
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие люди воспринимают религиозную жизнь, как технический процесс, в котором есть цель и есть способы и условия её достижения. Причём цель не какая-то сверхъестественная, а вполне земная. Но правилен ли такой подход и чего действительно ждёт от нас Бог? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы 2 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Несколько лет назад я прочёл довольно простую, но не вполне очевидную для многих из нас мысль, действуя в отношение другого человека по принципу «как ты мне, так и я тебе», мы превращаем ближнего в объект купли-продажи. Огромное число людей наказывают и воспитывают друг друга наличием или отсутствием подарков, эмоций, действий, торгуя ими в отношениях с близкими. При этом люди совершенно не понимают, что в таких отношениях рано или поздно наступит кризис взаимного доверия, уважения и любви. И произойдёт это потому, что проникновение в отношения людей подобных законов уничтожает в них искренность и приучает делать всё, что требуется, для достижения целей. Люди учатся слушаться, учитывать мнение, проявлять уважение и делать многое другое не потому, что действительно этого хотят, но просто, чтобы получить искомый ответ. Отношения превращаются в дело техники.
Но вот беда, люди порой не только не считают такие отношения проблемой, но ещё и ссылаются на Бога, который награждает за добро и наказывает за зло. Да и Христос в Нагорной проповеди говорит: «Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено». Однако всё ли здесь так просто и можно ли наши расчётливые отношения переносить на Бога и Его отношения с человеком? Вот и сегодняшний отрывок из апостольского послания начинается со слов: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт». Многие из нас, услышав эти слова, решат, что Бог покупает нашу щедрость Своей щедростью. Однако, на самом деле, все не так однозначно. Конечно, подобные реакции существуют в природе. В этом смысле апостол Павел не написал ничего нового, это знает любой, кто когда-нибудь сажал огород: мало посеял — выросло мало, много посеял — выросло больше. Кажется, всё верно. Но заметим, что это верно только в контексте взаимоотношений с неразумной и чаще неживой природой. Но ведь говоря о Боге, мы говорим о Личности, да и сами тоже являемся личностями. Мы же соизмеряем свою реакцию с тем, кто совершает то или иное дело? Мы по-разному реагируем на один и тот же поступок взрослого или ребёнка, знакомого или незнакомого. Мы имеем власть по-разному отреагировать, потому что мы личности и в итоге мы решаем, как будем поступать. И уж тем более Бог, как Существо личностное, свободен поступать так, как считает нужным, свободен любить того, кто Его любит, и того, кто Его ненавидит. И Господь, конечно, всегда даёт нам дары с лихвой... другое дело, что мы не всегда оказываемся способны их принять. Человек скупой не обижает Бога и малые плоды — не месть со стороны Творца. Жадный сам не развил своё сердце, не сделал его широким, и Бог не может насильно даровать ему в ответ обилие плодов. Именно поэтому Павел пишет, что Господь любит тех, кто помогает ближним добровольно. Дело не в том, что жадных Бог не любит, просто доброхотно дающие могут воспринять Его ответную любовь, так как сделали широкими и щедрыми свои сердца. Часто, подчиняясь страстям, люди относятся к другим зеркально, стараясь отражать отношение к себе. Но если мы хотим быть христианами, нам нужно учиться другому подходу. Не жить реакциями, оправдывая себя поведением других людей, но исполнять волю Божию. И как бы нашу любовь ни принимали, стараться быть щедрыми и любить ближних.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







