![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/landscape-tree-nature-track-railroad-field-868641-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В 1837 году в России появилась первая общественная железная дорога. Протяжённость её была невелика — железнодорожное полотно соединило Санкт-Петербург с императорской резиденцией в Царском Селе. Можно сказать, что это был своего рода эксперимент, на который решился император Николай Первый — талантливый военный инженер. Новый вид транспорта очень быстро доказал свою эффективность и востребованность. Поэтому Николай решил продолжать строительство. Так появилась железная дорога, которая связала входившую тогда в состав Российской Империи Варшаву со столицей Австрии, Веной. А чуть позже рельсы пролегли между Петербургом и Москвой. При этом у каждой из железнодорожных веток была своя ширина колеи! Почему так произошло, и как в России появился свой, отличный от европейского, стандарт расстояния между рельсами?
У историков есть несколько версий на этот счёт. Возможно, европейская ширина колеи была попросту неудобна для расчётов. Когда в 1830-м году в Англии появилась первая в мире железная дорога, за стандарт колеи было принято расстояние между колёсами древнеримской повозки — 143 с половиной сантиметра. Именно эту ширину имели большинство дорог и мостов в Европе. В России древнеримских дорог не было, поэтому инженеры провели собственные измерения, и решили сделать колею Царскосельской железной дороги шире европейской — без малого 183 сантиметра. Такая ширина позволяла сделать вагоны более грузоподъёмными. Николаевскую железную дорогу из Петербурга в Москву вместе с русскими проектировщиками строили уже специалисты из США, где в то время широко применялась колея шириною в 5 футов, или 152 сантиметра и 4 миллиметра. Возможно, именно поэтому такая ширина и стала на долгое время стандартной для всех русских железных дорог.
Историки полагают, что в решении сделать русскую колею отличной от европейской могла проявиться военная прозорливость Николая Первого. На период его правления выпало несколько тяжёлых войн. Весьма вероятно, что на этом фоне император думал о будущем. И, чтобы противник не мог использовать российские железные дороги для собственных целей, сделал отечественную колею значительно шире европейской. Эта стратегия показала свою эффективность спустя столетия, во время Великой Отечественной войны. Немцам приходилось перешивать железнодорожную колею, чтобы обеспечить снабжение своей армии на территории России. Это отнимало у врага много времени, к тому же не везде перешивку возможно было осуществить. Таким образом фашисты зачастую не имели возможности получать достаточное снабжение, в том числе и боеприпасами. Русская колея помогла нашим самоотверженным бойцам отбросить немцев от столицы в кровопролитной битве под Москвой. Император Николай Первый смог предугадать огромное значение железных дорог для страны на столетия вперёд.
«Добровольцы-ремонтники в Мариуполе». Дмитрий Захаров, Роман Лайко
У нас в гостях добровольцы-ремонтники благотворительного проекта по восстановлению частных домов нуждающихся людей в Мариуполе Дмитрий Захаров, Роман Лайко.
Наши гости рассказали о своем опыте добровольческих поездок в Мариуполь, как в этом участвуют люди из разных регионов России и как эти поездки меняют и самих добровольцев.
2 июля. О верующих и делах веры
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited-1024x576.jpg)
В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова о верующих во Христа, которым «Бог вменяет праведность независимо от дел».
О верующих и делах веры, — священник Вадим Бондаренко.
2 июля. О служении Святителя Иоанна (Максимовича)
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited.jpg)
Сегодня 2 июля. День памяти Святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
О его служении, — игумен Лука Степанов.