Расписка Сарсехима. В конце седьмого, начале шестого веков до Рождества Христова Иудея претерпевала неоднократные набеги вавилонян. С каждым годом положение становилось все опасней. Еврейские правители предпринимали безуспешные попытки сохранить независимость страны. Вавилонский правитель Навуходоносор сначала убил иудейского царя Иоакима, затем захватил в плен его сына и наследника, Иехонию и посадил на иерусалимский престол Седекию, которого считал своей марионеткой. Однако СедекИя поднял восстание против захватчиков. Вавилоняне ответили на это новым вторжением в Иерусалим – на этот раз особенно жестоким и разрушительным. Восемнадцать месяцев иудеи выдерживали осаду столицы, но в конце концов войска Навуходоносора ворвались в город и буквально стерли его с лица земли.
Свидетелем этих событий был пророк Иеремия. Он описал захват Иерусалима настолько подробно, что из его рассказа нам стали известны даже имена приближенных царя Новохудоносора, сопровождавших его в военном походе. Казалось бы, о чем может сообщить такая малозначительная деталь, как имена второстепенных персонажей? Однако, именно эта подробность стала предметом пристального внимания ученых. В 2007 году, работая в Британском музее с архивом клинописных табличек Ассирии и Вавилона, австрийский профессор Михаэль Юрса обратил внимание на одну из глиняных досок – на ней было запечатлено имя «Нево-Сарсехим, начальник евнухов». Ученый вспомнил, что именно такой необычный титул он встречал в книге пророка ИеремИи. Так называл пророк одного из вавилонских захватчиков Иерусалима.
Мнение эксперта:
Дальнейшие исследования показали, что библейский отрывок и клинописный текст объединяет не только имя вавилонского чиновника, но и время создания! Глиняную табличку специалисты датировали 595-м годом до Рождества Христова – то есть, она была изготовлена всего за двенадцать лет до того, как Навуходоносор вошел в Иерусалим со своим войском.
Клинописную табличку, которую удалось расшифровать австрийскому профессору, доставил в Британский музей в середине девятнадцатого века английский археолог Остин Генри Лэйард. Он весьма успешно проводил раскопки в окрестностях Багдада - на территории древней Месопотамии, к которой относится и Вавилонское царство.
Интересно, что именно копии самых знаменитых находок Лэйарда стали основой экспозиции по истории Месопотамии в Пушкинском музее в Москве. В коллекции музея есть и подлинные клинописные таблички. Внешне они очень похожи на ту глиняную доску, что пронесла сквозь века имя человека, упомянутого пророком Иеремией.
Но что же рассказала ученым о начальнике евнухов Навуходоносора клинописная табличка из Британского музея?
Мнение эксперта:
Евнухи, или скопцы, часто становились придворными у вавилонских царей, поскольку считалось, что они, как не имеющие потомства, не станут претендовать на власть и устраивать перевороты. Начальник евнухов – это своеобразный титул, свидетельствующий о высоком положении чиновника при дворе. Клинописная табличка, хранящаяся в Британском музее, оказалась распиской, в которой говорится о том, что приближенный Навуходоносора евнух Нево-Сарсехим передал в храм, посвященный главному Вавилонскому божеству Меродаху, полторы мины золота. В пересчете на современные единицы измерения это около восьмисот грамм драгоценного металла.
Языческий божок Меродах, кстати, также упоминается в книге Иеремии. Библейский пророк, возвещая падение Вавилона, уверяет, что и этот идол будет сокрушен.
Вот так будничная, прозаичная вещь - финансовая расписка, наглядно продемонстрировала, что книга Иеремии может быть историческим документом даже в незначительных деталях. И если уж человек, вскользь упомянутый пророком – это реальная личность в реальной истории, то достоверен и рассказ праведника о скорбных обстоятельствах Вавилонского пленения иудейского народа.
Евгения Павлычева
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема