
Художник-реставратор, историк искусства, культуролог и писатель Савва Ямщиков говорил, что живёт одновременно в двух мирах: сегодняшнем и минувшем. Каждый раз при работе над восстановлением уникальных произведений древней иконописи, Савве Васильевичу казалось, что он отправляется в путешествие на машине времени. Попадает в мастерские псковских и новгородских средневековых мастеров; наблюдает, как иконописец Дионисий с сыновьями расписывает Ферапонтов монастырь; слышит, как другой древний иконописец, Феофан Грек подсказывает что-то своему талантливому ученику Андрею Рублёву. В постоянном, удивительном общении с миром древней иконы прошла вся жизнь Саввы Ямщикова. За сорок лет работы ему удалось возродить сотни образов и открыть людям бесценные шедевры древнерусского искусства. «Реставратор всея Руси», — называли его коллеги.
Детство Ямщикова пришлось на тяжёлые годы сразу после Второй Мировой войны. Семья жила в бараке на Павелецкой Набережной в Москве. В 5 часов утра мальчик бежал занимать какую-нибудь очередь — за спичками, керосином, маслом, мукой. Потом шёл в школу. А вечером, дома, брал в руки книгу — и уносился в прекрасные миры. «Русская литература проторила мне дорогу в мир искусства», — говорил Савва Васильевич. Его бабушка и мать были глубоко верующими, поэтому иконы, храмы и богослужения стали неотъемлемой частью детства и юности Саввы. Ямщиков вспоминал, что Евангелие и Псалтирь были дома обиходными книгами. Всё это, безусловно, также повлияло на его жизненный выбор.
В 1958-м году Савва поступил на вечернее отделение исторического факультета Московского государственного университета по специальности «искусствоведение». Вечернее, потому что днём надо было работать, чтобы помогать семье. Ямщиков трудился грузчиком на заводе шлифовальных станков. А на втором курсе института один из преподавателей, заметив талант студента, пригласил Ямщикова на работу во Всероссийский реставрационный центр. Так Савва попал в отдел реставрации иконописи. А в 1962-м, почти сразу после окончания университета, произошла ещё одна судьбоносная встреча. 24-летний Ямщиков познакомился с режиссёром Андреем Тарковским. Тот как раз работал над созданием фильма об иконописце Андрее Рублёве. Узнав, что Ямщиков имеет дело с иконами, Тарковский предложил ему стать консультантом картины. В поисках объектов для будущих съемок Ямщиков объехал всю Карелию, Вологодчину, побывал в храмах Великого Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова. Во время этой поездки Савва увидел, сколько уникальных древних икон погибают от неумолимого времени. А реставрировать их в глубинке некому. Но многие святыни ещё можно было спасти! Именно этим и занялся Савва Ямщиков.
28 декабря 1968 года в Москве на Кузнецком мосту состоялась первая выставка русских икон, отреставрированных Ямщиковым. Большинство экспонатов приехали в столицу из историко-архитектурного музея-заповедника на карельском острове Кижи. Это были образа, вывезенные фашистами в Финляндию во время Второй Мировой войны, и вновь вернувшиеся на Родину. Савва Васильевич уделял большое внимание возвращению временно утраченных отечественных культурных ценностей. Так, например, он принимал активное участие в организации передачи из Германии в Россию Псковско-Покровской иконы Божией Матери. Ямщиков много ездил по русской провинции. В музеях маленьких городов он отыскивал настоящие шедевры. Реставрировал. Плодом этих поездок стали многочисленные выставки — всего около трёхсот! И уникальный справочник — «Реставрационная опись произведений иконописи в музеях России». А ещё — более тридцати книг по искусствоведению, среди которых не только научные, но и научно-популярные. Например, «Радость открытия. Записки художник-реставратора», «Спасённая красота. Рассказы о реставрации памятников искусства» и многие другие.
Часто Ямщикова узнавали на улицах, незнакомые люди подходили, благодарили его за всё, что он делает. Близкий друг Саввы Васильевича, журналист Виктор Линник писал о реставраторе: «Он был делателем добра, не знающим усталости и отдыха, подвижником, без остатка отдающим свой труд во благо Отечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема