У нас в гостях были регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов и заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой Академии имени В.С.Попова Илья Вашерук.
Мы говорили о традициях светского и церковного хорового искусства, о семинарах для регентов, организованных нашими гостями, а также разговор шел о песнопениях Страстной седмицы — мы слушали уникальные записи песнопений в исполнении знаменитых церковных хоров.
Информацию о семинарах можно найти на сайте rusregent.ru
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
– Добрый вечер. Меня зовут Алексей Пичугин, и я рад вас приветствовать в нашей студии. И с удовольствием представляю вам гостей. Сегодня в этой студии – Евгений Тугаринов – регент, педагог, художественный руководитель Детской хоровой православной студии «Царевич», член Союза писателей России, кандидат искусствоведения… Здравствуйте!
Е. Тугаринов
– Здравствуйте, Алексей!
А. Пичугин
– …и Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства Академии хорового искусства имени В.С. Попова… Добрый вечер!
И. Вашерук
– Добрый вечер!
А. Пичугин
– У нас сегодня несколько тем. Мы хотим поговорить о Страстной – мы сейчас с вами в пути ко Страстной седмице… Но об этом чуть попозже – о музыке Страстной недели, о музыке богослужебной. Сначала у нас есть еще одна тема интересная – наши гости выиграли грант на проведение встреч, мастер-классов… (как правильно это сказать, Евгений?)
Е. Тугаринов
– Это скорее семинары…
А. Пичугин
– ..семинаров, да – для регентов. Это важная история. Потому что вроде бы у нас огромное количество храмов, в каждом храме есть хор, и каждым хором кто-то управляет. Дальше уже вопрос, насколько качественно эти хоры звучат, насколько профессионально они управляются. Я думаю, что ваша задача как раз во многом – этот уровень поднять…
Е. Тугаринов
– Вы совершенно правы. Вы затронули несколько очень важных аспектов, которыми мы сами с Ильей руководствуемся. Когда мы продумывали и составляли концепцию наших семинаров, мы думали, что наши мысли отразятся в виде гранта. И вот это случилось – буквально неделю назад…
Вообще мы с Ильей – совершенно не случайные люди друг для друга. Мы знакомы уже более сорока лет. Когда я заканчивал консерваторию московскую, а Илья только в нее поступил, мы пересеклись – он на первом, я на пятом курсе… Было время, когда мы общались реже…
А. Пичугин
– Вы уезжали за границу…
Е. Тугаринов
– Я уезжал за границу, а Илья просто не вылезал из-за границы... Я туда поехал жить, а он просто периодически выезжал за границу, чтобы «встряхивать» местных музыкантов русским искусством, которое и нетленно, и неизбывно, и вечно. Русское искусство – это та картинка, по которой встречают Россию, провожают Россию и, может быть, воспринимают Россию. Не матрешки, отнюдь не водка и не медведи, а русское искусство. Русские музыканты сильны, русские музыканты авторитетны…
И вот мы как два русских музыканта какое-то время назад подумали, что наши силы должны быть обращены на церковь. Я уже более 30 лет в церкви, активно – более 13 лет. Жил в Великобритании, был регентом в Успенском соборе, в котором застал еще митрополита Сурожского Антония… И вот там я серьезно и глубоко соприкоснулся с деятельностью выдающегося регента 20 века протоиерея Михаила Фортунато…
А. Пичугин
– Мы можем даже наших слушателей адресовать к программе про отца Михаила Фортунато. Он совсем недавно ушел из жизни, и вспоминали мы его с Евгением Тугариновым вот буквально, может быть, месяца полтора-два назад. Можете в поисковике набрать «протоиерей Михаил Фортунато радио Вера Евгений Тугаринов» – и найдете нашу мемориальную программу. Она очень интересная, мне кажется, получилась, потому что Евгений очень живо рассказывал, вспоминал отца Михаила, владыку Антония Сурожского и жизнь Успенского собора в Лондоне. Это была очень интересная передача, спасибо Вам за нее!
Е. Тугаринов
– Да, Алексей, и я очень благодарен Вам, что у нас этот разговор состоялся…
Так вот, когда мы с Ильей обдумывали, что мы можем и должны сделать, мы, естественно, обратили свое внимание на опыт приходов русской эмиграции. И отец Михаил Фортунато – это один из столпов, можно сказать, церковного пения в 20 веке. Но столпы были и вокруг него, столпы были и до него. И сегодня, например, должны прозвучать несколько записей хора под управлением отца Михаила Фортунато – это запись 70-х годов, и она как раз будет посвящена наступившей Страстной неделе. Но также будет дана запись его учителя – Николая Михайловича Осоргина с мужским хором Сергиевского подворья в Париже…
А. Пичугин
– А Николай Михайлович Осоргин кем приходился Ульяне Осоргиной, супруге отца Александра Шмемана?
Е. Тугаринов
– Это всё одна семья, он брат…
А. Пичугин
– А, он брат ее… Ну да, по возрасту оно и получается так… Мы обязательно послушаем через несколько минут… И все же расскажите про семинар. Вернее, про этот проект, который у вас начинается. Вот вы сами как определяете, для чего это нужно?
И. Вашерук
– Вы знаете, я начинал больше как профессиональный музыкант, нежели церковный. Потом, когда меня сильно заинтересовало церковное пение – я уже в каком-то смысле развился – я вдруг понял, что я в состоянии организовывать клироса. То есть, грубо говоря, приходишь в церковь, набираешь педагогов музыкальной школы человек 20-30 и организуешь клирос. Вот таких клиросов у меня организовано с десяток, может, больше… И в какой-то момент мне пришла интересная мысль… Меня стала сильно интересовать литургика, меня стал сильно интересовать евхаристический канон, и по большей части таинства… Я понял, что мне не хватает богословского образования, и даже пытался поступить в Свято-Тихоновский институт, чтобы получить образование…
И тут у меня возникла идея – я вдруг узнал, что Женя вернулся из Лондона и что он занимается православной музыкой. Меня это очень сильно вдохновило. Я с ним встретился и говорю: давай сделаем так… Общая концепция, кратко – идея в том, что профессиональные музыканты нуждаются в духовном образовании, а люди, которые поют в церкви на клиросах, нуждаются в профессиональном образовании, и с этой стороны можно было бы сильно помочь, потому что есть богатый опыт. Я хотел бы, чтобы люди знали, что такое дирижирование, сольфеджио, фортепиано, вокал, в том числе постановка голоса; чтобы они могли читать партитуры – у меня богатый в этом смысле опыт преподавания, я преподаю уже больше 45 лет…
А. Пичугин
– А Вы, простите, сами регентуете?
И. Вашерук
– Да, конечно. В разных храмах регентовал – большой список, просто нет времени перечислять… А конечная точка – я последние 15 лет регентовал в храме Всемилостивого Спаса в поселении Вороновское… Потом, когда батюшку направили в Троицкую церковь…
А. Пичугин
– Отца Георгия?
И. Вашерук
– А Вы знаете отца Георгия?
А. Пичугин
– Да, конечно… В Подольском районе…
И. Вашерук
– Да, и как раз в Подольском районе организовано достаточно много клиросов… Где я даже бабушек учил «до – ми – соль, до – фа – ля»…
А. Пичугин
– Много общих знакомых, наверное…
И. Вашерук
– Скорее всего… А основная идея следующая: музыканты должны получать духовное образование, потому что это дело достаточно сильно разобщено, и довольно давно это произошло… А люди, которые поют на клиросах, еще раз повторю – они должны получать музыкальное образование. И в этом смысле мы объединяемся с Евгением Святославовичем, чтобы организовать… У нас такая впереди большая амбиция – организовать академию церковного хорового искусства. Потому что академия хорового искусства, в которой я работаю, уже образована, и хор там высокого качества, можно сказать, один из лучших студенческих хоров в Москве… да и в России…
Но вот нужно понять, что наши педагоги, профессура, и педагоги Большого театра, молодежной оперной программы готовы оказывать консультативную помощь, готовы участвовать в семинарах. И это очень большое достижение, потому что в конце концов нужно соединять светское и церковное… Через наши семинары… Я думаю, это будет очень полезно для всех.
Е. Тугаринов
– Мне сейчас пришла на ум вот какая мысль. Илья предложил нашему проекту слово «объединение». «Русские регенты – объединение». Слово «объединение» – оно очень многоплановое, и оно с разных сторон как бы прикладывается к такому сочетанию «Русские регенты». Объединение – это то, о чем сказал Илья: светские и церковные музыканты…
И. Вашерук
– Вот я бы хотел добавить (извини, пожалуйста)… Мне в свое время очень было обидно, что светские хоры поют лучше церковных с точки зрения качества звука… Я всегда хотел… Я вот даже священнику в моем рассказе, который описал, сказал: «Батюшка, давайте я Вам хороший хор создам». Он говорит: «У меня хор хороший». А я говорю: «Батюшка, ну плохо поют…». – «Да нет, хорошо поют…». В результате… Ответ на вопрос «Что же такое хорошее пение?» вы можете найти в моем рассказе, который опубликован на сайте, «Записки одного регента» называется…
Е. Тугаринов
– Поскольку наши семинары посвящены опыту русской эмиграции, я предлагаю сейчас поставить хор под управлением протоиерея Михаила Фортунато – это хор Успенского собора. Служит митрополит Антоний Сурожский. А хор исполнит тропарь Великой Пятницы, вечерня Великой Пятницы, «Благообразный Иосиф».
Звучит запись песнопения хора Успенского собора Лондона – тропарь Великой Пятницы, «Благообразный Иосиф»
А. Пичугин
– Я напомню, друзья, что это программа «Светлый вечер», и у нас в гостях – Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства Академии хорового искусства имени В.С. Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель Детской хоровой студии «Царевич».
Итак, мы говорим о проекте семинаров для регентов… Давайте продолжим. Евгений, Вы хотели рассказать о сайте, о том, как все будет работать технически…
Е. Тугаринов
– Да, буквально 1 января этого года был создан сайт, который носит название «Русские регенты». Вообще, мне кажется, мы выйдем в какой-то момент на бренд «Русские регенты»… Ну это я так, мечтаю…
А. Пичугин
– Вот интересно – Вы говорите, а я параллельно набиваю в поисковике «русские регенты»… И знаете, ваш сайт, конечно, выпадает первым… Но перед этим выпадают картинки: Елена Глинская, Анна Леопольдовна, Софья Алексеевна, Эрнст Бирон…
Е. Тугаринов
– То есть, в другом смысле…
А. Пичугин
– Да, регенты в другом смысле этого слова… Извините, что перебил Вас…
Е. Тугаринов
– Да, так вот… Сайт «Русские регенты» предназначен для информирования потенциальных слушателей и участников наших семинаров. На первой же странице сайта есть кнопка «зарегистрироваться», «отправить заявку», о чем мы, собственно, и просим тех людей, которые нас слышат (или тех людей, которые услышат от тех, кто сейчас нас слышит)… То есть, мы сейчас, получив президентский грант, обязаны его выполнять. Но мы бы и так выполняли этот свой проект. Но теперь у нас есть и дополнительные возможности для того, чтобы сделать это хорошо, серьезно. И в качестве нашей изюминки – мы имели согласие нескольких регентов зарубежных – например, протодиакона Александра Кедрова из Парижа, Алены Овсянниковой из Амстердама…
А. Пичугин
– Красовского вижу в списке из Сан-Франциско…
Е. Тугаринов
– Да… Но сейчас вот, в сегодняшней ситуации, когда нет прямых перелетов открытых, все настолько усложнено, что может так случиться, что эти люди не смогут к нам приехать и будут участвовать дистанционно…
А. Пичугин
– Ну, мы за два года привыкли уже вообще-то к дистанционным формам… Хотя это, наверное, не очень хорошо…
Е. Тугаринов
– Это совсем не хорошо! Это совсем не подходит для хоровой деятельности. Да, можно дать свои замечания, можно послушать одного человека; но целиком слышать и как-то это регулировать, на это воздействовать – это совершенно исключено… Это просто не тот совершенно формат.
На нашем сайте есть раздел, например, «Библиотека». В этом разделе будет появляться тот материал, который составится в процессе наших семинаров. Будут там видеозаписи наших семинаров, будут статьи, будут отдельные какие-то лекции…
Ну вот самое время, наверное, сказать о расписании наших семинаров. Во-первых, конечно, их легко найти на сайте…
А. Пичугин
– Давайте еще раз самое главное проговорим: как туда попадают?
Е. Тугаринов
– На семинары или на сайт?
А. Пичугин
– На семинары. На сайт понятно: rusregent.ru…
Е. Тугаринов
– Человек заходит на сайт, заполняет заявку, которая очень, так сказать, не сложная, и отправляет эту заявку… Там он отвечает на целый ряд вопросов – кто он, какое у него музыкальное образование, есть ли оно, какой у него опыт церковный, регентский, певческий… И с этими сведениями человек отправляет заявку…
И. Вашерук
– Я хотел сказать, что у нас сейчас академия проводит большое количество мастер-классов, и самое важное, пожалуй, когда вы будете заполнять заявку – напишите, пожалуйста, подробно, чего вы ожидаете от мастер-классов, чему вы хотите научиться, каков ваш интерес. Потому что это очень важно при организации мастер-классов в академии, когда мы сейчас работаем… Иногда попадают люди случайно – они совсем не за этим пришли… Вот пожалуйста – это нас очень хорошо организует и направит – именно что вы хотели бы получить от этих мастер-классов и семинаров…
Е. Тугаринов
– Семинаров запланировано четыре: в июле 2022 года в Муроме, в Благовещенском мужском монастыре…
А. Пичугин
– Почему именно в Муроме?
Е. Тугаринов
– Ну, в каком-то смысле, чтобы привлечь людей из разных концов России (и, может быть, не только России) в русский старый город, который древнее Москвы, который был дан святым Владимиром в наследство его сыну Глебу… И просто, так сказать, погрузиться в старину русскую… Кроме того, у нас очень добрые отношения с настоятелем Благовещенского монастыря игуменом Кронидом…
Второй семинар запланирован осенью, в октябре 2022 года в Московской государственной консерватории. Для нас это, конечно, очень солидное место. Во-первых, потому что мы там учились. Я там еще работал… И нас, конечно, знают, и наверное, от нас ожидают чего-то очень серьезного. Мы постараемся соответствовать этому.
В январе 2023 года семинар запланирован в Петербурге, в музыкальном училище имени Мусоргского, а в июне 2023 года – снова заключительный семинар в городе Муром.
А. Пичугин
– А по окончании будут ли выдаваться какие-то дипломы? Будет ли какая-то практика, будет ли возможность участникам семинаров проявить себя и реализовать себя как регенты в каких-то храмах?
Е. Тугаринов
– Знаете, ведь уже первый семинар покажет, какого рода люди приедут… Может, это будут люди, которые только начинают свой путь; а может, приедут люди, которые находятся в эпицентре как бы своей творческой, регентской жизни… И тем не менее, часто слышишь, что люди, которые могут не первый десяток даже лет, десять-пятнадцать лет прослужили регентами – оказываются в состоянии кризиса, когда что-то тормозится… Либо музыкальное что-то, либо человек не знает, как научить того, кто к нему пришел – вот это очень важно! Поэтому у нас будет одним из методических направлений что-то, чтобы помочь такого рода людям…
А. Пичугин
– Вы хотели добавить, Илья…
И. Вашерук
– Да, я хотел добавить, что мой опыт церковной жизни начался с того, что я пришел и опозорился в церкви. Меня попросили в консерватории… Знали, что придет тенор (хотя я сейчас уже бас) – меня ждали… Поставили на службе, начали ставить ноты – а я начал ошибаться… Это было страшное позорище – ошибка, ошибка, ошибка, ошибка, ошибка… Потому что я впервые столкнулся с тем, что надо читать ноты со словами! А еще при управлении там ломается метр, ритм… Для меня это было шоком настоящим.
Я стал обдумывать эту ситуацию… И с этого берет начало моя новая специальность – эксклюзивный курс, который называется «Чтение с листа». Потому что это очень важно! И когда ты читаешь с листа… Эту специальность на самом деле не преподают ни в музыкальных школах, ни в консерваториях – ее просто нет…
А. Пичугин
– Простите, тут нужно уточнить – а насколько… это характерно только для церковной музыки… или для любого хорового исполнения?
И. Вашерук
– Ну, обычно люди разбирают хоры, и долго их мусолят, мурыжат – как еще сказать, чтобы было хорошо…
Е. Тугаринов
– Они начинают сольфеджио изучать, на слог какой-то распевать…
И. Вашерук
– Да, есть разные способы издевательства над хоровой музыкой… В данном случае я уже ответственно могу сказать, что 45 лет я преподаю специальность, которая называется «Чтение с листа»…
А. Пичугин
– А нам пора снова переходить к композициям… Какое песнопение мы будем слушать, Евгений?
Е. Тугаринов
– Сейчас хотелось бы поставить нашим слушателям седален из службы Утрени Великого Пятка. Это известная служба Двенадцати Евангелий, «Днесь Иуда оставляет Учителя», в переложении Кастальского.
А. Пичугин
– Прежде чем она прозвучит, я бы хотел все-таки немножко уточнить… Несмотря на то, что мы достаточно часто, вроде, говорим о церковной музыке, есть специфические названия некоторых песнопений. Тот же «седален», например. Для многих людей не очень понятно, что это такое – тут надо пояснять, что седален – это песнопение, которое исполнялось в древности во время богослужения и во время которого можно было сидеть, и поэтому, собственно, в истории и сохранилось такое название…
Звучит запись песнопения – седален из Утрени Великого пятка (служба 12 Евангелий), «Днесь Иуда оставляет Учителя» (переложение Кастальского)
А. Пичугин
– Друзья, напомню, в гостях у светлого радио сегодня – Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», и Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени Попова. Я – Алексей Пичугин, и мы через минуту вернемся.
А. Пичугин
– Возвращаемся в нашу программу. Напомню, дорогие друзья, что у нас в гостях сегодня – Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич». Мы говорим о семинарах, которые должны вот-вот уже начаться…
Кстати, давайте еще раз напомним: семинары для регентов, где можно повышать свою квалификацию, где можно научиться, где можно просто, видимо, приятно провести время за любимым делом…
Е. Тугаринов
–Где можно соприкоснуться с опытом русской эмиграции…
А. Пичугин
– С опытом русской эмиграции, да – это важное уточнение… А когда начнутся семинары? Это важно тоже…
Е. Тугаринов
– Семинары начнутся в июле – первый пройдет в Муроме 22-24 июля этого года.
А. Пичугин
– Все понятно… Про повышение квалификации, Илья, Вы хотели сказать…
И. Вашерук
– Да, я хотел сказать… Дело в том, что вот такой, можно сказать, государственный язык – он немножко может даже отпугивать. Это вообще очень интересное дело… Я сколько сталкивался с людьми, а у меня даже есть специальный курс для бабушек – я занимаюсь и с детьми, и с бабушками, и с «нулями» (люди, которые пришли без образования)… И в принципе, у всех, кто приходит учиться, я чувствую (и они сами чувствуют) какой-то кризис, предел… Это интересный момент.
В свое время, в 2000-2002 году, я преподавал у Евгения Кустовского на курсах хороведения. Ко мне пришел 18-летний мальчик, и он сразу заявил… Да, он наслушался в Троице-Сергиевой лавре хор отца Матфея Мормыля… И когда мама Даниила… (его так тогда звали, а сейчас он уже – священник Григорий) отправляла его за молоком, если он при этом не возвращался с молоком полтора часа, она знала – службу ведет отец Матфей…
А. Пичугин
– Значит, в Сергиевом Посаде дело было?
И. Вашерук
–Да… И он ко мне уже пришел в Москве и говорит: «Я хочу стать священником. Но сначала я хочу понять, от чего зависит хор, пение хора…»
А. Пичугин
– Хороший священник…
И. Вашерук
– Да, он хороший священник, он сейчас служит в монастыре, монах… Я хочу сказать, что он ко мне пришел специально с просьбой – научите меня, пожалуйста, тому, что такое хорошо и что такое плохо в пении хора… И мы с ним целый год занимались, после этого он ко мне пришел на вокал… Теперь он священник…
Еще могу один пример из жизни привести. Один из диаконов патриарха Кирилла сейчас – мой ученик Игорь Данилов, а ныне отец Андрей. Мы с ним начинали, когда мне было 17, а ему 11… Мы начали общаться, и я его учил петь правильно сонату Моцарта фа мажор…
Е. Тугаринов
– А я учил этого иподиакона патриаршего, когда мне было 29, а ему – соответственно… Он был студентом класса Владислава Геннадьевича Соколова, а я – аспирантом, и я обязан был преподавать дирижирование его курсу, вот преподавал…
И. Вашерук
– Да… И в итоге в моей практике… По поводу критики – критика должна быть, конечно, обязательно… Из критики пения церковного выработалось несколько позиций. Позиция первая (как бы претендующая на абсолютную истину… шутка, конечно): хор в церкви должен петь хорошо. За пение хора отвечает регент, и регент берет на себя ответственность за пение хора… Потому что ко мне некоторые люди приходят и говорят: вот я хочу поучиться на регента, но регентом я быть не хочу…
А. Пичугин
– А зачем тогда…
И. Вашерук
– А я и говорю: нет, я с вами не буду заниматься… Давайте, либо вы берете на себя ответственность за пение хора, а это тяжелая вещь… И в конце концов люди, которые упираются в кризис, а кризисы… Вот мы с Женей говорили – я сам шесть кризисов церковных прошел, и оказался живой, и со все большим и большим энтузиазмом… И это очень важно, и я хотел бы поделиться своим опытом того, что такое настоящий рост. Потому что когда прекращается рост, начинается деградация – а это недопустимо.
Е. Тугаринов
– Я хотел сказать, продолжая мысль Ильи, что наши занятия на семинарах будут направлены на подготовку двух богослужений – всенощного бдения в субботу и воскресной литургии. Репертуар не то что будет копировать опыт русской эмиграции… Мы постараемся такой репертуар подобрать, который будет, может быть, и современным, но в духе тех песнопений и того направления, которое исповедовали регенты и хоры русского зарубежья…
А. Пичугин
– А почему именно русского зарубежья?
Е. Тугаринов
– А это очень просто. Когда случилась революция, гражданская война, миллионы людей оказались на Западе – в Америке, в Европе, в Азии, в Австралии… Эти люди не могли ничего вынести и привнести в церковное пение кроме того, что они слышали в России дореволюционной…
А. Пичугин
– А можно ли говорить о том, что у нас нет записей дореволюционного хора?
Е. Тугаринов
– У нас есть записи дореволюционного хора…
А. Пичугин
– Нет, секундочку… У нас практически нет записей дореволюционного хора… Их немного, а те, что есть – все-таки качество записи начала 20 века не дает нам в полной мере осознать и ощутить, насколько это были профессиональные хоры. Почему я так говорю – я не так много слышал, но у меня когда-то был диск, я его очень люблю (не знаю, где он сейчас, правда, но сейчас в интернете все доступно) – записи протодиакона Константина Рузова, и вместе с ним Синодальный хор поет. Ну в общем слышно, что поют… И что поют, понятно… Но насколько это хорошо, понять сложно…
Е. Тугаринов
– Ну вы знаете, это нам понять сложно, потому что мы еще ориентируемся на эти редкие записи, а там несовершенство записи было колоссальное… Но те люди, которые покидали Россию – они не записи слушали…
А. Пичугин
– Так нет, подождите… Собственно, смысл-то вопроса в том, что качество плохое у записей… А можно ли сказать, что за рубежом они действительно фотографически сохранили традиции?
Е. Тугаринов
– Нет, это не фотографическое сохранение. Такой пример. В 1924 году было приобретено Сергиевское подворье в Париже (буквально куплено), и желая начать служить, два человека сели за стол и поняли, что у них нет ни книг, ни нот церковных… А нужно было подготовить первую службу. И они начали вспоминать, как служили в Троице-Сергиевой лавре до революции. Эти два человека были епископ Вениамин Федченков и Михаил Михайлович Осоргин – отец того Николая Михайловича Осоргина, запись которого мы вот ставили последнюю. То есть, эти люди вспоминали дореволюционное пение, и это пение в гласовой своей части, в обиходной своей части, в авторской даже своей части – оно как раз оказалось приложимо к ежедневному, к ежевоскресному богослужению. И это «вспоминание» продолжалось год, а может быть, даже больше. Потом они сами обрабатывали напевы – знаменный, или киевский, или греческий, или какой угодно – в том ключе, в том духе, в котором им это давала понятие церковность русского пения… Молитвенность русского пения, духовность русского пения – для них это были слова не умозрительные, не какие-то формулы, которые вот надо сказать – и у тебя пение таким становится… Отнюдь…
Это очень может быть далекой дистанцией… Но нам именно поэтому хотелось бы вот через опыт русской эмиграции, через соприкосновение с такими хорами, с такими регентами, с такими приходами показать современным людям… Чтобы они почувствовали преемственность сегодняшнего дня вот всему 20 веку…
И. Вашерук
– Я хочу добавить, что как раз эта идея организовать академию церковного хорового искусства возникла… Я получил шок – в положительном смысле слова – потому что я участвовал в конкурсе православных композиторов, и первое, что я сделал – это послал «вконтакте» запрос, какие существуют композиции… Вы не представляете, откуда пришли заявки! Из Австралии, из Владивостока, из Норильска, из Екатеринбурга стали присылать песнопения… И самый большой шок – оказалось, что существуют коллективы уже молодых композиторов и молодых певцов… И я обнаружил коллектив, в котором поют все мои выпускники – прямо в ютубе есть такой…
А. Пичугин
– А как называется?
И. Вашерук
– Смотрите, «Херувимскую песнь» сочинил мой студент, который мимо меня ходил три года… Можете себе представить! Я говорю: «Георг, как же так, ты сочинил «Херувимскую»… Всё, беру в репертуар!». То есть, оказывается, что существует преемственность! Дух дышит, где хочет! Оказывается, что существуют молодые композиторы, в том числе и мои студенты, которые потрясающе пишут церковную музыку… Хотя я работаю в академии хорового искусства и заведую кафедрой театра, я вдруг обнаружил, что православная музыка проникает везде абсолютно, в том числе через моих студентов…
А. Пичугин
– Знаете, как мы удивляемся на радио «Вера», когда к нам приходят такие молодые композиторы – потому что мы не знали… Но, видимо, существует, действительно, целая плеяда блестящих композиторов…
И. Вашерук
– Да!! И есть целые сборники блестящей музыки…
А. Пичугин
– Вы уже неоднократно упоминали это имя – Николай Михайлович Осоргин. А мы с ним практически не знакомы. Можете чуть подробнее о нем рассказать? Тем более, что это такой выдающийся человек, проживший очень длинную жизнь… Умер относительно недавно…
Е. Тугаринов
– Николай Михайлович скончался в ноябре 2014 года. А до 2007 года он оставался старшим регентом, главным регентом Сергиевского подворья – там, где до сих пор существует богословский институт Сергиевский… А родился он в 1924 году – в те самые дни, когда приобреталось Сергиевское подворье… И у Николая Михайловича выступали слезы на глазах, когда он рассказывал, что первая служба на этом подворье была посвящена ему – это были его крестины! Крестины, где крестили маленького Николеньку…
А. Пичугин
– 24-й год?
Е. Тугаринов
– Да, 24-й! В сентябре 1924 года. Его крестил архиепископ Евлогий…
А. Пичугин
– Георгиевский…
Е. Тугаринов
– Георгиевский, да… И вот Николай Михайлович, так случилось – он всю жизнь прожил на этом подворье… Его квартира была на подворье…
А. Пичугин
– Он и маленьким жил там, в этой квартире?
Е. Тугаринов
– Он прожил всю жизнь… Ну, в разных, может быть – сначала в одном доме жили… А его отец – Михаил Михайлович Осоргин, тот, кто с епископом Вениамином как раз вспоминал гласы Троице-Сергиевой лавры… Его отец был первым регентом-чтецом – его отпевали и хоронили как чтеца, чтец Михаил Осоргин… Который тоже гармонизировал напевы, и который тоже создавал хор с епископом Вениамином…
Отец Матфей в год 1000-летия Руси в 1988 году с братским хором Троице-Сергиевой лавры был в Париже. И отец Матфей пришел вместе с хором на подворье… У меня есть фотография, где рядом стоят смеющиеся Николай Михайлович и отец Матфей… Они были… Это и отец Матфей мне говорил, и Николай Михайлович мне говорил – «мы одного духа»…
А. Пичугин
– Я видел на сайте Елоховского собора Вашу статью, вернее, некролог по Николаю Михайловичу… То, что Вы говорите – да, это фотографиями хорошо проиллюстрировано… А мы переходим к песнопениям, и коль скоро мы сейчас говорили про Николая Михайловича Осоргина, грех не послушать песнопение, которое исполняется под его руководством… «Разделиша ризы» – замечательное песнопение…
Е. Тугаринов
– Это прокимен…
А. Пичугин
– Да, это прокимен, но он настолько… Давайте послушаем! И вы поймете, насколько это трогательно. Если вы за богослужением его никогда не слушали, то вот послушайте сейчас, насколько он…
Е. Тугаринов
– Канонарх – будущий протодиакон Александр Кедров…
А. Пичугин
– А, еще и вот так…
Е. Тугаринов
– Это редкая очень запись…
А. Пичугин
– Слушаем!
Звучит запись песнопения хора под руководством прот. Николая Осоргина, прокимен «Разделиша ризы Моя себе»
А. Пичугин
– Друзья, напомню, в гостях у светлого радио сегодня – Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич». Мы говорили в основном сегодня всю программу о семинарах для регентов, которые организуют наши гости. И первые семинары пройдут в середине июля, в двадцатых числах…
Е. Тугаринов
– В Муроме…
А. Пичугин
– В Муроме… Но мы с вами на Страстной. И поэтому у нас есть удивительная возможность поговорить о песнопениях Страстной седмицы. Или Страстной недели, как бы мы сказали светским языком… Песнопения Страстной – это вообще отдельная история. Страстная – это не Великий пост. Всё, Великий пост у нас закончился, закончился Входом Господним в Иерусалим… Всё остальное – это путь Христа на крест… И основная часть богослужений Страстной седмицы, особенно второй ее половины, рассказывает об этом пути… И она показывает весь ужас креста… Вот как мы с точки зрения церковной музыки можем об этом говорить?
Е. Тугаринов
– Вы знаете, я как бы вырос, воспитан митрополитом Антонием, протоиереем Михаилом Фортунато, и своим опытом руководства хором в Лондоне… А этот хор пел Страстную неделю на песнопения Кастальского. Александр Дмитриевич Кастальский в 10-е годы 20 века был как раз погружен в Страстную неделю, чтобы обиходными и гласовыми песнопениями так ее отобразить, так ее высветить… Что он написал труд, который так и называется «О выразительном исполнении стихир»…
И вот в этом духе, эти как раз песнопения в таком ключе, в котором завещал Кастальский, хор в Лондоне пел, наверное, с 40-х годов. Дело в том, что предшественник отца Михаила Фортунато – Михаил Иванович Феокритов – получил целую подборку партитур синодального хора от Николая Дмитриевича Успенского, который был профессором духовной академии и университета в одно и то же время в Ленинграде. И вот эти ноты были посланы Феокритову в Лондон в знак его причастности к тому творчеству нового направления, главой которого был Кастальский…
Естественно, когда я приехал в Лондон, песнопения Кастальского были тем единственным, что мне следовало исполнять. И они действительно отражают каждый день Страстной недели как нечто настолько глубинное и яркое… В них есть и скорбь, в них есть и свет, в них есть и слава креста – потому что именно крестом Христос умер и крестом мы спасаемся…
Когда я приехал в Москву и стал руководить хором Елоховского собора, я попытался убедить настоятеля, покойного ныне протоиерея Александра Агейкина, что эти песнопения – это то, что должно звучать в Елоховском соборе… Потому что лучшего для Страстной недели, лучшего для службы, например, 12 Евангелий… нет!
Я это слышал, еще когда с 90-х подворьем Троице-Сергиевой лавры руководил Горбик, я это слышал в других местах – может быть, отдельные какие-то фрагменты Кастальского… Но в Лондоне Кастальский был целиком. И в Елоховском соборе мне тоже удалось с правым хором исполнить песнопения Кастальского… Но там сослужил правому хору левый хор, который пел обычные гласы – и поэтому это был винегрет… С которым надо было мириться, который надо было как-то терпеть… Но этот винегрет… Ну, я не знаю, как оценить винегрет… Вообще винегрет я люблю, но в другом смысле – да, это хорошая еда…
Но если серьезно – лучше Кастальского для Страстной недели нет. И мы послушаем еще одно песнопение – стихиру на хвалитех из службы 12 Евангелий «Два и лукавная сотвори» в гармонизации Александра Дмитриевича Кастальского…
А. Пичугин
– Да, давайте послушаем… И это песнопение будет завершать нашу сегодняшнюю программу. В конце только я бы попросил вас еще раз напомнить всю контактную информацию семинаров для регентов. Я помню, что 22-24 июля, но как записаться, где найти, кто может обратиться к вам – давайте еще раз кратко тезисно повторим.
Е. Тугаринов
– Друзья дорогие, мы вас ждем! И чтобы мы с вами встретились, вам нужно зайти на сайт «Русские регенты» – латинскими буквами rusregent.ru – вы сразу попадете на официальный сайт «Русские регенты». Первая же страница даст вам возможность открыть анкету, заполнить анкету с минимальной информацией о том, кто вы, что вы, откуда, каким опытом музыкальным (или регентским, или певческим) вы обладаете… Вы отсылаете эту анкету, она попадает нашему координатору, и вам, наверное, будет направлено ответное письмо, приглашающее вас приехать.
Наши семинары бесплатные. Вам только нужно будет по самым-самым доступным ценам оплатить свое жилье и оплатить свое питание. В Муроме вы будете жить в Спасо-Преображенском монастыре, питаться там же, и в Благовещенском монастыре, где будет проходить обучение…
А. Пичугин
– А добраться до Мурома нужно самим?
Е. Тугаринов
– Добраться до Мурома да – но это доступно, все же не авиаперелет…
А. Пичугин
– Ну да, Муром у нас не так далеко…
Е. Тугаринов
– 300 километров (от Москвы)…
И. Вашерук
– После официальной информации говорю неофициальную… Илья Вашерук в «вконтакте» один – это очень просто, сейчас на мастер-классах даже спрашивали про эти семинары… Просто заходите в друзья, мы будем общаться, и это гораздо ближе и проще. Просто заходите в друзья, задавайте вопросы, пишите мне в личные сообщения. Этого достаточно…
А. Пичугин
– Спасибо большое! Напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» вместе с нами и с вами были Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства хоровой академии имени В.С. Попова, и Евгений Тугаринов, регент, педагог, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», член Союза писателей России, кандидат искусствоведения. Прощаемся – всего доброго и до свидания!
Е. Тугаринов
– До свидания!
И. Вашерук
– До свидания! Всего хорошего!
Звучит запись песнопения хора – стихира на хвалитех из службы 12 Евангелий «Два и лукавная сотвори» (в гармонизации Кастальского)
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений