
На Базарной площади Ростова-на-Дону закончилось грандиозное строительство. Двухэтажный каменный дом с мезонином и лепнЫм фасадом вырос буквально на глазах у изумлённых горожан. По городу поползли слухи. Самый фантастический из них горожане передавали друг другу, затаив дыхание: мол, говорят, что знатный волжский купец Максимов переводит в Ростов часть своих предприятий, а в этом огромном доме знатный богатей намерен поселиться!
В одном молва оказалась права: этот дом, на тот момент самый большой и красивый в городе, действительно строил купец Роман Максимов. Однако жить в нём он не собирался. Дом предназначался для временного размещения Ростовской городской думы. Старое, ветхое здание, в котором она располагалась прежде, планировали под снос, а новое было пока ещё только в проекте. Максимов сделал Думе рациональное и логичное предложение — ожидать новоселья в более комфортном месте. И, что особенно приятно — без всякой платы за аренду. Дума раздумывала недолго, и вскоре переехала в шикарный дом на Базарной площади.
А буквально через несколько лет Роман Максимов устроил ростовчанам ещё один сюрприз. На левом берегу реки Темерник он заложил большой сад, который безвозмездно передал городу, и который вскоре стал одним из красивейших мест Ростова-на-Дону.
Однажды вечером, когда Роман Андреевич закончил вечерние молитвы, к нему в комнату постучался старший сын — Пётр.
— Отец, давно я хотел у вас спросить, — начал разговор молодой человек. — Каменный дом и сад — они ведь вам больших денег стоили. Но вы их отдали просто так... Разве это по-деловому, по-купечески?
Роман Андреевич внимательно посмотрел на сына.
— А помнишь, Петя, Нагорную проповедь Христа? — вдруг спросил он. — «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут». Дела делами, а о милосердии забывать нельзя. Так уж от Бога заведено.
Эти отцовские слова Пётр Максимов запомнил на всю жизнь. В тысяча восемьсот шестьдесят первом году, после смерти отца, он стал во главе семейного дела. Пароходные и нефтяные компании, дерево- и металлообрабатывающие заводы приносили колоссальный доход: Пётр Романович стал первым ростовским миллионером. Но его миллионы работали не только на обогащение хозяина. Они помогали людям.
Пётр Романович стал главным попечителем городских сиротских приютов. Он жертвовал огромные суммы на их содержание, откликался на любую нужду. А по праздникам накупал целые короба игрушек и сладостей, и лично развозил подарки по приютам.
Он учредил в Ростове Дом трудолюбия, где обучали ремёслам и давали беднякам и нуждающимся возможность честно зарабатывать на жизнь.
Максимов активно включился в строительство Ростовской городской больницы. Он сделал большой вклад на первом этапе её строительства, а позже целиком взял работы на себя.
У Петра Максимова как и у его отца, благотворительность имела под собой твёрдую Евангельскую основу. Поэтому он, не скупясь, помогал городским храмам. Много лет он был старостой Казанской церкви — именно там в детстве крестили Петра Романовича. На средства купца к церкви была пристроена звонница. Благодаря Петру Максимову выросла колокольня Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Четырёхъярусная, высотой около семидесяти пяти метров, она долгое время была самым высоким зданием в городе. Участвовал Пётр Романович и в строительстве Александро-Невского собора на Новой площади.
При нём же городская Дума переехала из отцовского каменного особняка в специально построенное для неё здание на Садовой улице. Освободившийся дом Пётр Романович передал женскому четырехклассному училищу.
Даже в своём завещании Пётр Максимов позаботился о родном городе и его жителях. Более двухсот пятидесяти тысяч рублей оставил он на нужды городских приютов, Петро-Павловской богадельни, Александровского благотворительного общества, Казанского и Рождественского храмов, а также на учреждение стипендий для беднейших учащихся городских гимназий и училищ. Не забыл Пётр Романович Максимов в завещании и о себе: «Прошу служить панихиды по душе моей и по душе жены моей Марии».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер