
Сколько раз я слышала евангельскую историю об укрощении Господом бури на Галилейском море! Но однажды неожиданно поняла слова Спасителя: «Что вы так боязливы, маловерные?» относятся и ко мне лично.
Дело в том, что у нас появилась чудесная возможность съездить в паломничество на Валаам, о котором мечтали давно. Вернее, опять появилась. Потому что уже не раз, просматривая предложения паломнических служб, я встречала поездки на этот святой остров, подходящие нам и по срокам, и по цене. Но...
Да, существовало одно «но», из-за которого я не решалась на такое путешествие. Это мой труднообъяснимый страх перед водой и перемещением на водном транспорте. Из-за него я даже от речных прогулок отказываюсь. А тут предстояло проплыть — пройти — 67 км по огромному Ладожскому озеру. При средней скорости теплохода 20 км в час пробыть на воде — 3 с половиной часа! А если вдруг шторм?
Преодолеть страх помогло евангельское слово. Я вдруг поняла такую, казалось бы, очевидную истину: страх происходит от маловерия. От недостатка полного, искреннего, детского доверия Богу. Что ты так боязлива, маловерная? Действительно! Если я люблю Господа всем сердцем и верю, что Он рядом, чего мне бояться?
Когда пришло понимание органической связи маловерия и боязливости, желанию побывать на дивном острове уже ничто не препятствовало. Нет, я не перестала бояться воды, но смогла довериться Господу.
Самое удивительное, что стоило только монастырскому судну «Валаам» отшвартоваться от пристани в Приозерске, как всякие страхи исчезли! Совсем. Оказалось, что Ладога похожа на море не только размерами и глубиной, но и сказочной красотой. Несмотря на довольно сильные волны и качку, я не могла усидеть на месте, то и дело выбиралась на открытую палубу и в неописуемом восторге любовалась водными просторами. Если и боялась, то только одного — как бы не уронить за борт телефон, на который старалась запечатлеть потрясающую красоту стихии и уже заметный на горизонте зеленый берег.
На следующий день после нашего прибытия на Валаам шторм усилился. Настолько, что суда по Ладоге не ходили вообще. При этом на самом острове стояла чудесная солнечная погода. Так что, программу нашего паломничества мы выполнили полностью: все запланированное увидели, тысячи шагов прошли, на монастырских службах помолились, на воскресной литургии причастились.
И почему-то почти не волновались, удастся ли нам в воскресенье покинуть Валаам. Хотя синоптики обещали дождь...
Он действительно прошёл в самом начале нашего обратного путешествия. И, может быть, по законам физики, а скорее всего, по Божественному велению над Ладогой повисла невероятной красоты радуга! Полная, ровная, словно, прочерченная гигантским циркулем, семицветная дуга. Представляете? Наш теплоход, загруженный счастливыми причастниками, долго-долго плыл, словно пройдя через огромные радужные ворота и оставив их за собой.
Когда чудесное явление закончилось, мы стали с нетерпением ждать ещё одного — заката солнца. В Приозерск прибыли уже в темноте, но наполненные Небесным светом Валаама и Ладоги.
Душа пела строчки из псалма: «Господь — свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?»
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема