
Фото: PxHere
В 1837 году в России появилась первая общественная железная дорога. Протяжённость её была невелика — железнодорожное полотно соединило Санкт-Петербург с императорской резиденцией в Царском Селе. Можно сказать, что это был своего рода эксперимент, на который решился император Николай Первый — талантливый военный инженер. Новый вид транспорта очень быстро доказал свою эффективность и востребованность. Поэтому Николай решил продолжать строительство. Так появилась железная дорога, которая связала входившую тогда в состав Российской Империи Варшаву со столицей Австрии, Веной. А чуть позже рельсы пролегли между Петербургом и Москвой. При этом у каждой из железнодорожных веток была своя ширина колеи! Почему так произошло, и как в России появился свой, отличный от европейского, стандарт расстояния между рельсами?
У историков есть несколько версий на этот счёт. Возможно, европейская ширина колеи была попросту неудобна для расчётов. Когда в 1830-м году в Англии появилась первая в мире железная дорога, за стандарт колеи было принято расстояние между колёсами древнеримской повозки — 143 с половиной сантиметра. Именно эту ширину имели большинство дорог и мостов в Европе. В России древнеримских дорог не было, поэтому инженеры провели собственные измерения, и решили сделать колею Царскосельской железной дороги шире европейской — без малого 183 сантиметра. Такая ширина позволяла сделать вагоны более грузоподъёмными. Николаевскую железную дорогу из Петербурга в Москву вместе с русскими проектировщиками строили уже специалисты из США, где в то время широко применялась колея шириною в 5 футов, или 152 сантиметра и 4 миллиметра. Возможно, именно поэтому такая ширина и стала на долгое время стандартной для всех русских железных дорог.
Историки полагают, что в решении сделать русскую колею отличной от европейской могла проявиться военная прозорливость Николая Первого. На период его правления выпало несколько тяжёлых войн. Весьма вероятно, что на этом фоне император думал о будущем. И, чтобы противник не мог использовать российские железные дороги для собственных целей, сделал отечественную колею значительно шире европейской. Эта стратегия показала свою эффективность спустя столетия, во время Великой Отечественной войны. Немцам приходилось перешивать железнодорожную колею, чтобы обеспечить снабжение своей армии на территории России. Это отнимало у врага много времени, к тому же не везде перешивку возможно было осуществить. Таким образом фашисты зачастую не имели возможности получать достаточное снабжение, в том числе и боеприпасами. Русская колея помогла нашим самоотверженным бойцам отбросить немцев от столицы в кровопролитной битве под Москвой. Император Николай Первый смог предугадать огромное значение железных дорог для страны на столетия вперёд.
Все выпуски программы Открываем историю
«Покрово-Эннатский монастырь». Архимандрит Николай (Чернышов)

У нас в гостях был наместник Покрово-Эннатского монастыря Салаватской епархии архимандрит Николай (Чернышов).
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о его удивительных встречах с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и схиархимандритом Власием (Перегонцевым), об особенностях жизни в монастыре, а также о православных святынях и святых Башкирской земли, в частности о преподобной Зосиме Эннатской.
Все выпуски программы Светлый вечер
Жителям разрушенного села в Курской области нужна поддержка

Радио ВЕРА вместе с фондом «Мои друзья» помогает людям из Курской области, которые лишись своих домов в результате боевых действий. В фонд за поддержкой обратились жители разрушенного села Мартыновка. Сегодня все они стараются устроиться на новом месте. Им буквально по крупицам нужно всё собирать заново — вещи, посуду и многое другое.
И даже в таких трудных обстоятельствах люди не отчаиваются, находят силы и время заботиться о ближних и активно помогать фронту. Сельчане ремонтируют машины нашим бойцам, передают им овощные заготовки, а ещё поддерживают госпитали и проводят благотворительные концерты для жителей Курской области в пунктах временного размещения.
Но этим сильным духом людям и самим важна поддержка. Не так давно фонд «Мои друзья» отправил в Курск бытовую химию. И эту помощь жители разрушенного села Мартыновка получали с большой радостью. А сейчас им необходимы наборы кухонной утвари — то, без чего невозможно представить наш быт. Это столовые приборы, тарелки, чашки и многое другое.
Присоединяйтесь к доброму делу! Сбор на нужные вещи для жителей Курской области открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неожиданный приход к вере»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере и стал христианином после какого-либо чуда или удивительного события в жизни в уже сознательном возрасте, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Наталия Лангаммер, Алла Митрофанова и наш гость — настоятель храма святителя Иова, патриарха Московского и Всея Руси священник Александр Нарушев.
Все выпуски программы Светлые истории