
Фото: Jonny Gios/Unsplash
Иерусалим. Центр истории человечества, место величайшего чуда — Воскресения Иисуса Христа. В Библии изложена подробная летопись этого священного города. В десятом веке до Рождения Спасителя царь и пророк Давид отвоевал здешнюю землю у племени иевусеев, основал на ней столицу Израильского царства и дал ей имя Иерусалим. Сюда была перенесена главная иудейская святыня, Ковчег завета — золочёный сундук, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме храм, посвященный Единому Богу, это великолепное сооружение стало драгоценной оправой Ковчега. В 586 году до Рождества Христова армия вавилонского царя Навуходоносора опустошила город и стерла с лица земли его святыню.
Библия долго оставалось единственным источником, рассказывающим о периоде, когда над Иерусалимом возвышался первый храм. Культурный слой того времени словно был изъят из недр израильской земли — его поглотили опустошительные войны и вытеснили последующие застройки. Отсутствие материальных свидетельств эпохи заставило многих историков считать, что монархи Давид и Соломон — мифические персонажи и ставить под сомнение изложенную в книгах Ветхого Завета историю священного города. Но в 2016 году сотрудники Израильского Управления древностей объявили, что в руки ученых попала рукопись времён Первого храма, содержащая упоминание Иерусалима.
Комментарий эксперта:
Древний папирус обнаружили в одной из пещер Хевронского нагорья черные археологи — незаконные искатели артефактов. О находке узнали сотрудники специального подразделения полиции при Управлении древностей, и документ был изъят в момент продажи. Свиток оказался распиской некой женщины о том, что она отправила в Иерусалимский царский дворец несколько кувшинов с вином. Радиоуглеродный анализ показал, что папирус относится к седьмому веку до новой эры — то есть, к периоду Первого храма. Это единственное на сегодняшний момент свидетельство того времени о Иерусалиме, к тому же написанное на иврите.
Следует заметить, что в начале двадцать первого века научный мир уже пережил подобную сенсацию. В 2001 году в Тель-Авивский университет обратился частный детектив Ицхак Цу с ходатайством от анонимного коллекционера проверить подлинность некого древнего артефакта. Это был осколок чёрного камня с выбитой надписью на древнееврейском языке финикийскими буквами. Текст на стеле сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском храме при царе Иоасе и практически дублировал рассказ Четвертой библейской книги Царств.
Комментарий эксперта:
Согласно Библии, царь Иоас жил в девятом веке до новой эры. В распоряжение научного мира попал уникальный артефакт, подтверждающий не только существование этого правителя, потомка Давида и Соломона, но и его участие в реставрации Иерусалимского храма. После двухлетней экспертизы с проведением углеводородного анализа Тель-Авивские ученые заявили о том, что артефакт подлинный. Таинственный владелец камня, не называя своего имени, выставил уникальный предмет на продажу за четыре миллиона долларов. Покупкой заинтересовался иерусалимский Музей Израиля, однако, его сотрудники пожелали выяснить, где именно был обнаружен осколок древней стелы и выразили намерение провести свою, независимую экспертизу. После этого детектив Ицхак Цу исчез вместе с артефактом.
Сотрудникам полиции Управления древностей удалось выяснить, что продать камень царя Иоаса через посредника пытался известный израильский коллекционер Одед Голан. Голан сообщил следователям, что он тоже не был владельцем — артефакт принадлежал некому палестинскому арабу, обнаружившему камень на мусульманском кладбище у Восточной стены Храмовой горы. Интересно, что между стеной и кладбищем находится место сбора мусора. Именно сюда свозили строительные отходы с Храмовой горы, в том числе и древние слои почвы, которые утилизировались во время расширения подземного пространства построенной на горе мечети.
Объяснение коллекционера дало надежду, что камень Иоаса — и в самом деле подлинный артефакт. Однако, где находится стела, Голан ответить не смог, сообщив лишь, что её владелец — тот самый араб, недавно умер.
Расписка на папирусе, изъятая в 2016 году у черных археологов, стала некоторой компенсацией разочарования, испытанного учеными в связи с утратой стелы царя Иоаса. Накладная на поставку вина пролежала двадцать семь веков в недрах Израильской земли, чтобы убедить скептиков двадцать первого столетия в существовании Иудейского царства и его славной столицы, Иерусалима, в период Первого храма. К тому же, нечаянное обретение этого свитка дает надежду, что появление новых подтверждений библейского рассказа об истории Вечного города вполне реально!
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







