В 1243 году великий князь Ярослав получил грозное приглашение Батыя явиться к нему. Надо было беспрекословно повиноваться. У самого Батыя на Волге имелось всегда под рукою шестисоттысячное войско, а в степях Поднепровья было расположено 60.000 человек, под начальством Татарского воеводы Куремсы.
Вслед за Ярославом отправились к Батыю на поклон и все его родичи, а сын Ярослава — Константин, поехал за Байкальское озеро, где близ КаракорУма была расположена ставка великого хана. Батый принял Ярослава довольно милостиво и, отпустив, сказал: «Будь ты старший между всеми князьями в Русском народе».
В 1245 году молодой князь Константин вернулся из Татарии, и отец его Ярослав должен был сам отправиться туда. Он присутствовал при воцарении нового хана Гаюка. Через некоторое время, мать этого Гаюка пригласила к себе Ярослава, и в знак великой чести дала ему есть и пить из своих рук. Он заболел и через семь дней умер. Полагали, что он был отравлен ханшей, и что это было сделано по наветам какого-то Русского предателя Феодора Яруновича. Так кончил свой земной путь мужественный Ярослав, много потрудившись на пользу Русской Земли в ужасные для неё годы.
Почти в то же время, как погиб Ярослав, Михаил Черниговский был вызван к Батыю. Он возбудил против себя неудовольствие Татарских должностных лиц, производивших в Чернигове перепись оставшихся жителей, и наложивших на всех тяжелую дань.
Прибыв в Сарай, Михаил хотел войти в ханский шатер, но от него потребовали, чтобы он поклонился Татарским идолам. Михаил отказался от этого наотрез: «Я могу поклониться царю вашему, ибо Богу угодно было поставить его надо мною, но христианин не служит ни огню, ни идолам». Разгневанный Батый послал к нему своего вельможу с приказанием повиноваться или принять смерть. Михаил согласился на последнее и, причастившись вместе с боярином Федором, стал в ожидании смерти громогласно петь псалмы царя Давида.
Скоро на Михаила набросились озверелые Татары и начали топтать ногами и бить в сердце. Все Русские безмолвствовали, пораженные ужасом. Один только боярин Федор с просветленным лицом продолжал петь псалмы. Наконец, некий Русский вероотступник из Путивля отсёк Михаилу голову и слышал последние слова князя, произнесенные тихим голосом: «Христианин есмь». Вскоре был умерщвлен и боярин Феодор, после чего тела двух страдальцев были брошены на съедение псам.
Однако они были сохранены усердием приехавших с ними Русских, а наша церковь причла обоих мучеников к лику Святых.
В то время как Михаил Черниговский погибал мученической смертью в Орде, сын его Ростислав не прекращал своих происков овладеть Галичем, пользуясь помощью Венгров и крамольных Галицких бояр. Наконец, Даниил Галицкий разбил его на реке Сане.
После этого, Даниил стал одним из сильнейших славянских князей.
По отношению Татар дела Даниила шли менее блестяще. Он получил грозный приказ Батыя — «Дай Галич». Тогда Даниил решил сам отправиться в Орду. По пути, он встретил Татар за Переяславлем, гостил у их начальника Куремсы и, наконец, прибыл к Батыю. Батый встретил его милостиво, не заставил исполнять Монгольских обрядов и приветствовал словами: «Ты долго не хотел меня видеть, но теперь загладил свою вину. Пьешь ли ты наше молоко, кобылий кумыс?» — До сих пор не пил, а прикажешь буду», — смиренно отвечал Даниил, стоя на коленях.
После этого, Батый, в знак особого благоволения, прислал ему вина. Прожив 25 дней у Татар, Даниил выехал домой с большой честью и с именем слуги-данника ханского. «О, злее зла честь Татарская!» — горестно восклицает летописец, рассказывая про это.
Кроме Русских князей, к великому хану ездило на поклон огромное количество всевозможных лиц из Азии и Европы.
Только один Святой Людовик, храбрый Французский король, не терял бодрости и говорил своей матери, что он, в надежде на Бога и на свой меч, смело встретит Монголов. Папа Иннокентий Четвертый, желая миром удалить грозу нашествия, отправил к великому хану послов с дружелюбными письмами. Один из них, монах Плано-Карпини, проезжал через Русскую Землю и оставил любопытные записки о своем путешествии.
В Киргизской степи Карпини видел кости бояр Ярослава, умерших здесь от жажды. Посольство застало в Орде до четырех тысяч знатных людей из разных стран. Все они дожидались торжественного утверждения на курултае великим ханом преемника Угедея — Гаюка. Первое место среди иностранцев занимал великий князь Ярослав Всеволодович. Однако, честь, оказываемая ему, была не особенно велика: за обедом он садился ниже приставленного к нему пристава.
Гаюк не хотел принимать посольство от папы. Но затем Карпини удалось быть принятым, вручить письмо и получить на него ответное, в котором Гаюк, между прочим, писал: «Бог на небесах, а я на земле». После этого, папских послов отправили в обратный путь, и перед своим отъездом они были свидетелями отравления Ярослава Всеволодовича.
Карпини привез в Европу страшную весть о готовящемся новом нашествии Монголов. Но, к счастью, Гаюк жил недолго и скоро погиб от яда, а его преемник был отвлечен внутренними волнениями, начавшимися в Азии, почему поход на Европу и был отложен.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер