
Фото: PxHere
В 1837 году в России появилась первая общественная железная дорога. Протяжённость её была невелика — железнодорожное полотно соединило Санкт-Петербург с императорской резиденцией в Царском Селе. Можно сказать, что это был своего рода эксперимент, на который решился император Николай Первый — талантливый военный инженер. Новый вид транспорта очень быстро доказал свою эффективность и востребованность. Поэтому Николай решил продолжать строительство. Так появилась железная дорога, которая связала входившую тогда в состав Российской Империи Варшаву со столицей Австрии, Веной. А чуть позже рельсы пролегли между Петербургом и Москвой. При этом у каждой из железнодорожных веток была своя ширина колеи! Почему так произошло, и как в России появился свой, отличный от европейского, стандарт расстояния между рельсами?
У историков есть несколько версий на этот счёт. Возможно, европейская ширина колеи была попросту неудобна для расчётов. Когда в 1830-м году в Англии появилась первая в мире железная дорога, за стандарт колеи было принято расстояние между колёсами древнеримской повозки — 143 с половиной сантиметра. Именно эту ширину имели большинство дорог и мостов в Европе. В России древнеримских дорог не было, поэтому инженеры провели собственные измерения, и решили сделать колею Царскосельской железной дороги шире европейской — без малого 183 сантиметра. Такая ширина позволяла сделать вагоны более грузоподъёмными. Николаевскую железную дорогу из Петербурга в Москву вместе с русскими проектировщиками строили уже специалисты из США, где в то время широко применялась колея шириною в 5 футов, или 152 сантиметра и 4 миллиметра. Возможно, именно поэтому такая ширина и стала на долгое время стандартной для всех русских железных дорог.
Историки полагают, что в решении сделать русскую колею отличной от европейской могла проявиться военная прозорливость Николая Первого. На период его правления выпало несколько тяжёлых войн. Весьма вероятно, что на этом фоне император думал о будущем. И, чтобы противник не мог использовать российские железные дороги для собственных целей, сделал отечественную колею значительно шире европейской. Эта стратегия показала свою эффективность спустя столетия, во время Великой Отечественной войны. Немцам приходилось перешивать железнодорожную колею, чтобы обеспечить снабжение своей армии на территории России. Это отнимало у врага много времени, к тому же не везде перешивку возможно было осуществить. Таким образом фашисты зачастую не имели возможности получать достаточное снабжение, в том числе и боеприпасами. Русская колея помогла нашим самоотверженным бойцам отбросить немцев от столицы в кровопролитной битве под Москвой. Император Николай Первый смог предугадать огромное значение железных дорог для страны на столетия вперёд.
Все выпуски программы Открываем историю
Поддержим «Дом, который очень нужен»

Игорь и Сергей дружат уже несколько лет. Познакомились молодые люди в приюте для людей с инвалидностью, иначе его называют «Дом, который очень нужен». Находится он в городе Омске, в микрорайоне Крутая Горка, на территории храма Рождества Христова. Это один из проектов Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка». Здесь заботятся о тех, кто не может жить самостоятельно — о взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
Игорь и Серёжа оказались в «Доме, который очень нужен» благодаря священнику Антонию Хмелёву, руководителю приюта. До этого молодые люди жили в разных интернатах для инвалидов. Оба не могут ходить.
В Доме подопечные находятся под присмотром сестёр милосердия и волонтёров. Особенных людей обучают самостоятельности, дают им возможность получать образование, развивать творческие навыки и просто заниматься тем, что нравится и вдохновляет.
Игорь и Сергей передвигаются на инвалидных колясках, и тем не менее стараются быть активными. Серёжа участвует в местных театральных постановках, а Игорь увлекается настольными играми.
Всего в «Доме, который очень нужен», помимо двоих друзей, живут ещё 10 человек с физическими и ментальными нарушениями. Чтобы у них появилось регулярное общее полезное занятие, сотрудники приюта решили создать свечную мастерскую. В ней Серёжа, Игорь и другие подопечные будут изготавливать свечи для храма. Они смогут видеть результат своего труда и знать, что он приносит пользу другим.
Чтобы свечная мастерская открылась, нужно закупить стройматериалы и оборудование. В этом омскому приюту для людей с инвалидностью важна помощь. Если вы хотите поддержать доброе дело, переходите на сайт Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о духовных смыслах повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», каким предстает главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин, что важно замечать в его образе читателю, на что не всегда обращают внимание.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Вторая программа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена духовным поискам Гоголя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Мы говорили о том, как современному человеку подходить к чтению наставлений святых отцов, почему важно при этом иметь рассуждение и советоваться с опытными священниками.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев
- «Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов
Все выпуски программы Светлый вечер