
Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О духовном смысле праздника Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии

Сегодня 2 декабря. Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии — это особое торжество в жизни Православной Церкви Благословенной Тавриды, посвящённое прославлению тех, кто пострадал за веру в Крыму в XX веке.
Это прежде всего священнослужители, монашествующие и миряне, которые в годы гонений на Церковь не отреклись от Христа, претерпели мучения, тюрьмы, ссылки, а многие и приняли мученическую смерть. Их исповедничество — это свидетельство непоколебимой веры и стойкости.
Крым имеет свою уникальную историю, и именно здесь многие верующие столкнулись с жестокими преследованиями. Поэтому Собор святых объединяет память о подвигах тех, кто жил и служил на этой земле, а также отдаёт дань уважения и памяти тем, кто своей жизнью и смертью явил примеры христианской любви и верности. Их подвиг напоминает нам о ценности веры и о том, что даже в самые тяжелые времена можно остаться верным и преданным Богу. Этот Собор — живое свидетельство того, что вера в Бога неистребима, и что подвиг исповедников и мучеников продолжает жить в памяти Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.12.2025)
Псалом 67. Богослужебные чтения
Все мы являемся наследниками победы. Так выглядит один из основных постулатов христианского вероучения. Все люди (хотят они того или нет) стали обладателями удивительного дара жизни, добытого нам Христом, победителем смерти. Об этом даре мечтали ветхозаветные праведники. В частности, царь и пророк Давид, написавший знаменитые псалмы — гимны, прославляющие Бога. И в псалме 67-м, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, Давид как раз рассуждает о Божьей победе. Давайте мы его послушаем.
Псалом 67.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своём жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твоё, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
25 Видели шествие Твоё, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27«в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»
28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострёт руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он даёт гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоём. Бог Израилев — Он даёт силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!
Услышанный нами псалом был написан царём и пророком Давидом после победы над более сильным неприятелем. И правитель радуется от всей души этой победе. Не потому, что ему приятно видеть, как разбегаются неприятели. А потому, что народ, который был поручен Богом Давиду в управление, оказался спасён. И царь ликует, что оправдал доверие, оказанное ему Господом.
Но не только в сугубо историческом контексте нужно читать псалом 67-й. Этот текст имеет ещё и пророческое значение. Дело в том, что первые строки псалма ежегодно звучат в православных храмах во время пасхальных богослужений. Вот слова, которые духовенство поёт вместе с народом в начале каждой службы так называемой Светлой седмицы — недели от Пасхи до следующего воскресенья: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его... Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся...».
Перед нами настоящий гимн победы — но не военной, а значительно более значимой, глубокой. Речь о торжестве Бога, дающего победу жизни над смертью, над безысходностью и тьмой. И мы, православные христиане, торжествуем от понимания, что благодаря Христу и Его щедрости стали обладателями удивительного дара вечного и радостного бытия от Бога. И не нужно нам больше ничего и никого страшиться. Потому что Господь уже победил.
Об этом пророчески пишет царь Давид: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». Христом действительно сокрушено царство закосневшего во тьме дьявола.
Есть в прозвучавшем псалме ещё одно пророчество. Оно касается Церкви. Царь Давид пишет, что гора Божия привлечёт к себе многие народы. Некоторые из них были древнему Израилю враждебны, но покаялись и приняли веру в Бога истинного. Так пророк предвещает создание на земле Церкви Христовой, внутри которой должны быть преодолены национальная и культурная рознь, призваны найти истинное единство многие люди. И это уже, пусть отчасти, но произошло. И от этого обстоятельства также ликует душа. Ведь и здесь свет побеждает тьму. И он уже никогда не погаснет, согревая и освещая каждого, кто готов быть частью народа Божия.











