
Какое главное условие успешного решения жизненных проблем? Какими навыками необходимо для этого обладать? Свой ответ на эти вопросы предлагает 122-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 122.
Песнь восхождения.
1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;
4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.
Только что прозвучавший псалом, — это одна из молитв, которая использовалась в древнем богослужении в Иерусалимском храме. Это молитва-жалоба. Молящиеся просят Бога избавить их от врагов. В буквальном смысле под этими врагами вполне можно понимать окружающие Израиль племена, которые постоянно досаждали богоизбранному народу. Если обратимся к истории, то увидим, что после смерти великих царей Давида и Соломона и до самого момента разрушения Иерусалимского храма в начале нашей эры еврейское царство практически не имело независимости. Оно всегда было вынуждено покоряться власти какого-то сильного государства. Сирия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Империя Александра Македонского, Рим — все они в разные времена владели Землёй Обетованной.
Люди рождались и умирали под гнетом иноземцев. Поэтому и слышим в псалме сетования людей о том, что душа насыщена и преисполнена презрением, поношением и уничижением со стороны надменных и гордых. Кто может помочь в этой ситуации, если даже князья народа вынуждены гнуть шею под игом захватчиков? Все как один в Израиле несут это ярмо. И потому надежда только на Бога и Его милость. Именно об этом первые строки молитвы. «К тебе возвожу очи мои», — говорится в самом её начале. Причём псалмопевец подчёркивает и то настроение, в котором совершается эта просьба. Очи молящегося устремлены к Богу постоянно. Так рабы следят за движением руки своего господина. Они приучены реагировать даже на те неприметные жесты, которые незаметны окружающим. Ведь от этого зависит их жизнь в доме хозяина.
Вполне можно понимать все эти образы и применительно к нашей ситуации. Ведь и мы нередко изнываем от тяжести тех эмоций и чувств, которые насыщают нашу душу от столкновений с окружающим миром. Люди не всегда бывают правы, а обстоятельства не всегда складываются так, как бы нам того хотелось. А потому не лишне будет прислушаться к словам псалма и использовать их как инструкцию к действию. А рекомендации псалмопевца просты. В те моменты, когда нам тяжело на душе из-за происходящего, худшее, что мы можем сделать — вступить в перебранку и выяснять, кто прав, кто виноват, оправдываться или, наоборот, обвинять. Не стоит сражаться ни с людьми, ни с обстоятельствами. Этого не стоит делать ни вживую, ни в мыслях. Так мы ещё больше будем вязнуть в трясине уныния, раздражения и злобы. Лучшее, что мы можем сделать, — сместить фокус своего внимания с проблемы на Бога. Сосредоточиться на Нём. А если быть конкретней — прямо обратиться к Нему со словами: «Господи, что мне следует делать в этих непростых обстоятельствах? Укажи мне Свою волю! Подскажи мне, как в этой ситуации я могу поступить по-евангельски, как Твой ученик!» Если приучим себя удерживать внимание на этой просьбе как можно дольше, с такой силой, будто от этого зависит наша жизнь, Бог не заставит Себя ждать. Со временем мы отчётливо ощутим, что не только остаёмся спокойными и сохраняем самообладание в тех ситуациях, которые раньше нас обременяли, но и проблемы, которые казалась нам непреодолимыми, теряют свой вес и решаются будто бы сами собой.
Псалом 122. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 122. (Церковно-славянский перевод)
«О русской культуре через занятие живописью». Анастасия Схимова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была основательница школы живописи «Синергия», художник, иконописец, исследователь русской культуры Анастасия Схимова.
Разговор шел о том, как через занятия живописью можно говорить с детьми о русской культуре, об истории и о христианских ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Вещи Говорят. Анна Леонтьева

После того, как мамочка отошла ко Господу, тихо и очень внезапно, я долго не могла заставить себя разобрать ее вещи. Было слишком остро. Как говорит моя подруга, родители всегда уходят неожиданно, в каком бы возрасте они ни были.
Но вот прошло несколько лет, и мне пришлось разбирать мамины коробки. Это было такое открытие! ТАКОЙ мамы я не знала. Я и представить себе не могла, как мамочка любила красиво одеваться! Огромные коробы, наполненные прекрасными вещами, которые они покупали с отчимом во время путешествий. Отчим — ученый, его приглашали работать во Францию, Италию, Германию и во много-много стран. Оттуда мамочка привозила не только одежду, но и изящнейшие сувениры.
Я перебирала все это, и как будто отмотала много десятилетий назад — увидела маму в юности: бедность, советский «дефицит», много работы и невозможность красиво одеться. И когда такая возможность появилась — мамочка компенсировала все эти бедно одетые годы. Я с радостью рассматривала эти вещи, а еще — вазочки, чашечки, кофточки, я как будто знакомилась со своей мамой заново! Я видела в ней девочку, которой недодарили подарков, и как по-детски было везти эти штучки так издалека. И как хотелось свить уютнейшее гнездышко, хотя бы уже совсем как говорят «во второй половине жизни»!
А потом подобное озарение-увидение посетило меня, когда дочь переезжала, и я помогала разбирать ее вещи. Вернее, дочь перевезла вещи на новое место и вынуждена была отъехать, а я решила помочь ей разобрать. Сколько чувств я испытала, просто раскладывая одежку по полкам... Вот друзья дарят ей боа, туфли с серебряными застежками на высоченных каблуках, плащи с немыслимыми причудливыми крыльями... и вижу мою девочку, уже конечно взрослую, но еще такую юную. Эти образы, которые ей предлагали, и которые она примеряла — очень светских, томных дам. И она пробовала, она меряла на себя эти обличья, может быть ей иногда и хотелось быть именно такой — светской дамой на балу современности. Но никто не отменял ее настоящего образа, того, который ей идет: художницу в простом платье или джинсах и кедах, свободную девушку, перепачканную красками, смешливую, не томную, пытающуюся из джунглей своих идей и фантазии отловить ТО САМОЕ — что о ней было задумано.
Кончиками пальцев, раскладывая такие разные вещички, я чувствовала эту борьбу дочери за саму себя, за попытку отловить и увидеть эту саму себя, не растерять, не растеряться. Кончики пальцев моих горели. Как сложно молодым! Как сложно пожилым! Как сложно нам понять и тех, и других. Наши пожилые дорогие родители — как много мы о них не знаем! Наши любимейшие дети, раздражающие нас своими «духовными и творческими поисками», нелепыми поступками и мыслями — как много мы не ведаем их метаний и болей!
Недаром Господь дал мне такой чувствительный опыт, так материально почувствовать своих близких — на кончиках пальцев.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Старая слива»

Фото: Marta Filipczyk /Unsplash
У нас на даче небывалый урожай. Третий день собираем сливу. Жена уже и варенья наварила, и компота наделала, и пирогов напекла — а слива всё не кончается. Сегодня обрываем с большого старого дерева. Оно растёт у самого забора. Я — на лестнице; наполняю плодами ведёрко и опускаю на верёвке вниз. Жена пересыпает сливы в большой таз.
С высоты хорошо видно узкую дачную улочку. Вот старушка идёт. Незнакомая. Останавливается возле нашего дома и долго смотрит.
— Здравствуйте! — говорю я ей с лестницы. — А вы к кому?
Она спохватывается, смущённо улыбается.
— Уж простите, что засмотрелась, — отвечает. — Тут ведь когда-то наша дача была. А сливу эту мы вместе с мамой сажали. Вон как разрослась! Детство моё здесь прошло. Вспомнилось вот вчера, а сегодня с утра думаю: съезжу, погляжу хоть одним глазком — может, в последний уж раз. Вы не сердитесь...
А я и не думал сердиться! Быстро спускаюсь вниз, открываю калитку. Мы с женой приглашаем женщину зайти. Она несмело ступает в сад. Подходит к старой сливе, гладит морщинистой рукой тяжёлые ветки. Глаза её лучатся счастьем. Мы стоим в сторонке и не мешаем ей вспоминать. Потом зовём гостью на веранду, пить чай с пирогами. Мы слушаем её рассказы о детстве, а старая слива тихо качает ветвями, как будто радуется, что мы собрались здесь все вместе.
Текст Анны Покровской читает Карэн Бадалов.
Все выпуски программы Утро в прозе