложил ему стать консультантом картины. В поисках объектов для будущих съемок Ямщиков объехал всю Карелию, Вологодчину, побывал в храмах Великого Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова. Во время этой поездки Савва увидел, сколько уникальных древних икон погибают от неумолимого времени. А реставрировать их в глубинке некому. Но многие святыни ещё можно было спасти! Именно этим и занялся Савва Ямщиков.
28 декабря 1968 года в Москве на Кузнецком мосту состоялась первая выставка русских икон, отреставрированных Ямщиковым. Большинство экспонатов приехали в столицу из историко-архитектурного музея-заповедника на карельском острове Кижи. Это были образа, вывезенные фашистами в Финляндию во время Второй Мировой войны, и вновь вернувшиеся на Родину. Савва Васильевич уделял большое внимание возвращению временно утраченных отечественных культурных ценностей. Так, например, он принимал активное участие в организации передачи из Германии в Россию Псковско-Покровской иконы Божией Матери. Ямщиков много ездил по русской провинции. В музеях маленьких городов он отыскивал настоящие шедевры. Реставрировал. Плодом этих поездок стали многочисленные выставки — всего около трёхсот! И уникальный справочник — «Реставрационная опись произведений иконописи в музеях России». А ещё — более тридцати книг по искусствоведению, среди которых не только научные, но и научно-популярные. Например, «Радость открытия. Записки художник-реставратора», «Спасённая красота. Рассказы о реставрации памятников искусства» и многие другие.
Часто Ямщикова узнавали на улицах, незнакомые люди подходили, благодарили его за всё, что он делает. Близкий друг Саввы Васильевича, журналист Виктор Линник писал о реставраторе: «Он был делателем добра, не знающим усталости и отдыха, подвижником, без остатка отдающим свой труд во благо Отечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Оборона Козельска». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о знаменитой обороне Козельска в 1238-м году во время монгольского нашествия на Русь, как жители почти два месяца сопротивлялись войску хана Батыя, за что маленький Козельск получил от врага прозвище «Злой город».
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Оборона Козельска». Александр Музафаров
- «Нестор Летописец». Наталья Иртенина
- «Князь Иван Андреевич Хованский». Олег Курбатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианин в современном мире». Екатерина Каликинская

У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского, писатель Екатерина Каликинская.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, о том, как она стала заниматься изучением жизни святителя Луки Войно-Ясенецкого, и каким открылся для нее образ этого святого.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Творчество во славу Бога». Игумен Лука (Степанов), Ольга Смирнова, Анна Тумаркина
В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были игумен Лука (Степанов), супруга священника, стилист Ольга Смирнова и востоковед Анна Тумаркина.
Разговор шел о том, как можно направлять свои таланты, умения и творчество на прославление Бога.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Творчество во славу Бога». Игумен Лука (Степанов), Ольга Смирнова, Анна Тумаркина
- «Технический прогресс». Протоиерей Александр Березовский, Александр Молчанов, Яна Зотова
- «Цели Великого поста». Священник Олег Осадчий, Ия Батаногова, Светлана Бакулина
Проект реализуется при поддержке VK