«Путь к священству». Священник Дмитрий Кишунов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Путь к священству». Священник Дмитрий Кишунов

* Поделиться

Наш собеседник — настоятель храма Архистратига Михаила в станице Темнолесская Ставропольской епархии священник Дмитрий Кишунов.

Отец Дмитрий рассказал о своем пути к вере и священству. Наш собеседник поделился, как благодаря знакомству с Дарьей Донцовой у него появился свой блог в социальных сетях с большим количеством подписчиков. Отец Дмитрий ответил, с какими просьбами и вопросами чаще всего обращаются к нему люди, и что для него в его служении является самым сложным, а что — самым радостным.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.


К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера», здравствуйте, дорогие друзья, у микрофона Константин Мацан и моя дорогая коллега-соведущая Кира Лаврентьева.

К. Лаврентьева

- Добрый вечер.

К. Мацан

- А на связи сегодня с нами в этой программе в гостях иерей Дмитрий Кишунов, настоятель храма Архистратига Михаила в станице Темнолесская Ставропольской епархии. Здравствуйте, отец Дмитрий.

о. Дмитрий

- Здравствуйте.

К. Мацан

- Очень рады мы вас приветствовать в этом нашем разговоре, я напомню и вам, и нашим слушателям, что в этих беседах мы с Кирой вместе со священником размышляем о его пути к вере и в вере, и о той цепочке событий, которая привела к рукоположению, то есть к тому, что мужчина решил для себя выбрать, наверное, высшее из доступных для него служений – это служение алтарю. И поскольку, как нам кажется, путь к священству – это всегда путь вопросов, путь поиска Бога, то ответ на эти вопросы и размышления над ними могут оказаться созвучным тем вопросам, которые есть у многих людей и наших слушателей по поводу духовной жизни, религии, об отношениях с Богом и так далее, вот об этом с вами сегодня хотелось бы поговорить. Но я начал бы вот с чего: становится таким, в чем-то привычным явлением, что у священников свои аккаунты в социальных сетях, причем большие аккаунты такие, с большим количеством подписчиков, вот это как вам кажется, примета времени, это необходимость современной ситуации, когда нужно идти, что называется, в народ через соцсети? У вас больше 11 тысяч подписчиков в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», что для вас это значит?

о. Дмитрий

- Ну, знаете, начало моего служения в социальных сетях было сподвигнуто Дарьей Донцовой, писательницей, мы с ней случайно познакомились…

К. Мацан

- Неожиданно…

о. Дмитрий

- Да, она говорит: «Батюшка, мне очень много людей пишут», она очень человек воцерковленный, и она сказала, что мне очень много пишут в день людей вопросы после онкоболезней, и она не вправе и не в компетенции отвечать на многие вопросы и говорит: «Батюшка, помогайте мне и при этом создавайте страничку и будете заниматься таким добрым делом». Я говорю: «Ну конечно, давайте, с радостью». И она сразу у себя на страницах меня порекомендовала, и мы начали с полутора тысяч, в один день подписалось сразу, и потом мы выросли за три года почти на 11 тысяч.

К. Мацан

- А для вас это какая-то ответственность?

о. Дмитрий

- Да, естественно, тут момент как насчет рукоположения тоже, я потом буду рассказывать, то есть момент ответственности и сознания приходит не когда мечтаешь, не когда желаешь, а когда сталкиваешься по факту с работой, со служением, потому что, когда я согласился, я даже, наверное, и на десять процентов не представлял, какой ответственной она будет. Но, как человеку, мне приятно, что люди интересуются, ну, естественно, как священнику, отрадно слышать от людей вопросы, которые даже я себе не задавал, о поисках веры, это очень сильно ответственно. Многие священники задают вопросы, как бы им заняться именно блогерством, многие пытаются, но все почему-то думают, что это очень так легко, это так все просто, потому что, когда ты просто посты выкладываешь и забыл, а когда почти что с каждым из подписчиков прилично пробеседовал, и у каждого своя жизнь - это ответственность за каждого человека, совсем другое.

К. Лаврентьева

- Скажите, пожалуйста, отец Дмитрий, с каким просьбами, вопросами обращаются к вам чаще всего?

о. Дмитрий

- В последнее время чаще всего обращаются, как найти мужа.

К. Лаврентьева

- А что вы отвечаете на этот постоянный, частый вопрос?

о. Дмитрий

- Именно на этот вопрос отвечаю, что прежде чем найти мужа, надо найти себя и понять, что я вижу в семье, что я знаю, какие представления. Допустим, если это возраст до 25 лет, там все просто, обычно даже таких вопросов там не возникает, возникают такие вопросы кому за 30, в основном. Самое сложное, что там вопрос такой один: что семья должна быть так, как видит в данном случае вопрошающий, а на самом деле, она немножко выглядит по-другому, семья – это жертвенность, готовы ли мы к этой жертвенности постоянной, бесконечной самоотдаче, не к себе что-то, а от себя постоянно, ну, может быть, себе какие-нибудь пару сливок снять, а все остальное надо отдавать. Это, конечно же, сложно. После этого мы уже просим и молимся, а до этого мы вначале меняем себя в корне, свои мысли, сознание, потому что, как обычно, у всех принц, конь, заработки и все такое.

К. Лаврентьева

- Отец Дмитрий, ну, сейчас вопрос и проблема найти себя, мне кажется, занимает, во всяком случае топ-1 среди запросов у психологов, у священников, книжки пишут, постоянно на эти темы крупные блогеры рассуждают, поиски себя. А что такое поиск себя в этом смысле, потому что вы сказали, что нужно менять себя, получается, нужно бороться со своими грехами и страстями, я сейчас, конечно, не цитирую, но ведь надо понимать, с чем бороться, надо понимать, кто ты есть и что тогда в этом смысле поиск себя?

о. Дмитрий

- Смотрите, важно понять, что поиск себя – это не то, что пишет нам XXI век, то есть эгоистичность, эгоцентричность, вокруг тебя весь мир крутится и ты должен быть в центре внимания – это первое то, что надо вычеркнуть, выкинуть, сжечь и больше туда не заглядывать, там, где есть буква «я» и где-то в абсолюте, то есть поиск себя начать с этого, что в первую очередь понять, чем ты можешь быть полезен, кому и для чего вообще ты создан, чтобы просто насладиться этим миром и уйти? Как в Евангелии мы знаем, когда Господь сказал: «Безумец, остановись, что ты завтра и кому ты оставишь после себя богатства?» Когда человек собирал много всего, житницу насобирал, построил и потом радовался: «пей, веселись, душа», помним из Евангелия такую цитату. Смотрите, поиск себя – это в первую очередь найти, тут сложность в чем, тут тяжело так пальцем в небо говорить,  в чем заключается хорошее социальное служение личностное общение с каждым из людей: то есть ты вникаешь в его судьбу, кем он родился, сколько у него детей было в семье было, были ли у него добрачные отношения, были ли у человека аборты, с детства ли в храме, либо только пришел в храм, сколько было духовного опыта, общения со священниками, и тут под каждого уже подстраиваешь лично себя тоже, я помогаю находить себя, задавая вопросы, которые мне необходимо знать, чтобы не просто формально ответить на «отвяжись», я забыл и сплю спокойно, а именно чтобы конкретно каждому помочь, конечно, дольше времени на это нужно, но, показывала уже практика – это эффективно.

К. Мацан

- Отец Дмитрий, поскольку мы в этой программе говорим о вашем пути к вере и в вере и о пути к священству, не могу вас не спросить об этом, собственно, как раз мы все понимаем, что путь человека к вере, он часто путь, состоящий из этапов, одна встреча сменяется другой встречей, даже если человек с детства растет в религиозной семье и посещает храм, и участвует в богослужении все равно есть какой-то путь открытий, путь знакомств и личный осознанный приход к вере, вот на вашем пути какие бы вы могли выделить основные этапы, важные лично для вас?

о. Дмитрий

- Вы знаете, осознание пришло буквально совсем недавно, я восьмой год уже в сане именно полностью вместе с диаконским служением, осознание пришло буквально пару лет назад, именно такое глубокое осознание, может быть, еще не до конца, мы, все люди, постепенно развиваемся, а хотелось стать священником с пяти лет и у меня другого в голове не было, я знал, шел в детский садик, я говорил, что я буду священником, в каждом из классов, с 1-го по 11-й я знал, другого и не думал, даже не было вариантов и альтернатив, вот хочу и все. При том, что сталкивался я с трудностями, конечно, и в семинарии разные трудности были, бывает, когда отрицательный пример духовенства встречаешь, когда на пути у каждого человека, который стремится стать священником бывает такое, но, слава Богу, ничего меня оттолкнуло, я все время знал, чего я хочу – хочу служить Господу Богу. Но там пока было только «хочу», не знаю, почему, а просто душа хотела, и все, а уже когда ты стоишь у престола, уже сам, не когда ты в соборе служишь, когда вокруг тебя множество духовенства, и ты успеваешь только сказать одну ектенью, одну проповедь или один возглас, соборно причаститься, это все прекрасно и хорошо, но вот когда ты остаешься сам в алтаре, еще когда с трудностями со всеми, когда на приходе и в храме стоит всего лишь двое человек, а может быть, это даже твои дети и твоя супруга и больше никого, когда в связи с последней ситуацией нас всех добровольно закрыли, сказали в храмы не ходить, во избежание распространения и все равно служили, храмы-то не закрывались, слава Богу, и литургию совершали. И когда ты сам стоишь и понимаешь, что настолько ты пуст внутри, и твое служение – это все, что у тебя есть, это вся твоя жизнь, и кажется, вообще не важно ничего, ни мир, вообще ничего не важно, кроме того, что ты сейчас стоишь перед престолом Господа и совершаешь такое великое делание.

К. Мацан

- Иерей Дмитрий Кишунов, настоятель храма Архангела Михаила в станице Темнолесская Ставропольской епархии сегодня с нами и с вами на связи в программе «Светлый вечер», и мы говорим с отцом Дмитрием о его пути к вере в вере и о его пути к священству.

К. Лаврентьева

- Отец Дмитрий, а если возвращаться к началу вашего священнического пути, как вы вообще пришли к тому, чтобы служить у престола Божьего?

о. Дмитрий

- Повторюсь еше раз, что я с детства хотел, просто поступил в семинарию, учился, ждал, не знаю, чего ждал, там такой момент, что обычно как: если я выбрал путь священства, искал супругу, конечно же, но когда это все происходило, не было такого, что я знаю, что надо такую-то себе, такого, конечно же, не было, просто после третьего курса так сложилось, что мы с супругой, слава Богу, повенчались и просто также чудом Божиим, вы знаете, вся жизнь, она проходит именно все по-Божьему и даже объяснить не могу, где я сейчас нахожусь и где я начинал. Меня просто случайно друг позвал к владыке Аркадию, это викарий Одесской епархии, только его рукоположили недавно во епископы, позвал иподиаконствовать, ну, я согласился и начали диаконствовать, и я даже не задумывался ни о чем, просто служил себе, при том, что я только как раз вернулся из свадебного путешествия, тут началась учеба, учились и служили с владыкой. Владыка говорит: «А давай мы тебя в диаконы рукоположим, будешь моим диаконом, старшим иподиаконом, и будем дальше служить, уже будешь как положено служить у престола. Для меня это было очень и волнующе, я не ожидал, вот она мечта, хотел хотя бы месяц подготовиться как-то по-особенному и тут с прошением к митрополиту, тогда еще архиерею, к Агафангелу, митрополиту Одесскому и Измаильскому, прихожу к нему, подаю прошение, он такой: «Да, здравствуй» и подписывает, а я пришел в субботу, это было 15-го числа, он подписывает: «Благословляю, хиротонию мною совершену», то есть, чтобы он совершил сам митрополит, 16 декабря. А я так смотрю в глаза в небо: так, 16-е, когда же это будет, а потом у меня глаза открываются, я понимаю, что это завтра! И все, у меня руки-ноги опустились, я хотел, чтобы родители приехали, они в Карачаево-Черкесии живут, я понимаю, что никто не успеет приехать, я, честно, не знал, у меня затряслись ноги, я боялся. В общем, Господь так сподобил, все нормально, приехали, вечерню, как положено, отслужили, посвящение в иподиаконы случилось на вечерне, ну и 16 декабря на литургии в воскресенье был рукоположен.

К. Мацан

- Отец Дмитрий, вот эта часть истории уже такого рукоположения, такого, институционального, так скажем, в священнослужители, а с чего такое желание возникает у человека в пять лет, вы какие-то примеры вокруг себя видели или это было что-то совершенно интуитивное?

о. Дмитрий

- У меня отец священнослужитель и я с детства видел, как служил отец, но я всегда говорил, что быть потомственным священником – это неправильно, потому что Господь все-таки сам выбирает себе и в свое время каждому служить у Него у престола. Я с детства просто хотел, по-другому просто душа лежала, я другим себя не видел, я когда-то даже папе в пять лет сказал, что я хочу быть владыкой.

К. Мацан

- И как папа отреагировал?

о. Дмитрий

- Я говорю: «Папа, я хочу быть владыкой…»

К. Мацан

- То есть епископом.

о. Дмитрий

- Да, но я тогда не знал епископ, мне было пять лет всего, я говорю: «Хочу быть владыкой в Москве». Очевидно, владыка к нам приезжал, я помню, в станицу Зеленчукскую, и, может быть, какие-то яркие впечатления, хотя я его почти что не видел, потому что людей было много, но вот так вот сказал, а папа говорит: «А ты что, владыки же не женятся». Я говорю: «Да ладно, ничего страшного!», в пять лет ничего страшного. А я в детстве очень сильно любил мясо, и он говорит: «А владыки ж мясо не едят, ты знаешь?» А я такой: «Мяса не едят? – Нет». Тогда я говорю: «Ну, тогда я буду простым батюшкой, но в Москве». Так вот смешно.

К. Мацан

- Мудрое отцовское руководство.

о. Дмитрий

- Да, но повторюсь, для меня потомственное священство – это неправильно, потому что именно когда священник по долгу, а не по духу. У меня брат, он военный, родной, он тоже учился в семинарии, но сказал, что я не могу так вот без сердца, без души, не лежит душа, он сейчас у меня военный, защищает нашу Родину на границе. Поэтому слава Богу, что брат пока что, может быть, Господь когда-то в свое время и его тоже призовет, не знаю, но пока брат осознанно сказал, что я так легкомысленно не могу подходить к такому, что вот папа священник, и я должен быть священник, так неправильно.

К. Лаврентьева

- Отец Дмитрий, сколько вы, получается, сейчас уже священник?

о. Дмитрий

- Я был рукоположен в 16-м году в декабре на Введение во храм, то есть три с половиной года.

К. Мацан

- А это много или мало для священника?

о. Дмитрий

- Знаете, я так скажу, это смотря где священник служит, если служит священник на приходе – это, наверное, мало, если священник служит в соборе, когда там очень много людей - это много, просто разница в том, что когда служит человек в деревне, у него 10-15 человек приход, там сильно не разовьешься, а меня что спасает - просто мой инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), потому что много очень людей, много работы с каждым лично, поэтому многим священникам, которые служат в деревне я советую заниматься вот такой деятельностью, это сложно, социальное служение я имею ввиду, в социальных сетях.

К. Лаврентьева

- Отец Дмитрий, почему я спросила, сколько вы уже в сане, потому что очень часто мы с Костей задаем вопрос, что самое тяжелое, что самое легкое на данном этапе вашего служения, давайте начнем со сложного, что сложнее всего сейчас дается вам, как священнослужителю?

о. Дмитрий

- Ответ мой будет прост: когда человек, будучи священнослужителем, берет на себя такую большую ответственность, что все, что не получилось у него, точнее, наоборот, получилось, все, что он сделал – это сделал он, вот и вся сложность начинается с этого, а когда человек понимает, что все, что сделал этот человек - это только Господь Бог, руководя этим священником, сделал, тогда все. Я не могу сказать, что что-то сложное, когда я думал, что может быть, это я постарался, мои слова, мои действия, мои желания, мои инициативы какие-то, то гордость какая-то, амбиции, какие-то обиды, несогласие, начинается такое искушение, но когда ты понимаешь, что ты просто оказался в нужное время в нужный час, как говорится, в руках Божьих и ты через кого-то помог. Я понимаю, что я – ноль, как священник, как христианин, все, что есть у меня – это Господь Бог через меня, в это я верю непреложно и много раз убедился, потому что когда сам пытаешься что-то сделать, то я понимаю, что ничего не получается, как только: «Господи, верю в волю Твою, да будет воля Твоя» – и меняется все вокруг. Нет сложностей, даже усталость, мне говорят: «Батюшка, вы не устали?» А я говорю: Я нет, потому что я-то что, я ничего не сделал, а вот Господь помог, через меня сказал, поэтому я не выдохся. А когда священник начинает, как человек, принимать все свои достоинства себе лично, он да, выдыхается, сложности бывают такие тоже.

К. Лаврентьева

- Разделяете ли вы свою жизнь на пастырскую и просто обычную человеческую, как мужа, как отца? Есть ли у вас разделение или вы уже слились неким образом со своим священническим служением и уже черты четкой между этим двумя жизнями нет?

о. Дмитрий

- Нет, я разделяю, не то, чтобы, есть такое, что священник я в храме, а тут я человек, нет, так я не разделяю, а что касается именно в семье, то, конечно же, разделяю. Господь дал мне ответственность и за мою семью тоже, это нельзя так легкомысленно: семья, детки, это все-таки тоже ответственность, которую я должен нести, отвечать перед ними и поэтому разделить я не могу, но когда мы вместе, вот у нас служба вместе в храме, все вместе делаем – это, конечно же, намного легче. Вот меня дети иногда называют «батюшка», супруга почти всегда называет меня «батюшкой», даже дома, неважно, так вот как-то, я это не отторгаю и в то же время, я думаю, что, наверное, все-таки правильно сказать, слилось, священничество в семье, но у нас нет такого, чтобы прямо как священники везде и спят в подрясниках, я обычный человек, живу, как положено.

К. Лаврентьева

- Священник Дмитрий Кишунов, настоятель храма Архистратига Михаила в станице Темнолесской. У микрофона мой коллега Константин Мацан, я Кира Лаврентьева, мы вернемся через несколько секунд.

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера», мы продолжаем наш разговор, у микрофона Константин Мацан и Кира Лаврентьева, а на связи с нами сегодня иерей Дмитрий Кишунов, настоятель храма Архистратига Михаила в станице Темнолесской, это Ставропольская епархия. Отец Дмитрий, именно потому, что вы сказали, что ваш папа тоже священник хочу вас спросить о том, как произошла ваша встреча со Христом, это важный вопрос, на который мы часто обращаем внимание и, как правило, он уместен для человека, который в детстве не получил религиозного образования, какого-то воспитания и вдруг что-то в жизни изменилось, это обретение веры произошло и вот это часто называют «встреча со Христом», но тем не менее, и вы сами об этом сказали, что даже для того, кто в детстве получил религиозное воспитание и был с детства в храме, и не мыслит себя без Церкви все равно должен быть момент личного обретения, какого-то личного перехода в новое качество, которое тоже, наверное, можно назвать той самой встречей со Христом, вот как это было у вас?

о. Дмитрий

- Вы знаете, человек, живя в Церкви, маленький такой пример приведу перед тем, как рассказать: допустим, возьмем какую-то знаменитость и человек, который живет, допустим, сосед или друг, он, живя с этой знаменитостью, он не видит его, как знаменитость, а знает, как обычного Васю, а мы все смотрим на него по телевизору и думаем: о, какой великий человек. То есть здесь точно также и со Христом: когда мы живем с детства с Богом, то мы многие чудеса, многие блага, которые дает нам Господь Бог, мы их просто не замечаем, но бывают такие моменты, чувствуешь прикосновение, в основном, происходит, когда какие-то потери происходят, сложности, трудности, переживания и утешение, когда происходит такое утешение, происходит именно соприкосновение. А вот когда уже у меня вот прямо что-то я прочувствовал – это, конечно же, было в момент хиротонии диаконской и с того момента я был смущен один раз, когда после хиротонии во время первой литургии, когда ты служишь с владыкой, в момент пресуществления Даров я вот несказанно почувствовал такую, боюсь быть прельщенным такими словами, но необыкновенную благодать и легкость, и такое легкое покалывание, как мурашки, но это не мурашки, очень приятное ощущение такое, ни на что не променяешь никогда эти теплые ощущения, и я испугался, потому что многие святые отцы говорили, что надо бояться быть прельщенным таким состоянием, но я когда к владыке подошел, я сказал: «Владыка, именно в момент пресуществления Святых Даров на «милость мира» чувствую такое состояние, и я боялся быть прельщенным». Владыка же мне сказал, что «в любой момент, на молитве вечерней, на утренней, если такое состояние будет, его смущайся, но во время литургии никогда не бойся, здесь не может быть другого состояния, то есть только так». И с тех пор, это было уже восемь лет назад, я каждую литургию чувствую именно момент прикосновения Господа Бога через тебя, потому что мы просим, чтобы Господь даровал Духа Святого на Дары сия и на нас, на ны и на Дары сия, то есть на нас дух Святой сошел, и на Дары сия, потому что через руку священника сам Господь незримо сотворяет, пресуществляет из хлеба и вина Тело и Кровь Христову. И вот этот момент, ну и, конечно же, почти что все другие Таинства, когда ты понимаешь, что сейчас Господь Бог через тебя, опять-таки, это все, пока я не был священником, пока не читал все эти молитвы, пока я не соприкасался, я их слышал, но я не пропускал мимо себя, я их не понимал, но когда только через себя каждую молитву начинаешь пропускать, и ты понимаешь, что ты – дырка от бублика и то, мне кажется, слишком много чести, потому что вокруг есть бублик, а ты - просто пусто. И понимаешь, что все Господь Бог и через тебя, и ты понимаешь свое недостоинство и, конечно же, словами не описать, какое это приятное чувство.

К. Лаврентьева

- Отец Дмитрий, вы в начале нашей программы сказали, что создали свой блог, чтобы общаться, чтобы отвечать на вопросы, помогать людям через интернет, через социальные сети, скажите пожалуйста, а чаще всего в храм приходят люди с какими-то очень серьезными духовными вопросами помимо житейских, к примеру? Человек, например, испытывает кризис веры или он хочет уверовать, но не может, или у него есть какие-то очень серьезные внутренние конфликтные ситуации, которые бы он хотел разрешить в союзе со священнослужителем?

о. Дмитрий

- К сожалению, именно на приходе у меня в станице небольшое количество таких людей, но было два человека за все это время, они сейчас постоянно ходят в храм, пришли именно с кризисом веры, они вроде бы слышали звон, не знали, где он, и думали, где оно, как оно, как это испытать, как попробовать, чтобы совсем не утонуть в болоте, они сейчас, слава Богу, ходят в храм. А когда ездишь по паломническим поездкам, вот я поездил с паломниками и просто в соборе служил, исповедовал людей, то очень много людей, которые подходили, общались, но очень отрадно видеть, что парней очень много, ну и, конечно же, в социальных сетях такие вопросы постоянно: как найти веру, как найти Бога, с чего начать? Таких вопросов очень много, и я ни в коем случае не хватаюсь, но где-то больше трехсот человек, которых я знаю лично, которые были почти что атеистами, сейчас они – члены Русской Православной Церкви, которые постоянно и постятся, и исповедуются, причащаются, вот благодаря нашему «Инстаграму (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», но это, опять-таки, не мои заслуги, а Господь Бог вовремя через меня кому-то правильные слова вложил в уши.

К. Мацан

- А можете привести пример, что человек, который был далек от веры, от храма для себя осознал, открыл, понял, что сделало его верующим, то есть какие болевые точки есть у современного человека, что вы наблюдаете, ответ на которые, реакция на которые позволяет человеку обрести веру?

о. Дмитрий

- Знаете, вера обретается, в основном, когда есть какая-то сложность и трудность, либо горе, переживание, к сожалению, но именно она обретается, точнее, не обретается, а идет поиск такой для души – понять. Мы начинаем с того, что просто, допустим, маленький пример приведу: когда человек начинает ходить в спортзал, ему же нельзя дать комплекс тренировок фитнес-тренера или уже мастера спорта, ему нужно постепенно дать какой-то самый минимум программы, чтобы он не сорвался и не сделал себе хуже, но только когда он занимается с каждым разом все больше и больше и больше, то мы ему и нагрузки даем, и он сам говорит: «мне мало, давайте мне еще», и точно также это все и самое главное в осознанном приходе к вере, то есть где-то начиная, уже, наверное, осознанно – это с 23 лет, до этого нам нужно нагружать, нагружать постоянно, а после 23-х это уже идет сознательно, то есть это уже никто не принудил, никто не заставил, а сам пожелал, дабы не спугнуть, мы начинаем с легкого, минимум требований, то есть если человек никогда не читал Ветхого и Нового Завета, то смысл ему читать, допустим, молитвы перед причастием, где говорится в каноне о пути Моисей через Израиль.

К. Мацан

- Это вы рассказываете о практике пастырской работы с вашей стороны, а мне кажется, было бы очень интересно у вас узнать именно ту сторону вопрошающих, не называя, само собой, имен и конкретных историй, но с чем приходит человек, это переживание бесцельности жизни (я сейчас фантазирую), это какое-то переживание того, что тяжелая ситуация, какое-то переживания зла, страдания, за что и почему?

о. Дмитрий

- Да, я могу маленький список начать, без имен, естественно, было такое, что писали люди: вначале отец, потом мама, потом брат, тетя, дядя у женщины – все повесились, в разные времена, но все закончили жизнь самоубийством, и она осталась одна, и она с вопросом таким, подумала, что это карма какая-то. Естественно, мы начинаем работать, узнавать, где, кто, почему, жена, дети, женатые, замужние, есть ли дети и так далее, бывает такое, что заболели родители, бывает, что многие за беременных, бывает очень часто такая ситуация, но знаю я, что тоже где-то человек тридцать из общения тоже уже имеют семью и детей, у которых не было по семь, по восемь лет, жили вместе, когда они просто жили как жили, но когда они попытались начать меняться сами, добровольно, естественно, конечно, с помощью священника советами все поменялось.

К. Лаврентьева

- А когда стараешься меняться, когда годами стараешься меняться, что-то делать с собой, исполняешь все благословения священника, а воз и ныне там, та просьба, которую ты обращаешь к небесам, к Богу, она 10, 15, 20 лет остается как кажется, без ответа, что тогда вы отвечаете людям и как вы их утешаете?

о. Дмитрий

- Я повторюсь, когда такие бывают вопросы я начинаю копать прямо до самого начала, от самого корня, от создания, от рождения, чтобы знать всю жизнь этого человека, и, конечно, просьбы и мольбы, куда они направлены. Обычно, когда человек начинает работать по-настоящему над собой, не просто исполнять какие-то формальности, хотя исповедь и причастие – это не формальность для души, мы знаем, но люди многие формально приходят, ну сказали и сказали, но без внутренней работы над собой, вообще я сам таким был, тоже поначалу в детстве причащался постоянно, а уже такое подростковое, юношеское, у меня там в голове непонятно что было, но причащались мы всегда каждое воскресенье, а уже сознательно это пришло по-другому, когда начал себя видеть по-другому. Точно также и здесь, даже если 15-20 лет люди молятся, бывает такое, что священник, когда что-то советует исполнять, но, не осуждая священников, не имею права, не знаю, какие советы, но когда такие поверхностные исполнения задач, это тоже ни к чему не приводит, а когда человек сознательно начинает работать – меняется все, может быть, даже у него меняется понимание, что то, что он хочет и желает, оно ему, на самом деле, не нужно. А еще такой хороший момент, что важность, недавно с одной из моих прихожанок, долго с ней работали, о которой я говорил, что два человека пришло и осталось, мы говорили, она всегда хотела, чтобы было, как ей хотелось, не буду говорить, что конкретно, и я сказал, что если ты получишь просимое и ты при этом останешься до конца своих дней в мыслях и по-другому мыслить не будешь, каждое воскресенье в храме и частое причащение, тогда у тебя получится. У нее был такой момент, что у нее, казалось бы, получилось то, что она хотела, и она перестала ходить в храм, и она потеряла, были и слезы, но мы немножко восстановились и сейчас уже настолько она привыкла к храму, что по-другому она не знает своей жизни, что в воскресенье без храма никак, она получила, имеет и довольствуется и все хорошо, и пребывает уже, конечно, она: ой, а я привыкла по-другому, так, немножко начинает жалеть, что получила, но тем не менее она в храме. И важно тоже, чтобы понять: если мы получим просимое, останемся ли мы так верны Богу, как мы верны сейчас, как просим? Потому что человек обычно получает и забывает, такое часто бывает.

К. Мацан

- Священник Дмитрий Кишунов, настоятель храма Архистратига Михаила в станице Темнолесская Ставропольской епархии сегодня с нами и с вами на связи в программе «Светлый вечер». Вот в продолжение того, о чем вы начали говорить: у вас прозвучала такая мысль, что многие, едва ли не все, кто к вам обращаются, приходят к вере от проблемы, от боли, от какого-то страдания и в ответ на это страдание или, решая как-то вопрос этого страдания, обретается вера и начинается церковная жизнь, а как вам кажется, это нормально, что мы редко наблюдаем ситуации, когда человек приходит к Богу от благодарности, от полноты, от радости, не как к последнему утешению, а как все-таки к тому, кто дарит любовь? Мне кажется, это важный вопрос, потому что для многих, я вот нередко общаюсь с атеистами по долгу службы, для многих ведь это выглядит очень смущающе, скажем так, дескать: «ну, понятно, у человека были проблемы в жизни, он в религию подался». И это воспринимается, как некий такой приход к вере, не вполне полноценный, что ли, как приход за психологическим утешением, а не, собственно, к Живому Богу, вот что вы об этом думаете?

о. Дмитрий

- Когда мы приходим даже за утешением – это, с одной стороны, даже печально, как будто бы почему тебя до этого не было почему ты именно сейчас пришел, почему ты не предотвратил беду хождением в храм, ходил и бы все было хорошо, пришел бы к вере и все было бы по-другому, есть такие вопросы. Но человек, который пришел не поплакаться, а по-настоящему попытаться измениться и принять не просто временное утешение от Бога, а полностью довериться Ему и вера в Живого Бога, в настоящего, что не просто так мы святой водой побрызгали и все прошло, а глубокое такое изменение личности, себя – конечно же, он оттуда не уйдет, из храма. Но у меня есть и хорошие, положительные моменты, когда люди просто как маленькие дети попросили, как мы помним по чудесам Николая Чудотворца, но уже в современном мире, как маленький ребенок попросил выиграть битву на мечах, там в детском соревновании: «если выиграю, то я пирог тебе принесу», мальчик выиграл, попросил маму испечь пирог, и он принес пирог. Такие же из взрослых моментов у меня тоже случались, люди просто очень далеки от веры, только поверхностно знающие, просто попросили, им просто далось, и они пришли и остались, но они, конечно, редки.

К. Лаврентьева

- Отец Дмитрий, мы заговорили о чудесах и понятно, что вера не зиждется на чудесах, знамениях, но тем не менее, когда человек проходит неофитский период или совсем только недавно уверовал и начал ходить в храм, с ним определенно точно происходят какие-то маленькие чудеса и, может быть, даже большие, в общем, те знаки он получает, которые может понять конкретно он, то есть понятно, что Господь с нами разговаривает, с каждым из нас на том языке, который нам понятен, можете ли вы рассказать о чем-то таком, что случалось с вами или вашими прихожанами, какие-то удивительные случаи или, может быть, какие-то явные такие ответы на молитвы, что-то, что, может быть, кого-то сейчас из наших радиослушателей может приободрить, заставить улыбнуться, порадоваться, поблагодарить Бога?

о. Дмитрий

- Могу много всего рассказать.

К. Лаврентьева

- Ну, из последнего.

о. Дмитрий

- Первое такое, основное, которое действительно было знаком - это знакомство с Дарьей Донцовой, она так, чудесным образом меня нашла, получается. Меня, когда перевели в станицу Темнолесскую, только рукоположили, там я прослужил совсем немножко, даже сорока дней, по-моему, не дослужил, меня отправили в станицу, потому что в этой станице священник, к сожалению, ушел в раскол, перестал поминать патриарха, правящего архиерея, его в запрет, конечно, отправили и меня направили к нему, туда служить, а там, как и в душе этого священника было все разрушено, так и в храме тоже ни порядка, ничего. И оказывается, там был долг за газ больше 60 тысяч и мне пришли его отрезать, и я не знал, пока жили, платили, что у нас набежало, и пришли прямо отрезать. Я узнал, понял, что долг, нам дали три месяца срок, мы кое-как собрали, заплатили часть, осталось у нас 35 тысяч, я понимаю, что если мы два месяца собирали 15 тысяч, то где мы сейчас возьмем еще 35 так быстро, за один месяц, и у меня страничка в инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) была, я просто написал: «Друзья, кто чем помогите», у меня там было человек, может 100-150, и в личном посте тоже написал, кто чем может помочь. Ну и тут мне пишет Дарья Донцова: «Батюшка, а можно помочь?» Я думаю: Дарья Донцова, может, это псевдоним у кого-то, ну, не сама же Дарья Донцова мне пишет помочь. Ну, я говорю: «Спаси, Господи». Она говорит: «Я вам часть денег пришлю». Я говорю: «За все спасибо, я не имею права просить какие-то суммы». Раз – приходит вся сумма сразу. И я был настолько удивлен, говорит: «Батюшка, прислала вам всю сумму, только никому не говорите, спаси, Господи, Божьей помощи вам». И для меня это было, когда я был уже на грани, десять дней оставалось до оплаты, раз – и вся сумма. Все хорошо, слава Богу, получили, так познакомились. Сейчас я еще занимаюсь строительством храма, это было недавно чудо, как раз на Николая Чудотворца зимой, случилось такое чудо с человеком тем, который мне помог, у нас так сложилось, что занимаюсь строительством храма, и я не смог вовремя оплатить, у нас существуют обычно взносы в епархию и также товар, который мы реализуем, свечи, иконы мы тоже, конечно, сами их не делаем, все закупаем в епархии, естественно и как-то так сложилось, что у меня накопились долги немаленькие и не потому что я не платил, а потому что деньги все уходили на стройку, на документацию, которую мы собирали для строительства храма. Ну и позвонили мне с епархии, сказали: «Батюшка, простите, но надо до конца года все оплатить, потому что по-другому нельзя и нам нужно отчитаться, потому что вы нам деньги не заплатили, а мы не заплатили, получается, в Москву, вот надо все вернуть». И все, у меня паника, если цифру называть, то больше 150 тысяч было, я планировал потом, постепенно, частями мы все бы выплатили потихонечку, а тут сразу так, и я все, не знал, что делать. И тут мне женщина на Святителя Николая пишет: «Батюшка, Святитель Николай услышал мои молитвы, и я хочу помочь на храм, можно?» Я говорю: «Конечно, можно, спаси, Господи. – Ну, я вам три тысячи пришлю, можно только мне реквизиты, я в Германии живу». Я говорю: «Хорошо, сейчас найдем». А я знаю, с Европы тоже, так как подписчиков с разных мест много, есть и система переводов PayPaI, но сказали, что другие нужно, ну хорошо, ну и все, дал и забыл. Она: «Все получила, перевела, спаси, Господи. – И вам спаси, Господи». И тут, получается, нечаянная радость была, это было воскресенье как раз, 22-го и 23-го мне звонят, говорят: «Вы должны 25-го привезти всю оплату». Я помолился Пресвятой Богородице и чисто случайно зашел проверить счет, и у меня там лежит 200 тысяч. Я сразу и не пойму, что такое, пересчитывал несколько раз, думаю: ну не может быть такого, а у меня там было по нулям, я 3 000 евро перевел в рубли и получилось ровно 200 тысяч, от человека, она не прямо прихожанка храма, она только идет к Богу, и она просто Святителю Николаю пообещала: если он поможет ей продать квартиру, она долго не могла ее продать, она поможет, на храм даст и на детский дом ровную сумму, то есть 3 000 евро даст на храм, 3 000 евро даст на детский дом. И я сразу пошел и заплатил в епархию и заплатил, у нас фундамент храма тоже сделан в долг, я людей попросил, которые взяли на себя кредит потребительский и мы частями, залили фундамент в станице, все сделали, но он у нас в долгу, мы пошли, оставшуюся сумму внесли в кредитную часть долга эту сумму.

К. Лаврентьева

- Действительно, таких чудес очень много, связанных со Святителем Николаем, и со святителем Спиридоном, великое множество. Огромное вам спасибо за такой подробный рассказ, это, действительно, очень интересно. В первой части программы я задавала вам вопрос о самых сложных и самых радостных моментах в вашем священническом служении и сейчас, когда наша программа подходит к концу, все же мне очень хочется вернуться к радости и спросить о том, что для вас самое главное, важное и радостное в вашем священническом служении и, наверное, в вашей жизни, потому что естественно, что это крепко связано, неотъемлемо друг от друга.

о. Дмитрий

- Радостно для меня то, что, несмотря на все многочисленные согрешения, я чувствую, что Господь милует нас и не отворачивается от нас и всегда сподобляет служить Ему и чувствую, что не отходит милость Господа Бога от нас, другой радости я не знаю, чему еще радоваться. Я не имею ничего, но имею в то же время все сразу, и крыша над головой есть, и дети, супруга, все здоровы, не болеем, все вместе, радует нас то, что и дети с нами, все есть и все благодаря Господу Богу, другой радости не могу себе желать, потому что боюсь сбиться с пути истинного. То, что Господь нас не оставляет, другой радости больше не могу и в то же время всем желаю точно также от всей души всегда уповать только на Господа Бога и если мы не получаем просимое - ну, Богу-то видней. Такой маленький пример приведу: есть лабиринт, когда мы играем в лабиринт в журнале – мы быстро пройдем его, потому что мы видим его сверху, а когда мы идем в лабиринте, то, конечно же, можно заблудиться, поэтому Богу виднее оттуда, куда нам и как идти и надо, действительно, слепо довериться Богу, а если не получаем просимое – это не страшно, вспомните глупых маленьких детей, когда они в 3-4 года говорят родителям: «Я с этого дня буду питаться только шоколадом и другого мне ничего не надо». Мама с папой ласково улыбнуться и ни в коем случае не скажут ему, что какой ты глупый и какие у тебя глупые желания, а будут кормить его чем кормили и не будут переводить его на шоколадное питание. Также и бывает с нашими просьбами, которые мы сегодня просим, они, на самом деле, будут нам вредны в будущем, поэтому Богу виднее, поэтому Господь не дает, это касается абсолютно всех просьб, от начала и до конца, это может быть здоровье, если будет человек здоров – это приведет его к погибели души, а пока человек болен - у него есть шанс на то, что у него душа будет с Господом Богом и будет спасена, если человека ничем другим не остановить, надо, чтобы он это понял. Если он не имеет семьи, надо, чтобы он понял, что если другого не будет, если он будет замужем или женат, имея детей, он душой просто погибнет, Господь не даст ему семью, потому что он пострадает, он тут приобретет, а там потеряет, поэтому пока он, тут прося - там приобретает, можно так сказать.

К. Мацан

- Спасибо огромное за эту беседу, отец Дмитрий, я очень рад, что мы все-таки заканчиваем на словах о радости и об этом Промысле, в который верят христиане, конечно, выражается любовь и вот в каком-то смысле об этой Божией любви, о том, как Он помогает, как Он ведет человека мы сегодня с вами и говорили, за что вам еще раз огромное спасибо. Я напомню, это был «Светлый вечер», на связи с нами и с вами в этой программе был сегодня иерей Дмитрий Кишунов, настоятель храма Архистратига Михаила в станице Темнолесская Ставропольской епархии. У микрофона были Кира Лаврентьева, я Константин Мацан, спасибо огромное, до свидания.

К. Лаврентьева

- Всего вам доброго.

о. Дмитрий

- До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем