Нашим собеседником был епископ Орский и Гайский Ириней.
Наш гость рассказал о своем пути к священству и монашеству, а также о том, почему, помимо богослужебной жизни, ему важно преподавать в духовной семинарии и в гуманитарно-технологическом институте.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на светлом радио приветствует вас, дорогие радиослушатели. Сегодня, как всегда, мы говорим о пути к священству, к вере и в вере наших дорогих гостей. Меня зовут Кира Лаврентьева. И я с огромной радостью хочу представить вам владыку Орского и Гайского Иринея. Здравствуйте, владыка.
Еп. Ириней:
— Здравствуйте, сестричка, здравствуйте, братья и сёстры.
К. Лаврентьева:
— Очень долго мы с вами собирались провести этот эфир и, слава богу, нам наконец-то удалось собраться в этой студии. Хотя вы у нас уже бывали и рассказывали об Орской епархии, о положении дел в Орской епархии. Но сегодня у нас беседа такая, более, наверное, личного характера, она о пути вашем к священству, но не только к священству, но к монашеству, в вере. Так как, я понимаю, вы прямо с детства в вере, то есть такого пути к вере прямо не было бы — вы уже были в вере, из верующей православной семьи, такой ортодоксальной в Молдавии. Уважаемые радиослушатели, я вам особенно напоминаю об этом, что владыка из Молдавии, и даже с 2004 года в Москве окормлял молдавскую диаспору. Всё правильно говорю?
Еп. Ириней:
— Да, но сказать, что до 2004 года никогда не занимался молдавской диаспорой, будет неправильно, хотя бы по той причине, что, будучи студентом Московской духовной семинарии и академии, когда принял сан иеромонаха, то многие люди приезжали в лавру с Молдавии, с Румынии: «Нам бы экскурсию провести», — «Хорошо», — «А мы приехали издалека, мы хотим исповедоваться». А целый автобус приедет: «Мы все хотим исповедоваться в лавре, потому что грехов много. Если не здесь, то где? И хорошо бы нас соборовать». И занимался людьми с Молдавии давным-давно, с 1995 года, как стал иеромонахом.
К. Лаврентьева
— Владыка, а правда, что вы на молдавском языке иногда экзамены в Духовной академии сдавали?
Еп. Ириней:
— Так сказать, что я сдавал на молдавском — в этом есть доля правды. Дело в том, что когда я только поступил в семинарию, русский язык знал плохо — так, чуть-чуть. Но показать, что я знаю, показать, что я знаю предмет, ответ на вопрос, мне надо было сказать ответа на родном языке, а потом переводить на русский, чтобы понятно было преподавателю, что я владею материалом. Потому что иногда кажется, что если человек долго думает, то, возможно, не знает. Вот чтобы никто не думал: двоечник, не знает, не умеет — нет. Но кроме того, хочу сказать, что, по сравнению с другими ребятами, мне приходилось дополнительно изучать русский язык, литературу. Для этого брал учебники школьные. Я брал учебники по истории и изучал дополнительно. Я был рад, что у меня было время, желание...
К. Лаврентьева:
— И вы довольно быстро начали преподавать, и до сих пор преподаёте.
Еп. Ириней:
— Преподаю. Это с маленьких лет у меня было желание стать учителем. И в лице учителя я видел всегда героя, я видел святого человека, который жертвует и отдаёт самое лучшее. Я так вдохновлялся и говорил, что если в будущем стану работать, то только трудиться на поприще преподавания. И рад, что на сегодняшний день уже 23-й год преподаю в учебных заведениях.
К. Лаврентьева:
— И в светских тоже. Да?
Еп. Ириней:
— Да. На сегодняшний день — в нашем пединституте.
К. Лаврентьева:
— А как воспринимает это светская молодёжь, которая вообще не ходит в храм, например?В диковинку им?
Еп. Ириней:
— В первое время смотрят на меня, провожая глазами, особенно первый курс: непонятно, откуда кто пришел. Я подхожу к ним: «Здравствуйте». Протягиваю руку, здороваемся. И те: «Здравствуйте». Я говорю: «Первый курс?» — «Да». — «Первый раз со священником общаешься?» — «Да... нет». — «Ну, здороваешься точно первый раз». И вот так проходит. Но что на последнем уроке на первом курсе? В начале года студенты говорили: «Владыка, а как же ваша Церковь, владыка? Почему вы позволяете?..» Но на последнем я смотрю один студент, второй, ещё несколько: «Владыка, а почему у нас так? Ну почему наши так поступают, владыка? Ну как же так можно?» Я думаю: «Господи, какое счастье для меня, что буквально два-три месяца как мы занимаемся, и уже не просто «ваша Церковь», «почему ваша так поступает?», а уже в какой-то степени с болью: «А почему у нас? Как так можно? Как можно исправить, что можно делать?» Понимаете?
К. Лаврентьева:
— И как вы вели этот диалог?
Еп. Ириней:
— За эти месяцы старался, по апостолу Павлу, быть своим в том числе для этих людей.
К. Лаврентьева:
— Любить их?
Еп. Ириней:
— Любить, гонять по делу, помогать тоже по делу и встречаться не только в аудитории. Да, я прихожу — многие наши преподаватели это знают — там, где идут споры, не соглашаются со мной — в том кабинете наш епископ Ириней. Я позволяю студентам, и при этом для них есть огромный рост: не боятся, готовят вопросы, обсуждают, рассуждают. У меня социология и история религии с прошлого года, и в этом году ещё добавили один факультет. Если раньше я читал ещё историю Европы, то просто отказался — невозможно, слишком много. Я даю возможность высказываться. Вот однажды: «Владыка, вот вы рассказываете и получается, что Библия говорит о том, что женщина выше мужчины». Я говорю: «Да?!»
К. Лаврентьева:
— «Когда это я такое говорил?» (Смеётся.)
Еп. Ириней:
— Я говорю: «А почему вы так думаете?» Говорит: «А вот подумайте. Вы же говорите, что Адама Бог создал из праха, земли. Что такое прах? Это даже даже не глина, это даже не какой-то материал, где что-то растёт. А прах это — сдувай, ветер, туда-сюда. Вот из чего-то подобного Бог создаёт Адама. Еву — где? Адама поместил в рай и там уже, в этом месте, создаёт Еву из ребра. Первое преимущество: вне и в рай попала женщина. Дальше, из какого материала Адама? Из праха. А женщину? Уже проверенный материал — она выше. И дальше вы говорите, что оставит муж и прилепится к жене своей. Преимущество мужа? Нет — жены над мужем. Он оставляет своих родителей и прилепится к жене — преимущество, она главная». Я говорю: «Верно, молодцы! Заметили — рад. Но при этом вы забыли, что после грехопадения Бог уже говорит мужу: «Ты будешь главенствовать». Она будет рожать. И уже она оставляет своих родителей и идёт к мужу своему. Была у вас возможность поуправлять, дали, но потеряли. И вы потеряли своё, и мужчины потеряли тоже из-за вас. Но мужчина помнит, что обязательно спасение через женщин.
К. Лаврентьева:
— То есть это всё равно такой взаимообразующий круг? Взаимозамыкающаяся такая система.
Еп. Ириней:
— Да, но представляете, студенты по истории религии рассуждают дома и думают, и готовят вопросы между собой: давайте мы сейчас попробуем, сейчас владыке докажем что-то. Или когда мы начинали о Боге: на истории религии давайте о Боге поговорим. Я говорю: «Нет. Представьте себе: студент не сдал зачёт и приходит к преподавателю, говорит: «Позвольте ответить». Тот: «Ну, вы знаете, я не смогу приехать в институт, университет, приходите ко мне или домой, или на дачу». Студент приходит. Преподаватель говорит ему: «Так, вот у меня на кухне занимайся. Как закончишь, скажешь — я в другой комнате. И в другой комнате он общается со своими внуками. Они маленькие, где-то 2-3 года. Студент закончил и подходит, смотрит: открытая дверь, наш преподаватель общается с ними. Одна реакция студента: „Что он себе позволяет? Он искажает русский язык, могучий русский язык. Он же общается как-нибудь, как попало с этими ребятишками. Ужасно, что он позволяет себе? Так нельзя. Он должен, наоборот, стараться, чтоб эти детишки уже сегодня потянулись бы за ним“, — это одна реакция.
Вторая: „Посмотрите, какой у нас профессор. Он выступает на своём уровне, его слушают Он нам объясняет — мы рады. И он нашёл подход к вот этим ребятишкам. И как они его слушают, как же они играются с ним! Да, это великий профессор“, — второй подход. И вот о Боге мы что-то говорим. Но то, что мы говорим, это не то, что есть на самом деле. Просто у нас нет других слов, чтобы сказать самые хорошие, правильные о Боге. Но в связи с тем, что у нас есть эти слова, они самые-самые прекрасные в этом мире. И мы их берём и говорим о Боге. И Бог, как ребёнок, или как тот профессор смотрит и радуется, что вот эти дети хоть как-то что-то произносят о Боге. И Он, если видит, что ты направляешь свои силы к Нему, поднимаешь глаза, небо слышит — это уже счастье для каждого человека. И так стремиться...» И я говорю: «Мы пока будем просто говорить о Боге. И мне приятно будет, если вы будете рассуждать, как, например, уже сегодня».
К. Лаврентьева:
— Владыка, вы помните свой первый опыт богообщения, вот этой встречи с Богом, детский?
Еп. Ириней:
— Сказать, что первый?
К. Лаврентьева:
— Ну, такой, может быть, самый яркий, самый такой глубокий, переворачивающий душу.
Еп. Ириней:
— У меня были разные моменты, когда нужно было исповедовать веру, и я чувствовал, что есть сила свыше. И, в частности, так как родители были верующими, и на сегодняшний день ещё, слава Богу, живы и здоровы, то папа, мама входили в общество верующих людей, которые выступали за открытие храма в нашем месте, где я жил, в нашем селе. И писали письма, обращались ко многим людям. Я, работая в архивах, как-то нашёл сведения, что жители нашего села обратились в Москву к уполномоченному, обратились в Организацию объединённых наций. И среди этих людей с удивлением нашёл фамилию и имя моего отца — было приятно. Естественно, если твои родители обращаются, то тебе, как ребёнку, сладко не будет. И помню, как-то папа рассказывал, я уже потом находил запись — его как-то спросили: «Слушайте, вот вы верующий, а Символ веры-то знаете?» Он говорит: «Знаю!» — и как начал громко — «Верую» и прочее. Райисполком районный — вышли многие из разных кабинетов, говорят ему: «Молчите, молчите!» Он говорит, что вы меня сами спрашивали. Я помню ещё такой случай в школе: вернулся со школы домой, ну а папа спрашивает: как там уроки, как там вас воспитывают? А в советское время в молдавских школах преподаватель, учитель позволял себе взять... ну, не ремешочек, а воспитывать по-настоящему — это было в порядке вещей.
К. Лаврентьева:
— А если не ремешочек, то что? По лицу?
Еп. Ириней:
— Конечно. Ладонь.
К. Лаврентьева:
— И вас, по-моему, так и припечатывали, когда с пионерским галстуком какая-то была история.
Еп. Ириней:
— Была история, да, но не за учёбу — учился хорошо.
К. Лаврентьева:
— За религиозную пропаганду. (Смеётся.)
Еп. Ириней:
— В какой-то степени. Или за непропаганду, пионерскую. Потому что всё-таки галстук — это проповедь.
К. Лаврентьева:
— Владыка, вы говорили, что вы испытывали некую оторопь и всё-таки боялись, что не будет сил справиться с этими трудностями, поэтому сомневались, становится ли вам священником.
Еп. Ириней:
— Был страх, но силу Божию всё равно я чувствовал, потому что надо было сдавать экзамен, надо было куда-то идти, где-то выступать. И ты знаешь, готовишься принять, что будет дано человеку. Родители, которые хотя бы не принимают участие, как казалось тогда, антирелигиозных, или не поддерживает Церковь, не выступает «за». И здесь вот эта сила свыше ощущалась.
К. Лаврентьева:
— В гостях у «Светлого вечера» владыка Орский и Гайский Ириней. Меня зовут Кира Лаврентьева. Владыка, вы знаете, когда вы о родителях рассказывали ваших, я сразу подумала о том, что надо мне цитату вашу привести одну. Вот, собственно, она: «Помню, перед принятием монашеского пострига я написал на молдавском языке стихотворение, суть которого сводилась примерно к следующему: я был вашим сыном, но после монашеского пострига стану сыном Царицы Небесной. Благодарю вас за любовь, непрестанную заботу, самоотверженный труд и пример истинной христианской жизни. Но теперь я уже не ваш. Мои родители — глубоко верующие люди, они радовались моему выбору, но не плакать было невозможно. Они скорбели и плакали». Владыка, вы знаете, это так искренне и так честно. Вот без всяких высокопарностей я вам за это очень благодарна. Ведь получается, что они, как христиане, растили сына. Естественно, как для христиан, для нас, для родителей, чтобы сын стал монахом — так это прямо счастье какое-то. Но по-человечески, безусловно, мы его всё равно вынуждены отпустить дальше, чем обычные родители отпускают своих обычных детей. Вот почему монашество, владыка, но почему?
Еп. Ириней:
— Когда я уезжала учиться в Московскую семинарию, они понимали прекрасно, что я не вернусь назад домой, и если я поехал, то я стану монахом. Я долго думал и понимал прекрасно, что если служить Богу, то честно, отдаваясь до конца. Если больше пользы принесу, то только на этом поприще. Плюс я боялся: а вдруг новые гонения, а смогу ли я выдерживать всё хорошо? А вторая половина, а дети? Плюс хорошие наставники были, на которых я смотрел. Они в какой-то степени, в большей степени даже, сыграли роль, чтобы я принял монашество. Это нынешний митрополит Викентий Ташкентский и почивший епископ Доримедонт Единецкий в Молдавии. Плюс братия лавры — я к отцу Науму (Байбородину) всегда ходил. Я видел себя, когда поступил в семинарию, что я стану монахом и ждал, что этот день наступит, готовился.
К. Лаврентьева:
— То есть это не было каким-то порывом, шагом от внутренней пустоты. Это, скорее, было от полноты.
Еп. Ириней:
— Да готовился, шёл к этому, понимал, что рано или поздно это случится. Когда? Тут я размышлял: может быть, всё-таки учиться, может быть не торопиться. Но в определенный момент сказал: всё, пора, ты уже взрослый, принимай решение.
К. Лаврентьева
— Не страшно?
Еп. Ириней:
— Страшно было. А что именно страшно?
Еп. Ириней:
— А страшно, что искушения будут. Будут ли у тебя наставники? Ведь рано или поздно ты должен был уехать из лавры. А расставаться с любимым профессором — Осипов Алексей Ильич для меня как отец. Я почитаю, люблю, отношусь к нему с большим уважением. И он меня любит. И по сегодняшний день, если официально, то, конечно, обращается «владыка», а так: «Сынок, так ты что там? Почему вот это, это?» И я говорю: «Наставник, Алексей Ильич», — или «учитель». Будучи студентом, приходил к нему домой, бывало, оставался с мамой. Случалось, мы даже вместе работали и в огороде, и обсуждал, и много спорил с ним. В какой-то степени по причине споров, по причине того, что я искал истину, искал ответы на многие вопросы, мы сблизились. И даже в какой-то степени были две партии: моя, кто были на моей стороне, на стороне Алексея Ильича; и были другие, кто выступали против, из числа студентов. И вот мы спорили.
К. Лаврентьева:
— У вас были такие диспуты?
Еп. Ириней:
— Да, всегда проходили. И я рад, что отец Вадим Леонов как раз, можно сказать, был моим оппонентом в хорошем смысле, но это был рост для всех.
К. Лаврентьева:
— Нынешний ректор Сретенской духовной семинарии.
Еп. Ириней:
— Я приходил: «Алексей Ильич, ответьте, пожалуйста», — и он: «Хорошо», — при этом давал нужную книгу читать, чтобы найти ответ в этой книге. По этой причине и говорю: «Алексей Ильич, низкий вам поклон. Я вас очень люблю, уважаю. И всегда относился как к отцу». Я очень рад, что в период пандемии, зная, что я посещаю красную зону, он мне передал сто тысяч для больных, для врачей. Когда я приезжаю, беру продукты, если надо, то ещё что-то, и передаю и больным и врачам — это из тех денег, что передал мой учитель. Сто тысяч рублей.
К. Лаврентьева:
— Вот так. Страна должна знать своих героев.
Еп. Ириней:
— Да, конечно, он говорил: «Вот тебе дам, сам разбирайся. Но не говори никому».
К. Лаврентьева:
— Но вы всем рассказали только что, владыка. (Смеётся.) Ну, действительно, ведь хорошее же надо говорить. А то мы привыкли всё про плохое, а надо говорить хорошее.
Еп. Ириней:
— Я просто благодарен. И благодарен, что Господь сподобил посетить, навещать больных людей, даже врачей. Потому что даже казалось: кто больше нуждается в твоей помощи — больные или врачи? Тут можно спорить. И даже можно сказать, что в какой-то степени врачи больше нуждаются в твоей помощи. Хотя бы по той причине, что они говорили: «Владыка, как быть?» Больных много, особенно в прошлом году, а аппарат один на троих больных: «Кого подключать? Неужели я убийца?»
К. Лаврентьева:
— Это вообще такой выбор сложный.
Еп. Ириней:
— Если кто-то не может или не смогли, потому что бывает, что вовремя кто-то обращается к врачам, а кто-то в последний момент: случиться всё, что угодно, только не со мной. И врачи не могут, прямо плакали, приходилось утешать. Конечно, постоянно с ними кушаю, чай пью, обсуждаем и утешаю в том числе.
К. Лаврентьева:
— Кстати, по этому поводу: совершенно не секрет, что вы такой доступный епископ в хорошем смысле этого слова. У вас нет множества секретарей, вам не надо... ну, это как бы просто вот такая реальность, много писать писем, чтобы с вами поговорить, ваш телефон в доступе. Любой человек совершенно может выйти на вас и, в общем, посоветоваться, окормиться, утешиться, поделиться своими проблемами. Внимание, вопрос: а как вас вообще хватает владыка? Потому что очень много ведь и неадеквата тоже, ну, так честно, положа руку на сердце.
Еп. Ириней:
— Есть люди, да. Но каждый из них всё-таки образ и творение Божие. И каждый нуждается в помощи, утешении. И если есть время, стараюсь, да, уделять каждому.
К. Лаврентьева
— А с какими проблемами в основном вас беспокоят? Вот с чем можно пойти к архиепископу? Вот с чем нельзя пойти к обычному священнослужителю?
Еп. Ириней:
— А вот представь себе, что в Орске, никогда не думал, что я увижу следующую картину. Приходит бабушка и приходит ребёнок, бабушка плачет, он говорит: «Я хочу пол поменять». Слушайте, это в Москве понятно, а в Орске — одни проблемы. Конечно, есть и другие, чтобы утешать: случилось несчастье, дом сгорел, суициды, разводы. Как бы помочь кому-то, как бы поговорить со второй половиной, чтобы не выпивал? Как бы исповедоваться? Или бывает наоборот: слишком большой канон, епитимью, наш священник дал, непосильную.
Вот он приходит и говорит : «Помогите что-то сделать». Или сегодня, или когда-то священник наложил. И человек не в состоянии. И приходится тогда принимать решение ещё раз исповедовать человека и дать что-то другое, и утешить, по большому счёту. Конечно, приходят преподаватели, студенты, учителя, потому что им нужен ответ на их вопросы. Не просто скажешь, что «а вы идите помолитесь» и всё остальное, нет. Если мы веруем, то почему так?Если мы утверждаем, то почему? Им нужен другой ответ — уже научный. И я знаю о том, что преподаю — вот приходят.
К. Лаврентьева
— «С эллином я говорю как эллин, с иудеем как иудей».
Еп. Ириней:
— Да.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие радиослушатели, у нас в гостях владыка Орский и Гайский Ириней. У микрофона Кира Лаврентьева. Мы вернёмся после короткой паузы.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА вновь приветствует вас, уважаемые радиослушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. И ещё раз с радостью вам представляют епископа Орского и Гайского Иринея.
Еп. Ириней:
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева:
— Мы говорим о пути владыки к монашеству, к священству, к епископству. У нас такой сегодня очень глубокий разговор, очень искренний, честный. И всю первую часть программы мы говорили о том, как владыке живётся на епископском таком троне, если можно так сказать, но на самом-то деле, конечно, это служение, а никакой не трон, служение трудное, самоотверженное.
Еп. Ириней:
— Слушайте...
К. Лаврентьева:
— Так и есть, особенно когда ты так вот ко всем с душой, совершенно для всех открыт. Ну вот а как это иначе? Вы говорите, что надо доброе о людях говорить. Я вот о вас доброе и говорю.
Еп. Ириней:
— Слушайте, а почему трудное? Непонятно. Радость, понимаете.
К. Лаврентьева:
— Ну, слава Богу.
Еп. Ириней:
— Вот я слышу иногда, что «ой, какой крест» и прочее, прочее. Но, с другой стороны, какая радость! Бог тебе даёт возможность, Бог тебе помогает обязательно ты просто проси: «Господи, Ты меня поставил, Ты помоги мне».
К. Лаврентьева:
— Тогда вопрос: как людям, которые действительно крест несут, и вы его несёте владыка тоже, просто вы сейчас не признаётесь в этом так явно, вот действительно несут тяжёлый крест. Вот вы сказали, что к вам приходят с разными скорбями: и смерти, и болезни. А им как радостно жить? Что им делать? Им же не скажешь, что, «слушай, радуйся, непрестанно молись, за всё благодари». Они, наверное, от этого вообще впадут в полный транс.
Еп. Ириней:
— Когда я слышу из уст многих людей, что свой крест надо нести и прочее.
К. Лаврентьева:
— Это, конечно, звучит тяжело, безнадёжно.
Еп. Ириней:
— Или сказать кому-то: «Ты страдаешь за свои грехи», — это тоже ужасно. Я, как верующий, страдаю за мои грехи. И имею право так сказать и должен. Но сказать, что ты страдаешь за свои грехи — нет, надо быть осторожным. Недавно приводил следующий пример: в средние века женщина ходила по городу — в одной руке факел, в другой ведро с водой. И многие не понимали: почему, что с тобой? Она говорила: «Хочу потопить ад и зажечь рай, чтобы люди служили Богу не ради страха, ради благ, а служить Богу ради Бога». И, в частности, помним праведного Иова — всё у него было. Господь попустил, сатана искушает: буря, несчастный случай. Он потерял богатства, приходит то один, то другой, говорят, что, слушайте, случилось ужасное. Но Бог дал — Бог взял. Дальше проходит время — заболел, проказа страшная, он за городом проживает. Приходит супруга, приходят, казалось, друзья: «Ты согрешил, проклинай Бога — умрёшь». — «Нет». Он практически остаётся один: «Когда было хорошо, я благодарил, неужели сейчас не буду?» — вот это служить Богу ради Бога.
К. Лаврентьева:
— Быть преданным в любой ситуации.
Еп. Ириней:
— Да. И картина Страшного суда изображается на западной стороне храма у выхода, чтобы человек понял, в какой мир он идёт. Он поворачивается на восток, просит Бога дать ему силы, преодолеть искушения, трудности, которые ожидают. Но при этом всё равно ты выходишь и помнишь, что должен служить Богу ради Бога. Конечно, пример, Иова впечатляет, он заставляет тебя думать. Но хотя бы ты должен стараться уметь скорбеть с теми, у которых трудности, и радоваться, по апостолу Павлу, с радующимися.
К. Лаврентьева:
— Плакать с плачущими и радоваться с радующимися.
Еп. Ириней:
— Да. Это труднее. Казалось бы, что наоборот должно быть, но намного труднее радоваться с тем, у которого радость сегодня. Вот наградили, назначили на должность — поздравить надо, а не могу. Почему не меня, чем он лучше? Или, простите, как иногда девчонки говорят: «Женился на ней — что в ней хорошего? Почему она?» При этом, казалось бы, они учатся на одном курсе. Но намного труднее радоваться, если у человека радость. И отдать последнее — да, трудно, но всё равно реально. И помогаю, и скорблю в таком случае с теми людьми, у которых сегодня горе.
К. Лаврентьева:
— Владыка, вы совершенно каким-то чудом, сверхчудом не сели в тот самый орский самолёт. Я знаю, что тяжёлый разговор, мы можем его даже так глубоко и не начинать. Но ведь это какая-то поворотная точка такая. Вы же потом этих же людей, их же родственников очень долго утешали, приводили в себя, окормляли.
Еп. Ириней:
— По сегодняшний день я с ними общаюсь. Мы встречаемся, плачем вместе.
К. Лаврентьева:
— Это какая-то вообще совершенно настолько кровоточащая рана. А как получилось тогда, что вы не доехали до этого самолёта? Совершенно случайно, по-моему, да?
Еп. Ириней:
— Случайно, да. Меня пригласили в университет, я окончил Российский государственный гуманитарный университет, исторический факультет, кроме семинарии и академии. И меня пригласил реактор — мы дружим очень хорошо. Я читал лекции студентам. И последнюю лекцию я должен был читать в пятницу, а в субботу вылететь. Но студенты пошли навстречу, я читал лекцию за один день, скажем так... да, я должен был последнюю лекцию читать в субботу, а я прочитал в пятницу вечером, и в субботу я смог вылететь. Если бы я читал лекции, как нужно было, в субботу, то я бы вылетел в воскресенье. Естественно, оказался бы среди тех пассажиров. Так что Господь спас. А коль Он меня спас, то я, конечно, должен был и утешать тех людей. Поехал в аэропорт, видел многих знакомых. Но думаешь: они приехали потому, что услышали, что случилась беда, или их родственник погиб или знакомый? Когда ты видишь, что кто-то плачет, ты не можешь не подойти. И ты начинаешь плакать с тем человеком, и становится чуть легче. Подходили люди, прямо клали голову или брали руку и плакали, вместе утешались. Трудно было в тот вечер, но оказалось, что намного труднее было на второй день, когда приезжали родственники сдавать анализы — ДНК проверять.
К. Лаврентьева:
— На опознание, да?
Да. Они заходили в больницу. И были ещё другие родственники. Один начинает плакать, за ним многие. И там тоже приходилось утешать. Нам выделили кабинет. Были представители МЧС, и наши, и области, и с других мест, но всё равно большая часть людей шли к нам. Это были верующие, неверующие, даже представители других религий. Приходили, потому что видели в лице священника надежду, помощь.
К. Лаврентьева:
— Понятно, что трагедия не поддаётся вообще никаким описаниям. И чтобы мы ни сказали, мы всё равно ну никак не опишем и не компенсируем боль утраты всех близких, которые тогда пострадали и, к сожалению, в авиакатастрофах страдают, а ещё сейчас от коронавируса. В общем, этой боли конца и края нет. Владыка, вы понимаете, вы же бы всё равно их утешали, вы бы всё равно приехали. Но почему-то для вас вот такой ещё дополнительный, если можно так сказать, судьбоносный такой поворот случился — вы не сели в этот самолёт. Вы для себя это как осмысливаете?
Еп. Ириней:
— Бог дал время делать ещё что-то, что не успел
К. Лаврентьева:
— То есть дал ещё такой шанс.
Еп. Ириней:
— Да. И утешать этих людей. Я для себя так поставил, что обязательно с этими людьми буду работать, встречаться, я их буду утешать и помогать им. Да, и по сегодняшний день на связи. Когда приезжаю в Москву, еду на место трагедии или просто собираюсь с теми людьми, которые проживают... родственники в Москве, что тоже важно — поддерживать связь. С теми, кто в Орске, Новотроицке, легче — чаще общаюсь. А с этими москвичами тоже на связи всегда. К. Лаврентьева
— Вы унываете когда-нибудь, владыка?
Еп. Ириней:
— Да, как любой человек.
К. Лаврентьева:
— У вас есть какие-то средства борьбы с унынием, личные средства, опробованные?
Еп. Ириней
— Лекции помогают. Студенты.
К. Лаврентьева:
— Он был батюшка, который говорил, что, когда уныние, надо какую-то механическую работу руками делать. Вот для него такой вариант. Видимо, у каждого свой.
Еп. Ириней:
— Для меня — пойти прочитать лекцию, общаться со студентами — всё. Я прихожу после уроков, и не наступает момент, когда мне трудно, я устаю от уроков — нет, у меня появляются новые силы. Вот пообщался с ними, побыл, и всё — хочется заново трудиться.
К. Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие радиослушатели, в этом часе с нами епископ Орский и Гайский Ириней. У микрофона Кира Лаврентьева. Ой, владыка, какие темы мы сегодня, да, с вами затронули?
Еп. Ириней:
— Вы знаете, для меня ещё важно вот что: когда мы говорим о епископе, всё-таки он помнит слова общего тропаря святителей: «Правило веры, образ кротости, воздержания учитель», — вот. Стал епископом — эти качества твои должны быть. Дальше, если патриарх сказал, что надо быть ближе к народу, значит, надо. Чтобы стать — надо принимать образ того народа, знать его историю, знать язык, общаться с ним. Кроме того, зная о том, что самые грамотные — наши преподаватели, многие студенты поступают в наш вуз на востоке области, в наш институт. Естественно, моя задача быть там. И рад, что на сегодняшний день — скоро 10 лет, как я в Орске...
К. Лаврентьева:
— Занимаете епископскую кафедру.
Еп. Ириней:
— Да. И 9 лет я преподаю официально в нашем институте.
К. Лаврентьева:
— Вы знаете, когда я ехала сюда, думала...
Еп. Ириней:
— Простите, за учебный 21-й год и 20-й с Божьей помощью удалось покрестить 31 человека. Это преподаватели, студенты, сотрудники, их дети, знакомые, связанные с институтом. Семь человек перешли из других конфессий в православие. Вот для меня радость и тогда цель дальше продолжать трудиться. И рад, что на сегодняшний день пишу учебник по истории религии, но для светских учебных заведений, для нашего института. Очень много написал, большую часть уже. Надеюсь, Бог даст, он выйдет, может быть, в следующем году.
К. Лаврентьева:
— Я, когда ехала на эфир, точно знала, что я у вас вот что спрошу. Такой вопрос, конечно, такой из разряда запредельных, как обычно, в общем, у нас «На пути к священству». Два года мы уже милостью Божией с вами знакомы. И каждый раз, когда я с вами встречалась, у меня совершенно было ощущение, что у вас есть некая такая мудрая, хорошая, правильная, сердечная простота, которая обязательно должна быть у человека, христианина. При огромном интеллектуальном багаже мудрости, духовной, душевной, сердечной в вас есть вот эта замечательная простота, который так не хватает современному человеку. И когда сейчас вот этот засилие терминов, множество разных терминов, психологических, разных таких вот умных слов о том, какой человек должен быть, о том, к чему должен он стремиться — там гармония, поток, сейчас про вселенную все начали разговаривать, психологов очень много сейчас у нас. И с этой историей с пандемией, конечно, совершенно выбивает современного человека из колеи. Новостные ленты всё более и более нагнетают тревогу. И человеку современному тяжело, ему сложно очень, он вынужден балансировать, постоянно убегать от каких-то тревожных новостей, от каких-то нагнетаний, угнетения. В то же время сохранять баланс, в то же время оставаться христианином. А вот как быть мудрым, как змея, и при этом простым, как голубь?
Еп. Ириней:
— Если ты готов служить Богу, то ты как раз должен найти подход и к одному человеку и к другому, и знать, что Господь поставил этого, дал ему эти таланты, и Он таким образом или приводит кого-то к Богу, кому-то помогает, кого-то утешает. Я должен благодарить и скорбеть, что не ко мне пришёл человек, а пришёл к психологу, ещё к кому-то. Я должен скорбеть, мне нужно стремиться иметь его знания, но при этом оставаться своим.
К. Лаврентьева:
— То есть всё-таки вы склоняетесь к тому, что духовник и психологом должен быть?
Еп. Ириней:
— Конечно. И преподавателем.
К. Лаврентьева:
— Потому что ведь очень многие священники говорят о том, что это очень чёткая грань должна быть: это тебе к психологу, а вот с этим, с духовным, ко мне. С житейским иди, или там с психологическими проблемами, иди решай их у психолога. И ведь это тоже может быть.
К. Лаврентьева:
— История Церкви показывает, что на многие подобные вопросы отвечали священники — это было всегда. Но если сегодня священник не успевает, и вместо него занимаются светский человек, он может помочь, может утешать, то я должен благодарить. И моя задача — научиться в том числе и у него. Взять дополнительные книги читать, которые помогут мне.
К. Лаврентьева:
— То есть всё-таки быть психологом тоже важно.
Еп. Ириней:
— Да. И преподавателем. Быть учителем просто просто необходимо каждому человеку, особенно священнику. Через такое служение ты можешь угодить. Мы говорим Богу, но всё-таки для Бога важен человек, и ты должен угодить, утешать человека. Ведь надо сначала стать человеком, а потом ты станешь и Богом. Или как можно любить Бога, Которого не видишь, а человека, который нуждается в твоей помощи, сделать вид, что не заметил. Я должен работать над собой, при этом оставаться доступным, дать возможность приходить любым. И тот, кто приходит, я же знаю, что Господь послал, Господь его отправил ко мне. Тогда и мне стоит с ним поговорить. Я ведь знаю, что если кто-то пришёл и просит о помощи, то, оказывая помощь ему, помогаю Богу. И здесь тоже Господь хочет, чтобы я кого-то утешал, помогал кому-то. Дальше, если я помогаю кому-то, то рано или поздно мне помогут. Просто невозможно всё время отдавать и никогда не получать. И если что-то получается у жителей, у священнослужителей нашей епархии, то только по той причине, что Господь нас благодарит за то, что мы смогли делиться. Не просто звучат мысли многих отцов святых, что ты благодари Бога, и Он больше тебе даст. Вот эти слова благодарности звучат на всех наших встречах. Призываем друг друга не забывать. Не только я должен учить, слушать меня, потому что я епископ. Нет — могу ошибаться. А друг другу говорим, и тогда получается, что то, что я знаю, ещё раз вспомнил — укрепляется. А если я что-то забыл, то братия помогает. И, когда мы принимаем какие-то решения, то не принимаю единогласно, потому что я так хочу. Нет, мы посоветовались, взяли время, каждый ищет ответ, и через какое-то время мы даём ответ.
К. Лаврентьева:
— Братия — это другие священнослужители?
Еп. Ириней:
— Да. Других, бывает, грамотных, нормальных, хороших людей подключаем, знающих, понимающих. И тогда действительно принимаем решение, которое приносит пользу, радость, утешение всем людям.
К. Лаврентьева:
— А бывает такое, что вы вообще не знаете, как помочь? Вот человек спрашивает у вас совета, а вы понятия не имеете, что ему сказать.
Еп. Ириней:
— Конечно. И важно в таком случае просто сказать человеку, что через какое-то время встретимся, обязательно найду, постараюсь.
К. Лаврентьева:
— То есть вы возьмёте время на обдумывание?
Еп. Ириней:
— Да. Особенно важные решения никогда не принимать быстро, нет. Дать возможность человеку помолиться, взять подвиг ему. Потому что ты пришёл ко мне, спрашиваешь. И хорошо, что ты видишь священника, что ты видишь человека, которому Бог откроет. А ты помолись, чтобы Господь открыл мне. И ты возьми на себя подвиг нести. Ведь не просто так Христос сказал, что «сей род изгоняется постом и молитвой». Любая страсть может быть побеждена, если ты будешь, если ты возьмёшь подвиг. В принципе и молитва у тебя пойдёт, получится, если ты будешь как раз смиряться и просить у Бога: «Помоги мне!» Это очень важные слова Христа о подвиге. Ты должен очистить себя, стать лучше, чтобы получить тот или иной ответ, нужный ответ, мудрый ответ. И твоя молитва должна быть молитвой человека, который тебя спрашивает. Подвиг твой и подвиг того человека, если они соединяются, плюс ещё общий призыв, тогда, да, Господь даст тебе нужный ответ. При этом ещё надо помнить: ты должен всегда поступать честно, правильно. И сказать правду: белое — это белое, чёрное — это чёрное. Если наступает момент, когда я не знаю, как быть, но я верю, что так лучше, Бог направляет, если я неправильно кому-то что-то сказал, в нужное русло только по той причине, что я верил, что то, что сказал — это верно, это правильно. Второе: по той причине, что я всегда честно, правильно поступаю. Если я чему-то неправильно научил, дал какой-то совет, но я верю, что это так, Господь обязательно поможет тому человеку исправить то, что я, если вдруг что-то не то сказал. А причина — моё честное отношение к Богу и к окружающим людям.
К. Лаврентьева:
— Кстати, это очень важная тема. Владыка, ведь сейчас очень много говорится о пасторской некомпетентности, о том, что священники иногда просто занимаются младостарчеством или дают... Не факт, что я так считаю, но просто идут об этом разговоры, что дают неуместные советы, которые могут вообще человеку очень сильно навредить.
Еп. Ириней:
— Да, я же как-то говорил в нашей беседе, что приходили ко мне и говорили снимать, делать что-то, потому что мы не в состоянии нести.
К. Лаврентьева:
— Вот. Но при этом очень много духовных, духоносных священнослужителей, к которым надо и нужно идти, и советоваться с ними, но мы же все люди. То есть как быть мирянину в случае, если он чувствует, что вдруг вот его духовник в данной ситуации ошибается? А он, может, вообще не ошибается? То есть где вот это мерило? Где понимать, что вот надо послушаться? А где надо понять, что мне надо к владыке Иринею пойти и ему сказать, что у меня сил не хватает, например, епитимью выполнять? Где вот эта граница?
Еп. Ириней
— Если нет сил, если разрушается семья, если нет роста по той причине, что священник наложил на меня ту или иную епитимью и нет роста.
К. Лаврентьева:
— А как понять, что нет роста? Может быть, ты растёшь в боли, например, через боль.
Еп. Ириней:
— Всё равно ты видишь, чувствуешь.
К. Лаврентьева:
— Чувствуешь, сердце всё равно откликается, да?
Еп. Ириней:
— Да, обязательно, да. И ты должен верить, что Господь через него действует, помогает. Но ты понимаешь, что мне предложил поднимать сто килограмм, а я не смогу. Я подниму их, но потом больше десять не смогу. И здесь то же самое. Поэтому, когда ко мне приходят, я говорю: «Идите обратно к духовнику, поговорите с ним, расскажите». Если его невозможно найти, если он далеко или просто он не хочет слышать, тогда в таком случае властью епископа, которая у тебя есть, ты уже можешь снимать то, что наложил кто-то. Но всё равно первое — это пойти к священнику.
К. Лаврентьева:
— Всё-таки надо попытаться договориться с духовником.
Еп. Ириней:
— Не то что договориться, а просто объяснить ему, что были силы — мог. Сейчас уже их намного меньше, поэтому помогите, сделаете, давайте... Решается таким образом. В совете спасение. И духовник — это не человек, который приказывает, а советует, предлагает то, что для вашего роста хорошо. Но если ты видишь, что не сможешь, сообщи. Подумаем. Вот важные слова. Попробуй — помогу. Попробуй, не получится — продолжим беседу. Требовать — нет.
К. Лаврентьева:
— То есть вы всё же считаете, что человеку нужен духовник. Христианину важно у кого-то окормляться.
Еп. Ириней:
— Важно, да.
К. Лаврентьева:
— Не будь сам себе режиссёр — это вот не очень хорошая история.
Еп. Ириней:
— Ну, если ты действительно достиг чего-то, если ты можешь, но всё равно ты должен советоваться. Потому что всегда подвижники уходили из-под друг друга: вдруг я ошибаюсь? Чтобы не ошибаться, лучше спрашивать совет у преуспевающего братика — учит и советует святитель Игнатий (Брянчанинов). Спрашивать — да.
К. Лаврентьева:
— Спасибо огромное за этот разговор. Очень долго я ещё будут обдумывать какие-то вещи. И вам, уважаемые радиослушатели, рекомендую, если кто-то в конце нашей программы присоединился к этому замечательному разговору, переслушать потом на сайте, потому что важные вещи сказал сегодня владыка. Да, у нас все эфиры замечательные, но вот как-то сегодня особенно я прониклась. Огромное спасибо. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, уважаемые радиослушатели. У нас в гостях был владыка Орский и Гайский Ириней. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующего вторника, до следующего «Пути к священству». Всего вам доброго и до свидания.
Еп. Ириней:
— С Богом! Дай Бог, братья и сёстры, заходя в помещение, снимать шапку, но не голову — берегите. И помните: она нужна, чтобы думать и принимать верные решения. С Богом!
К. Лаврентьева:
— Аминь.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











