
У нас в гостях были регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов и заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой Академии имени В.С.Попова Илья Вашерук.
Мы говорили о традициях светского и церковного хорового искусства, о семинарах для регентов, организованных нашими гостями, а также разговор шел о песнопениях Страстной седмицы — мы слушали уникальные записи песнопений в исполнении знаменитых церковных хоров.
Информацию о семинарах можно найти на сайте rusregent.ru
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
– Добрый вечер. Меня зовут Алексей Пичугин, и я рад вас приветствовать в нашей студии. И с удовольствием представляю вам гостей. Сегодня в этой студии – Евгений Тугаринов – регент, педагог, художественный руководитель Детской хоровой православной студии «Царевич», член Союза писателей России, кандидат искусствоведения… Здравствуйте!
Е. Тугаринов
– Здравствуйте, Алексей!
А. Пичугин
– …и Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства Академии хорового искусства имени В.С. Попова… Добрый вечер!
И. Вашерук
– Добрый вечер!
А. Пичугин
– У нас сегодня несколько тем. Мы хотим поговорить о Страстной – мы сейчас с вами в пути ко Страстной седмице… Но об этом чуть попозже – о музыке Страстной недели, о музыке богослужебной. Сначала у нас есть еще одна тема интересная – наши гости выиграли грант на проведение встреч, мастер-классов… (как правильно это сказать, Евгений?)
Е. Тугаринов
– Это скорее семинары…
А. Пичугин
– ..семинаров, да – для регентов. Это важная история. Потому что вроде бы у нас огромное количество храмов, в каждом храме есть хор, и каждым хором кто-то управляет. Дальше уже вопрос, насколько качественно эти хоры звучат, насколько профессионально они управляются. Я думаю, что ваша задача как раз во многом – этот уровень поднять…
Е. Тугаринов
– Вы совершенно правы. Вы затронули несколько очень важных аспектов, которыми мы сами с Ильей руководствуемся. Когда мы продумывали и составляли концепцию наших семинаров, мы думали, что наши мысли отразятся в виде гранта. И вот это случилось – буквально неделю назад…
Вообще мы с Ильей – совершенно не случайные люди друг для друга. Мы знакомы уже более сорока лет. Когда я заканчивал консерваторию московскую, а Илья только в нее поступил, мы пересеклись – он на первом, я на пятом курсе… Было время, когда мы общались реже…
А. Пичугин
– Вы уезжали за границу…
Е. Тугаринов
– Я уезжал за границу, а Илья просто не вылезал из-за границы... Я туда поехал жить, а он просто периодически выезжал за границу, чтобы «встряхивать» местных музыкантов русским искусством, которое и нетленно, и неизбывно, и вечно. Русское искусство – это та картинка, по которой встречают Россию, провожают Россию и, может быть, воспринимают Россию. Не матрешки, отнюдь не водка и не медведи, а русское искусство. Русские музыканты сильны, русские музыканты авторитетны…
И вот мы как два русских музыканта какое-то время назад подумали, что наши силы должны быть обращены на церковь. Я уже более 30 лет в церкви, активно – более 13 лет. Жил в Великобритании, был регентом в Успенском соборе, в котором застал еще митрополита Сурожского Антония… И вот там я серьезно и глубоко соприкоснулся с деятельностью выдающегося регента 20 века протоиерея Михаила Фортунато…
А. Пичугин
– Мы можем даже наших слушателей адресовать к программе про отца Михаила Фортунато. Он совсем недавно ушел из жизни, и вспоминали мы его с Евгением Тугариновым вот буквально, может быть, месяца полтора-два назад. Можете в поисковике набрать «протоиерей Михаил Фортунато радио Вера Евгений Тугаринов» – и найдете нашу мемориальную программу. Она очень интересная, мне кажется, получилась, потому что Евгений очень живо рассказывал, вспоминал отца Михаила, владыку Антония Сурожского и жизнь Успенского собора в Лондоне. Это была очень интересная передача, спасибо Вам за нее!
Е. Тугаринов
– Да, Алексей, и я очень благодарен Вам, что у нас этот разговор состоялся…
Так вот, когда мы с Ильей обдумывали, что мы можем и должны сделать, мы, естественно, обратили свое внимание на опыт приходов русской эмиграции. И отец Михаил Фортунато – это один из столпов, можно сказать, церковного пения в 20 веке. Но столпы были и вокруг него, столпы были и до него. И сегодня, например, должны прозвучать несколько записей хора под управлением отца Михаила Фортунато – это запись 70-х годов, и она как раз будет посвящена наступившей Страстной неделе. Но также будет дана запись его учителя – Николая Михайловича Осоргина с мужским хором Сергиевского подворья в Париже…
А. Пичугин
– А Николай Михайлович Осоргин кем приходился Ульяне Осоргиной, супруге отца Александра Шмемана?
Е. Тугаринов
– Это всё одна семья, он брат…
А. Пичугин
– А, он брат ее… Ну да, по возрасту оно и получается так… Мы обязательно послушаем через несколько минут… И все же расскажите про семинар. Вернее, про этот проект, который у вас начинается. Вот вы сами как определяете, для чего это нужно?
И. Вашерук
– Вы знаете, я начинал больше как профессиональный музыкант, нежели церковный. Потом, когда меня сильно заинтересовало церковное пение – я уже в каком-то смысле развился – я вдруг понял, что я в состоянии организовывать клироса. То есть, грубо говоря, приходишь в церковь, набираешь педагогов музыкальной школы человек 20-30 и организуешь клирос. Вот таких клиросов у меня организовано с десяток, может, больше… И в какой-то момент мне пришла интересная мысль… Меня стала сильно интересовать литургика, меня стал сильно интересовать евхаристический канон, и по большей части таинства… Я понял, что мне не хватает богословского образования, и даже пытался поступить в Свято-Тихоновский институт, чтобы получить образование…
И тут у меня возникла идея – я вдруг узнал, что Женя вернулся из Лондона и что он занимается православной музыкой. Меня это очень сильно вдохновило. Я с ним встретился и говорю: давай сделаем так… Общая концепция, кратко – идея в том, что профессиональные музыканты нуждаются в духовном образовании, а люди, которые поют в церкви на клиросах, нуждаются в профессиональном образовании, и с этой стороны можно было бы сильно помочь, потому что есть богатый опыт. Я хотел бы, чтобы люди знали, что такое дирижирование, сольфеджио, фортепиано, вокал, в том числе постановка голоса; чтобы они могли читать партитуры – у меня богатый в этом смысле опыт преподавания, я преподаю уже больше 45 лет…
А. Пичугин
– А Вы, простите, сами регентуете?
И. Вашерук
– Да, конечно. В разных храмах регентовал – большой список, просто нет времени перечислять… А конечная точка – я последние 15 лет регентовал в храме Всемилостивого Спаса в поселении Вороновское… Потом, когда батюшку направили в Троицкую церковь…
А. Пичугин
– Отца Георгия?
И. Вашерук
– А Вы знаете отца Георгия?
А. Пичугин
– Да, конечно… В Подольском районе…
И. Вашерук
– Да, и как раз в Подольском районе организовано достаточно много клиросов… Где я даже бабушек учил «до – ми – соль, до – фа – ля»…
А. Пичугин
– Много общих знакомых, наверное…
И. Вашерук
– Скорее всего… А основная идея следующая: музыканты должны получать духовное образование, потому что это дело достаточно сильно разобщено, и довольно давно это произошло… А люди, которые поют на клиросах, еще раз повторю – они должны получать музыкальное образование. И в этом смысле мы объединяемся с Евгением Святославовичем, чтобы организовать… У нас такая впереди большая амбиция – организовать академию церковного хорового искусства. Потому что академия хорового искусства, в которой я работаю, уже образована, и хор там высокого качества, можно сказать, один из лучших студенческих хоров в Москве… да и в России…
Но вот нужно понять, что наши педагоги, профессура, и педагоги Большого театра, молодежной оперной программы готовы оказывать консультативную помощь, готовы участвовать в семинарах. И это очень большое достижение, потому что в конце концов нужно соединять светское и церковное… Через наши семинары… Я думаю, это будет очень полезно для всех.
Е. Тугаринов
– Мне сейчас пришла на ум вот какая мысль. Илья предложил нашему проекту слово «объединение». «Русские регенты – объединение». Слово «объединение» – оно очень многоплановое, и оно с разных сторон как бы прикладывается к такому сочетанию «Русские регенты». Объединение – это то, о чем сказал Илья: светские и церковные музыканты…
И. Вашерук
– Вот я бы хотел добавить (извини, пожалуйста)… Мне в свое время очень было обидно, что светские хоры поют лучше церковных с точки зрения качества звука… Я всегда хотел… Я вот даже священнику в моем рассказе, который описал, сказал: «Батюшка, давайте я Вам хороший хор создам». Он говорит: «У меня хор хороший». А я говорю: «Батюшка, ну плохо поют…». – «Да нет, хорошо поют…». В результате… Ответ на вопрос «Что же такое хорошее пение?» вы можете найти в моем рассказе, который опубликован на сайте, «Записки одного регента» называется…
Е. Тугаринов
– Поскольку наши семинары посвящены опыту русской эмиграции, я предлагаю сейчас поставить хор под управлением протоиерея Михаила Фортунато – это хор Успенского собора. Служит митрополит Антоний Сурожский. А хор исполнит тропарь Великой Пятницы, вечерня Великой Пятницы, «Благообразный Иосиф».
Звучит запись песнопения хора Успенского собора Лондона – тропарь Великой Пятницы, «Благообразный Иосиф»
А. Пичугин
– Я напомню, друзья, что это программа «Светлый вечер», и у нас в гостях – Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства Академии хорового искусства имени В.С. Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель Детской хоровой студии «Царевич».
Итак, мы говорим о проекте семинаров для регентов… Давайте продолжим. Евгений, Вы хотели рассказать о сайте, о том, как все будет работать технически…
Е. Тугаринов
– Да, буквально 1 января этого года был создан сайт, который носит название «Русские регенты». Вообще, мне кажется, мы выйдем в какой-то момент на бренд «Русские регенты»… Ну это я так, мечтаю…
А. Пичугин
– Вот интересно – Вы говорите, а я параллельно набиваю в поисковике «русские регенты»… И знаете, ваш сайт, конечно, выпадает первым… Но перед этим выпадают картинки: Елена Глинская, Анна Леопольдовна, Софья Алексеевна, Эрнст Бирон…
Е. Тугаринов
– То есть, в другом смысле…
А. Пичугин
– Да, регенты в другом смысле этого слова… Извините, что перебил Вас…
Е. Тугаринов
– Да, так вот… Сайт «Русские регенты» предназначен для информирования потенциальных слушателей и участников наших семинаров. На первой же странице сайта есть кнопка «зарегистрироваться», «отправить заявку», о чем мы, собственно, и просим тех людей, которые нас слышат (или тех людей, которые услышат от тех, кто сейчас нас слышит)… То есть, мы сейчас, получив президентский грант, обязаны его выполнять. Но мы бы и так выполняли этот свой проект. Но теперь у нас есть и дополнительные возможности для того, чтобы сделать это хорошо, серьезно. И в качестве нашей изюминки – мы имели согласие нескольких регентов зарубежных – например, протодиакона Александра Кедрова из Парижа, Алены Овсянниковой из Амстердама…
А. Пичугин
– Красовского вижу в списке из Сан-Франциско…
Е. Тугаринов
– Да… Но сейчас вот, в сегодняшней ситуации, когда нет прямых перелетов открытых, все настолько усложнено, что может так случиться, что эти люди не смогут к нам приехать и будут участвовать дистанционно…
А. Пичугин
– Ну, мы за два года привыкли уже вообще-то к дистанционным формам… Хотя это, наверное, не очень хорошо…
Е. Тугаринов
– Это совсем не хорошо! Это совсем не подходит для хоровой деятельности. Да, можно дать свои замечания, можно послушать одного человека; но целиком слышать и как-то это регулировать, на это воздействовать – это совершенно исключено… Это просто не тот совершенно формат.
На нашем сайте есть раздел, например, «Библиотека». В этом разделе будет появляться тот материал, который составится в процессе наших семинаров. Будут там видеозаписи наших семинаров, будут статьи, будут отдельные какие-то лекции…
Ну вот самое время, наверное, сказать о расписании наших семинаров. Во-первых, конечно, их легко найти на сайте…
А. Пичугин
– Давайте еще раз самое главное проговорим: как туда попадают?
Е. Тугаринов
– На семинары или на сайт?
А. Пичугин
– На семинары. На сайт понятно: rusregent.ru…
Е. Тугаринов
– Человек заходит на сайт, заполняет заявку, которая очень, так сказать, не сложная, и отправляет эту заявку… Там он отвечает на целый ряд вопросов – кто он, какое у него музыкальное образование, есть ли оно, какой у него опыт церковный, регентский, певческий… И с этими сведениями человек отправляет заявку…
И. Вашерук
– Я хотел сказать, что у нас сейчас академия проводит большое количество мастер-классов, и самое важное, пожалуй, когда вы будете заполнять заявку – напишите, пожалуйста, подробно, чего вы ожидаете от мастер-классов, чему вы хотите научиться, каков ваш интерес. Потому что это очень важно при организации мастер-классов в академии, когда мы сейчас работаем… Иногда попадают люди случайно – они совсем не за этим пришли… Вот пожалуйста – это нас очень хорошо организует и направит – именно что вы хотели бы получить от этих мастер-классов и семинаров…
Е. Тугаринов
– Семинаров запланировано четыре: в июле 2022 года в Муроме, в Благовещенском мужском монастыре…
А. Пичугин
– Почему именно в Муроме?
Е. Тугаринов
– Ну, в каком-то смысле, чтобы привлечь людей из разных концов России (и, может быть, не только России) в русский старый город, который древнее Москвы, который был дан святым Владимиром в наследство его сыну Глебу… И просто, так сказать, погрузиться в старину русскую… Кроме того, у нас очень добрые отношения с настоятелем Благовещенского монастыря игуменом Кронидом…
Второй семинар запланирован осенью, в октябре 2022 года в Московской государственной консерватории. Для нас это, конечно, очень солидное место. Во-первых, потому что мы там учились. Я там еще работал… И нас, конечно, знают, и наверное, от нас ожидают чего-то очень серьезного. Мы постараемся соответствовать этому.
В январе 2023 года семинар запланирован в Петербурге, в музыкальном училище имени Мусоргского, а в июне 2023 года – снова заключительный семинар в городе Муром.
А. Пичугин
– А по окончании будут ли выдаваться какие-то дипломы? Будет ли какая-то практика, будет ли возможность участникам семинаров проявить себя и реализовать себя как регенты в каких-то храмах?
Е. Тугаринов
– Знаете, ведь уже первый семинар покажет, какого рода люди приедут… Может, это будут люди, которые только начинают свой путь; а может, приедут люди, которые находятся в эпицентре как бы своей творческой, регентской жизни… И тем не менее, часто слышишь, что люди, которые могут не первый десяток даже лет, десять-пятнадцать лет прослужили регентами – оказываются в состоянии кризиса, когда что-то тормозится… Либо музыкальное что-то, либо человек не знает, как научить того, кто к нему пришел – вот это очень важно! Поэтому у нас будет одним из методических направлений что-то, чтобы помочь такого рода людям…
А. Пичугин
– Вы хотели добавить, Илья…
И. Вашерук
– Да, я хотел добавить, что мой опыт церковной жизни начался с того, что я пришел и опозорился в церкви. Меня попросили в консерватории… Знали, что придет тенор (хотя я сейчас уже бас) – меня ждали… Поставили на службе, начали ставить ноты – а я начал ошибаться… Это было страшное позорище – ошибка, ошибка, ошибка, ошибка, ошибка… Потому что я впервые столкнулся с тем, что надо читать ноты со словами! А еще при управлении там ломается метр, ритм… Для меня это было шоком настоящим.
Я стал обдумывать эту ситуацию… И с этого берет начало моя новая специальность – эксклюзивный курс, который называется «Чтение с листа». Потому что это очень важно! И когда ты читаешь с листа… Эту специальность на самом деле не преподают ни в музыкальных школах, ни в консерваториях – ее просто нет…
А. Пичугин
– Простите, тут нужно уточнить – а насколько… это характерно только для церковной музыки… или для любого хорового исполнения?
И. Вашерук
– Ну, обычно люди разбирают хоры, и долго их мусолят, мурыжат – как еще сказать, чтобы было хорошо…
Е. Тугаринов
– Они начинают сольфеджио изучать, на слог какой-то распевать…
И. Вашерук
– Да, есть разные способы издевательства над хоровой музыкой… В данном случае я уже ответственно могу сказать, что 45 лет я преподаю специальность, которая называется «Чтение с листа»…
А. Пичугин
– А нам пора снова переходить к композициям… Какое песнопение мы будем слушать, Евгений?
Е. Тугаринов
– Сейчас хотелось бы поставить нашим слушателям седален из службы Утрени Великого Пятка. Это известная служба Двенадцати Евангелий, «Днесь Иуда оставляет Учителя», в переложении Кастальского.
А. Пичугин
– Прежде чем она прозвучит, я бы хотел все-таки немножко уточнить… Несмотря на то, что мы достаточно часто, вроде, говорим о церковной музыке, есть специфические названия некоторых песнопений. Тот же «седален», например. Для многих людей не очень понятно, что это такое – тут надо пояснять, что седален – это песнопение, которое исполнялось в древности во время богослужения и во время которого можно было сидеть, и поэтому, собственно, в истории и сохранилось такое название…
Звучит запись песнопения – седален из Утрени Великого пятка (служба 12 Евангелий), «Днесь Иуда оставляет Учителя» (переложение Кастальского)
А. Пичугин
– Друзья, напомню, в гостях у светлого радио сегодня – Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», и Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени Попова. Я – Алексей Пичугин, и мы через минуту вернемся.
А. Пичугин
– Возвращаемся в нашу программу. Напомню, дорогие друзья, что у нас в гостях сегодня – Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич». Мы говорим о семинарах, которые должны вот-вот уже начаться…
Кстати, давайте еще раз напомним: семинары для регентов, где можно повышать свою квалификацию, где можно научиться, где можно просто, видимо, приятно провести время за любимым делом…
Е. Тугаринов
–Где можно соприкоснуться с опытом русской эмиграции…
А. Пичугин
– С опытом русской эмиграции, да – это важное уточнение… А когда начнутся семинары? Это важно тоже…
Е. Тугаринов
– Семинары начнутся в июле – первый пройдет в Муроме 22-24 июля этого года.
А. Пичугин
– Все понятно… Про повышение квалификации, Илья, Вы хотели сказать…
И. Вашерук
– Да, я хотел сказать… Дело в том, что вот такой, можно сказать, государственный язык – он немножко может даже отпугивать. Это вообще очень интересное дело… Я сколько сталкивался с людьми, а у меня даже есть специальный курс для бабушек – я занимаюсь и с детьми, и с бабушками, и с «нулями» (люди, которые пришли без образования)… И в принципе, у всех, кто приходит учиться, я чувствую (и они сами чувствуют) какой-то кризис, предел… Это интересный момент.
В свое время, в 2000-2002 году, я преподавал у Евгения Кустовского на курсах хороведения. Ко мне пришел 18-летний мальчик, и он сразу заявил… Да, он наслушался в Троице-Сергиевой лавре хор отца Матфея Мормыля… И когда мама Даниила… (его так тогда звали, а сейчас он уже – священник Григорий) отправляла его за молоком, если он при этом не возвращался с молоком полтора часа, она знала – службу ведет отец Матфей…
А. Пичугин
– Значит, в Сергиевом Посаде дело было?
И. Вашерук
–Да… И он ко мне уже пришел в Москве и говорит: «Я хочу стать священником. Но сначала я хочу понять, от чего зависит хор, пение хора…»
А. Пичугин
– Хороший священник…
И. Вашерук
– Да, он хороший священник, он сейчас служит в монастыре, монах… Я хочу сказать, что он ко мне пришел специально с просьбой – научите меня, пожалуйста, тому, что такое хорошо и что такое плохо в пении хора… И мы с ним целый год занимались, после этого он ко мне пришел на вокал… Теперь он священник…
Еще могу один пример из жизни привести. Один из диаконов патриарха Кирилла сейчас – мой ученик Игорь Данилов, а ныне отец Андрей. Мы с ним начинали, когда мне было 17, а ему 11… Мы начали общаться, и я его учил петь правильно сонату Моцарта фа мажор…
Е. Тугаринов
– А я учил этого иподиакона патриаршего, когда мне было 29, а ему – соответственно… Он был студентом класса Владислава Геннадьевича Соколова, а я – аспирантом, и я обязан был преподавать дирижирование его курсу, вот преподавал…
И. Вашерук
– Да… И в итоге в моей практике… По поводу критики – критика должна быть, конечно, обязательно… Из критики пения церковного выработалось несколько позиций. Позиция первая (как бы претендующая на абсолютную истину… шутка, конечно): хор в церкви должен петь хорошо. За пение хора отвечает регент, и регент берет на себя ответственность за пение хора… Потому что ко мне некоторые люди приходят и говорят: вот я хочу поучиться на регента, но регентом я быть не хочу…
А. Пичугин
– А зачем тогда…
И. Вашерук
– А я и говорю: нет, я с вами не буду заниматься… Давайте, либо вы берете на себя ответственность за пение хора, а это тяжелая вещь… И в конце концов люди, которые упираются в кризис, а кризисы… Вот мы с Женей говорили – я сам шесть кризисов церковных прошел, и оказался живой, и со все большим и большим энтузиазмом… И это очень важно, и я хотел бы поделиться своим опытом того, что такое настоящий рост. Потому что когда прекращается рост, начинается деградация – а это недопустимо.
Е. Тугаринов
– Я хотел сказать, продолжая мысль Ильи, что наши занятия на семинарах будут направлены на подготовку двух богослужений – всенощного бдения в субботу и воскресной литургии. Репертуар не то что будет копировать опыт русской эмиграции… Мы постараемся такой репертуар подобрать, который будет, может быть, и современным, но в духе тех песнопений и того направления, которое исповедовали регенты и хоры русского зарубежья…
А. Пичугин
– А почему именно русского зарубежья?
Е. Тугаринов
– А это очень просто. Когда случилась революция, гражданская война, миллионы людей оказались на Западе – в Америке, в Европе, в Азии, в Австралии… Эти люди не могли ничего вынести и привнести в церковное пение кроме того, что они слышали в России дореволюционной…
А. Пичугин
– А можно ли говорить о том, что у нас нет записей дореволюционного хора?
Е. Тугаринов
– У нас есть записи дореволюционного хора…
А. Пичугин
– Нет, секундочку… У нас практически нет записей дореволюционного хора… Их немного, а те, что есть – все-таки качество записи начала 20 века не дает нам в полной мере осознать и ощутить, насколько это были профессиональные хоры. Почему я так говорю – я не так много слышал, но у меня когда-то был диск, я его очень люблю (не знаю, где он сейчас, правда, но сейчас в интернете все доступно) – записи протодиакона Константина Рузова, и вместе с ним Синодальный хор поет. Ну в общем слышно, что поют… И что поют, понятно… Но насколько это хорошо, понять сложно…
Е. Тугаринов
– Ну вы знаете, это нам понять сложно, потому что мы еще ориентируемся на эти редкие записи, а там несовершенство записи было колоссальное… Но те люди, которые покидали Россию – они не записи слушали…
А. Пичугин
– Так нет, подождите… Собственно, смысл-то вопроса в том, что качество плохое у записей… А можно ли сказать, что за рубежом они действительно фотографически сохранили традиции?
Е. Тугаринов
– Нет, это не фотографическое сохранение. Такой пример. В 1924 году было приобретено Сергиевское подворье в Париже (буквально куплено), и желая начать служить, два человека сели за стол и поняли, что у них нет ни книг, ни нот церковных… А нужно было подготовить первую службу. И они начали вспоминать, как служили в Троице-Сергиевой лавре до революции. Эти два человека были епископ Вениамин Федченков и Михаил Михайлович Осоргин – отец того Николая Михайловича Осоргина, запись которого мы вот ставили последнюю. То есть, эти люди вспоминали дореволюционное пение, и это пение в гласовой своей части, в обиходной своей части, в авторской даже своей части – оно как раз оказалось приложимо к ежедневному, к ежевоскресному богослужению. И это «вспоминание» продолжалось год, а может быть, даже больше. Потом они сами обрабатывали напевы – знаменный, или киевский, или греческий, или какой угодно – в том ключе, в том духе, в котором им это давала понятие церковность русского пения… Молитвенность русского пения, духовность русского пения – для них это были слова не умозрительные, не какие-то формулы, которые вот надо сказать – и у тебя пение таким становится… Отнюдь…
Это очень может быть далекой дистанцией… Но нам именно поэтому хотелось бы вот через опыт русской эмиграции, через соприкосновение с такими хорами, с такими регентами, с такими приходами показать современным людям… Чтобы они почувствовали преемственность сегодняшнего дня вот всему 20 веку…
И. Вашерук
– Я хочу добавить, что как раз эта идея организовать академию церковного хорового искусства возникла… Я получил шок – в положительном смысле слова – потому что я участвовал в конкурсе православных композиторов, и первое, что я сделал – это послал «вконтакте» запрос, какие существуют композиции… Вы не представляете, откуда пришли заявки! Из Австралии, из Владивостока, из Норильска, из Екатеринбурга стали присылать песнопения… И самый большой шок – оказалось, что существуют коллективы уже молодых композиторов и молодых певцов… И я обнаружил коллектив, в котором поют все мои выпускники – прямо в ютубе есть такой…
А. Пичугин
– А как называется?
И. Вашерук
– Смотрите, «Херувимскую песнь» сочинил мой студент, который мимо меня ходил три года… Можете себе представить! Я говорю: «Георг, как же так, ты сочинил «Херувимскую»… Всё, беру в репертуар!». То есть, оказывается, что существует преемственность! Дух дышит, где хочет! Оказывается, что существуют молодые композиторы, в том числе и мои студенты, которые потрясающе пишут церковную музыку… Хотя я работаю в академии хорового искусства и заведую кафедрой театра, я вдруг обнаружил, что православная музыка проникает везде абсолютно, в том числе через моих студентов…
А. Пичугин
– Знаете, как мы удивляемся на радио «Вера», когда к нам приходят такие молодые композиторы – потому что мы не знали… Но, видимо, существует, действительно, целая плеяда блестящих композиторов…
И. Вашерук
– Да!! И есть целые сборники блестящей музыки…
А. Пичугин
– Вы уже неоднократно упоминали это имя – Николай Михайлович Осоргин. А мы с ним практически не знакомы. Можете чуть подробнее о нем рассказать? Тем более, что это такой выдающийся человек, проживший очень длинную жизнь… Умер относительно недавно…
Е. Тугаринов
– Николай Михайлович скончался в ноябре 2014 года. А до 2007 года он оставался старшим регентом, главным регентом Сергиевского подворья – там, где до сих пор существует богословский институт Сергиевский… А родился он в 1924 году – в те самые дни, когда приобреталось Сергиевское подворье… И у Николая Михайловича выступали слезы на глазах, когда он рассказывал, что первая служба на этом подворье была посвящена ему – это были его крестины! Крестины, где крестили маленького Николеньку…
А. Пичугин
– 24-й год?
Е. Тугаринов
– Да, 24-й! В сентябре 1924 года. Его крестил архиепископ Евлогий…
А. Пичугин
– Георгиевский…
Е. Тугаринов
– Георгиевский, да… И вот Николай Михайлович, так случилось – он всю жизнь прожил на этом подворье… Его квартира была на подворье…
А. Пичугин
– Он и маленьким жил там, в этой квартире?
Е. Тугаринов
– Он прожил всю жизнь… Ну, в разных, может быть – сначала в одном доме жили… А его отец – Михаил Михайлович Осоргин, тот, кто с епископом Вениамином как раз вспоминал гласы Троице-Сергиевой лавры… Его отец был первым регентом-чтецом – его отпевали и хоронили как чтеца, чтец Михаил Осоргин… Который тоже гармонизировал напевы, и который тоже создавал хор с епископом Вениамином…
Отец Матфей в год 1000-летия Руси в 1988 году с братским хором Троице-Сергиевой лавры был в Париже. И отец Матфей пришел вместе с хором на подворье… У меня есть фотография, где рядом стоят смеющиеся Николай Михайлович и отец Матфей… Они были… Это и отец Матфей мне говорил, и Николай Михайлович мне говорил – «мы одного духа»…
А. Пичугин
– Я видел на сайте Елоховского собора Вашу статью, вернее, некролог по Николаю Михайловичу… То, что Вы говорите – да, это фотографиями хорошо проиллюстрировано… А мы переходим к песнопениям, и коль скоро мы сейчас говорили про Николая Михайловича Осоргина, грех не послушать песнопение, которое исполняется под его руководством… «Разделиша ризы» – замечательное песнопение…
Е. Тугаринов
– Это прокимен…
А. Пичугин
– Да, это прокимен, но он настолько… Давайте послушаем! И вы поймете, насколько это трогательно. Если вы за богослужением его никогда не слушали, то вот послушайте сейчас, насколько он…
Е. Тугаринов
– Канонарх – будущий протодиакон Александр Кедров…
А. Пичугин
– А, еще и вот так…
Е. Тугаринов
– Это редкая очень запись…
А. Пичугин
– Слушаем!
Звучит запись песнопения хора под руководством прот. Николая Осоргина, прокимен «Разделиша ризы Моя себе»
А. Пичугин
– Друзья, напомню, в гостях у светлого радио сегодня – Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич». Мы говорили в основном сегодня всю программу о семинарах для регентов, которые организуют наши гости. И первые семинары пройдут в середине июля, в двадцатых числах…
Е. Тугаринов
– В Муроме…
А. Пичугин
– В Муроме… Но мы с вами на Страстной. И поэтому у нас есть удивительная возможность поговорить о песнопениях Страстной седмицы. Или Страстной недели, как бы мы сказали светским языком… Песнопения Страстной – это вообще отдельная история. Страстная – это не Великий пост. Всё, Великий пост у нас закончился, закончился Входом Господним в Иерусалим… Всё остальное – это путь Христа на крест… И основная часть богослужений Страстной седмицы, особенно второй ее половины, рассказывает об этом пути… И она показывает весь ужас креста… Вот как мы с точки зрения церковной музыки можем об этом говорить?
Е. Тугаринов
– Вы знаете, я как бы вырос, воспитан митрополитом Антонием, протоиереем Михаилом Фортунато, и своим опытом руководства хором в Лондоне… А этот хор пел Страстную неделю на песнопения Кастальского. Александр Дмитриевич Кастальский в 10-е годы 20 века был как раз погружен в Страстную неделю, чтобы обиходными и гласовыми песнопениями так ее отобразить, так ее высветить… Что он написал труд, который так и называется «О выразительном исполнении стихир»…
И вот в этом духе, эти как раз песнопения в таком ключе, в котором завещал Кастальский, хор в Лондоне пел, наверное, с 40-х годов. Дело в том, что предшественник отца Михаила Фортунато – Михаил Иванович Феокритов – получил целую подборку партитур синодального хора от Николая Дмитриевича Успенского, который был профессором духовной академии и университета в одно и то же время в Ленинграде. И вот эти ноты были посланы Феокритову в Лондон в знак его причастности к тому творчеству нового направления, главой которого был Кастальский…
Естественно, когда я приехал в Лондон, песнопения Кастальского были тем единственным, что мне следовало исполнять. И они действительно отражают каждый день Страстной недели как нечто настолько глубинное и яркое… В них есть и скорбь, в них есть и свет, в них есть и слава креста – потому что именно крестом Христос умер и крестом мы спасаемся…
Когда я приехал в Москву и стал руководить хором Елоховского собора, я попытался убедить настоятеля, покойного ныне протоиерея Александра Агейкина, что эти песнопения – это то, что должно звучать в Елоховском соборе… Потому что лучшего для Страстной недели, лучшего для службы, например, 12 Евангелий… нет!
Я это слышал, еще когда с 90-х подворьем Троице-Сергиевой лавры руководил Горбик, я это слышал в других местах – может быть, отдельные какие-то фрагменты Кастальского… Но в Лондоне Кастальский был целиком. И в Елоховском соборе мне тоже удалось с правым хором исполнить песнопения Кастальского… Но там сослужил правому хору левый хор, который пел обычные гласы – и поэтому это был винегрет… С которым надо было мириться, который надо было как-то терпеть… Но этот винегрет… Ну, я не знаю, как оценить винегрет… Вообще винегрет я люблю, но в другом смысле – да, это хорошая еда…
Но если серьезно – лучше Кастальского для Страстной недели нет. И мы послушаем еще одно песнопение – стихиру на хвалитех из службы 12 Евангелий «Два и лукавная сотвори» в гармонизации Александра Дмитриевича Кастальского…
А. Пичугин
– Да, давайте послушаем… И это песнопение будет завершать нашу сегодняшнюю программу. В конце только я бы попросил вас еще раз напомнить всю контактную информацию семинаров для регентов. Я помню, что 22-24 июля, но как записаться, где найти, кто может обратиться к вам – давайте еще раз кратко тезисно повторим.
Е. Тугаринов
– Друзья дорогие, мы вас ждем! И чтобы мы с вами встретились, вам нужно зайти на сайт «Русские регенты» – латинскими буквами rusregent.ru – вы сразу попадете на официальный сайт «Русские регенты». Первая же страница даст вам возможность открыть анкету, заполнить анкету с минимальной информацией о том, кто вы, что вы, откуда, каким опытом музыкальным (или регентским, или певческим) вы обладаете… Вы отсылаете эту анкету, она попадает нашему координатору, и вам, наверное, будет направлено ответное письмо, приглашающее вас приехать.
Наши семинары бесплатные. Вам только нужно будет по самым-самым доступным ценам оплатить свое жилье и оплатить свое питание. В Муроме вы будете жить в Спасо-Преображенском монастыре, питаться там же, и в Благовещенском монастыре, где будет проходить обучение…
А. Пичугин
– А добраться до Мурома нужно самим?
Е. Тугаринов
– Добраться до Мурома да – но это доступно, все же не авиаперелет…
А. Пичугин
– Ну да, Муром у нас не так далеко…
Е. Тугаринов
– 300 километров (от Москвы)…
И. Вашерук
– После официальной информации говорю неофициальную… Илья Вашерук в «вконтакте» один – это очень просто, сейчас на мастер-классах даже спрашивали про эти семинары… Просто заходите в друзья, мы будем общаться, и это гораздо ближе и проще. Просто заходите в друзья, задавайте вопросы, пишите мне в личные сообщения. Этого достаточно…
А. Пичугин
– Спасибо большое! Напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» вместе с нами и с вами были Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени В.С. Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», член Союза писателей России, кандидат искусствоведения. Прощаемся – всего доброго и до свидания!
Е. Тугаринов
– До свидания!
И. Вашерук
– До свидания! Всего хорошего!
Звучит запись песнопения хора – стихира на хвалитех из службы 12 Евангелий «Два и лукавная сотвори» (в гармонизации Кастальского)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер