Художник-реставратор, историк искусства, культуролог и писатель Савва Ямщиков говорил, что живёт одновременно в двух мирах: сегодняшнем и минувшем. Каждый раз при работе над восстановлением уникальных произведений древней иконописи, Савве Васильевичу казалось, что он отправляется в путешествие на машине времени. Попадает в мастерские псковских и новгородских средневековых мастеров; наблюдает, как иконописец Дионисий с сыновьями расписывает Ферапонтов монастырь; слышит, как другой древний иконописец, Феофан Грек подсказывает что-то своему талантливому ученику Андрею Рублёву. В постоянном, удивительном общении с миром древней иконы прошла вся жизнь Саввы Ямщикова. За сорок лет работы ему удалось возродить сотни образов и открыть людям бесценные шедевры древнерусского искусства. «Реставратор всея Руси», — называли его коллеги.
Детство Ямщикова пришлось на тяжёлые годы сразу после Второй Мировой войны. Семья жила в бараке на Павелецкой Набережной в Москве. В 5 часов утра мальчик бежал занимать какую-нибудь очередь — за спичками, керосином, маслом, мукой. Потом шёл в школу. А вечером, дома, брал в руки книгу — и уносился в прекрасные миры. «Русская литература проторила мне дорогу в мир искусства», — говорил Савва Васильевич. Его бабушка и мать были глубоко верующими, поэтому иконы, храмы и богослужения стали неотъемлемой частью детства и юности Саввы. Ямщиков вспоминал, что Евангелие и Псалтирь были дома обиходными книгами. Всё это, безусловно, также повлияло на его жизненный выбор.
В 1958-м году Савва поступил на вечернее отделение исторического факультета Московского государственного университета по специальности «искусствоведение». Вечернее, потому что днём надо было работать, чтобы помогать семье. Ямщиков трудился грузчиком на заводе шлифовальных станков. А на втором курсе института один из преподавателей, заметив талант студента, пригласил Ямщикова на работу во Всероссийский реставрационный центр. Так Савва попал в отдел реставрации иконописи. А в 1962-м, почти сразу после окончания университета, произошла ещё одна судьбоносная встреча. 24-летний Ямщиков познакомился с режиссёром Андреем Тарковским. Тот как раз работал над созданием фильма об иконописце Андрее Рублёве. Узнав, что Ямщиков имеет дело с иконами, Тарковский предложил ему стать консультантом картины. В поисках объектов для будущих съемок Ямщиков объехал всю Карелию, Вологодчину, побывал в храмах Великого Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова. Во время этой поездки Савва увидел, сколько уникальных древних икон погибают от неумолимого времени. А реставрировать их в глубинке некому. Но многие святыни ещё можно было спасти! Именно этим и занялся Савва Ямщиков.
28 декабря 1968 года в Москве на Кузнецком мосту состоялась первая выставка русских икон, отреставрированных Ямщиковым. Большинство экспонатов приехали в столицу из историко-архитектурного музея-заповедника на карельском острове Кижи. Это были образа, вывезенные фашистами в Финляндию во время Второй Мировой войны, и вновь вернувшиеся на Родину. Савва Васильевич уделял большое внимание возвращению временно утраченных отечественных культурных ценностей. Так, например, он принимал активное участие в организации передачи из Германии в Россию Псковско-Покровской иконы Божией Матери. Ямщиков много ездил по русской провинции. В музеях маленьких городов он отыскивал настоящие шедевры. Реставрировал. Плодом этих поездок стали многочисленные выставки — всего около трёхсот! И уникальный справочник — «Реставрационная опись произведений иконописи в музеях России». А ещё — более тридцати книг по искусствоведению, среди которых не только научные, но и научно-популярные. Например, «Радость открытия. Записки художник-реставратора», «Спасённая красота. Рассказы о реставрации памятников искусства» и многие другие.
Часто Ямщикова узнавали на улицах, незнакомые люди подходили, благодарили его за всё, что он делает. Близкий друг Саввы Васильевича, журналист Виктор Линник писал о реставраторе: «Он был делателем добра, не знающим усталости и отдыха, подвижником, без остатка отдающим свой труд во благо Отечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер