Расписка Сарсехима. В конце седьмого, начале шестого веков до Рождества Христова Иудея претерпевала неоднократные набеги вавилонян. С каждым годом положение становилось все опасней. Еврейские правители предпринимали безуспешные попытки сохранить независимость страны. Вавилонский правитель Навуходоносор сначала убил иудейского царя Иоакима, затем захватил в плен его сына и наследника, Иехонию и посадил на иерусалимский престол Седекию, которого считал своей марионеткой. Однако СедекИя поднял восстание против захватчиков. Вавилоняне ответили на это новым вторжением в Иерусалим – на этот раз особенно жестоким и разрушительным. Восемнадцать месяцев иудеи выдерживали осаду столицы, но в конце концов войска Навуходоносора ворвались в город и буквально стерли его с лица земли.
Свидетелем этих событий был пророк Иеремия. Он описал захват Иерусалима настолько подробно, что из его рассказа нам стали известны даже имена приближенных царя Новохудоносора, сопровождавших его в военном походе. Казалось бы, о чем может сообщить такая малозначительная деталь, как имена второстепенных персонажей? Однако, именно эта подробность стала предметом пристального внимания ученых. В 2007 году, работая в Британском музее с архивом клинописных табличек Ассирии и Вавилона, австрийский профессор Михаэль Юрса обратил внимание на одну из глиняных досок – на ней было запечатлено имя «Нево-Сарсехим, начальник евнухов». Ученый вспомнил, что именно такой необычный титул он встречал в книге пророка ИеремИи. Так называл пророк одного из вавилонских захватчиков Иерусалима.
Мнение эксперта:
Дальнейшие исследования показали, что библейский отрывок и клинописный текст объединяет не только имя вавилонского чиновника, но и время создания! Глиняную табличку специалисты датировали 595-м годом до Рождества Христова – то есть, она была изготовлена всего за двенадцать лет до того, как Навуходоносор вошел в Иерусалим со своим войском.
Клинописную табличку, которую удалось расшифровать австрийскому профессору, доставил в Британский музей в середине девятнадцатого века английский археолог Остин Генри Лэйард. Он весьма успешно проводил раскопки в окрестностях Багдада - на территории древней Месопотамии, к которой относится и Вавилонское царство.
Интересно, что именно копии самых знаменитых находок Лэйарда стали основой экспозиции по истории Месопотамии в Пушкинском музее в Москве. В коллекции музея есть и подлинные клинописные таблички. Внешне они очень похожи на ту глиняную доску, что пронесла сквозь века имя человека, упомянутого пророком Иеремией.
Но что же рассказала ученым о начальнике евнухов Навуходоносора клинописная табличка из Британского музея?
Мнение эксперта:
Евнухи, или скопцы, часто становились придворными у вавилонских царей, поскольку считалось, что они, как не имеющие потомства, не станут претендовать на власть и устраивать перевороты. Начальник евнухов – это своеобразный титул, свидетельствующий о высоком положении чиновника при дворе. Клинописная табличка, хранящаяся в Британском музее, оказалась распиской, в которой говорится о том, что приближенный Навуходоносора евнух Нево-Сарсехим передал в храм, посвященный главному Вавилонскому божеству Меродаху, полторы мины золота. В пересчете на современные единицы измерения это около восьмисот грамм драгоценного металла.
Языческий божок Меродах, кстати, также упоминается в книге Иеремии. Библейский пророк, возвещая падение Вавилона, уверяет, что и этот идол будет сокрушен.
Вот так будничная, прозаичная вещь - финансовая расписка, наглядно продемонстрировала, что книга Иеремии может быть историческим документом даже в незначительных деталях. И если уж человек, вскользь упомянутый пророком – это реальная личность в реальной истории, то достоверен и рассказ праведника о скорбных обстоятельствах Вавилонского пленения иудейского народа.
Евгения Павлычева
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема