В 1243 году великий князь Ярослав получил грозное приглашение Батыя явиться к нему. Надо было беспрекословно повиноваться. У самого Батыя на Волге имелось всегда под рукою шестисоттысячное войско, а в степях Поднепровья было расположено 60.000 человек, под начальством Татарского воеводы Куремсы.
Вслед за Ярославом отправились к Батыю на поклон и все его родичи, а сын Ярослава — Константин, поехал за Байкальское озеро, где близ КаракорУма была расположена ставка великого хана. Батый принял Ярослава довольно милостиво и, отпустив, сказал: «Будь ты старший между всеми князьями в Русском народе».
В 1245 году молодой князь Константин вернулся из Татарии, и отец его Ярослав должен был сам отправиться туда. Он присутствовал при воцарении нового хана Гаюка. Через некоторое время, мать этого Гаюка пригласила к себе Ярослава, и в знак великой чести дала ему есть и пить из своих рук. Он заболел и через семь дней умер. Полагали, что он был отравлен ханшей, и что это было сделано по наветам какого-то Русского предателя Феодора Яруновича. Так кончил свой земной путь мужественный Ярослав, много потрудившись на пользу Русской Земли в ужасные для неё годы.
Почти в то же время, как погиб Ярослав, Михаил Черниговский был вызван к Батыю. Он возбудил против себя неудовольствие Татарских должностных лиц, производивших в Чернигове перепись оставшихся жителей, и наложивших на всех тяжелую дань.
Прибыв в Сарай, Михаил хотел войти в ханский шатер, но от него потребовали, чтобы он поклонился Татарским идолам. Михаил отказался от этого наотрез: «Я могу поклониться царю вашему, ибо Богу угодно было поставить его надо мною, но христианин не служит ни огню, ни идолам». Разгневанный Батый послал к нему своего вельможу с приказанием повиноваться или принять смерть. Михаил согласился на последнее и, причастившись вместе с боярином Федором, стал в ожидании смерти громогласно петь псалмы царя Давида.
Скоро на Михаила набросились озверелые Татары и начали топтать ногами и бить в сердце. Все Русские безмолвствовали, пораженные ужасом. Один только боярин Федор с просветленным лицом продолжал петь псалмы. Наконец, некий Русский вероотступник из Путивля отсёк Михаилу голову и слышал последние слова князя, произнесенные тихим голосом: «Христианин есмь». Вскоре был умерщвлен и боярин Феодор, после чего тела двух страдальцев были брошены на съедение псам.
Однако они были сохранены усердием приехавших с ними Русских, а наша церковь причла обоих мучеников к лику Святых.
В то время как Михаил Черниговский погибал мученической смертью в Орде, сын его Ростислав не прекращал своих происков овладеть Галичем, пользуясь помощью Венгров и крамольных Галицких бояр. Наконец, Даниил Галицкий разбил его на реке Сане.
После этого, Даниил стал одним из сильнейших славянских князей.
По отношению Татар дела Даниила шли менее блестяще. Он получил грозный приказ Батыя — «Дай Галич». Тогда Даниил решил сам отправиться в Орду. По пути, он встретил Татар за Переяславлем, гостил у их начальника Куремсы и, наконец, прибыл к Батыю. Батый встретил его милостиво, не заставил исполнять Монгольских обрядов и приветствовал словами: «Ты долго не хотел меня видеть, но теперь загладил свою вину. Пьешь ли ты наше молоко, кобылий кумыс?» — До сих пор не пил, а прикажешь буду», — смиренно отвечал Даниил, стоя на коленях.
После этого, Батый, в знак особого благоволения, прислал ему вина. Прожив 25 дней у Татар, Даниил выехал домой с большой честью и с именем слуги-данника ханского. «О, злее зла честь Татарская!» — горестно восклицает летописец, рассказывая про это.
Кроме Русских князей, к великому хану ездило на поклон огромное количество всевозможных лиц из Азии и Европы.
Только один Святой Людовик, храбрый Французский король, не терял бодрости и говорил своей матери, что он, в надежде на Бога и на свой меч, смело встретит Монголов. Папа Иннокентий Четвертый, желая миром удалить грозу нашествия, отправил к великому хану послов с дружелюбными письмами. Один из них, монах Плано-Карпини, проезжал через Русскую Землю и оставил любопытные записки о своем путешествии.
В Киргизской степи Карпини видел кости бояр Ярослава, умерших здесь от жажды. Посольство застало в Орде до четырех тысяч знатных людей из разных стран. Все они дожидались торжественного утверждения на курултае великим ханом преемника Угедея — Гаюка. Первое место среди иностранцев занимал великий князь Ярослав Всеволодович. Однако, честь, оказываемая ему, была не особенно велика: за обедом он садился ниже приставленного к нему пристава.
Гаюк не хотел принимать посольство от папы. Но затем Карпини удалось быть принятым, вручить письмо и получить на него ответное, в котором Гаюк, между прочим, писал: «Бог на небесах, а я на земле». После этого, папских послов отправили в обратный путь, и перед своим отъездом они были свидетелями отравления Ярослава Всеволодовича.
Карпини привез в Европу страшную весть о готовящемся новом нашествии Монголов. Но, к счастью, Гаюк жил недолго и скоро погиб от яда, а его преемник был отвлечен внутренними волнениями, начавшимися в Азии, почему поход на Европу и был отложен.
Псалом 104. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда люди признаются на исповеди в том, что приходят в храм только тогда, когда им плохо и нужна помощь. Конечно, лучше прийти так, чем никак, лучше ждать помощи от Господа, чем надеяться только на свои силы или прибегать к помощи тёмных сил. Однако приходя к Богу, стоит помнить, что и Он ждёт нас не только молитв и прошений, о чём прекрасно говорится в 104-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем его.
Псалом 104.
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
Нередко, обращаясь к Богу, люди уже имеют представление о том, что должно получиться в конце. Происходит это потому, что Бог часто воспринимается как помощник, который нужен только для того, чтобы поддержать там, где собственных сил у человека оказывается недостаточно. Для верующих людей очевидно, что в подобном подходе кроется ошибка, ведь мы призваны не только надеяться на помощь Божию, но и прислушиваться к Нему тогда, когда задумываемся о цели нашего пути.
В псалме, который мы сейчас услышали, автор кратко пересказывает историю того, как потомки Авраама попали в Египет и были выведены из него Богом. Впрочем, очевидно, что непосредственными предводителями народа были Моисей и Аарон, но, в то же время, духовно ими руководил Бог. Уже в этом можно видеть очень яркую черту библейских историй, в которых Бог помогает людям. Он ждёт от каждого двух вещей: собственной активности и доверия. Человеку не стоит ждать того, что Бог всё решит за него, но и действовать так, как будто бы всё может решить сам, тоже не нужно. Речь должна идти о соработничестве, при котором человек делает всё зависящее от него и доверяет Богу в том, как в итоге Он всё устраивает.
С самого момента грехопадения людям хочется устроить жизнь по своему усмотрению. И Бог никогда не запрещал им творчески подходить к жизни, но призывал учитывать духовные законы, которые лежат в основании сотворённого Им мира. Мы созданы свободными и творческими существами, только призваны научиться реализовывать свободу и творить в согласии с Творцом. Хорошим примером здесь служит народ Божий, который приходит в Землю обетованную. Казалось бы, теперь иудеи свободны и у них есть своя земля: могут жить и делать, что захотят. Но псалмопевец говорит, что Бог провёл их через все испытания не для того, чтобы они жили во грехах, как прочие народы, но для того, чтобы «соблюдали уставы Его и хранили законы Его», являя в этом пример всем людям.
Псалом 104. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 104. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
16 апреля. О трудах Семёна Венгерова

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1855 году родился русский историк и библиограф Семён Венгеров.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он стал подлинным энциклопедистом, библиографом, главным делом которого было составление краткой характеристики биографии писателей, описания их произведений. И за всю жизнь он составил более двух тысяч словарных статей по творчеству русских писателей и около миллиона библиографических описаний. Венгеров стоял во главе издания первого в России масштабного сборника библиографических, справочных, критических материалов о литературе как древнерусской, так и всех последующих столетий, вплоть до 20-го столетия. Такая колоссальная работоспособность, такая преданность науке, неутомимая усидчивость свойственны могут быть только человеку мирного, светлого и кроткого духа, ограничивающего общение с внешним миром и уходящего вглубь собственного сердца. Семен Афанасьевич Венгеров много потрудился для культурного наследия России. Одним из самых главных его достижений было создание Русского библиологического общества, в рамках которого он стремился к осуществлению полной регистрации и каталогизации книг. Интересно, что сегодня один маленький компьютер может вмещать в себя обширные картотеки, над которыми трудился наш ученый.
Все выпуски программы Актуальная тема