Нашим собеседником был епископ Орский и Гайский Ириней.
Наш гость рассказал о своем пути к священству и монашеству, а также о том, почему, помимо богослужебной жизни, ему важно преподавать в духовной семинарии и в гуманитарно-технологическом институте.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на светлом радио приветствует вас, дорогие радиослушатели. Сегодня, как всегда, мы говорим о пути к священству, к вере и в вере наших дорогих гостей. Меня зовут Кира Лаврентьева. И я с огромной радостью хочу представить вам владыку Орского и Гайского Иринея. Здравствуйте, владыка.
Еп. Ириней:
— Здравствуйте, сестричка, здравствуйте, братья и сёстры.
К. Лаврентьева:
— Очень долго мы с вами собирались провести этот эфир и, слава богу, нам наконец-то удалось собраться в этой студии. Хотя вы у нас уже бывали и рассказывали об Орской епархии, о положении дел в Орской епархии. Но сегодня у нас беседа такая, более, наверное, личного характера, она о пути вашем к священству, но не только к священству, но к монашеству, в вере. Так как, я понимаю, вы прямо с детства в вере, то есть такого пути к вере прямо не было бы — вы уже были в вере, из верующей православной семьи, такой ортодоксальной в Молдавии. Уважаемые радиослушатели, я вам особенно напоминаю об этом, что владыка из Молдавии, и даже с 2004 года в Москве окормлял молдавскую диаспору. Всё правильно говорю?
Еп. Ириней:
— Да, но сказать, что до 2004 года никогда не занимался молдавской диаспорой, будет неправильно, хотя бы по той причине, что, будучи студентом Московской духовной семинарии и академии, когда принял сан иеромонаха, то многие люди приезжали в лавру с Молдавии, с Румынии: «Нам бы экскурсию провести», — «Хорошо», — «А мы приехали издалека, мы хотим исповедоваться». А целый автобус приедет: «Мы все хотим исповедоваться в лавре, потому что грехов много. Если не здесь, то где? И хорошо бы нас соборовать». И занимался людьми с Молдавии давным-давно, с 1995 года, как стал иеромонахом.
К. Лаврентьева
— Владыка, а правда, что вы на молдавском языке иногда экзамены в Духовной академии сдавали?
Еп. Ириней:
— Так сказать, что я сдавал на молдавском — в этом есть доля правды. Дело в том, что когда я только поступил в семинарию, русский язык знал плохо — так, чуть-чуть. Но показать, что я знаю, показать, что я знаю предмет, ответ на вопрос, мне надо было сказать ответа на родном языке, а потом переводить на русский, чтобы понятно было преподавателю, что я владею материалом. Потому что иногда кажется, что если человек долго думает, то, возможно, не знает. Вот чтобы никто не думал: двоечник, не знает, не умеет — нет. Но кроме того, хочу сказать, что, по сравнению с другими ребятами, мне приходилось дополнительно изучать русский язык, литературу. Для этого брал учебники школьные. Я брал учебники по истории и изучал дополнительно. Я был рад, что у меня было время, желание...
К. Лаврентьева:
— И вы довольно быстро начали преподавать, и до сих пор преподаёте.
Еп. Ириней:
— Преподаю. Это с маленьких лет у меня было желание стать учителем. И в лице учителя я видел всегда героя, я видел святого человека, который жертвует и отдаёт самое лучшее. Я так вдохновлялся и говорил, что если в будущем стану работать, то только трудиться на поприще преподавания. И рад, что на сегодняшний день уже 23-й год преподаю в учебных заведениях.
К. Лаврентьева:
— И в светских тоже. Да?
Еп. Ириней:
— Да. На сегодняшний день — в нашем пединституте.
К. Лаврентьева:
— А как воспринимает это светская молодёжь, которая вообще не ходит в храм, например?В диковинку им?
Еп. Ириней:
— В первое время смотрят на меня, провожая глазами, особенно первый курс: непонятно, откуда кто пришел. Я подхожу к ним: «Здравствуйте». Протягиваю руку, здороваемся. И те: «Здравствуйте». Я говорю: «Первый курс?» — «Да». — «Первый раз со священником общаешься?» — «Да... нет». — «Ну, здороваешься точно первый раз». И вот так проходит. Но что на последнем уроке на первом курсе? В начале года студенты говорили: «Владыка, а как же ваша Церковь, владыка? Почему вы позволяете?..» Но на последнем я смотрю один студент, второй, ещё несколько: «Владыка, а почему у нас так? Ну почему наши так поступают, владыка? Ну как же так можно?» Я думаю: «Господи, какое счастье для меня, что буквально два-три месяца как мы занимаемся, и уже не просто «ваша Церковь», «почему ваша так поступает?», а уже в какой-то степени с болью: «А почему у нас? Как так можно? Как можно исправить, что можно делать?» Понимаете?
К. Лаврентьева:
— И как вы вели этот диалог?
Еп. Ириней:
— За эти месяцы старался, по апостолу Павлу, быть своим в том числе для этих людей.
К. Лаврентьева:
— Любить их?
Еп. Ириней:
— Любить, гонять по делу, помогать тоже по делу и встречаться не только в аудитории. Да, я прихожу — многие наши преподаватели это знают — там, где идут споры, не соглашаются со мной — в том кабинете наш епископ Ириней. Я позволяю студентам, и при этом для них есть огромный рост: не боятся, готовят вопросы, обсуждают, рассуждают. У меня социология и история религии с прошлого года, и в этом году ещё добавили один факультет. Если раньше я читал ещё историю Европы, то просто отказался — невозможно, слишком много. Я даю возможность высказываться. Вот однажды: «Владыка, вот вы рассказываете и получается, что Библия говорит о том, что женщина выше мужчины». Я говорю: «Да?!»
К. Лаврентьева:
— «Когда это я такое говорил?» (Смеётся.)
Еп. Ириней:
— Я говорю: «А почему вы так думаете?» Говорит: «А вот подумайте. Вы же говорите, что Адама Бог создал из праха, земли. Что такое прах? Это даже даже не глина, это даже не какой-то материал, где что-то растёт. А прах это — сдувай, ветер, туда-сюда. Вот из чего-то подобного Бог создаёт Адама. Еву — где? Адама поместил в рай и там уже, в этом месте, создаёт Еву из ребра. Первое преимущество: вне и в рай попала женщина. Дальше, из какого материала Адама? Из праха. А женщину? Уже проверенный материал — она выше. И дальше вы говорите, что оставит муж и прилепится к жене своей. Преимущество мужа? Нет — жены над мужем. Он оставляет своих родителей и прилепится к жене — преимущество, она главная». Я говорю: «Верно, молодцы! Заметили — рад. Но при этом вы забыли, что после грехопадения Бог уже говорит мужу: «Ты будешь главенствовать». Она будет рожать. И уже она оставляет своих родителей и идёт к мужу своему. Была у вас возможность поуправлять, дали, но потеряли. И вы потеряли своё, и мужчины потеряли тоже из-за вас. Но мужчина помнит, что обязательно спасение через женщин.
К. Лаврентьева:
— То есть это всё равно такой взаимообразующий круг? Взаимозамыкающаяся такая система.
Еп. Ириней:
— Да, но представляете, студенты по истории религии рассуждают дома и думают, и готовят вопросы между собой: давайте мы сейчас попробуем, сейчас владыке докажем что-то. Или когда мы начинали о Боге: на истории религии давайте о Боге поговорим. Я говорю: «Нет. Представьте себе: студент не сдал зачёт и приходит к преподавателю, говорит: «Позвольте ответить». Тот: «Ну, вы знаете, я не смогу приехать в институт, университет, приходите ко мне или домой, или на дачу». Студент приходит. Преподаватель говорит ему: «Так, вот у меня на кухне занимайся. Как закончишь, скажешь — я в другой комнате. И в другой комнате он общается со своими внуками. Они маленькие, где-то 2-3 года. Студент закончил и подходит, смотрит: открытая дверь, наш преподаватель общается с ними. Одна реакция студента: „Что он себе позволяет? Он искажает русский язык, могучий русский язык. Он же общается как-нибудь, как попало с этими ребятишками. Ужасно, что он позволяет себе? Так нельзя. Он должен, наоборот, стараться, чтоб эти детишки уже сегодня потянулись бы за ним“, — это одна реакция.
Вторая: „Посмотрите, какой у нас профессор. Он выступает на своём уровне, его слушают Он нам объясняет — мы рады. И он нашёл подход к вот этим ребятишкам. И как они его слушают, как же они играются с ним! Да, это великий профессор“, — второй подход. И вот о Боге мы что-то говорим. Но то, что мы говорим, это не то, что есть на самом деле. Просто у нас нет других слов, чтобы сказать самые хорошие, правильные о Боге. Но в связи с тем, что у нас есть эти слова, они самые-самые прекрасные в этом мире. И мы их берём и говорим о Боге. И Бог, как ребёнок, или как тот профессор смотрит и радуется, что вот эти дети хоть как-то что-то произносят о Боге. И Он, если видит, что ты направляешь свои силы к Нему, поднимаешь глаза, небо слышит — это уже счастье для каждого человека. И так стремиться...» И я говорю: «Мы пока будем просто говорить о Боге. И мне приятно будет, если вы будете рассуждать, как, например, уже сегодня».
К. Лаврентьева:
— Владыка, вы помните свой первый опыт богообщения, вот этой встречи с Богом, детский?
Еп. Ириней:
— Сказать, что первый?
К. Лаврентьева:
— Ну, такой, может быть, самый яркий, самый такой глубокий, переворачивающий душу.
Еп. Ириней:
— У меня были разные моменты, когда нужно было исповедовать веру, и я чувствовал, что есть сила свыше. И, в частности, так как родители были верующими, и на сегодняшний день ещё, слава Богу, живы и здоровы, то папа, мама входили в общество верующих людей, которые выступали за открытие храма в нашем месте, где я жил, в нашем селе. И писали письма, обращались ко многим людям. Я, работая в архивах, как-то нашёл сведения, что жители нашего села обратились в Москву к уполномоченному, обратились в Организацию объединённых наций. И среди этих людей с удивлением нашёл фамилию и имя моего отца — было приятно. Естественно, если твои родители обращаются, то тебе, как ребёнку, сладко не будет. И помню, как-то папа рассказывал, я уже потом находил запись — его как-то спросили: «Слушайте, вот вы верующий, а Символ веры-то знаете?» Он говорит: «Знаю!» — и как начал громко — «Верую» и прочее. Райисполком районный — вышли многие из разных кабинетов, говорят ему: «Молчите, молчите!» Он говорит, что вы меня сами спрашивали. Я помню ещё такой случай в школе: вернулся со школы домой, ну а папа спрашивает: как там уроки, как там вас воспитывают? А в советское время в молдавских школах преподаватель, учитель позволял себе взять... ну, не ремешочек, а воспитывать по-настоящему — это было в порядке вещей.
К. Лаврентьева:
— А если не ремешочек, то что? По лицу?
Еп. Ириней:
— Конечно. Ладонь.
К. Лаврентьева:
— И вас, по-моему, так и припечатывали, когда с пионерским галстуком какая-то была история.
Еп. Ириней:
— Была история, да, но не за учёбу — учился хорошо.
К. Лаврентьева:
— За религиозную пропаганду. (Смеётся.)
Еп. Ириней:
— В какой-то степени. Или за непропаганду, пионерскую. Потому что всё-таки галстук — это проповедь.
К. Лаврентьева:
— Владыка, вы говорили, что вы испытывали некую оторопь и всё-таки боялись, что не будет сил справиться с этими трудностями, поэтому сомневались, становится ли вам священником.
Еп. Ириней:
— Был страх, но силу Божию всё равно я чувствовал, потому что надо было сдавать экзамен, надо было куда-то идти, где-то выступать. И ты знаешь, готовишься принять, что будет дано человеку. Родители, которые хотя бы не принимают участие, как казалось тогда, антирелигиозных, или не поддерживает Церковь, не выступает «за». И здесь вот эта сила свыше ощущалась.
К. Лаврентьева:
— В гостях у «Светлого вечера» владыка Орский и Гайский Ириней. Меня зовут Кира Лаврентьева. Владыка, вы знаете, когда вы о родителях рассказывали ваших, я сразу подумала о том, что надо мне цитату вашу привести одну. Вот, собственно, она: «Помню, перед принятием монашеского пострига я написал на молдавском языке стихотворение, суть которого сводилась примерно к следующему: я был вашим сыном, но после монашеского пострига стану сыном Царицы Небесной. Благодарю вас за любовь, непрестанную заботу, самоотверженный труд и пример истинной христианской жизни. Но теперь я уже не ваш. Мои родители — глубоко верующие люди, они радовались моему выбору, но не плакать было невозможно. Они скорбели и плакали». Владыка, вы знаете, это так искренне и так честно. Вот без всяких высокопарностей я вам за это очень благодарна. Ведь получается, что они, как христиане, растили сына. Естественно, как для христиан, для нас, для родителей, чтобы сын стал монахом — так это прямо счастье какое-то. Но по-человечески, безусловно, мы его всё равно вынуждены отпустить дальше, чем обычные родители отпускают своих обычных детей. Вот почему монашество, владыка, но почему?
Еп. Ириней:
— Когда я уезжала учиться в Московскую семинарию, они понимали прекрасно, что я не вернусь назад домой, и если я поехал, то я стану монахом. Я долго думал и понимал прекрасно, что если служить Богу, то честно, отдаваясь до конца. Если больше пользы принесу, то только на этом поприще. Плюс я боялся: а вдруг новые гонения, а смогу ли я выдерживать всё хорошо? А вторая половина, а дети? Плюс хорошие наставники были, на которых я смотрел. Они в какой-то степени, в большей степени даже, сыграли роль, чтобы я принял монашество. Это нынешний митрополит Викентий Ташкентский и почивший епископ Доримедонт Единецкий в Молдавии. Плюс братия лавры — я к отцу Науму (Байбородину) всегда ходил. Я видел себя, когда поступил в семинарию, что я стану монахом и ждал, что этот день наступит, готовился.
К. Лаврентьева:
— То есть это не было каким-то порывом, шагом от внутренней пустоты. Это, скорее, было от полноты.
Еп. Ириней:
— Да готовился, шёл к этому, понимал, что рано или поздно это случится. Когда? Тут я размышлял: может быть, всё-таки учиться, может быть не торопиться. Но в определенный момент сказал: всё, пора, ты уже взрослый, принимай решение.
К. Лаврентьева
— Не страшно?
Еп. Ириней:
— Страшно было. А что именно страшно?
Еп. Ириней:
— А страшно, что искушения будут. Будут ли у тебя наставники? Ведь рано или поздно ты должен был уехать из лавры. А расставаться с любимым профессором — Осипов Алексей Ильич для меня как отец. Я почитаю, люблю, отношусь к нему с большим уважением. И он меня любит. И по сегодняшний день, если официально, то, конечно, обращается «владыка», а так: «Сынок, так ты что там? Почему вот это, это?» И я говорю: «Наставник, Алексей Ильич», — или «учитель». Будучи студентом, приходил к нему домой, бывало, оставался с мамой. Случалось, мы даже вместе работали и в огороде, и обсуждал, и много спорил с ним. В какой-то степени по причине споров, по причине того, что я искал истину, искал ответы на многие вопросы, мы сблизились. И даже в какой-то степени были две партии: моя, кто были на моей стороне, на стороне Алексея Ильича; и были другие, кто выступали против, из числа студентов. И вот мы спорили.
К. Лаврентьева:
— У вас были такие диспуты?
Еп. Ириней:
— Да, всегда проходили. И я рад, что отец Вадим Леонов как раз, можно сказать, был моим оппонентом в хорошем смысле, но это был рост для всех.
К. Лаврентьева:
— Нынешний ректор Сретенской духовной семинарии.
Еп. Ириней:
— Я приходил: «Алексей Ильич, ответьте, пожалуйста», — и он: «Хорошо», — при этом давал нужную книгу читать, чтобы найти ответ в этой книге. По этой причине и говорю: «Алексей Ильич, низкий вам поклон. Я вас очень люблю, уважаю. И всегда относился как к отцу». Я очень рад, что в период пандемии, зная, что я посещаю красную зону, он мне передал сто тысяч для больных, для врачей. Когда я приезжаю, беру продукты, если надо, то ещё что-то, и передаю и больным и врачам — это из тех денег, что передал мой учитель. Сто тысяч рублей.
К. Лаврентьева:
— Вот так. Страна должна знать своих героев.
Еп. Ириней:
— Да, конечно, он говорил: «Вот тебе дам, сам разбирайся. Но не говори никому».
К. Лаврентьева:
— Но вы всем рассказали только что, владыка. (Смеётся.) Ну, действительно, ведь хорошее же надо говорить. А то мы привыкли всё про плохое, а надо говорить хорошее.
Еп. Ириней:
— Я просто благодарен. И благодарен, что Господь сподобил посетить, навещать больных людей, даже врачей. Потому что даже казалось: кто больше нуждается в твоей помощи — больные или врачи? Тут можно спорить. И даже можно сказать, что в какой-то степени врачи больше нуждаются в твоей помощи. Хотя бы по той причине, что они говорили: «Владыка, как быть?» Больных много, особенно в прошлом году, а аппарат один на троих больных: «Кого подключать? Неужели я убийца?»
К. Лаврентьева:
— Это вообще такой выбор сложный.
Еп. Ириней:
— Если кто-то не может или не смогли, потому что бывает, что вовремя кто-то обращается к врачам, а кто-то в последний момент: случиться всё, что угодно, только не со мной. И врачи не могут, прямо плакали, приходилось утешать. Конечно, постоянно с ними кушаю, чай пью, обсуждаем и утешаю в том числе.
К. Лаврентьева:
— Кстати, по этому поводу: совершенно не секрет, что вы такой доступный епископ в хорошем смысле этого слова. У вас нет множества секретарей, вам не надо... ну, это как бы просто вот такая реальность, много писать писем, чтобы с вами поговорить, ваш телефон в доступе. Любой человек совершенно может выйти на вас и, в общем, посоветоваться, окормиться, утешиться, поделиться своими проблемами. Внимание, вопрос: а как вас вообще хватает владыка? Потому что очень много ведь и неадеквата тоже, ну, так честно, положа руку на сердце.
Еп. Ириней:
— Есть люди, да. Но каждый из них всё-таки образ и творение Божие. И каждый нуждается в помощи, утешении. И если есть время, стараюсь, да, уделять каждому.
К. Лаврентьева
— А с какими проблемами в основном вас беспокоят? Вот с чем можно пойти к архиепископу? Вот с чем нельзя пойти к обычному священнослужителю?
Еп. Ириней:
— А вот представь себе, что в Орске, никогда не думал, что я увижу следующую картину. Приходит бабушка и приходит ребёнок, бабушка плачет, он говорит: «Я хочу пол поменять». Слушайте, это в Москве понятно, а в Орске — одни проблемы. Конечно, есть и другие, чтобы утешать: случилось несчастье, дом сгорел, суициды, разводы. Как бы помочь кому-то, как бы поговорить со второй половиной, чтобы не выпивал? Как бы исповедоваться? Или бывает наоборот: слишком большой канон, епитимью, наш священник дал, непосильную.
Вот он приходит и говорит : «Помогите что-то сделать». Или сегодня, или когда-то священник наложил. И человек не в состоянии. И приходится тогда принимать решение ещё раз исповедовать человека и дать что-то другое, и утешить, по большому счёту. Конечно, приходят преподаватели, студенты, учителя, потому что им нужен ответ на их вопросы. Не просто скажешь, что «а вы идите помолитесь» и всё остальное, нет. Если мы веруем, то почему так?Если мы утверждаем, то почему? Им нужен другой ответ — уже научный. И я знаю о том, что преподаю — вот приходят.
К. Лаврентьева
— «С эллином я говорю как эллин, с иудеем как иудей».
Еп. Ириней:
— Да.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие радиослушатели, у нас в гостях владыка Орский и Гайский Ириней. У микрофона Кира Лаврентьева. Мы вернёмся после короткой паузы.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА вновь приветствует вас, уважаемые радиослушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. И ещё раз с радостью вам представляют епископа Орского и Гайского Иринея.
Еп. Ириней:
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева:
— Мы говорим о пути владыки к монашеству, к священству, к епископству. У нас такой сегодня очень глубокий разговор, очень искренний, честный. И всю первую часть программы мы говорили о том, как владыке живётся на епископском таком троне, если можно так сказать, но на самом-то деле, конечно, это служение, а никакой не трон, служение трудное, самоотверженное.
Еп. Ириней:
— Слушайте...
К. Лаврентьева:
— Так и есть, особенно когда ты так вот ко всем с душой, совершенно для всех открыт. Ну вот а как это иначе? Вы говорите, что надо доброе о людях говорить. Я вот о вас доброе и говорю.
Еп. Ириней:
— Слушайте, а почему трудное? Непонятно. Радость, понимаете.
К. Лаврентьева:
— Ну, слава Богу.
Еп. Ириней:
— Вот я слышу иногда, что «ой, какой крест» и прочее, прочее. Но, с другой стороны, какая радость! Бог тебе даёт возможность, Бог тебе помогает обязательно ты просто проси: «Господи, Ты меня поставил, Ты помоги мне».
К. Лаврентьева:
— Тогда вопрос: как людям, которые действительно крест несут, и вы его несёте владыка тоже, просто вы сейчас не признаётесь в этом так явно, вот действительно несут тяжёлый крест. Вот вы сказали, что к вам приходят с разными скорбями: и смерти, и болезни. А им как радостно жить? Что им делать? Им же не скажешь, что, «слушай, радуйся, непрестанно молись, за всё благодари». Они, наверное, от этого вообще впадут в полный транс.
Еп. Ириней:
— Когда я слышу из уст многих людей, что свой крест надо нести и прочее.
К. Лаврентьева:
— Это, конечно, звучит тяжело, безнадёжно.
Еп. Ириней:
— Или сказать кому-то: «Ты страдаешь за свои грехи», — это тоже ужасно. Я, как верующий, страдаю за мои грехи. И имею право так сказать и должен. Но сказать, что ты страдаешь за свои грехи — нет, надо быть осторожным. Недавно приводил следующий пример: в средние века женщина ходила по городу — в одной руке факел, в другой ведро с водой. И многие не понимали: почему, что с тобой? Она говорила: «Хочу потопить ад и зажечь рай, чтобы люди служили Богу не ради страха, ради благ, а служить Богу ради Бога». И, в частности, помним праведного Иова — всё у него было. Господь попустил, сатана искушает: буря, несчастный случай. Он потерял богатства, приходит то один, то другой, говорят, что, слушайте, случилось ужасное. Но Бог дал — Бог взял. Дальше проходит время — заболел, проказа страшная, он за городом проживает. Приходит супруга, приходят, казалось, друзья: «Ты согрешил, проклинай Бога — умрёшь». — «Нет». Он практически остаётся один: «Когда было хорошо, я благодарил, неужели сейчас не буду?» — вот это служить Богу ради Бога.
К. Лаврентьева:
— Быть преданным в любой ситуации.
Еп. Ириней:
— Да. И картина Страшного суда изображается на западной стороне храма у выхода, чтобы человек понял, в какой мир он идёт. Он поворачивается на восток, просит Бога дать ему силы, преодолеть искушения, трудности, которые ожидают. Но при этом всё равно ты выходишь и помнишь, что должен служить Богу ради Бога. Конечно, пример, Иова впечатляет, он заставляет тебя думать. Но хотя бы ты должен стараться уметь скорбеть с теми, у которых трудности, и радоваться, по апостолу Павлу, с радующимися.
К. Лаврентьева:
— Плакать с плачущими и радоваться с радующимися.
Еп. Ириней:
— Да. Это труднее. Казалось бы, что наоборот должно быть, но намного труднее радоваться с тем, у которого радость сегодня. Вот наградили, назначили на должность — поздравить надо, а не могу. Почему не меня, чем он лучше? Или, простите, как иногда девчонки говорят: «Женился на ней — что в ней хорошего? Почему она?» При этом, казалось бы, они учатся на одном курсе. Но намного труднее радоваться, если у человека радость. И отдать последнее — да, трудно, но всё равно реально. И помогаю, и скорблю в таком случае с теми людьми, у которых сегодня горе.
К. Лаврентьева:
— Владыка, вы совершенно каким-то чудом, сверхчудом не сели в тот самый орский самолёт. Я знаю, что тяжёлый разговор, мы можем его даже так глубоко и не начинать. Но ведь это какая-то поворотная точка такая. Вы же потом этих же людей, их же родственников очень долго утешали, приводили в себя, окормляли.
Еп. Ириней:
— По сегодняшний день я с ними общаюсь. Мы встречаемся, плачем вместе.
К. Лаврентьева:
— Это какая-то вообще совершенно настолько кровоточащая рана. А как получилось тогда, что вы не доехали до этого самолёта? Совершенно случайно, по-моему, да?
Еп. Ириней:
— Случайно, да. Меня пригласили в университет, я окончил Российский государственный гуманитарный университет, исторический факультет, кроме семинарии и академии. И меня пригласил реактор — мы дружим очень хорошо. Я читал лекции студентам. И последнюю лекцию я должен был читать в пятницу, а в субботу вылететь. Но студенты пошли навстречу, я читал лекцию за один день, скажем так... да, я должен был последнюю лекцию читать в субботу, а я прочитал в пятницу вечером, и в субботу я смог вылететь. Если бы я читал лекции, как нужно было, в субботу, то я бы вылетел в воскресенье. Естественно, оказался бы среди тех пассажиров. Так что Господь спас. А коль Он меня спас, то я, конечно, должен был и утешать тех людей. Поехал в аэропорт, видел многих знакомых. Но думаешь: они приехали потому, что услышали, что случилась беда, или их родственник погиб или знакомый? Когда ты видишь, что кто-то плачет, ты не можешь не подойти. И ты начинаешь плакать с тем человеком, и становится чуть легче. Подходили люди, прямо клали голову или брали руку и плакали, вместе утешались. Трудно было в тот вечер, но оказалось, что намного труднее было на второй день, когда приезжали родственники сдавать анализы — ДНК проверять.
К. Лаврентьева:
— На опознание, да?
Да. Они заходили в больницу. И были ещё другие родственники. Один начинает плакать, за ним многие. И там тоже приходилось утешать. Нам выделили кабинет. Были представители МЧС, и наши, и области, и с других мест, но всё равно большая часть людей шли к нам. Это были верующие, неверующие, даже представители других религий. Приходили, потому что видели в лице священника надежду, помощь.
К. Лаврентьева:
— Понятно, что трагедия не поддаётся вообще никаким описаниям. И чтобы мы ни сказали, мы всё равно ну никак не опишем и не компенсируем боль утраты всех близких, которые тогда пострадали и, к сожалению, в авиакатастрофах страдают, а ещё сейчас от коронавируса. В общем, этой боли конца и края нет. Владыка, вы понимаете, вы же бы всё равно их утешали, вы бы всё равно приехали. Но почему-то для вас вот такой ещё дополнительный, если можно так сказать, судьбоносный такой поворот случился — вы не сели в этот самолёт. Вы для себя это как осмысливаете?
Еп. Ириней:
— Бог дал время делать ещё что-то, что не успел
К. Лаврентьева:
— То есть дал ещё такой шанс.
Еп. Ириней:
— Да. И утешать этих людей. Я для себя так поставил, что обязательно с этими людьми буду работать, встречаться, я их буду утешать и помогать им. Да, и по сегодняшний день на связи. Когда приезжаю в Москву, еду на место трагедии или просто собираюсь с теми людьми, которые проживают... родственники в Москве, что тоже важно — поддерживать связь. С теми, кто в Орске, Новотроицке, легче — чаще общаюсь. А с этими москвичами тоже на связи всегда. К. Лаврентьева
— Вы унываете когда-нибудь, владыка?
Еп. Ириней:
— Да, как любой человек.
К. Лаврентьева:
— У вас есть какие-то средства борьбы с унынием, личные средства, опробованные?
Еп. Ириней
— Лекции помогают. Студенты.
К. Лаврентьева:
— Он был батюшка, который говорил, что, когда уныние, надо какую-то механическую работу руками делать. Вот для него такой вариант. Видимо, у каждого свой.
Еп. Ириней:
— Для меня — пойти прочитать лекцию, общаться со студентами — всё. Я прихожу после уроков, и не наступает момент, когда мне трудно, я устаю от уроков — нет, у меня появляются новые силы. Вот пообщался с ними, побыл, и всё — хочется заново трудиться.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие радиослушатели, в этом часе с нами епископ Орский и Гайский Ириней. У микрофона Кира Лаврентьева. Ой, владыка, какие темы мы сегодня, да, с вами затронули?
Еп. Ириней:
— Вы знаете, для меня ещё важно вот что: когда мы говорим о епископе, всё-таки он помнит слова общего тропаря святителей: «Правило веры, образ кротости, воздержания учитель», — вот. Стал епископом — эти качества твои должны быть. Дальше, если патриарх сказал, что надо быть ближе к народу, значит, надо. Чтобы стать — надо принимать образ того народа, знать его историю, знать язык, общаться с ним. Кроме того, зная о том, что самые грамотные — наши преподаватели, многие студенты поступают в наш вуз на востоке области, в наш институт. Естественно, моя задача быть там. И рад, что на сегодняшний день — скоро 10 лет, как я в Орске...
К. Лаврентьева:
— Занимаете епископскую кафедру.
Еп. Ириней:
— Да. И 9 лет я преподаю официально в нашем институте.
К. Лаврентьева:
— Вы знаете, когда я ехала сюда, думала...
Еп. Ириней:
— Простите, за учебный 21-й год и 20-й с Божьей помощью удалось покрестить 31 человека. Это преподаватели, студенты, сотрудники, их дети, знакомые, связанные с институтом. Семь человек перешли из других конфессий в православие. Вот для меня радость и тогда цель дальше продолжать трудиться. И рад, что на сегодняшний день пишу учебник по истории религии, но для светских учебных заведений, для нашего института. Очень много написал, большую часть уже. Надеюсь, Бог даст, он выйдет, может быть, в следующем году.
К. Лаврентьева:
— Я, когда ехала на эфир, точно знала, что я у вас вот что спрошу. Такой вопрос, конечно, такой из разряда запредельных, как обычно, в общем, у нас «На пути к священству». Два года мы уже милостью Божией с вами знакомы. И каждый раз, когда я с вами встречалась, у меня совершенно было ощущение, что у вас есть некая такая мудрая, хорошая, правильная, сердечная простота, которая обязательно должна быть у человека, христианина. При огромном интеллектуальном багаже мудрости, духовной, душевной, сердечной в вас есть вот эта замечательная простота, который так не хватает современному человеку. И когда сейчас вот этот засилие терминов, множество разных терминов, психологических, разных таких вот умных слов о том, какой человек должен быть, о том, к чему должен он стремиться — там гармония, поток, сейчас про вселенную все начали разговаривать, психологов очень много сейчас у нас. И с этой историей с пандемией, конечно, совершенно выбивает современного человека из колеи. Новостные ленты всё более и более нагнетают тревогу. И человеку современному тяжело, ему сложно очень, он вынужден балансировать, постоянно убегать от каких-то тревожных новостей, от каких-то нагнетаний, угнетения. В то же время сохранять баланс, в то же время оставаться христианином. А вот как быть мудрым, как змея, и при этом простым, как голубь?
Еп. Ириней:
— Если ты готов служить Богу, то ты как раз должен найти подход и к одному человеку и к другому, и знать, что Господь поставил этого, дал ему эти таланты, и Он таким образом или приводит кого-то к Богу, кому-то помогает, кого-то утешает. Я должен благодарить и скорбеть, что не ко мне пришёл человек, а пришёл к психологу, ещё к кому-то. Я должен скорбеть, мне нужно стремиться иметь его знания, но при этом оставаться своим.
К. Лаврентьева:
— То есть всё-таки вы склоняетесь к тому, что духовник и психологом должен быть?
Еп. Ириней:
— Конечно. И преподавателем.
К. Лаврентьева:
— Потому что ведь очень многие священники говорят о том, что это очень чёткая грань должна быть: это тебе к психологу, а вот с этим, с духовным, ко мне. С житейским иди, или там с психологическими проблемами, иди решай их у психолога. И ведь это тоже может быть.
К. Лаврентьева:
— История Церкви показывает, что на многие подобные вопросы отвечали священники — это было всегда. Но если сегодня священник не успевает, и вместо него занимаются светский человек, он может помочь, может утешать, то я должен благодарить. И моя задача — научиться в том числе и у него. Взять дополнительные книги читать, которые помогут мне.
К. Лаврентьева:
— То есть всё-таки быть психологом тоже важно.
Еп. Ириней:
— Да. И преподавателем. Быть учителем просто просто необходимо каждому человеку, особенно священнику. Через такое служение ты можешь угодить. Мы говорим Богу, но всё-таки для Бога важен человек, и ты должен угодить, утешать человека. Ведь надо сначала стать человеком, а потом ты станешь и Богом. Или как можно любить Бога, Которого не видишь, а человека, который нуждается в твоей помощи, сделать вид, что не заметил. Я должен работать над собой, при этом оставаться доступным, дать возможность приходить любым. И тот, кто приходит, я же знаю, что Господь послал, Господь его отправил ко мне. Тогда и мне стоит с ним поговорить. Я ведь знаю, что если кто-то пришёл и просит о помощи, то, оказывая помощь ему, помогаю Богу. И здесь тоже Господь хочет, чтобы я кого-то утешал, помогал кому-то. Дальше, если я помогаю кому-то, то рано или поздно мне помогут. Просто невозможно всё время отдавать и никогда не получать. И если что-то получается у жителей, у священнослужителей нашей епархии, то только по той причине, что Господь нас благодарит за то, что мы смогли делиться. Не просто звучат мысли многих отцов святых, что ты благодари Бога, и Он больше тебе даст. Вот эти слова благодарности звучат на всех наших встречах. Призываем друг друга не забывать. Не только я должен учить, слушать меня, потому что я епископ. Нет — могу ошибаться. А друг другу говорим, и тогда получается, что то, что я знаю, ещё раз вспомнил — укрепляется. А если я что-то забыл, то братия помогает. И, когда мы принимаем какие-то решения, то не принимаю единогласно, потому что я так хочу. Нет, мы посоветовались, взяли время, каждый ищет ответ, и через какое-то время мы даём ответ.
К. Лаврентьева:
— Братия — это другие священнослужители?
Еп. Ириней:
— Да. Других, бывает, грамотных, нормальных, хороших людей подключаем, знающих, понимающих. И тогда действительно принимаем решение, которое приносит пользу, радость, утешение всем людям.
К. Лаврентьева:
— А бывает такое, что вы вообще не знаете, как помочь? Вот человек спрашивает у вас совета, а вы понятия не имеете, что ему сказать.
Еп. Ириней:
— Конечно. И важно в таком случае просто сказать человеку, что через какое-то время встретимся, обязательно найду, постараюсь.
К. Лаврентьева:
— То есть вы возьмёте время на обдумывание?
Еп. Ириней:
— Да. Особенно важные решения никогда не принимать быстро, нет. Дать возможность человеку помолиться, взять подвиг ему. Потому что ты пришёл ко мне, спрашиваешь. И хорошо, что ты видишь священника, что ты видишь человека, которому Бог откроет. А ты помолись, чтобы Господь открыл мне. И ты возьми на себя подвиг нести. Ведь не просто так Христос сказал, что «сей род изгоняется постом и молитвой». Любая страсть может быть побеждена, если ты будешь, если ты возьмёшь подвиг. В принципе и молитва у тебя пойдёт, получится, если ты будешь как раз смиряться и просить у Бога: «Помоги мне!» Это очень важные слова Христа о подвиге. Ты должен очистить себя, стать лучше, чтобы получить тот или иной ответ, нужный ответ, мудрый ответ. И твоя молитва должна быть молитвой человека, который тебя спрашивает. Подвиг твой и подвиг того человека, если они соединяются, плюс ещё общий призыв, тогда, да, Господь даст тебе нужный ответ. При этом ещё надо помнить: ты должен всегда поступать честно, правильно. И сказать правду: белое — это белое, чёрное — это чёрное. Если наступает момент, когда я не знаю, как быть, но я верю, что так лучше, Бог направляет, если я неправильно кому-то что-то сказал, в нужное русло только по той причине, что я верил, что то, что сказал — это верно, это правильно. Второе: по той причине, что я всегда честно, правильно поступаю. Если я чему-то неправильно научил, дал какой-то совет, но я верю, что это так, Господь обязательно поможет тому человеку исправить то, что я, если вдруг что-то не то сказал. А причина — моё честное отношение к Богу и к окружающим людям.
К. Лаврентьева:
— Кстати, это очень важная тема. Владыка, ведь сейчас очень много говорится о пасторской некомпетентности, о том, что священники иногда просто занимаются младостарчеством или дают... Не факт, что я так считаю, но просто идут об этом разговоры, что дают неуместные советы, которые могут вообще человеку очень сильно навредить.
Еп. Ириней:
— Да, я же как-то говорил в нашей беседе, что приходили ко мне и говорили снимать, делать что-то, потому что мы не в состоянии нести.
К. Лаврентьева:
— Вот. Но при этом очень много духовных, духоносных священнослужителей, к которым надо и нужно идти, и советоваться с ними, но мы же все люди. То есть как быть мирянину в случае, если он чувствует, что вдруг вот его духовник в данной ситуации ошибается? А он, может, вообще не ошибается? То есть где вот это мерило? Где понимать, что вот надо послушаться? А где надо понять, что мне надо к владыке Иринею пойти и ему сказать, что у меня сил не хватает, например, епитимью выполнять? Где вот эта граница?
Еп. Ириней
— Если нет сил, если разрушается семья, если нет роста по той причине, что священник наложил на меня ту или иную епитимью и нет роста.
К. Лаврентьева:
— А как понять, что нет роста? Может быть, ты растёшь в боли, например, через боль.
Еп. Ириней:
— Всё равно ты видишь, чувствуешь.
К. Лаврентьева:
— Чувствуешь, сердце всё равно откликается, да?
Еп. Ириней:
— Да, обязательно, да. И ты должен верить, что Господь через него действует, помогает. Но ты понимаешь, что мне предложил поднимать сто килограмм, а я не смогу. Я подниму их, но потом больше десять не смогу. И здесь то же самое. Поэтому, когда ко мне приходят, я говорю: «Идите обратно к духовнику, поговорите с ним, расскажите». Если его невозможно найти, если он далеко или просто он не хочет слышать, тогда в таком случае властью епископа, которая у тебя есть, ты уже можешь снимать то, что наложил кто-то. Но всё равно первое — это пойти к священнику.
К. Лаврентьева:
— Всё-таки надо попытаться договориться с духовником.
Еп. Ириней:
— Не то что договориться, а просто объяснить ему, что были силы — мог. Сейчас уже их намного меньше, поэтому помогите, сделаете, давайте... Решается таким образом. В совете спасение. И духовник — это не человек, который приказывает, а советует, предлагает то, что для вашего роста хорошо. Но если ты видишь, что не сможешь, сообщи. Подумаем. Вот важные слова. Попробуй — помогу. Попробуй, не получится — продолжим беседу. Требовать — нет.
К. Лаврентьева:
— То есть вы всё же считаете, что человеку нужен духовник. Христианину важно у кого-то окормляться.
Еп. Ириней:
— Важно, да.
К. Лаврентьева:
— Не будь сам себе режиссёр — это вот не очень хорошая история.
Еп. Ириней:
— Ну, если ты действительно достиг чего-то, если ты можешь, но всё равно ты должен советоваться. Потому что всегда подвижники уходили из-под друг друга: вдруг я ошибаюсь? Чтобы не ошибаться, лучше спрашивать совет у преуспевающего братика — учит и советует святитель Игнатий (Брянчанинов). Спрашивать — да.
К. Лаврентьева:
— Спасибо огромное за этот разговор. Очень долго я ещё будут обдумывать какие-то вещи. И вам, уважаемые радиослушатели, рекомендую, если кто-то в конце нашей программы присоединился к этому замечательному разговору, переслушать потом на сайте, потому что важные вещи сказал сегодня владыка. Да, у нас все эфиры замечательные, но вот как-то сегодня особенно я прониклась. Огромное спасибо. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, уважаемые радиослушатели. У нас в гостях был владыка Орский и Гайский Ириней. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующего вторника, до следующего «Пути к священству». Всего вам доброго и до свидания.
Еп. Ириней:
— С Богом! Дай Бог, братья и сёстры, заходя в помещение, снимать шапку, но не голову — берегите. И помните: она нужна, чтобы думать и принимать верные решения. С Богом!
К. Лаврентьева:
— Аминь.
Все выпуски программы Светлый вечер
Мама приемных детей на колясках
В одной из социальных сетей я познакомилась с мамой троих приёмных детей, двое из которых передвигаются на инвалидных колясках, и захотела рассказать её удивительную историю в эфире.
32-летняя Ольга Комарова встретилась с восьмилетним Сашей неожиданно для себя: пришла в больницу навестить друзей и увидела в кровати под одеялом красивого голубоглазого мальчика, который заливисто смеялся. Это случилось несколько лет назад в Санкт-Петербурге, куда Ольга приехала в гости из Москвы, а Сашу привезли на лечение из пермского детского дома. Молодая женщина всегда с сочувствием относилась к таким ребятам, как волонтёр посещала сиротские учреждения с подарками. Но при встрече с Сашей она испытала непривычные эмоции. «Я сразу поняла, что это мой ребёнок, — вспоминает Ольга. — Не могу объяснить почему, но стоя там, под дверью палаты, я почувствовала: я его заберу».
Ещё не зная, чем именно болеет мальчик, Ольга начала изучать информацию по усыновлению. Позже нашла в Банке данных сирот Сашину анкету и была поражена длинным списком его диагнозов, среди которых есть расщепление позвоночника, и умственная отсталость.
На Новый год и Рождество Ольга улетела в Таиланд, но и там продолжала думать о Саше: планировала совместный отдых, всюду обращала внимание на пандусы для инвалидной коляски. А по возвращении в Москву окончила школу приёмных родителей, оформила необходимые документы и поехала в Пермь за сыном.
В детском доме Ольге сказали: «Не рассчитывайте на то, что Саша сможет учиться и работать». А ещё предупредили, что у мальчика сложный характер. Но приёмная мама даже не подозревала, насколько тяжёлой окажется адаптация. «Первые полгода прошли в режиме выживания», — вспоминает она. Саша устраивал истерики, которые длились от полутора часов до трёх суток!
Однажды Ольга привела Сашу на следж-хоккей — это паралимпийский аналог хоккея с шайбой, и с тех пор спорт стал для него лучшей реабилитацией и дополнительным образованием.
Через два года в семье Комаровых появилась приёмная дочка — малышка Ангелина. Дети похожи внешне, как брат и сестра, оба отказники с рождения, и даже диагноз — патология позвоночника — у них, к сожалению, одинаковый. Но Геля, по словам мамы, — обычный ребёнок, тёплый и ласковый.
Я видела фотографии этой семьи: счастливые дети и заботливая мама, которая носит их на руках! А в 2023 году Ольга Комарова взяла под опеку ещё одну сироту — 16-летнюю Марину.
Все выпуски программы Живут такие люди
Константин и Клавдия Юон
Константина Фёдоровича Юона часто называют художником света, радости и счастья бытия. Его жизнь действительно была счастливой. К Юону рано пришло признание, его картины пользовались большим успехом. Но главным своим счастьем живописец считал семью. С женой, Клавдией Алексеевной, Константин Фёдорович прожил 60 лет. Супруга была его другом, советчиком, верной спутницей и музой. Её образ художник запечатлел на множестве своих полотен. «Она озаряет мою жизнь», — говорил Юон о Клавдии Алексеевне.
Будущие супруги встретились летом 1900-го года в Лигачёво — деревеньке под Москвой. Константин совсем недавно окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но уже был известным мастером. Ещё в студенческие годы о его таланте заговорили. Несколько его картин приобрёл для своей галереи сам Третьяков. В Лигачёво Константин приехал на пленэр — поработать на свежем воздухе. Ему нравилась природа этого места — спокойная, трогательная и очень русская, как говорил сам художник. Однажды утром он вышел с этюдником к реке. Взмахнул кистью, чтобы нанести на холст первые мазки. И вдруг замер. По крутому берегу поднималась крестьянская девушка с коромыслом на плечах. Высокая, статная, с длинной русой косой. Прошла мимо, быстро глянув зелёными, как изумруды, глазами. Улыбнулась едва заметно краешком губ. Нескольких мгновений оказалось достаточно, чтобы Константин полюбил девушку с первого взгляда!
Крестьянку звали Клавдия Никитина. С той мимолётной встречи на берегу симпатичный молодой художник с глубоким, умным взглядом тоже не шёл у неё из головы. Лигачёво — деревня маленькая. Вскоре влюблённые снова встретились. Познакомились. А через несколько месяцев обвенчались.
Брак поначалу пришёлся не по нраву семье Константина. Московский интеллигент и крестьянка! Отец художника заявил, что никогда не благословит этот мезальянс. Он даже перестал разговаривать с сыном. Клавдия чувствовала себя виноватой и очень переживала. Но отчуждение свёкра длилось недолго. Увидев, как искренне молодые люди любят друг друга, какой добрый и кроткий характер у Клавдии, как нежно она заботится о муже, отец изменил своё мнение и примирился с сыном и невесткой.
В Москве супруги поселились на Земляном Валу — там у Константина была квартира. Но большую часть времени проводили в Лигачёво. В деревне Юон много работал. Его вдохновлял сельский быт, уют деревянного дома. На своей картине «Хозяйка» он изобразил Клавдию Алексеевну, наводящую порядок в избе. Летом супруги любили посидеть за вечерним чаем на веранде. Клавдия Алексеевна ставила на стол букет полевых цветов и раскрывала настежь все окна. Этот момент Константин Фёдорович изобразил на своём полотне «Августовский вечер. Последний луч».
Константин Фёдорович и Клавдия Алексеевна многое вместе пережили. Например, смерть сына Бориса. Он родился в 1901 году и трагически погиб в возрасте семнадцати лет. Нередко бывает так, что после потери ребёнка супруги отдаляются друг от друга. Но Юонов общее горе только ещё больше сблизило и сплотило. Всю жизнь они трогательно заботились друг о друге. Один из друзей художника сохранил в памяти трогательный эпизод. Как-то раз они с Константином Фёдоровичем пришли в его московскую квартиру. В подъезде обнаружилось, что лифт не работает. Пришлось подниматься пешком. Константин Фёдорович был уже стар и очень болен. Перед дверью квартиры он долго не мог отдышаться и сетовал, что если жена узнает, то будет очень переживать и волноваться за его здоровье. Неожиданно Юон увидел на лестничной площадке забытое кем-то ведро. Обрадовался, подошел и ударил по нему ногой. «Пусть Клавдия Алексеевна думает, что мы приехали на лифте, и это хлопнула его дверь», — сказал он.
В 1948 году Константин Фёдорович Юон написал стихотворение «Спутнице и другу», посвящённое Клавдии Алексеевне. Там были такие слова: «Люблю тебя, как прежде, свято».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Иеромонах Сергий (Веснин) и его семья
Авдей Веснин, псаломщик Троицкой церкви села Пищальское Вятской губернии, сиял от радости, принимая поздравления односельчан. У него родился сын! Это счастливое событие произошло 27 августа 1814 года. Уже в девятый раз в избе Весниных подвешивали к потолку детскую люльку. Братья и сёстры окружили колыбель с новорождённым. Каждому хотелось покачать малыша. В простой и уютной домашней обстановке появился на свет будущий духовный писатель, автор увлекательных рассказов о Святой Горе Афон, иеромонах Сергий Веснин. В крещении младенца нарекли Семёном.
Сенюша, как звали его в семье, стал всеобщим любимцем. Зная, что у матери много домашних хлопот, старшие дети с радостью нянчили братика. Но чаще всего маленьким Семёном занимался средний брат Дмитрий. Он рассказывал мальчику сказки, мастерил ему тряпичных кукол. А когда Сенюша подрос и начал самостоятельно ходить, брал с собой на улицу, где вместе с другими сельскими ребятами братья играли в традиционные русские игры — городки или пятнашки.
У отца Семён учился трудолюбию. Авдей, в свободное от церковного служения время, плотничал. И сызмальства приучал младшего сына к ремеслу. Сенюша помогал отцу в мастерской: подавал инструменты, подметал опилки. Был у Весниных и небольшой земельный надел, где они выращивали хлеб. Летом вся семья ходила убирать пшеницу. Отец и старшие братья жали хлеб. Не отставал и Сеня — он помогал сёстрам и матери вязать снопы. А вечером, после работы, мальчик забирался на печку и, свесив оттуда голову, слушал, как отец читает вслух жития святых. Под негромкий, успокаивающий голос отца мальчик засыпал, и ему снился то храбрый Георгий на быстром коне, то пророк Илия на огненной колеснице.
Авдей Веснин и его супруга — история, к сожалению, не донесла до нас её имени — были людьми хоть и небогатыми, но щедрыми и гостеприимными.
В их доме часто останавливались странники, идущие по святым местам. Один из них — дедушка Андрей — гостил у Весниных по несколько раз в год. Однажды он снова приехал, и вся семья собралась послушать его паломнические рассказы. Был дедушка Андрей и в Киеве, и в Троице-Сергиевой Лавре, и даже в Иерусалиме. И завязался у них с Авдеем спор о том, в каком монастыре лучше спасаться монаху. Сеня внимательно слушал, и вдруг возьми, да и скажи: «А я, если в монастырь пойду, то в самый уединённый!» Дедушка Андрей посмотрел на мальчика и с улыбкой сказал: «Эх, дитё, да ты, никак на Афон собрался!» И повёл рассказ о Святой Горе, где тоже не раз бывал. Семён вспомнит этот вечер в родительском доме, когда тридцатилетним монахом, постриженным с именем Сергий, он приедет на Афон, чтобы надолго там остаться. Это произойдёт в 1843 году. А пока, после историй дедушки Андрея, он всё представлял себе удивительную гору в далёкой стране, окружённую морем, на которой живут одни только монахи.
Спустя некоторое время матушка сильно захворала. Семён не отходил от неё ни на шаг. Заваривал питьё из целебных трав. Сидел рядом и о чём-нибудь рассказывал, чтобы развеселить больную. Отлучался он только на время занятий — отец, грамотный и начитанный человек, сам готовил сына к поступлению в духовное училище. И вот, через несколько лет, когда Семёну исполнилось одиннадцать, пришла пора ехать. Мать напекла ему в дорогу пирогов и пышек. Телега, увозящая его в новую жизнь, тронулась. Родительская изба удалялась, и в груди у мальчика что-то болезненно сжималось. Сердце не обмануло. Семён перешёл на третий курс училища, когда пришла горькая весть о смерти отца. А через несколько месяцев скончалась и матушка. О том, как велика была его боль от потери родителей, которых он нежно любил, иеромонах Сергий Веснин рассказывал братии скита Старый Русик на Афоне, где он жил. По свидетельствам очевидцев, слёзы текли по его лицу, когда он вспоминал своих отца и мать. «Добрые мои старики», — так он их называл.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен