Вспомнить бы: какому современному стихотворцу – давайте примем за современность последние лет тридцать – в России поставлен памятник? Или еще проще: поэту, окончившему земной путь в новом столетии?
Кажется, кроме рубцовского светлого имени никто и не идет на память. А между тем в городе Березники Пермского края памятник современному поэту стоит на площади его имени. Имя это – Алексей Решетов.
Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То словно разрытая яма,
То будто поверхность стекла,¬
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была...
Я плыл в сентябре на пароме,
Открытом, без теплых кабин,
И все человечьи пороки
Казались мне пеной глубин.
Алексей Решетов родился в Хабаровске, в апреле 37-го. С младенчества колесил по стране вместе с высланной матерью. Отца расстреляли, а маму отправили сначала в Казахстан, затем в Соликамск – на строительство бумажного комбината. Позднее семья переехала в Березники. С начала восьмидесятых Алексей Леонидович жил в Перми, а последние свои годы – в Екатеринбурге.
Он начал писать в начале пятидесятых, говорят, что его первая книга «Нежность» дошла до Анны Ахматовой. Его уже назвали «уральским Есениным», но уже в конце шестидесятых пермские газеты написали о замыкании поэта «в узком чуланчике личных творческих переживаний» и на годы отлучили от читателя.
Но – не от листа бумаги, не от родной России, которую он любил горячим, блоковским чувством.
Хорошо знавший Решетова Виктор Астафьев вспоминал, что – цитирую – «интеллигентный, тонкого вкуса и ума человек, он как писал свою интимную лирику, напоминающую вешнюю или преддождевую, музыкально звучащую капель, так и продолжал слагать ее».
Я летал в небесах, я не чуял земли.
Руки странную легкость и мощь обрели.
Стал неистовым дух, стал пронзительным взгляд,
Я летел и не чаял вернуться назад.
Даже сердце огнем полыхало иным.
Только бедный язык оставался земным.
Никакие пути, никакие века
Не отнимут у нас своего языка.
Алексей Решетов, посвящение Владимиру Крупину
…Изумительный певец природы, которой он восхищался и которой сострадал как самому близкому, самому родному существу, – Решетов существует в поэзии и в читательском круге умных душою, открывших его для себя соотечественников – на правах родного и близкого человека.
Не искал, где живется получше,
Не молился чужим парусам:
За морями телушка – полушка,
Да невесело русским глазам!
Может быть, и живых я остался,
И беда не накрыла волной
Оттого, что упрямо хватался
За соломинку с крыши родной.
Я закончу его давним четверостишием, перечитывая которое, думаю о том, какая глубокая пропасть лежит между зарифмованной риторикой и подлинным веществом лирики. Таким, например, какое содержалось стихах уральца Алексея Решетова. Светлая ему память.
Последней спичкою в зубах не ковыряют:
Промерзнут до костей – костер и разожгут.
Последние слова на ветер не бросают,
Последние слова для Бога берегут.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница