Один из самых известных библейских сюжетов - история любви Иакова и Рахили. Молодой Иаков с первого взгляда так горячо полюбил красавицу Рахиль, что согласился четырнадцать лет работать на ее отца Лавана ради того, чтобы получить девушку в жены. Когда же срок службы истек, Иаков с семьей тайно от Лавана отправился домой в Израиль. В Библии говорится, что, покидая дом отца, Рахиль тайком забрала статуэтки домашних идолов.
Обнаружив пропажу, Лаван пришел в ярость, решив, что статуэтки забрал Иаков. Он задумал расправиться с похитителем и бросился в погоню за караваном. Вот как об этом говорится в 31-й главе Книги «Бытие»: «И сказал Лаван Иакову: Зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями… Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих?» Иаков не знал, что его жена Рахиль украла статуэтки. Он предложил Лавану обыскать всех и сурово наказать того, кто окажется вором. Лаван обошел шатры, но ничего не нашел. Когда же он вошел к Рахили, она взяла идолов, положила их под верблюжье седло и села на них. «И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел», - говорится в Библии.
Что же это были за идолы? Почему Лаван называет их богами? Ответить на эти вопросы историкам помогла клинописная табличка, найденная в 30-х годах прошлого века во время раскопок древнего города Нузи на территории современного Ирака. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии, священник Дмитрий Барицкий.
Мнение эксперта:
В начале II тысячелетия до Рождества Христова на территории Ближнего Востока распространились племена хурритов. У хурритов было принято передавать из поколения в поколение домашних идолов, так называемых терафимов. Таблички, найденные в Нузи, удалось прочитать. Одна из них - это завещание отца, передающего сыну домашних божков и вместе с ними главную долю наследства. Другие сыновья имели право только приходить в дом брата и приносить идолам жертвы. На этом основании некоторые ученые делают вывод, что терафимы не просто служили идолами, но и подтверждали право человека на наследство.
Возможно, именно поэтому Лаван пришел в ярость. Он решил, что Иаков претендует на имущество его рода. И он был близок к истине. Только кражу совершил не Иаков, а Рахиль. И, вероятно, сделала она это именно для того, чтобы её муж или её сын стали главными наследниками Лавана. Но откуда взялись идолы хурритов в доме Лавана? Почему и он, и его дочь Рахиль придавали языческим божкам такое значение? Ведь Авраам, предок Лавана, да и племянник Лавана Иаков, поклонялись Единому Богу.
Мнение эксперта:
Дело в том, что не все близкие Авраама были монотеистами. Так, например, его отец Фарра был язычником и, скорее всего, поклонялся богу Луны, культ которого был распространен на территории Месопотамии. Это же касается и некоторых других родственников Авраама, в том числе и его внучатого племянника Лавана. Поэтому нет ничего странного, что Лаван испытал влияние хурритских религиозных традиций и держал в своем доме статуэтки божков.
Они, кстати, были не только символом главенства в роде, но использовались как обереги, а также – для гадания. Это предлагает нам еще одно объяснение, почему Рахиль похищает терафимов. По словам свт. Иоанна Златоустого, как дочь своего отца, она до определенного момента имела большое уважение к идолам и испытывала перед ними мистический трепет. Именно поэтому она и крадет их: Рахиль боится, что при их помощи Лаван узнает, по какому пути они с мужем и детьми пустились от него в бегство.
Вероятно, до какого-то момента Иаков терпел слабость жены и ее привязанность к языческим обычаям предков. Однако, непосредственно перед тем, как принять на себя обязанности патриарха, то есть главы богоизбранного еврейского народа, он приказывает всем своим домочадцам отказаться от идолов. Люди слушаются и закапывают божков в землю. Скорее всего, среди различных статуэток и амулетов были и терафимы, которые Рахиль некогда похитила из дома своего отца.
Благодаря расшифрованной клинописной табличке историки смогли лучше понять строки Священного писания. Археология в очередной раз подтвердила библейский рассказ и опровергла сомнения скептиков.
Известный американский археолог Уильям Олбрайт как-то сказал: «Чрезмерный скептицизм, с которым относились к Библии известные исторические школы 18 и 19 века, в некоторых своих частях до сих пор иногда даёт о себе знать. Однако время опровергает его всё больше и больше. Одно за другим делаются открытия, подтверждающие точность бесчисленных подробностей и укрепляющие признание Библии как исторического источника».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия