Однажды к нам в храм пришли на экскурсию школьники. И один из детей спросил:
-Скажите, а какая икона самая главная?
Конечно, в первую минуту я улыбнулся. Но потом я задумался: а ведь в самом деле, вопрос-то может высказан и в наивной форме, но достаточно серьезный. Люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной жизни, все-таки замечают, что наличие икон – один из тех признаков, которые отличают и устройство православного храма, и вообще жизнь и быт верующих. Заходишь в храм – и сразу видишь росписи на стенах, большие иконы в иконостасе, потемневшие старинные или сияющие позолотой и свежими красками новые, иконы в церковной лавочке, от простых бумажных до убранных в красивые дорогие оклады, иконы на полочках в домах верующих, иконы, изображающие и Самого Христа, и Богородицу, и ангелов, и разных святых, и те или иные события священной истории, иконы, написанные самыми разными стилями… У человека, впервые переступающего церковный порог, во-первых, разбегаются глаза от этого обилия и многообразия, а во-вторых, возникает вопрос: зачем вообще иконы?
Если попытаться сказать кратко, то затем, чтобы на них смотреть. Странный ответ? Не совсем. Зрение, способность им воспринимать красоту форм и красок мира – важная часть человеческой природы, без этой способности человек – не человек. Зрение в немалой степени помогает формированию нашего внутреннего мира, представлению о том, что красиво, а что безобразно, что хорошо, а что плохо. И Сам Бог благословил и сделал еще более важной эту способность, потому что Сам стал – человеком, стал чрезвычайно близок к нам. И нам, людям, открыл важные истины о Себе и Своем Царстве. Отныне Бога, Ставшего человеком, Христа, мы можем изобразить в красках, а вслед за ним – и святых, тех, кто сам прошел путем вслед за Христом. Можем изобразить и открытое нам Богом о Царстве Небесном. Именно потому в искусстве иконописи издрЕвле существуют свои специальные правила, каноны, по которым иконы создаются. Иными словами, икона – не просто картина на религиозный сюжет, если мы хотим правильно прочесть ту весть, которую она нам несет, мы должны знать непростой язык иконы, ее символику.
А вот как же ответить мальчику на его вопрос, какая икона – главная? Бог – Отец, мы, люди, Его дети. Греческое слово «икона» означает «образ», в нас есть образ Бога, создавшего нас, так же как в детях всегда есть отцовские гены, образ отца. Важен для нас образ Бога, икона Бога. Но очень важна та икона, которую мы видим каждый день, когда смотрим на себя в зеркало. Смотрим – и думаем: кто я? Какой я? Не искажаю ли я образ Бога, который есть во мне, эгоизмом, дурными привычками, нелюбовью, ложью? Вот я так часто пытаюсь изменить мир вокруг себя – но не стоит ли мне попытаться в первую очередь обновить свой собственный образ, изменить что-то в себе самом, чтобы научиться любить и быть по-настоящему счастливым.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница