Один из самых известных библейских сюжетов - история любви Иакова и Рахили. Молодой Иаков с первого взгляда так горячо полюбил красавицу Рахиль, что согласился четырнадцать лет работать на ее отца Лавана ради того, чтобы получить девушку в жены. Когда же срок службы истек, Иаков с семьей тайно от Лавана отправился домой в Израиль. В Библии говорится, что, покидая дом отца, Рахиль тайком забрала статуэтки домашних идолов.
Обнаружив пропажу, Лаван пришел в ярость, решив, что статуэтки забрал Иаков. Он задумал расправиться с похитителем и бросился в погоню за караваном. Вот как об этом говорится в 31-й главе Книги «Бытие»: «И сказал Лаван Иакову: Зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями… Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих?» Иаков не знал, что его жена Рахиль украла статуэтки. Он предложил Лавану обыскать всех и сурово наказать того, кто окажется вором. Лаван обошел шатры, но ничего не нашел. Когда же он вошел к Рахили, она взяла идолов, положила их под верблюжье седло и села на них. «И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел», - говорится в Библии.
Что же это были за идолы? Почему Лаван называет их богами? Ответить на эти вопросы историкам помогла клинописная табличка, найденная в 30-х годах прошлого века во время раскопок древнего города Нузи на территории современного Ирака. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, священник Дмитрий Барицкий.
Мнение эксперта:
В начале II тысячелетия до Рождества Христова на территории Ближнего Востока распространились племена хурритов. У хурритов было принято передавать из поколения в поколение домашних идолов, так называемых терафимов. Таблички, найденные в Нузи, удалось прочитать. Одна из них - это завещание отца, передающего сыну домашних божков и вместе с ними главную долю наследства. Другие сыновья имели право только приходить в дом брата и приносить идолам жертвы. На этом основании некоторые ученые делают вывод, что терафимы не просто служили идолами, но и подтверждали право человека на наследство.
Возможно, именно поэтому Лаван пришел в ярость. Он решил, что Иаков претендует на имущество его рода. И он был близок к истине. Только кражу совершил не Иаков, а Рахиль. И, вероятно, сделала она это именно для того, чтобы её муж или её сын стали главными наследниками Лавана. Но откуда взялись идолы хурритов в доме Лавана? Почему и он, и его дочь Рахиль придавали языческим божкам такое значение? Ведь Авраам, предок Лавана, да и племянник Лавана Иаков, поклонялись Единому Богу.
Мнение эксперта:
Дело в том, что не все близкие Авраама были монотеистами. Так, например, его отец Фарра был язычником и, скорее всего, поклонялся богу Луны, культ которого был распространен на территории Месопотамии. Это же касается и некоторых других родственников Авраама, в том числе и его внучатого племянника Лавана. Поэтому нет ничего странного, что Лаван испытал влияние хурритских религиозных традиций и держал в своем доме статуэтки божков.
Они, кстати, были не только символом главенства в роде, но использовались как обереги, а также – для гадания. Это предлагает нам еще одно объяснение, почему Рахиль похищает терафимов. По словам свт. Иоанна Златоустого, как дочь своего отца, она до определенного момента имела большое уважение к идолам и испытывала перед ними мистический трепет. Именно поэтому она и крадет их: Рахиль боится, что при их помощи Лаван узнает, по какому пути они с мужем и детьми пустились от него в бегство.
Вероятно, до какого-то момента Иаков терпел слабость жены и ее привязанность к языческим обычаям предков. Однако, непосредственно перед тем, как принять на себя обязанности патриарха, то есть главы богоизбранного еврейского народа, он приказывает всем своим домочадцам отказаться от идолов. Люди слушаются и закапывают божков в землю. Скорее всего, среди различных статуэток и амулетов были и терафимы, которые Рахиль некогда похитила из дома своего отца.
Благодаря расшифрованной клинописной табличке историки смогли лучше понять строки Священного писания. Археология в очередной раз подтвердила библейский рассказ и опровергла сомнения скептиков.
Известный американский археолог Уильям Олбрайт как-то сказал: «Чрезмерный скептицизм, с которым относились к Библии известные исторические школы 18 и 19 века, в некоторых своих частях до сих пор иногда даёт о себе знать. Однако время опровергает его всё больше и больше. Одно за другим делаются открытия, подтверждающие точность бесчисленных подробностей и укрепляющие признание Библии как исторического источника».
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Флп., 245 зач., III, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нормально ли то, что между верующими церковными людьми существует разномыслие? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с того, что всего в нескольких фразах формулирует цель жизни христианина. По его словам, каждый верующий должен стремиться к познанию Бога. Для этого, по мысли Павла, необходимо пройти тем путём, которым прошёл Господь. Принять участие в Его страданиях и смерти, чтобы в итоге достигнуть воскресения мёртвых.
Перед нами своеобразное исповедание веры Павла. Эта формула, которая помогает апостолу не сбиться с пути и продолжать свою непростую миссию. Проповедовать Евангелие, несмотря на дикое сопротивление противников христианства, несмотря на тяжкие, порой невыносимые обстоятельства жизни, несмотря на собственные немощи.
Важно отметить — сам Павел не считает, что он постиг на сто процентов всю глубину смысла этой вероучительной формулы. Он не считает, что прошёл весь путь веры от начала до конца и может чётко описать все его этапы, как человек, который всё испытал на собственном опыте. О себе он говорит, что лишь на пути к совершенству. Однако он утверждает, что главное — находиться в непрестанном движении к Богу. Я, «забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели», — пишет он.
И далее Павел добавляет: «если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Апостол понимает, что кто-то из его адресатов может усомниться в его словах. Ведь у кого-то могут быть свои представления о цели и содержании христианской жизни. Павел не пытается доказать им собственную правоту. Он также не доказывает им, что они не правы. Он просто говорит, чтобы они доверились его словам, попытались подчинить предложенному им правилу свою жизнь. И если они будут также двигаться к намеченной цели, то по ходу работы они поймут истину его слов. Сам Бог откроет им их смысл.
Этот призыв обращён и к нам. Ведь в каждом из нас живёт собственное представление о том, что такое христианская жизнь. Мы все по-своему думаем о Боге, о том, как Он взаимодействует с человеком, как устраивает нашу судьбу и что конкретно должны в ответ делать мы. Разномыслие между верующими — это в каком-то смысле норма. Но это не должно быть поводом для того, чтобы стоять на месте и ничего не делать. Церковь предлагает нам общее направление нашего движения. Всякий должен верить во Христа как в Бога и Спасителя, всякий должен принимать участие в жизни церковной общины с её богослужениями и таинствами, всякий должен на практике исполнять Евангелие. И по мере нашей работы Господь будет открывать нам смысл происходящего. Главное — не останавливаться и продолжать свой путь. Тогда разница во взглядах с нашими собратьями будет беспокоить нас всё меньше и меньше. Мы увидим, насколько это несущественно для нашего спасения. Вместо этого нас всё больше будет интересовать то, как мы можем лучше познать волю Божию и послужить ради Христа своим ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 137. Богослужебные чтения
Может ли чувство благодарности быть не преходящей эмоцией, а... образом жизни? Давайте послушаем 137-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, и постараемся ответить на этот вопрос.
Псалом 137.
Давида.
1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, что Ты услышал все слова уст моих.
2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твоё за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твоё превыше всякого имени Твоего.
3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих
5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.
6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.
7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострёшь на ярость врагов моих руку Твою, и спасёт меня десница Твоя.
8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.
Прозвучавший сейчас псалом — сплошной непрекращающийся поток слов благодарения и восхваления, обращённый к Богу. С первого взгляда может показаться, что у Давида что-то произошло необычное, явное посещение милости Божией, — и вот он преисполнился слов признательности и излил их в виде псалма.
Но если посмотреть на этот псалом среди других псалмов, нетрудно заметить определённый ритм самого повествования: это всё же не «всплеск» эмоций, а определённый жанр — причём я бы дерзнул сказать, жанр не речи, но самой жизни.
Святитель Феофан Затворник, известный епископ-подвижник и духовный писатель 19-го века, в одном из своих писем говорит, что «всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва». Через такое возношение ума и сердца и совершается непрестанная молитва среди дел. Особое внимание святитель уделяет «хождению перед Богом» и «душевной теплоте» — которую можно сравнить с тлением углей в камине или печи. Пока внутри, в сердце есть «теплота» — душа радуется и поёт, к чему бы ни прикоснулась в самой, казалось бы, обыденной обстановке. Это не обязательно выражается в тех или иных словах, обращённых к Богу: молитва может быть самим расположением души, её «разворотом» навстречу Богу. Когда это происходит, то в любой мелочи, любой кажущейся незначимой детали благодарно настроенное сердце видит отражение Божественной милости, живого действия живого Бога — и это снова и снова «подбрасывает дрова» во «внутренний камин» души.
Пока это «горение» продолжается — находятся и слова, и образы, и истории для того, чтобы перед внутренним взором помещать всё новые и новые подтверждения реальности непрекращающегося попечения Творца о конкретном человеке. Но стоит огню погаснуть — тотчас ринутся со всех сторон помыслы маловерия и уныния, безнадёжности и растерянности.
Урок, который нам преподносит царь Давид в 137-м псалме, очевиден: если мы будем заботиться о благодарной «теплоте внутри» — никакие беды и напасти нас уже испугать не смогут!
Псалом 137. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 137. (Церковно-славянский перевод)
«Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
У нас в студии был настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумен Пантелеимон (Королев).
Разговор шел об опыте чтения Откровения Иоанна Богослова в Троицком соборе Данилова монастыря, на стенах которого изображены сцены из Апокалипсиса и как это помогает погрузиться в смыслы непростого, но удивительного текста.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







