Иерусалим. Центр истории человечества, место величайшего чуда — Воскресения Иисуса Христа. В Библии изложена подробная летопись этого священного города. В десятом веке до Рождения Спасителя царь и пророк Давид отвоевал здешнюю землю у племени иевусеев, основал на ней столицу Израильского царства и дал ей имя Иерусалим. Сюда была перенесена главная иудейская святыня, Ковчег завета — золочёный сундук, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме храм, посвященный Единому Богу, это великолепное сооружение стало драгоценной оправой Ковчега. В 586 году до Рождества Христова армия вавилонского царя Навуходоносора опустошила город и стерла с лица земли его святыню.
Библия долго оставалось единственным источником, рассказывающим о периоде, когда над Иерусалимом возвышался первый храм. Культурный слой того времени словно был изъят из недр израильской земли — его поглотили опустошительные войны и вытеснили последующие застройки. Отсутствие материальных свидетельств эпохи заставило многих историков считать, что монархи Давид и Соломон — мифические персонажи и ставить под сомнение изложенную в книгах Ветхого Завета историю священного города. Но в 2016 году сотрудники Израильского Управления древностей объявили, что в руки ученых попала рукопись времён Первого храма, содержащая упоминание Иерусалима.
Комментарий эксперта:
Древний папирус обнаружили в одной из пещер Хевронского нагорья черные археологи — незаконные искатели артефактов. О находке узнали сотрудники специального подразделения полиции при Управлении древностей, и документ был изъят в момент продажи. Свиток оказался распиской некой женщины о том, что она отправила в Иерусалимский царский дворец несколько кувшинов с вином. Радиоуглеродный анализ показал, что папирус относится к седьмому веку до новой эры — то есть, к периоду Первого храма. Это единственное на сегодняшний момент свидетельство того времени о Иерусалиме, к тому же написанное на иврите.
Следует заметить, что в начале двадцать первого века научный мир уже пережил подобную сенсацию. В 2001 году в Тель-Авивский университет обратился частный детектив Ицхак Цу с ходатайством от анонимного коллекционера проверить подлинность некого древнего артефакта. Это был осколок чёрного камня с выбитой надписью на древнееврейском языке финикийскими буквами. Текст на стеле сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском храме при царе Иоасе и практически дублировал рассказ Четвертой библейской книги Царств.
Комментарий эксперта:
Согласно Библии, царь Иоас жил в девятом веке до новой эры. В распоряжение научного мира попал уникальный артефакт, подтверждающий не только существование этого правителя, потомка Давида и Соломона, но и его участие в реставрации Иерусалимского храма. После двухлетней экспертизы с проведением углеводородного анализа Тель-Авивские ученые заявили о том, что артефакт подлинный. Таинственный владелец камня, не называя своего имени, выставил уникальный предмет на продажу за четыре миллиона долларов. Покупкой заинтересовался иерусалимский Музей Израиля, однако, его сотрудники пожелали выяснить, где именно был обнаружен осколок древней стелы и выразили намерение провести свою, независимую экспертизу. После этого детектив Ицхак Цу исчез вместе с артефактом.
Сотрудникам полиции Управления древностей удалось выяснить, что продать камень царя Иоаса через посредника пытался известный израильский коллекционер Одед Голан. Голан сообщил следователям, что он тоже не был владельцем — артефакт принадлежал некому палестинскому арабу, обнаружившему камень на мусульманском кладбище у Восточной стены Храмовой горы. Интересно, что между стеной и кладбищем находится место сбора мусора. Именно сюда свозили строительные отходы с Храмовой горы, в том числе и древние слои почвы, которые утилизировались во время расширения подземного пространства построенной на горе мечети.
Объяснение коллекционера дало надежду, что камень Иоаса — и в самом деле подлинный артефакт. Однако, где находится стела, Голан ответить не смог, сообщив лишь, что её владелец — тот самый араб, недавно умер.
Расписка на папирусе, изъятая в 2016 году у черных археологов, стала некоторой компенсацией разочарования, испытанного учеными в связи с утратой стелы царя Иоаса. Накладная на поставку вина пролежала двадцать семь веков в недрах Израильской земли, чтобы убедить скептиков двадцать первого столетия в существовании Иудейского царства и его славной столицы, Иерусалима, в период Первого храма. К тому же, нечаянное обретение этого свитка дает надежду, что появление новых подтверждений библейского рассказа об истории Вечного города вполне реально!
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Грех в море любви. Евгений Сулес
Грех часто, а может быть, всегда несёт вслед за собой печаль. Особенно, когда ты уже долго в церкви, а с чем-то до сих пор так и не смог справиться. Стоишь уже годы на месте, вместо того чтобы преумножать дары. А в чем-то даже стал хуже. Ушла чистота, выдохлась первая любовь. А ведь кому много дано, с того много спросится. И от всех этих мыслей становится невесело на сердце.
И, казалось бы, это очень правильные для христианина, покаянные мысли. Но есть в них что-то от лукавого. И вот, мне кажется, что. В этих мыслях мы теряем надежду, упускаем из виду милость, забываем про любовь. И делаем себя как бы сильнее Бога. Сейчас объясню, что я имею в виду. Выходит, что мой грех, пусть даже самый большой, сильнее Божией любви, Божией милости и Божьего прощения. Но это не так. Нет такого греха, который Бог не смог бы простить. Самый страшный мой грех — капля в море, даже не в море, а в океане Божьей любви.
Но это не значит, что тогда можно грешить: Бог всё простит. Нет. Грешить не надо, бороться с грехом нужно, он наш враг. Но не потому, что Господь не сможет простить и не простит, а потому что всякий грех встаёт между мной и Богом, отделяет меня от Источника Жизни.
Бог никого не наказывает, но с любовью предупреждает о вещах, которые отдаляют нас друг от Друга. Господь жаждет встречи с нами. Он всегда при дверях и только ждёт, когда мы Ему отворим. А чтобы отворить Ему, нужно как раз отвернуться от греха и повернуться к двери, за которой Господь. В некотором смысле, грех — всё, что нас от Бога отвлекает, уводит в сторону, вглубь комнаты, подальше от заветной двери.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
30 декабря. О подвиге святых
Сегодня 30 декабря. Церковь вспоминает Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, живших в шестом веке до Р. Х.
О подвиге святых — протоиерей Игорь Филяновский.