Обратимся, друзья, к провинции, хотя новая стихотворная книга, из которой мы почитаем, издана – как я вижу – в столичном «Водолее». И носит веселое, почти пушкинское название «Государыня рыбка».
Это второй поэтический сборник туляка Алексея Дьячкова, сорокадвухлетнего инженера-строителя и поэта редкой вкусовой, и я бы сказал, пристальной точности и обаяния.
И за всем этим – всегда – главная, корневая координата. Вот, второе же стихотворение в книге отсылает нас вроде бы к фламандской живописи, к Рембранту и Брейгелю, а посмотрите, как сквозь все эти отсылы проступает здесь объемная картина Божьего мира, такая близкородственная автору «Государыни рыбки».
Сáския сына баюкает сказками.
Сухо шуршит уголек.
Света не видно сквозь слякоть фламандскую,
Марша не слышно. Але!
С палкой отец ковыляет за матерью.
В холмик воткнуто весло.
В парке с дояркой и копьеметателем
Снегом людей занесло.
Музыку сквозь пробиваясь трофейную,
Эхом наш голос воскрес.
Эти гулянья прости по аллеям нам.
Хлеб ненаучный нам днесь.
Днесь нам на противень жареных бройлеров,
В соль клубень наш обмакни,
Чтоб вспоминали под мясо с картофелем
Радостный день едоки.
Ропот животных под кровлей соломенной.
К телу склоненную тень. –
Все, что за бабушкой твердо запомнил я
В этот рождественский день.
Алексей Дьячков, из книги «Государыня рыбка»
Тульскому поэту удивительно органично удается следовать третьей заповеди. Не поминая имя Господа всуе, рассказывая, например, о каком-нибудь ветхом старике, живущем своей почти незаметной, никому не досаждающей жизнью, – Алексей Дьячков тихо славит Божие благоустройство, делая это еще и так искусно, что любителю поэзии могут вспомниться стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, и Заболоцкого…
И даже – вполне возможно – Некрасова вместе с Алексеем Константиновичем Толстым.
Воздается сторицей и сторицей
Нам за то, что любить тяжело. –
Ходит дед за березой на Троицу
И до Спаса без яблок живёт.
Скрипом вечер пугает и стуками.
И дрожит над избою зрачок.
Дочерьми позабытый и внуками,
Коротает свой век старичок.
В выходной себя балует окунем.
Кормит злого кота карасём.
А корову свою криворогую
Он отдельно от стада пасет.
Говорит с ней о войнах и беженцах,
О жаре и игле нефтяной.
И она его слушает с нежностью
И тяжелой трясет головой.
Алексей Дьячков, «Кузьмич», из книги «Государыня рыбка»
Я представил раздумчивого читателя, перелистывающего дьячковский сборник у магазинного стеллажа, рассматривающего картинку на обложке (кажется, с отпечатком в камне-песке, – силуэт кистеперой), вспоминал строчку другого поэта («…и плывёт над нами рыба – образ Господа Христа»), – и так вдруг захотелось мне, чтобы этот человек просто почитал для начала оглавление. Просто, подряд.
«…“Кузьмич”, “Зарница”, “Отец Павел”, “И пока я здоров и не стар ещё…”, “Не ветер в соснах музыка Тарусы…”, “Письмо другу”…».
Уже согревает, не правда ли?
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.