
Золотые ворота.
Фото: Martin Furtschegger/CC BY 3.0
Если подняться на Елеонскую гору и встать лицом на восток, то перед взором откроется дорога на Иерусалим – мимо вифанских масличных зарослей, вдоль смоковничных садов Виффагии тянется она извилистой лентой. Этим путем шел Иисус Христос на следующий день после воскрешения Лазаря, за пять дней до своего Креста.
Молва о чуде, которое Господь совершил накануне, бежала впереди него. И когда в Виффагии Христос велел ученикам привести к Нему ослицу с осленком и продолжил шествие уже верхом – сотни людей приветствовали Его пальмовыми ветвями, пели славу, бросали перед Ним на дорогу свои одежды. Народ вышел встретить Спасителя, чтобы с почетом проводить Его в Иерусалим.
Город распахнул навстречу торжественному шествию свои Золотые ворота – самые большие, самые величественные, единственные, которые вели прямо в храм. Именно через эти ворота свершился вход Господень в Иерусалим, произошло событие, которое до сих пор празднуют христиане всего мира.
В Иерусалиме издавна существовала традиция праздничного крестного хода в день, когда церковь вспоминает, как Христос вошел в Святой город. В полдень народ собирался на Елеонской горе. Верующие пели праздничные молитвы, читали Священное писание – сначала в пещере, где Господь беседовал с учениками накануне своих Страданий, затем в храме, что высится на месте Вознесения Господня.
Богослужение продолжалось до вечера, потом христиане спускались к подножию Елеонской горы и торжественно, с пальмовыми ветвями в руках, распевая победные гимны, входили в город. Возглавлял крестный ход епископ верхом на ослике.
Традиция праздничного шествия сохранилась и в наши дни, хоть время и внесло в нее свои коррективы. Не на вершине Елеонской горы теперь собираются верующие, а всего лишь в километре от Иерусалима. В Виффагии, в греческом монастыре, православные встречают Иерусалимского патриарха, чтобы начать торжественное движение в Святой град.
В процессии неизменными остались пальмовые ветви и пение Осанны, а вот маршрут изменился. Золотые ворота, через которые в город входил Иисус, ныне заложены – их наглухо замуровали в шестнадцатом веке, по приказу султана Сулеймана Великолепного. Там, где прежде в каменной стене были проемы, теперь видны лишь две декоративные арки. Поэтому современный крестный ход вливается в Иерусалим не через Золотые, а через Львиные ворота.
Один из крестоходцев с грустью оглядывается туда, где арками очерчены замурованные проемы старых ворот. «Это ничего, сынок, - будто угадывает его мысли старенький священник, - Лишь бы золотые ворота твоего сердца всегда были открыты для Христа».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица