...Целую неделю сельский священник не мог попасть к себе домой — служил на дальних приходах. Приехал — а у него перед домом открылась посевная. Отслужил он молебен на сеяние хлебов и пошел через поле — кропить святой водою парящую землю. По дороге насчитал шесть пустых бутылок, да и механизаторы, возлежащие у своих тракторов, обозначились, представьте, тем же числом.
«...Окропил трактора́, зерно в сеялках, отцов-механизаторов и ушел восвояси. А сеяли они пшеницу, которая в здешних краях ну никак не урождается. То есть в прежние времена, когда Отечество наше было православной державой, местный народ даже торговал пшеницей, потом, когда оно отступало от веры, пшеница еще кое-как вызревала, но вот уж когда оно провозгласило себя страной воинствующих безбожников, пшеница удаваться перестала. Как говорил наш архиерей: „За всю историю человечества не было в мире других дураков, которые провозгласили бы богоборчество государственной политикой. Додумались, паки и паки!“...»
Из рассказа священника Ярослава Шипова «Пшеница золотая» нам читал заслуженный артист России Вячеслав Гарин (аудиокнига издательства «Дионика»).
Этот самый диск, включивший сорок художественных рассказов отца Ярослава завершался беседой с самим автором, то есть — документальным интервью.
«Надо же понимать, что страна почти век прожила в безбожии. И мы были практически единственной страной, ну, кроме каких-то наших несчастных последователей, которая объявила атеизм государственной политикой. То есть большего идиотизма придумать нельзя — человеку на земле... И, естественно, за это расплачиваемся — не только какими-то общегосударственными трагедиями и потерями. Но и каждый расплачивается за это безбожие. Потому что, действительно, нет какого-то духовного стержня, духовного хребта... Естественно, таких легче ломать...»
...В тот или иной рассказ протоиерея Ярослава Шипова закладку вложить не просто, они для этого «не приспособлены», слишком уж цельные и слишком уж небольшие. Чаще всего это случаи из жизни сельского прихода 1990-х, в те времена, когда живого попа сельчане не видели уж более полувека... Это истории о самых простых людях, где горестное и смешное, прекрасное и уродливое идут, что называется, рука об руку.
И рядом со всем этим — священник, одаренный даром письма.
...Вот, мы услышали сейчас о политике безбожия в не такие уж и давние годы, услышали эту реплику — как в живой речи, так и в художественной прозе.
Высветился крохотный пример преображения.
...Ярослав Шипов долгое время был прозаиком и редактором. Жил писательством, охотой, рыбалкой. После крещения в сорок лет, его довольно скоро рукоположили. Потом — годы служения на русском Севере, потом — возвращение (по здоровью) в Москву, и затем — постепенное возрождение писательства.
В год, когда я открыл для себя его прозу, он получил Патриаршую премию.
Я присутствовал на том действе, и волновался по-своему: вот, сейчас увижу писателя, чьи книги нынче в моем «читательском круге». И — впервые услышу.
С вами был Павел Крючков, и на прощанье давайте послушаем удивительные и простые слова писателя и священника из фонограммы видеоролика, показанного весной 2017 года в храме Христа Спасителя на церемонии Патриаршей литературной премии.
«У меня уже сложилось, выработалось твёрдое представление об участии художника в творческом процессе. Бог даёт человеку жизнь — спаси Господи! Бог даёт обстоятельства этой жизни, которые могут быть более или менее пригодны для того, чтобы их изложить. Бог даёт силы, для того, чтобы это изложить. ...И Бог даёт какой-то дар для того, чтобы это сделать.
Функция автора сводится к накоплению опыта профессионального. Это — наше. А остальное всё — Господь Бог. И тогда это может стать — достойным плодом покаяния для автора. Вот, дай Бог, чтобы так было».
Псалом 94. Богослужебные чтения

История мира, в общем, и человеческая жизнь, в частности, преимущественно наполнены событиями если не печальными, то трудными. Но всё же и для радости тоже место находится. Доказательством тому является, например, псалом 94-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Раньше считалось, что прозвучавший псалом принадлежит перу царя и пророка Давида. Но это не так. Псалом 94-й был составлен значительно позже — во времена царствования благочестивого царя Иосии. Примерно в седьмом веке до Рождества Христова. К тому времени единого, большого государства, созданного Давидом и Соломоном, уже не существовало. Древний Израиль разделился на северную и южную части. Северная — почти сразу поддалась языческим верованиям. Южная же сначала хранила веру в Бога истинного, но затем тоже стала, так сказать, дрейфовать в сторону идолопоклонства. Библейские книги, составленные пророками, были забыты. Десять заповедей — оставлены.
Страна приближалась к нравственному и политическому краху. Ведь там, где забывается Бог, наступает разруха. Спас положение благочестивый царь Иосия. Он восстановил почитание заповедей Божиих, а также наследия пророка Моисея. При этом правителе был обновлён завет-договор с Богом, восстановлено полноценное богослужение в Иерусалимском храме. Страна начала возрождаться. И псалом 94-й представляет собой радостную реакцию на всё произошедшее.
Начинается библейское произведение с призыва, в котором говорится не только о величии Божием, но и о превосходстве Господа над ложными божествами. Псалмопевец пишет: «Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами». Речь идёт не только о внутреннем ликовании сердца праведника. Автор псалма призывает народ прийти на службу, вознести общую молитву к Богу. В псалме мы находим такие слова: «Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его». Псалмопевец напоминает своим первоначальным читателям, что древний Израиль одерживал в течение истории неоднократные победы, да и в принципе не исчез только по одной причине — он был верен Богу, ощущал себя народом Божиим.
И автор псалма предостерегает людей от впадения в идолопоклонство, от предательства Бога истинного. Он напоминает читателям, как вели себя древние евреи во время путешествия по Синайской пустыне. В те времена они роптали на Господа, хотели вернуться в Египет, поклоняться ложным божествам. И псалмопевец с горечью констатирует, что его времена, к сожалению, напоминают те древние события. В частности, он пишет: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его (то есть — Бога): «не ожесточите сердца вашего, ... Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Действительно, евреи, вышедшие из Египта, в землю обетованную не вошли. Вошли туда только те, кто родился во время сорокалетнего путешествия по пустыне. А те, кто нёс в себе отпечаток рабства и симпатии к ложным богам, до исторической Палестины, не добрались. Не потому, что Бог жесток, а потому что Господь не мог допустить, чтобы в землю обетованную проникли бы идеи духовной гибели. Будем же учиться на чужих уроках, не станем ходить по граблям ошибок предыдущих поколений. Примем и положим в основание бытия, что настоящая радость возможна только в Боге и при условии верности Его заповедям. Такую радость никто у нас не отнимет, и сама она выстоит перед лицом любых жизненных испытаний.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 244 зач., III, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Надежда — это одна из основных добродетелей верующего человека. И тем не менее в Священном Писании не раз звучит предупреждение о том, что надежда бывает разного качества. Какую же именно надежду должен стремиться приобрести христианин? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предостерегает своих слушателей от ложной надежды. В то время в христианских общинах была очень сильна партия иудействующих. Это люди, которые пришли в Церковь из иудейской религии. Они утверждали, что человек может получить стабильную духовную поддержку лишь в том случае, если принимает обрезание и исполняет многочисленные ритуальные предписания, которые некогда заповедовал соблюдать еврейскому народу пророк Моисей.
Павел критикует эти умонастроения. А тех, кто их распространяет, называет псами и злыми делателями, то есть лживыми, негодными работниками. В чём же их ошибка? Именно в том, что они дают людям ложную опору и ложную надежду. Ведь в конечном счёте состояние мира и покоя в душе возникает не потому, что верующий скрупулёзно исполняет определённые ритуальные практики. А потому, что в сердце человека поселяется Христова благодать.
Павел знал, о чём говорил. В общих чертах он сегодня изображает свою духовную биографию. Сам он принадлежал к колену Вениамина. То есть был представителем древнееврейского аристократического рода. Он был обрезан. Он тщательно исполнял иудейский ритуальный закон. Он принадлежал к партии ультраблагочестивых фарисеев. У него были все основания считать себя непорочным, избранным, спасённым. То есть Павлу было, на что надеяться в этой жизни. Было, на что опереться. Однако, когда ему в Иисусе Христе лично открылся Бог, он ощутил всем своим существом, что все его прошлые надежды и упования — бесполезный хлам. Исполнение ритуального закона лишь на время утоляло его жажду и создавало лишь иллюзию твёрдой опоры.
Для всякого из нас естественно искать в своей жизни, на что опереться. Мы ищем поддержки в родителях, в супругах, в друзьях, мы надеемся на детей, на единомышленников, на связи, на статус, на материальный достаток в конце концов. Однако нередко мы обманываемся в своих ожиданиях. Ведь близкие покидают нас. Не дают нам того, что мы надеялись от них получить. Возможно даже обманывают или предают. Личный успех, карьерный рост, материальный достаток — тоже вещи довольно изменчивые и нестабильные. Именно поэтому мы нередко испытываем разочарование, а порой и тяжёлое потрясение.
Разбитые и подавленные, мы приходим в храм, чтобы здесь обрести твёрдую почву под ногами. Мы тщательно исполняем обрядовые предписания. Мы посещаем богослужения. Мы находим мудрого и понимающего священника. Мы начинаем молиться и соблюдать посты. И какое-то время это даёт душе мир и покой. Однако в определённый момент и здесь может возникнуть какой-то сбой. Бывает, что люди, которые долгое время посещают церковь, жалуются, будто омертвели изнутри. Так радость, которую они испытывали в период воцерковления, покинула их. Это означает, что мы опять понадеялись на что-то внешнее. Именно о таком состоянии пишет пророк Иеремия: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер. 7:4).
А потому прислушаемся к тому, что говорит сегодня апостол. Та череда разочарований, которую мы проживаем, — это естественный процесс нашего духовного взросления. Так Бог учит нас, что мы призваны, по словам Павла, надеяться не на плоть, но на Бога, Ему непрестанно служить духом и хвалиться Христом Иисусом. Другими словами, подлинную опору мы начинаем ощущать в своём сердце лишь в том случае, если на ежедневной основе исполняем заповеди Евангелия. То есть не просто принимаем участие в таинствах Церкви и следуем формальным предписаниям устава благочестия, но стараемся во всех своих делах искать волю Небесного Отца и служить ради Него тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов