
Фото: Katherine McCormack / Unsplash
В середине IX-го века, на заре возникновения русского государства, с севера на юг, от Балтики по водам рек и озёр в Чёрное море пролёг торговый путь «из варяг в греки». Он соединил земли, населённые скандинавами и восточными славянами, с Византийской империей. И стал не только главным коммерческим маршрутом для Руси и Северной Европы того времени, но и дорогой, по которой на Русь пришла государственность, а потом и христианство.
Упоминание о древней торговой магистрали можно найти в «Повести временных лет». Путь этот начинался на берегах Варяжского — то есть, Балтийского моря, проходил через Финский залив по реке Неве в Ладожское озеро. Затем пролегал по реке Волхов в озеро Ильмень, а далее — по рекам Ловать и Днепр в Чёрное море. Оттуда корабли добирались до византийского Царьграда, ныне — Стамбула. По расчётам современных учёных, такой путь должен был занимать у наших предков не меньше трёх месяцев. Был он нелёгким — на отдельных отрезках корабли приходилось перемещать волоком, по суше.
Путём «из варяг в греки» славяне везли на юг товары, которые ценились там на вес золота: пушнину — соболиный, куний и лисий мех; зерно, мёд, кованые изделия и серебро. Обратно — из греков в варяги — караваны возвращались, наполненные тканями, редким по тем временам стеклом и украшениями из него, оружием. С ростом торговли развивались ремёсла. Благодаря пути «из варяг в греки» наступил промышленный расцвет таких городов, как Киев, Чернигов, Псков, Новгород.
После принятия христианства из Византии на Русь попадали церковные книги и иконы. Но и до крещения Руси константинопольские купцы часто привозили с собою священников. Те рассказывали народу о христианской вере. Это привело к тому, что уже в IX веке в восточнославянских племенах стали появляться первые христиане. Более того — по преданию, путём «из варяг в греки» на русские земли пришёл с проповедью апостол Андрей Первозванный. О его хождении на Русь свидетельствует автор первого жития святого апостола, монах Епифаний. Косвенно об этом событии упоминает и византийский историк Никита Пафлагон. А самый подробный рассказ о пребывании Андрея Первозванного в русских землях можно найти в «Повести временных лет».
В 862 году по пути из варяг в греки на земли восточных славян прибыли варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Согласно Повести временных лет, славянские племена призвали их, чтобы те встали во главе Новгородского княжества. «Сказали: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», — рассказывает летопись об этом событии, которое вошло в историю как «призвание варягов» и положило начало Руси как государству.
А через сто лет после этих событий, осенью 957 года, путём «из варяг в греки» отправилась в Константинополь русская княгиня Ольга. Домой, на Русь, она вернулась крещёной христианкой. И немало способствовала тому, что в конечном итоге вся Русь приняла свет истинной веры. Торговый маршрут оставался востребованным на протяжении почти четырёхсот лет — вплоть до середины XIII века. Благодаря торговому пути «из варяг в греки» Русь приобщилась к христианской цивилизации и встала на новый уровень исторического и культурного развития.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер