Мы начинали воспитывать своих детей, когда сами были очень молоды, но уже очень ПРАВОСЛАВНЫ. Это слово я говорю с легкой иронией, хотя мы с мужем и сейчас, отсюда, тридцать лет спустя — мы все равно нравимся мне ТЕМИ — горячими, нетерпеливыми, убежденными, одаренными великими милостями, на которые Господь был так щедр — наверное, просто авансом.
Были у нас и перегибы на местах конечно. Мы невероятно любили друг друга, и сейчас, когда мои дети уже выросли, а муж молится за нас в другой уже, небесной обители, — мы так же любим друг друга. Но только вот — последствия всех наших ошибок, в том числе и родительских — приходится вот уже восемь лет расхлебывать мне одной.
А ошибки конечно же были! Там не заметили, тут не придали значения, проскочили, не помогли... дети, вырастая, начинают осознавать себя, одновременно переставая идеализировать родителей.
Ну здравствуйте, мои любимые дети, уже в новом качестве. В качестве осознанных, но еще не до конца окрепших взрослых.
Когда первый раз я услышала как говорится — весь список «жалоб и предложений» от детей — я признаться растерялась. Мне показалось, что как же так: ведь дети не могут судить своих родителей? Я сходила к батюшке и уточнила этот вопрос. «Не могут,» — согласился со мной батюшка. Но вот ведь: список моих ошибок передо мной, и что мне делать?
Я много думала и конечно плакала на эту тему. Это было, как переосмыслить заново все свое родительство, все свое материнство. И вот что я поняла. Мы часто, как бы это сказать, ставим себя на родительский пьедестал. Ведь в писании сказано о несомненном почтении к родителям.
Но, во-первых, пьедестал — это очень высоко. Если уже себя на него поставить — тут надо соответствовать. Бронзоветь. Это сложно и как-то... не по-семейному что ли. Быть идеальным родителем — задача непосильная. Получается, как я знаю, не у многих. Ну, точно не у меня.
В то же время я знаю, как помогает материнская молитва. И я нашла прекрасную, Богородице. Когда я ее читаю — плачу. Вот, правда. Там есть такие слова: «Матерь Божия, введи меня во образ небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих, моими грехами нанесенные». Я еще раз скажу: мы нравимся мне спустя жизнь, мы с мужем, молодые родители. Но разве мы были безгрешны? И конечно: могли не заметить, случайно поранить, не придать значения, не помочь...
Я долго думала, что ответить своим детям. И нашла простое и нужное слово: «прости».
«Прости, я хотела бы, чтобы эти печали не случились с тобой, чтобы эти раны я тебе не нанесла, чтобы я вовремя защитила тебя тогда, отвела все напасти, все услышала, все увидела, обняла и утешила. Прости, я с тобой, и мне жаль, что так не случилось. Несмотря на всю любовь к тебе. Теперь — прости.»
Впоследствии мои мысли подтвердила матушка Елена Триандофилова. И указала мне на самую опасную и, к сожалению, самую популярную реакцию на обвинения детей. Эта реакция примерно такая: «Ты же понимаешь, моя мама тоже нанесла мне раны, она воспитывала меня...» — ну и дальше список претензий к собственным родителям.
Этот ход — тупиковый. Череду обвинений поколения к поколению — необходимо прервать!
Очень важно сказать это ПРОСТИ — и быть прощенным. Не уходить в иллюзорность своего родительского величия. Сойти с пьедестала почитаемого родителя и посмотреть в глаза своим детям.
Любимые мои, слово «прости» — очень часто именно то, что хотят услышать от нас, непререкаемых, наши дети. И поскольку они любят нас — любых — этого «прости» им достаточно, чтобы действительно нас простить.
Это не слабость, это не отрицание почтения к родителю. Своим «прости» вы как бы заканчиваете цикл недопониманий и ошибок многих поколений до вас. Это — точка. После нее начинается новое предложение, новая жизнь. Вас и ваших детей. Их осознания важности тоже простить — ведь вы только что попросили.
И наши самые лучшие, самые любящие, самые чистые на свете дети — они простят нас. А их дети — простят их. И череда прощений расчистит — я верю — путь друг к другу. Самый сложный и важный путь.
Все выпуски программы Частное мнение
Перемена. Яна Артюшина
Я вспоминаю период тяжелых духовных поисков, когда я была уже крещена, но не знала Евангелия, не знала Христа. Я не понимала, зачем рождаться, умирать, есть, спать, радоваться, страдать? Где эти ответы только не искала. В моей голове, как на библиотечных полках, скопилось множество книг по психологии, философии, мифологии, не остались без внимания и материалы о духовных практиках заморских культур, но вопрос «Зачем?» по-прежнему оставался без ответа.
Однажды ночью, я почувствовала предел отчаяния от бесплодных поисков, от набивших оскомину «ты этого достойна» и «полюби себя», от непонимания «Что такое хорошо и что такое плохо?». В груди было больно, от непонятной тоски сжималось сердце. Я села на диван. Потом встала. Подошла к шкафу, в котором хранилась одна древняя книга. Взяла ее, открыла.
Пятая глава Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошёл на гору и отверзши уста Свои, учил их говоря...». То, что произошло во мне дальше можно описать одним словом — «перемена».
Когда я стала читать заповеди блаженства, в районе солнечного сплетения физически ощутила лёгкость. Наконец, получилось вздохнуть глубоко. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — прочитала я. Неожиданно, от слов «Царство Небесное» на душе стало мирно. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» и тут же ручьём полились слёзы. «Блаженны алчущие и жаждущие правды...» и появилась надежда. «Блаженны милостивые...» и ушли обиды. «Блаженны миротворцы...» и в сердце пришла такая радость, что захотелось обнять всех на свете.
В ту минуту Евангельская весть обновляла меня изнутри, сжигая всё дурное. И именно тогда я поняла, что ответы на все мои вопросы были даны уже две тысячи лет назад, причём поняла я это не умом, а сердцем. В те минуты мне не требовались доводы, доказательства, я четко осознала, что всё описанное в тексте Библии — правда. Как? Ответить не могу. Просто стало ясно.
И я нашла ответы на все свои вопросы. Евангелие — это описание законов нашего мироздания. Живущий по ним становится счастливым.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
«Воевать с врагами не значит ненавидеть»
В 1904 году разразилась Русско-японская война. Епископ православной миссии в Японии Николай Касаткин вынужден был в это время отказаться от участия в общественных богослужениях. На них верующие японцы молились о победах своего императора. Однако владыка не бросил в трудный момент японскую Церковь. Он остался в Японии, и все силы миссии направил на помощь пленным русским воинам. Весь его ежедневный рабочий график был заполнен делами милосердия. Японская Православная Церковь оказалась в двусмысленной ситуации. С одной стороны православные японцы должны были воевать, как подданные императора, с другой стороны соотечественники не доверяли Церкви под предводительством русского архиерея. Владыке пришлось отвечать на вопрос — должны ли японские христиане участвовать в войне против России. Владыка сказал, что православные японцы обязаны выполнить долг перед своей родиной вместе со всем народом. При этом архиепископ Николай обратился к пастве с такими словами:
«Воевать с врагами не значит ненавидеть».
Все выпуски программы Слова Святых
Мгновенный ответ. Яна Артюшина
Я проснулась утром от очень страшного сна. Настолько мне было не по себе, что я начала молиться. Спросила Бога: «Ведь Ты рядом? Ведь Ты живой?». Удивительно, но на первый вопрос ответ пришёл сразу — беспокойство исчезло, словно и не было, в груди стало легко.
Я потянулась за телефоном, чтобы узнать время. Конечно, и в голову не могло прийти, что в тот же миг, через экран, получу ответ и на второй вопрос. Захотелось открыть You-Tube. Нажала на первое видео. Это был один из выпусков «Светлых историй» на Радио ВЕРА. Ведущая Алла Митрофанова рассказывала о Ланчанском чуде.
История произошла в восьмом веке от Рождества Христова. Один монах из итальянского городка Ланчано служил Литургию, и у него возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб и увидел в чаше не вино, а густую красную жидкость, похожую на кровь. И плоть человеческую.
Спустя двенадцать веков было проведено исследование, и учёные выяснили: кровь из Ланчано принадлежит той же четвёртой группе, что и кровь на Туринской Плащанице. Кроме того, было установлено, что плоть является фрагментом мышечной ткани человеческого сердца, содержит миокард, эндокард и блуждающий нерв.
Это потрясает! Время не изменило свойств крови, — она не испортилась, только свернулась в пять шариков. И совсем непостижимо — вес одного шарика крови оказался равен весу пяти шариков вместе взятых.
В то утро Господь не только показал мне, что Он живой, что Он истинный Бог и истинный Человек с нетленной кровью, Христос словно повторил для меня те слова, которые однажды произнёс утопающему Петру: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». В минуту моей слабости Господь укрепил в вере, показав, что Его кровь — одна во все века. Кровь, пролитая и за Петра, и за монаха из Ланчано, и за меня.
Ах, если бы только мы всегда помнили, что Творец мира стоит рядом, никогда не пренебрегая нами, нашими тревогами и самыми малыми просьбами, мы бы никогда не отчаивалась, да что там не отчаивались, в нашей жизни просто не существовало бы ни одного повода даже для лёгкой грусти!
В деле спасения любого человека для Господа Христа не существует маловажных ситуаций. Он всегда готов протянуть нам Свою сильную, щедрую руку, как тогда, на Генисаретском озере, своему тонущему ученику.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение