Иерусалим. Центр истории человечества, место величайшего чуда — Воскресения Иисуса Христа. В Библии изложена подробная летопись этого священного города. В десятом веке до Рождения Спасителя царь и пророк Давид отвоевал здешнюю землю у племени иевусеев, основал на ней столицу Израильского царства и дал ей имя Иерусалим. Сюда была перенесена главная иудейская святыня, Ковчег завета — золочёный сундук, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме храм, посвященный Единому Богу, это великолепное сооружение стало драгоценной оправой Ковчега. В 586 году до Рождества Христова армия вавилонского царя Навуходоносора опустошила город и стерла с лица земли его святыню.
Библия долго оставалось единственным источником, рассказывающим о периоде, когда над Иерусалимом возвышался первый храм. Культурный слой того времени словно был изъят из недр израильской земли — его поглотили опустошительные войны и вытеснили последующие застройки. Отсутствие материальных свидетельств эпохи заставило многих историков считать, что монархи Давид и Соломон — мифические персонажи и ставить под сомнение изложенную в книгах Ветхого Завета историю священного города. Но в 2016 году сотрудники Израильского Управления древностей объявили, что в руки ученых попала рукопись времён Первого храма, содержащая упоминание Иерусалима.
Комментарий эксперта:
Древний папирус обнаружили в одной из пещер Хевронского нагорья черные археологи — незаконные искатели артефактов. О находке узнали сотрудники специального подразделения полиции при Управлении древностей, и документ был изъят в момент продажи. Свиток оказался распиской некой женщины о том, что она отправила в Иерусалимский царский дворец несколько кувшинов с вином. Радиоуглеродный анализ показал, что папирус относится к седьмому веку до новой эры — то есть, к периоду Первого храма. Это единственное на сегодняшний момент свидетельство того времени о Иерусалиме, к тому же написанное на иврите.
Следует заметить, что в начале двадцать первого века научный мир уже пережил подобную сенсацию. В 2001 году в Тель-Авивский университет обратился частный детектив Ицхак Цу с ходатайством от анонимного коллекционера проверить подлинность некого древнего артефакта. Это был осколок чёрного камня с выбитой надписью на древнееврейском языке финикийскими буквами. Текст на стеле сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском храме при царе Иоасе и практически дублировал рассказ Четвертой библейской книги Царств.
Комментарий эксперта:
Согласно Библии, царь Иоас жил в девятом веке до новой эры. В распоряжение научного мира попал уникальный артефакт, подтверждающий не только существование этого правителя, потомка Давида и Соломона, но и его участие в реставрации Иерусалимского храма. После двухлетней экспертизы с проведением углеводородного анализа Тель-Авивские ученые заявили о том, что артефакт подлинный. Таинственный владелец камня, не называя своего имени, выставил уникальный предмет на продажу за четыре миллиона долларов. Покупкой заинтересовался иерусалимский Музей Израиля, однако, его сотрудники пожелали выяснить, где именно был обнаружен осколок древней стелы и выразили намерение провести свою, независимую экспертизу. После этого детектив Ицхак Цу исчез вместе с артефактом.
Сотрудникам полиции Управления древностей удалось выяснить, что продать камень царя Иоаса через посредника пытался известный израильский коллекционер Одед Голан. Голан сообщил следователям, что он тоже не был владельцем — артефакт принадлежал некому палестинскому арабу, обнаружившему камень на мусульманском кладбище у Восточной стены Храмовой горы. Интересно, что между стеной и кладбищем находится место сбора мусора. Именно сюда свозили строительные отходы с Храмовой горы, в том числе и древние слои почвы, которые утилизировались во время расширения подземного пространства построенной на горе мечети.
Объяснение коллекционера дало надежду, что камень Иоаса — и в самом деле подлинный артефакт. Однако, где находится стела, Голан ответить не смог, сообщив лишь, что её владелец — тот самый араб, недавно умер.
Расписка на папирусе, изъятая в 2016 году у черных археологов, стала некоторой компенсацией разочарования, испытанного учеными в связи с утратой стелы царя Иоаса. Накладная на поставку вина пролежала двадцать семь веков в недрах Израильской земли, чтобы убедить скептиков двадцать первого столетия в существовании Иудейского царства и его славной столицы, Иерусалима, в период Первого храма. К тому же, нечаянное обретение этого свитка дает надежду, что появление новых подтверждений библейского рассказа об истории Вечного города вполне реально!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.