— Добрый вечер, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я, как старший по подъезду, пришёл напомнить, что завтра собрание жильцов. Уж придите, пожалуйста.
— Хорошо, Владимир Николаевич, обещаю! Чайку не хотите?
— С удовольствием!
— Милости прошу!
— Как же уютно у вас! Чистота, картины. Я всё вот на этого крепкого старика любуюсь. На прадеда моего похож, Кондратия Степановича. Он из северян был, из поморов. Фотографии старинные сохранились — такая же вот борода, как у этого исполина и косая сажень в плечах. И взгляд тот же — строгий, пронзительный.
— Это репродукция картины Рембранта «Моисей, разбивающий скрижали завета». Её главный герой, ветхозаветный пророк, конечно, не северянин. Он еврей, родился в египетском плену в тринадцатом веке до Рождества Христова.
— А-аа, так это тот самый Моисей, что вывел свой народ из Египта?
— Совершенно точно! Он действительно был исполином духа — смог повести к свободе людей, которые привыкли к своему рабскому положению. Ваш прадед, наверное, был похож на Моисея не только бородой и статью — русские поморы, как правило, имели крепкий внутренний стержень и неколебимую веру в Бога.
— О, да! Он без молитвы шагу не делал. И за домочадцами строго смотрел. Ох, и лютовал, когда его дочь, моя бабка, увозом, без благословения замуж вышла, да ещё и за заезжего иноверца. Боялся, что от православия отступит.
— Вот и Моисей ревновал о том, чтобы израильский народ в языческом плену не утратил свою связь с Богом. И переживаний, а лучше сказать, страданий на его долю выпало немало.
— Не слушались его?
— Люди хотели сытой благополучной жизни. Ради неё большинство и откликнулись на призыв Моисея покинуть Египет. Евреи надеялись, что там, куда они придут, в Обетованной Богом земле, будут рекой течь молоко и мёд. А в пути питание порой было весьма скудным, и странники бунтовали, требовали вернуться назад.
— Сердился он на них?
— Мне трудно точно сказать, какие чувства были у Моисея. Вот, посмотрите на картину. Рембрандт, мастер психологических портретов, изобразил лицо пророка печальным, даже скорбным, но при этом величественно спокойным. А между тем он готовится совершить акт, который можно счесть проявлением ярости.
— Да что вы! А кажется, он книгу для благословения поднял — ну вот, как батюшки у нас в церкви Евангелие поднимают во время службы.
— Это не книга. Это скрижали — две каменные доски, на которых начертаны десять заповедей. Их дал Моисею Сам Бог. Сорок дней пророк пребывал в общении с Творцом на горе Синай. А когда вернулся в стан евреев, то увидел, что они изготовили золотого тельца и поклоняются этому идолу, как Богу. И пророк разбил скрижали! На картине он занёс их над головой, чтобы в следующее мгновенье обрушить на скалу.
— Значит, всё-таки гневался Моисей!
— Едва ли пророк был движим просто гневом. Ведь он уничтожил на глазах израильтян свидетельство Божественного попечения о них. Скорее, праведник по наитию Святого Духа указал соотечественникам, что вершится трагедия — богоизбранный народ теряет связь с Создателем, лишается завета с Ним.
— Удивительно, эта картина — словно маленькая дверца, за которой бушуют вихри и ураганы!
— И светит яркое солнце Божественной любви к человеку. Если вам доведётся побывать в Берлинской картинной галерее, то обязательно посмотрите подлинник Рембранта «Моисей, разбивающий скрижали Завета». И непременно вспомните тогда, что изображённая на полотне история имела продолжение. Израильский народ сохранил веру, и в его недрах родился Спаситель, Иисус Христос. Он дал нам новые заповеди — заповеди любви. И хранить их надежнее всего на скрижалях сердца.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди