
Какое главное условие успешного решения жизненных проблем? Какими навыками необходимо для этого обладать? Свой ответ на эти вопросы предлагает 122-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 122.
Песнь восхождения.
1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;
4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.
Только что прозвучавший псалом, — это одна из молитв, которая использовалась в древнем богослужении в Иерусалимском храме. Это молитва-жалоба. Молящиеся просят Бога избавить их от врагов. В буквальном смысле под этими врагами вполне можно понимать окружающие Израиль племена, которые постоянно досаждали богоизбранному народу. Если обратимся к истории, то увидим, что после смерти великих царей Давида и Соломона и до самого момента разрушения Иерусалимского храма в начале нашей эры еврейское царство практически не имело независимости. Оно всегда было вынуждено покоряться власти какого-то сильного государства. Сирия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Империя Александра Македонского, Рим — все они в разные времена владели Землёй Обетованной.
Люди рождались и умирали под гнетом иноземцев. Поэтому и слышим в псалме сетования людей о том, что душа насыщена и преисполнена презрением, поношением и уничижением со стороны надменных и гордых. Кто может помочь в этой ситуации, если даже князья народа вынуждены гнуть шею под игом захватчиков? Все как один в Израиле несут это ярмо. И потому надежда только на Бога и Его милость. Именно об этом первые строки молитвы. «К тебе возвожу очи мои», — говорится в самом её начале. Причём псалмопевец подчёркивает и то настроение, в котором совершается эта просьба. Очи молящегося устремлены к Богу постоянно. Так рабы следят за движением руки своего господина. Они приучены реагировать даже на те неприметные жесты, которые незаметны окружающим. Ведь от этого зависит их жизнь в доме хозяина.
Вполне можно понимать все эти образы и применительно к нашей ситуации. Ведь и мы нередко изнываем от тяжести тех эмоций и чувств, которые насыщают нашу душу от столкновений с окружающим миром. Люди не всегда бывают правы, а обстоятельства не всегда складываются так, как бы нам того хотелось. А потому не лишне будет прислушаться к словам псалма и использовать их как инструкцию к действию. А рекомендации псалмопевца просты. В те моменты, когда нам тяжело на душе из-за происходящего, худшее, что мы можем сделать — вступить в перебранку и выяснять, кто прав, кто виноват, оправдываться или, наоборот, обвинять. Не стоит сражаться ни с людьми, ни с обстоятельствами. Этого не стоит делать ни вживую, ни в мыслях. Так мы ещё больше будем вязнуть в трясине уныния, раздражения и злобы. Лучшее, что мы можем сделать, — сместить фокус своего внимания с проблемы на Бога. Сосредоточиться на Нём. А если быть конкретней — прямо обратиться к Нему со словами: «Господи, что мне следует делать в этих непростых обстоятельствах? Укажи мне Свою волю! Подскажи мне, как в этой ситуации я могу поступить по-евангельски, как Твой ученик!» Если приучим себя удерживать внимание на этой просьбе как можно дольше, с такой силой, будто от этого зависит наша жизнь, Бог не заставит Себя ждать. Со временем мы отчётливо ощутим, что не только остаёмся спокойными и сохраняем самообладание в тех ситуациях, которые раньше нас обременяли, но и проблемы, которые казалась нам непреодолимыми, теряют свой вес и решаются будто бы сами собой.
Псалом 122. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 122. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 33. Богослужебные чтения

Бывает, что настоящая сила духа проявляет себя через признание собственной слабости. Или неспособности исключительно с помощью своих усилий что-либо исправить. Для человека верующего в такие моменты нет иного пути, кроме обращения с молитвой к Богу. Во всяком случае, так поступал всегда царь и пророк Давид. Об этом он пишет в псалме 33-м, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Псалом 33-й звучит во время богослужения не только сегодня. Им обычно завершается торжественное служение вечерни или литургии в праздничные дни, что (если знаешь историю возникновения данного библейского произведения) может показаться довольно странным. Дело в том, что 33-й псалом был составлен царём Давидом после довольно странного эпизода в его жизни.
Давид в то время скитался и прятался от преследований безумного правителя древнего Израиля — Саула. Однажды пророк вынужден был, спасаясь от врагов, прийти в землю извечных врагов древних евреев — филистимлян. Напомню, именно к этой народности принадлежал побеждённый юным Давидом великан Голиаф. Пророка филистимляне опознали и привели к своему правителю, желая получить награду. Ведь они поймали убийцу своего богатыря. Как же поступил Давид? Взял и притворился сумасшедшим. Стал нести какую-то околесицу, пускать пузыри, вести себя как психически больной человек.
Филистимский царь был, надо сказать, разочарован и разозлён. Он искренне возмутился тому, что вместо героя ему привели какого-то, простите, идиота. Давида, в итоге, просто выгнали. Так, с помощью хитрости, пророк, выставив себя умалишённым, пройдя через позор, спас себе жизнь. А затем написал благодарственный псалом, в котором хвалит Бога — создателя и хранителя мира. Или как читаем мы в псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся».
Давид не стал себя возвеличивать. Он прекрасно понимал, как ему удалось победить Голиафа. Не собственными силами, а силой Божией. А потому хвалиться было, в общем-то, и нечем. Всю славу Давид воздаёт Богу, а себе разрешает опозориться. Ведь внешнее, показное безумие вполне соответствовало внутреннему смирению пророка. Себя он не считал кем-то, кто заслуживает восхваления и почестей. Или как читаем мы в псалме: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Давид пишет о себе, как о нищем, ничего не значащем и не имущем. Но именно в этом признании слабости царь и пророк находит настоящую силу — силу Божию, которая через Давида проходит и проявляет себя через него. Ведь праведник убрал на пути благодати все преграды. В первую очередь, гордость и самонадеянность. Или как пишет он: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
Завершается псалом словами надежды: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Так с Давидом и случилось. Благодаря своему смирению он был Богом храним, находился под Его защитой. Что, безусловно, и для нас, современных читателей Псалтири, является важным и полезным уроком.
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 33. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их.
17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
«После отпуска»

Фото: MART PRODUCTION / Pexels
Первый рабочий день после отпуска всегда кажется каким-то странным. Приходится снова включаться в рабочий ритм, иногда это сложно. Но Василий Иванович, врач городской больницы, шагал привычной тропкой через больничный парк не просто с удовольствием, а предвкушая какой-то хороший новый этап в своей жизни.
В отпуске он посетил Абалакский монастырь, что под Тобольском. И сейчас бережно нёс в пакетике привезённую оттуда икону Божией Матери «Знамение». Вернее, отпечатанную фотографию чтимого в монастыре образа Богородицы. Как много исцелений было после молитв у этого образа! Да и сам образ написан был в далёком семнадцатом веке по просьбе одного прикованного болезнью к постели человека, глубоко верующего крестьянина Евфимия. Как только иконописец закончил работу — Евфимий совершенно исцелился, и далее чудесные выздоровления пошли нескончаемой чередой... Люди обращались к лекарям — и молились у иконы, и Господь давал здоровье по вере и молитве. Собственно, это происходит и в наше время.
Именно поэтому в первый рабочий день после отпуска доктор Василий Иванович поставил на стол в своём кабинете фотографию Абалакской иконы в рамочке. Помолчал, перекрестился. Стараясь делать своё дело насколько возможно хорошо, Василий Иванович знает: без помощи Свыше не можем мы творить ничего...
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе