Мы начинали воспитывать своих детей, когда сами были очень молоды, но уже очень ПРАВОСЛАВНЫ. Это слово я говорю с легкой иронией, хотя мы с мужем и сейчас, отсюда, тридцать лет спустя — мы все равно нравимся мне ТЕМИ — горячими, нетерпеливыми, убежденными, одаренными великими милостями, на которые Господь был так щедр — наверное, просто авансом.
Были у нас и перегибы на местах конечно. Мы невероятно любили друг друга, и сейчас, когда мои дети уже выросли, а муж молится за нас в другой уже, небесной обители, — мы так же любим друг друга. Но только вот — последствия всех наших ошибок, в том числе и родительских — приходится вот уже восемь лет расхлебывать мне одной.
А ошибки конечно же были! Там не заметили, тут не придали значения, проскочили, не помогли... дети, вырастая, начинают осознавать себя, одновременно переставая идеализировать родителей.
Ну здравствуйте, мои любимые дети, уже в новом качестве. В качестве осознанных, но еще не до конца окрепших взрослых.
Когда первый раз я услышала как говорится — весь список «жалоб и предложений» от детей — я признаться растерялась. Мне показалось, что как же так: ведь дети не могут судить своих родителей? Я сходила к батюшке и уточнила этот вопрос. «Не могут,» — согласился со мной батюшка. Но вот ведь: список моих ошибок передо мной, и что мне делать?
Я много думала и конечно плакала на эту тему. Это было, как переосмыслить заново все свое родительство, все свое материнство. И вот что я поняла. Мы часто, как бы это сказать, ставим себя на родительский пьедестал. Ведь в писании сказано о несомненном почтении к родителям.
Но, во-первых, пьедестал — это очень высоко. Если уже себя на него поставить — тут надо соответствовать. Бронзоветь. Это сложно и как-то... не по-семейному что ли. Быть идеальным родителем — задача непосильная. Получается, как я знаю, не у многих. Ну, точно не у меня.
В то же время я знаю, как помогает материнская молитва. И я нашла прекрасную, Богородице. Когда я ее читаю — плачу. Вот, правда. Там есть такие слова: «Матерь Божия, введи меня во образ небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих, моими грехами нанесенные». Я еще раз скажу: мы нравимся мне спустя жизнь, мы с мужем, молодые родители. Но разве мы были безгрешны? И конечно: могли не заметить, случайно поранить, не придать значения, не помочь...
Я долго думала, что ответить своим детям. И нашла простое и нужное слово: «прости».
«Прости, я хотела бы, чтобы эти печали не случились с тобой, чтобы эти раны я тебе не нанесла, чтобы я вовремя защитила тебя тогда, отвела все напасти, все услышала, все увидела, обняла и утешила. Прости, я с тобой, и мне жаль, что так не случилось. Несмотря на всю любовь к тебе. Теперь — прости.»
Впоследствии мои мысли подтвердила матушка Елена Триандофилова. И указала мне на самую опасную и, к сожалению, самую популярную реакцию на обвинения детей. Эта реакция примерно такая: «Ты же понимаешь, моя мама тоже нанесла мне раны, она воспитывала меня...» — ну и дальше список претензий к собственным родителям.
Этот ход — тупиковый. Череду обвинений поколения к поколению — необходимо прервать!
Очень важно сказать это ПРОСТИ — и быть прощенным. Не уходить в иллюзорность своего родительского величия. Сойти с пьедестала почитаемого родителя и посмотреть в глаза своим детям.
Любимые мои, слово «прости» — очень часто именно то, что хотят услышать от нас, непререкаемых, наши дети. И поскольку они любят нас — любых — этого «прости» им достаточно, чтобы действительно нас простить.
Это не слабость, это не отрицание почтения к родителю. Своим «прости» вы как бы заканчиваете цикл недопониманий и ошибок многих поколений до вас. Это — точка. После нее начинается новое предложение, новая жизнь. Вас и ваших детей. Их осознания важности тоже простить — ведь вы только что попросили.
И наши самые лучшие, самые любящие, самые чистые на свете дети — они простят нас. А их дети — простят их. И череда прощений расчистит — я верю — путь друг к другу. Самый сложный и важный путь.
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер