Мы начинали воспитывать своих детей, когда сами были очень молоды, но уже очень ПРАВОСЛАВНЫ. Это слово я говорю с легкой иронией, хотя мы с мужем и сейчас, отсюда, тридцать лет спустя — мы все равно нравимся мне ТЕМИ — горячими, нетерпеливыми, убежденными, одаренными великими милостями, на которые Господь был так щедр — наверное, просто авансом.
Были у нас и перегибы на местах конечно. Мы невероятно любили друг друга, и сейчас, когда мои дети уже выросли, а муж молится за нас в другой уже, небесной обители, — мы так же любим друг друга. Но только вот — последствия всех наших ошибок, в том числе и родительских — приходится вот уже восемь лет расхлебывать мне одной.
А ошибки конечно же были! Там не заметили, тут не придали значения, проскочили, не помогли... дети, вырастая, начинают осознавать себя, одновременно переставая идеализировать родителей.
Ну здравствуйте, мои любимые дети, уже в новом качестве. В качестве осознанных, но еще не до конца окрепших взрослых.
Когда первый раз я услышала как говорится — весь список «жалоб и предложений» от детей — я признаться растерялась. Мне показалось, что как же так: ведь дети не могут судить своих родителей? Я сходила к батюшке и уточнила этот вопрос. «Не могут,» — согласился со мной батюшка. Но вот ведь: список моих ошибок передо мной, и что мне делать?
Я много думала и конечно плакала на эту тему. Это было, как переосмыслить заново все свое родительство, все свое материнство. И вот что я поняла. Мы часто, как бы это сказать, ставим себя на родительский пьедестал. Ведь в писании сказано о несомненном почтении к родителям.
Но, во-первых, пьедестал — это очень высоко. Если уже себя на него поставить — тут надо соответствовать. Бронзоветь. Это сложно и как-то... не по-семейному что ли. Быть идеальным родителем — задача непосильная. Получается, как я знаю, не у многих. Ну, точно не у меня.
В то же время я знаю, как помогает материнская молитва. И я нашла прекрасную, Богородице. Когда я ее читаю — плачу. Вот, правда. Там есть такие слова: «Матерь Божия, введи меня во образ небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих, моими грехами нанесенные». Я еще раз скажу: мы нравимся мне спустя жизнь, мы с мужем, молодые родители. Но разве мы были безгрешны? И конечно: могли не заметить, случайно поранить, не придать значения, не помочь...
Я долго думала, что ответить своим детям. И нашла простое и нужное слово: «прости».
«Прости, я хотела бы, чтобы эти печали не случились с тобой, чтобы эти раны я тебе не нанесла, чтобы я вовремя защитила тебя тогда, отвела все напасти, все услышала, все увидела, обняла и утешила. Прости, я с тобой, и мне жаль, что так не случилось. Несмотря на всю любовь к тебе. Теперь — прости.»
Впоследствии мои мысли подтвердила матушка Елена Триандофилова. И указала мне на самую опасную и, к сожалению, самую популярную реакцию на обвинения детей. Эта реакция примерно такая: «Ты же понимаешь, моя мама тоже нанесла мне раны, она воспитывала меня...» — ну и дальше список претензий к собственным родителям.
Этот ход — тупиковый. Череду обвинений поколения к поколению — необходимо прервать!
Очень важно сказать это ПРОСТИ — и быть прощенным. Не уходить в иллюзорность своего родительского величия. Сойти с пьедестала почитаемого родителя и посмотреть в глаза своим детям.
Любимые мои, слово «прости» — очень часто именно то, что хотят услышать от нас, непререкаемых, наши дети. И поскольку они любят нас — любых — этого «прости» им достаточно, чтобы действительно нас простить.
Это не слабость, это не отрицание почтения к родителю. Своим «прости» вы как бы заканчиваете цикл недопониманий и ошибок многих поколений до вас. Это — точка. После нее начинается новое предложение, новая жизнь. Вас и ваших детей. Их осознания важности тоже простить — ведь вы только что попросили.
И наши самые лучшие, самые любящие, самые чистые на свете дети — они простят нас. А их дети — простят их. И череда прощений расчистит — я верю — путь друг к другу. Самый сложный и важный путь.
Все выпуски программы Частное мнение
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема








