
Золотые ворота.
Фото: Martin Furtschegger/CC BY 3.0
Если подняться на Елеонскую гору и встать лицом на восток, то перед взором откроется дорога на Иерусалим – мимо вифанских масличных зарослей, вдоль смоковничных садов Виффагии тянется она извилистой лентой. Этим путем шел Иисус Христос на следующий день после воскрешения Лазаря, за пять дней до своего Креста.
Молва о чуде, которое Господь совершил накануне, бежала впереди него. И когда в Виффагии Христос велел ученикам привести к Нему ослицу с осленком и продолжил шествие уже верхом – сотни людей приветствовали Его пальмовыми ветвями, пели славу, бросали перед Ним на дорогу свои одежды. Народ вышел встретить Спасителя, чтобы с почетом проводить Его в Иерусалим.
Город распахнул навстречу торжественному шествию свои Золотые ворота – самые большие, самые величественные, единственные, которые вели прямо в храм. Именно через эти ворота свершился вход Господень в Иерусалим, произошло событие, которое до сих пор празднуют христиане всего мира.
В Иерусалиме издавна существовала традиция праздничного крестного хода в день, когда церковь вспоминает, как Христос вошел в Святой город. В полдень народ собирался на Елеонской горе. Верующие пели праздничные молитвы, читали Священное писание – сначала в пещере, где Господь беседовал с учениками накануне своих Страданий, затем в храме, что высится на месте Вознесения Господня.
Богослужение продолжалось до вечера, потом христиане спускались к подножию Елеонской горы и торжественно, с пальмовыми ветвями в руках, распевая победные гимны, входили в город. Возглавлял крестный ход епископ верхом на ослике.
Традиция праздничного шествия сохранилась и в наши дни, хоть время и внесло в нее свои коррективы. Не на вершине Елеонской горы теперь собираются верующие, а всего лишь в километре от Иерусалима. В Виффагии, в греческом монастыре, православные встречают Иерусалимского патриарха, чтобы начать торжественное движение в Святой град.
В процессии неизменными остались пальмовые ветви и пение Осанны, а вот маршрут изменился. Золотые ворота, через которые в город входил Иисус, ныне заложены – их наглухо замуровали в шестнадцатом веке, по приказу султана Сулеймана Великолепного. Там, где прежде в каменной стене были проемы, теперь видны лишь две декоративные арки. Поэтому современный крестный ход вливается в Иерусалим не через Золотые, а через Львиные ворота.
Один из крестоходцев с грустью оглядывается туда, где арками очерчены замурованные проемы старых ворот. «Это ничего, сынок, - будто угадывает его мысли старенький священник, - Лишь бы золотые ворота твоего сердца всегда были открыты для Христа».
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема