Наши собеседники — настоятельница Федоровского монастыря в Переславле-Залесском игумения Даниила, руководитель проекта «Миссия — врач» послушница Наталья и руководитель монастырской службы по связям с общественностью Рустам Ямолдинов.
Мы говорили об истории древнего Федоровского монастыря, о его современной жизни, о том, как и с какой целью возникла служба по связям с общественностью, а также о том, что связывает монастырь с именем святителя-Луки (Война-Ясенецкого). Разговор шел о социальном проекте «Миссия — врач», включающем в себя участие детей с ограниченными возможностями в инклюзивном спектакле «Восемь побед Святителя Луки», а также передвижную выставку, посвященную этому святому. Наши собеседники поделились, какая помощь нужна монастырю, и как каждый желающий может приехать и поучаствовать в добром деле на благо обители.
Л. Горская
— Здравствуйте! В эфире программа «Светлый вечер». Мы с Вами находимся в Переславле-Залесском, в стенах древнего Федоровского монастыря. Здесь с нами игуменья Даниила, послушница Наталья — она руководит проектом «Миссия — врач», и Рустам Ямолдинов — он руководитель службы по связям с общественностью Федоровского женского монастыря. Здравствуйте.
Игуменья Даниила
— Здравствуйте.
Послушница Наталья
— Добрый вечер.
Р. Ямолдинов
— Добрый вечер.
Л. Горская
— С Вами здесь еще Лиза Горская. И мы сейчас будем говорить о том, что связывает монастырь с именем святителя Луки. Здесь очень много всего происходит. Потому что буквально недавно монастырю было передано здание земской больницы, где трудился несколько лет святитель Лука Войно-Ясенецкий, тогда еще не будучи епископом. И, кроме того, развивается проект «Миссия — врач». Это спектакли, посвященные памяти святителя Луки...
Игуменья Даниила
— «Восемь побед святителя Луки».
Л. Горская
— ...и выставка... И, в общем, много-много всего интересного и удивительного происходит здесь. И, оказывается, нам с Вами, чтобы почтить память великого русского святого, святителя Луки Войно-Ясенецкого, совершенно не обязательно ехать в Крым, или в Красноярск, или в Ташкент — можно просто приехать в Переславль-Залесский, это два часа дороги от Москвы. Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, что связывает Федоровский монастырь, древний монастырь с именем нашего замечательного святого — святителя-хирурга Луки Войно-Ясенецкого.
Игуменья Даниила
— В Переславле-Залесском есть больница, где трудился будущий святитель Лука. На одном из зданий расположена мемориальная доска, где вот это написано. И мы знали уже несколько лет, что здания пустуют, постепенно разрушаются, и ходили слухи, что здания могут быть отданы под снос для каких-то коммерческих целей. А для нас память святителя Луки очень дорога. В период своей жизни в Переславле-Залесском Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был непосредственно связан с Федоровским монастырем. Он был знаком с игуменьей — матушкой Евгенией, которая тогда возглавляла монастырь, и безвозмездно лечил сестер. То есть это было его предложение, его инициатива.
Л. Горская
— Сколько лет он трудился в местной больнице? Около семи лет, по-моему, да?
Игуменья Даниила
— С 1910-го по 1917-й.
Л. Горская
— И он здесь жил, семья его здесь жила?
Игуменья Даниила
— Да, здесь жил. Но сейчас неизвестно, где находился точно тот дом, где они жили. Ну, он бывал у нас в монастыре. Матушка Евгения бывала у них дома, есть фотография, где запечатлены супруга Валентина Феликсовича с его детьми и с матушкой Евгенией. И мы даже предполагаем, что, возможно, эту фотографию сделал сам Валентин Феликсович, поскольку было известно, что у него было хорошее фотооборудование для медицинских, исследовательских целей. Он занимался фотографией. Конечно, мы очень переживали о том, что вот эти здания, где он работал, мы хотели, чтобы эти здания были сохранены для Церкви как такое мемориальное место, и чтобы там продолжалось, как-то продолжалось дело святителя Луки. Мы просто выступили с инициативой на нашем «круглом столе», который проходил в рамках Федоровского форума в прошлом году. Мы подняли этот вопрос для того, чтобы привлечь внимание общественности. Ну, и когда пошли уже, начались...
Л. Горская
— ...уже более предметно стали обсуждать...
Игуменья Даниила
— ...ну да, стали уже предпринимать какие-то действия для того, чтобы оформить передачу этой территории со зданиями в пользу епархии, владыка Феоктист предложил, поскольку Федоровский монастырь проявляет инициативу, и этим делом, в основном, занимаются сестры Федоровского монастыря, чтобы эта территория была закреплена за монастырем, а не за епархией. Хотя сам проект остается епархиальным. Естественно, владыка возглавляет его, участвует.
Л. Горская
— И с тех прошел год, да?
Игуменья Даниила
— Да, с тех пор прошел год. Ну, в юридическом смысле, с юридической точки зрения, территория оформлена в длительное безвозмездное пользование за монастырем, проводились субботники по уборке территории, проводились молебны на территории, молебны святителю Луки о том, чтобы... о помощи в продолжении этого дела.
Л. Горская
— Там планируется создать хоспис, да?
Игуменья Даниила
— Не хоспис, а там будет комплекс. Планируют создание целого комплекса, который будет включать в себя оперативное отделение, центр по социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Также там планируется центр обучения сестер милосердия, которые будут трудиться в этом оперативном отделении, музей святителя Луки и музей новомучеников и исповедников Переславской земли. Также будет благоустроена территория, будет построен сквер для активного отдыха.
Л. Горская
— Удивительно, что у нас есть еще место, где можно почтить память святителя Луки, и совершенно не обязательно для этого ехать далеко — в Крым, в Красноярск.
Игуменья Даниила
— Ну да. Причем, мало кто знает об этом Переславском периоде в его жизни, и мало кто знает, что сохранились какие-то объекты, связанные с его памятью в Переславле. Потому что, собственно, когда говорят о святителе Луке, вспоминают обычно Крым, Ташкент, ну, может быть, еще Красноярский край, где он был в ссылке, а про Переславль обычно мало кто знает. Здесь святитель Лука начал работу над своим трудом «Очерки гнойной хирургии». И здесь, когда он составлял еще план книги, ему пришла мысль, которая его самого очень удивила, что на обложке этой книги будет стоять имя епископа. Тогда у него еще не было никаких мыслей о том, чтобы связать свою жизнь с Церковью — ну, полностью себя посвятить.
Л. Горская
— Тоже уникальный факт, что в советское время выходит научный труд, и на обложке — имя епископа. Да, нет?
Игуменья Даниила
— Да нет, в советское время не было имени епископа на обложке. Но написал этот труд епископ.
Послушница Наталья
— Когда он закончил этот труд, он уже был епископом.
Игуменья Даниила
— Архиепископом он уже был.
Л. Горская
— Давайте, может быть, вернемся к истории монастыря. Таким образом, получилось, что вот это событие — передача больницы монастырю — открыло новые страницы в истории самого монастыря. Что пришлось создать Службу по связям с общественностью. Проект «Миссия — врач», я думаю, появился примерно тогда же. Вот расскажите, пожалуйста, про это — как изменилась Ваша жизнь, как Вы сюда пришли.
Р. Ямолдинов
— Лучше мне сейчас пояснить, да?
Л. Горская
— Давайте, Рустам, да.
Р. Ямолдинов
— Еще раз добрый вечер! Наверное, все происходит по благословению матушки. И тогда, когда мы задались этими вопросами, ответы стали приходить постепенно сами по себе. И для того, чтобы сообщить о том, что есть такая территория, есть такое удивительное место, где служил выдающийся хирург, врач и святитель, когда мы задаемся этим вопросом, мы поняли, что говорить об этом придется, ну, в разных ипостасях. И одним из первых проектов, который был проведен... Может быть, я сейчас не в периодичности скажу — скорее, здесь важен смысл... В одном из мероприятий, которое проходило на территории, мы также столкнулись с тем, что многие жители города Переславля знают это место, но не знали о том, что здесь родился святитель Лука. Многие просто помнили это место как место, куда приходили лечиться, и так далее. И когда узнавали, что здесь как раз выдающийся врач-хирург святитель Лука... Потому что для многих людей... Все-таки это тоже... Есть люди воцерковленные, есть люди, которые как-то пришли к вере. Но это всех... Каждый стал находить для себя и задаваться вопросом, что это за личность, кто этот человек. Были люди, кто знал и приехал, кстати говоря, из Москвы, было таких очень много, когда узнали об объявлении об этом событии. И тогда мы стали задаваться вопросом о том, что нужно продолжать эту работу и становиться еще ближе к аудитории и рассказывать об этом месте, о служении, о святителе Луке. И появился Большой Переславский Свято-Федоровский форум, на котором в рамках «круглого стола» как раз тоже мы заговорили об этой территории и увидели большую поддержку со стороны общественности и внимание к ней. У нас появилось большое количество друзей среди средств массовой информации, которые стали с радостью брать нашу информацию об этом месте и писать об этом, рассказывать. Вот такая маленькая предыстория к тому, как возникла Служба связей с общественностью Федоровского монастыря. Ну, естественно, попутно мы стали говорить о Федоровском монастыре. В жизни Федоровского монастыря появился со временем сайт Федоровского монастыря, появились социальные сети. Социальные сети Федоровского монастыря в настоящий момент представляют собой больше историю, посвященную именно Свято-Федоровскому историко-культурному форуму — интервью и беседы, и темы, которые у нас проходят в рамках этой конференции. Ну вот если так кратко рассказать немножко предысторию возникновения службы и вот нашей работы.
Послушница Наталья
— Это матушка сейчас смотрит логотипы, варианты логотипов. (Смеется.) А я показываю, что пока еще будем работать над ними.
Л. Горская
— А Вы показываете, что по радио логотипы не видно.
Послушница Наталья
— Да! (Смеется.)
Р. Ямолдинов
— А я не пойму, что за знаки!
Послушница Наталья
— ...что не так! (Смеется.) А можно я расскажу свою версию? (Смеется.)
Л. Горская
— Нужно! Ой, а еще несколько версий?
Послушница Наталья
— Поскольку мы, действительно, получается так, что довольно пространную, обширную деятельность ведем, то часто нам приходится самим себя дисциплинировать, чтобы людям, которые в первый раз... То есть мы уже все знаем, мы уже вот это, это, это, это мероприятие провели, и как бы для нас это самоочевидно. И каждый раз, когда мы пишем релизы, нам приходится как бы самих себя возвращать к тем людям, которые первый раз вообще об этом слышат, для того, чтобы структурно изложить... Ну как бы чтобы люди не запутались и понимали, о чем вообще идет речь.
Л. Горская
— Ну да. Тем более, что история монастыря началась в XIV веке. Да?
Послушница Наталья
— Да.
Л. Горская
— И можно запутаться за столько лет!
Послушница Наталья
— Нет, ну, конечно, Служба по связям с общественностью возникла только в прошлом году, поэтому здесь история чуть менее богатая. (Смеется.) Вот об истории скажем обязательно.
Л. Горская
— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Мы с Вами находимся в Переславле-Залесском, а не в студии радио «Вера», как это привычно, в древнем Федоровском монастыре. Здесь с нами игуменья Даниила, послушница Наталья, которая руководит проектом «Миссия — врач», Рустам Ямолдинов — он руководитель вновь появившейся Службы по связям с общественностью монастыря. Тут есть еще игуменский кот, но он спит. Давайте поговорим про историю.
Послушница Наталья
— Да, собственно, возникновение Службы по связям с общественностью связано с нашим горячим желанием в определенный момент поговорить про историю. А дело было так. С одной стороны, мы знаем о том, что у монастыря имеется обширный архив, довольно богатые материалы, которые находятся в разных архивах России, и далеко не все из этих материалов изучены. Поэтому вокруг истории монастыря сложилось несколько таких вот легенд, которые не соответствуют действительности. И со временем и по случаю мы узнавали одно или другое какое-то... по определенному какому-то случаю прояснялось истинное положение вещей, и оказывалось, что то, как было на самом деле, гораздо интереснее, глубже, и с духовной точки зрения глубже, чем то, как было принято об этом рассказывать или публиковать в буклетах, и так далее. И вот мы, с одной стороны, движимы желанием побольше узнать об истории монастыря, с другой стороны, нам хотелось попробовать (ну, так громко, может быть, сказано) как бы развенчать некоторые мифы и начать доносить до общественности более такие правдоподобные сведения — они же более, на самом деле, интересные и разнообразные. И мы собрали «круглый стол» «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». Этот «круглый стол» состоялся 19 марта прошлого года. И, собственно, на этом «круглом столе» как раз впервые был поднят вопрос о том, что же нам делать с территорией бывшей земской больницы. И примерно в это же время мы как раз столкнулись с массой вопросов о том, а как же нам... Вот хорошо: мы тут собрались в количестве 40 человек, поговорили о том, как на самом деле было, о что летописи подтверждают, а что они не подтверждают. А как же об этом узнают все остальные люди, которым мы хотим это донести? Или как о территории святителя Луки узнают те люди, для которых это все и делается? Потому что нам важно, чтобы память о святителе жила и она была живой. То есть она была бы живой и в тех делах, которые мы делаем, и для тех людей, для которых это делается. И тогда, собственно, у нас и... Ну, вот Рустам совершенно правильно сказал, что все складывалось как-то вот само собой, что ли, да? То есть не было изначальной идеи: «Вот давайте-ка мы такую создадим службу, а давайте-ка мы обновим наш сайт, а давайте-ка мы сделаем то или другое!», то есть это как-то все...
Л. Горская
— Это матушка сказала — что все само собой складывалось.
Послушница Наталья
— Ну, это я... Я не буду отбиваться... (Смеется.)
Л. Горская
— Все естественно, слава Богу!
Послушница Наталья
— Да. И вот то первое из мероприятий, которое было непосредственно посвящено территории бывшей земской больницы, это был субботник в сентябре прошлого года, тоже 19-го, и об этом субботнике тоже мы как-то договорились на «круглом столе». А тогда еще никто... не было решено, что Федоровский монастырь возьмет на свое попечение эту территорию. Просто нам было не все равно, просто мы были обеспокоены тем, что все это приходит в упадок, разрушается. И на тот момент — ну что мы можем сделать? «Ну давайте хотя бы траву покосим, которая там выше головы выросла. Давайте хотя бы сушняк вырубим — ну хоть что-то начнем там делать». Вот мы что-то начали, и как-то вот в итоге это чуть более чем через полгода выросло в то, что Федоровский монастырь взял в долгосрочное пользование эту территорию. Вот этот субботник показал, что некоторые люди пришли просто принять участие в благоустройстве города, но при этом не знали, кто такой святитель Лука. И вот как раз мы с удивлением обнаружили, что переславцы, даже те, которые пришли специально прибраться на территории... Акция называлась «Благодарим святителя Луку», и некоторые люди, не зная, кто это такой, — спаси их Господи, они пришли, откликнулись. Но вот — да, это для нас было откровение. И тогда возникла идея сделать первый просветительский проект, еще не имея музея. То есть да, мы задумали, что вот здесь мы сделаем музей, здесь у нас будет такой музей, здесь вот эдакий музей, здесь у нас будет, наверное, какое-то вот больничное служение. Тогда еще было непонятно, какое, но довольно скоро владыка Феоктист нас познакомил с Алексеем Юрьевичем Заровым, главврачом больницы Святителя Алексия. И при том, что у нас, в общем-то, не было и по-прежнему, практически, нет никаких на это свободных средств, и тогда мы решились на это, и сейчас мы это продолжаем делать. И вот мы тогда поняли, что просветительскую деятельность нужно начинать уже сейчас. Тогда мы придумали передвижную выставку. И как раз в это время мы познакомились тоже с еще одним замечательным человеком, который нас поддерживал и поддерживает, это Александр Викторович Савин, исполнительный директор Фонда развития ПСТГУ. Собственно, наша дерзновенная попытка обратиться за помощью в Фонд президентских грантов связана с тем семинаром, который он у нас провел. Мы поняли, что да, можно попробовать, и да, мы это попробовали. И вот, милостью Божьей, стали одним из тех проектов... Вот проект «Миссия — врач», о котором мы начали сейчас говорить, в который как раз войдет передвижная выставка и спектакль с участием детей с отставанием в развитии, вот этот проект получил поддержку Фонда президентских грантов, второго конкурса. И вот таким образом, не имея, по сути, какого-то отремонтированного, отреставрированного помещения и какой-то благоустроенной территории, мы уже начинаем деятельность Центра наследия святителя Луки.
Л. Горская
— Попрошу еще раз напомнить, в какие годы здесь трудился святитель Лука.
Игуменья Даниила
— Он приехал... выиграл конкурс на замещение должности главврача-хирурга Переславской земской больницы в 1910 году, и в конце 1916-го он стал хлопотать о переводе в другое место, более теплое, и в начале 1917-го, в самом начале 1917-го, семья переехала в Ташкент.
Л. Горская
— То есть это связано с болезнью его жены, да?
Игуменья Даниила
— Да, это связано с болезнью Анны Васильевны Войно-Ясенецкой.
Л. Горская
— Какой объем работы был у него здесь? Я читала, что к этой больнице было приписано около 114 тысяч человек — было в округе, в уезде, и они, каждый из них мог обратиться в больницу. Это так? То есть если это так, то это же колоссальный объем работы для земского врача!
Р. Ямолдинов
— Я немножко тогда... Есть великолепная книга Екатерины Игоревны Каликинской... Кстати, Екатерина Игоревна Каликинская является нашим...
Послушница Наталья
— ...директором будущего музея. Директор уже сейчас — будущего музея.
Р. Ямолдинов
— Выставка «Победы святителя Луки», которую мы будем делать, она как раз...
Послушница Наталья
— Простите, можно, я уточню? Выставка называется «Дороги святителя Луки», а «Восемь побед святителя Луки» — это название спектакля, который будет ставиться.
Л. Горская
— Действительно, огромный объем!
Р. Ямолдинов
— Да. Но мы уже начали активную работу. Вот как раз сестра Наталья рассказала, что «Миссия — врач» — это выставка, а это — спектакль. И вот Екатерина Игоревна, которая написала книгу, посвященную святителю Луке, как раз в ней она очень подробно описывает жизнь святителя здесь, в период этой своей жизни в Переславле-Залесском. Я, конечно, цифр сейчас всех не вспомню, но Вы абсолютно правы, что врач, который сюда приехал, Войно-Ясенецкий взял на себя огромный труд не только обслуживать город как земский врач, он взял на себя и... Это очень подробно описано в книге, и, конечно, можно попытаться себе представить, как это было сложно, трудно и порой, мне кажется, даже невозможно, потому что территорию Переславской слободы, как она правильно называлась, вот эту территорию...
Послушница Наталья
— Переславского уезда.
Р. Ямолдинов
— ...Переславского уезда, земский врач должен был объезжать регулярно. Там даже написано в книге — по-моему, несколько раз в неделю он должен был посещать как раз территорию. То есть она очень большая. Количество операций... Операции делались, получается... не узкоспециализированные были, как сейчас в больницах — они носили широкий профиль. И владыка в этом очень преуспел.
Послушница Наталья
— Не операции носили широкий профиль, а одному и тому же человеку один и тот же врач, специалист, должен был быть хирургом широкого профиля. Не как сейчас — есть отдельные хирурги-офтальмологи или нейрохирурги, а тогда получалось, что хирург должен был уметь делать все и стараться успешно делать все.
Р. Ямолдинов
— Правильнее обо всем прочитать. Написано как раз... Именно вот эта биографическая точность — она указана Екатериной Игоревной в книге. Меня, скорее, восхищают как раз... И, наверное, читатель, который с этим познакомится и который никогда об этом не слышал, и который еще не знаком со святителем Лукой, может познакомиться с его деятельностью как выдающегося хирурга. И вот это, например, для меня открылся как раз святитель Лука, мое знакомство с ним началось именно как с врачом. Потому что тот масштаб, тот труд, та работа, которая была проделана... Потому что работой это тоже не назовешь, потому что он приходил домой, и его снова ждали больные.
Послушница Наталья
— На своем тарантасе приезжал (он ехал в уезд), а там очередь дома.
Игуменья Даниила
— Да. Жена делала записи буквально...
Р. Ямолдинов
— Его график был, получается, таким всю его жизнь, и он жил этой работой. И для него спасение... Вот здесь тоже очень важно, наверное, сказать (я не смогу сказать об этом как биографы, безусловно): любовь к человеку, любовь к спасению человека, помощь ему — вот этому был предан святитель Лука абсолютно беззаветно (может быть, я сейчас неправильное слово подберу)...
Послушница Наталья
— Без остатка, да.
Р. Ямолдинов
— И это абсолютно такой бескомпромиссный, без остатка бескомпромиссный подход. И это не может не восхищать. И, наверное, когда... И желание об этом сообщить, об этом рассказать стало настолько сильным — вот для меня, в частности, — что, естественно, я начинаю искать вместе... С матушкиного благословения, на наших внутренних совещаниях мы искали пути, как об этом правильно рассказывать. Вот как говорить о научных трудах? Что такое региональная анестезия?
Игуменья Даниила
— Регионарная.
Р. Ямолдинов
— Регионарная. Вот видите, я даже ошибся сейчас. Немножко волнуюсь, ошибся с термином. А что это такое? — возникает вопрос. И вот так возникали... Мы немножко заговорили о книге...
Л. Горская
— О святителе Луке в принципе достаточно сложно говорить, потому что настолько объемная историческая фигура. То есть можно говорить о его медицинских и научных достижениях, которые... До сих пор во всем мире «Очерки гнойной хирургии» используют врачи. И то, что он сделал, — по сути, благодаря ему эта отрасль хирургии стала отдельной. А до этого инфекционная, гнойная хирургия не была отдельной. То есть больные лежали вперемешку. И это правда был прорыв для медицины. Как святитель, как епископ — бескомпромиссный. Его бескомпромиссность проявлялась и в этом, и у него висела икона в операционной, и советские власти это терпели, и не только это. Это же очень важно.
Послушница Наталья
— А можно вот немножко добавить? Собственно, скажем так, наша задумка проекта «Миссия — врач» — в ее основу легло наше, скажем так, преклонение, удивление перед теми выборами, которые делал святитель. Ведь основная аудитория этого проекта — это молодые люди, молодежь, школьники. И вот мы когда сели, мы думаем: хорошо, вот мы хотим рассказывать о святителе, мы хотим создать музей, мы хотим... и т.д. А что конкретно мы хотим сказать, что конкретно мы хотим донести до молодого поколения? «Молодое поколение» — может быть, слишком общая фраза, но вот до каждого конкретного молодого человека, который с этим сталкивается. Что конкретно мы хотим чтобы было? И мы, обсуждая это, поняли, что нас, в первую очередь, поражает то, насколько на каждом этапе, каком-то знаковом этапе своей жизни, начиная с самой ранней юности, святитель осознанно делал выбор в пользу служения людям. Ведь вот смотрите: он был талантливейшим художником, и он закончил Киевскую художественную школу и собирался поступать в Художественную Академию. И он не очень любил естественные науки, потому что... мы об этом знаем — что когда он все-таки принял окончательно... Он больше года принимал решение о своем дальнейшем пути, но когда он принял окончательное решение в пользу медицины, его не приняли в Киевский университет, потому что у него была недостаточная подготовка по естественным наукам, если я не ошибаюсь, по химии. То есть вот такие профильные, профилирующие предметы... И, тем не менее, он за это взялся, он наверстал... не просто наверстал, а он стал одним из гениальнейших просто хирургов. Как он потом сказал, «я стал художником в хирургии». Он действительно был художником в высоком смысле, с большой буквы. Это вот первый выбор. Потом — следующий выбор, когда... Ну мы по таким крупным вехам пошли... Следующий выбор — когда после университета ему прочили блестящую научную карьеру, и он выбирает, осознанно опять, служение земским врачом. Вот эти все тарантасы тряские, вот эти все бессонные ночи, вот эти все тысячи пациентов, которые проходят через его руки, вот эти — я сейчас тоже цифру не буду — скажем, десятки операций за день, десятки приемов...
Л. Горская
— При этом, как говорил Рустам, это были настолько разные операции, что могла быть и ампутация конечности, и аппендицит, и флюс, и все, что угодно.
Послушница Наталья
— Да. Он блестящим глазным был врачом. Причем, от его таланта художника в хирургию перешло то, что его точная рука и точный глазомер позволяли ему в те времена делать такие вот точные глазные операции, которые сейчас делаются с помощью лазера — хрусталик оперировать и так далее. И вот мы поняли, что и в выставке «Дороги святителя Луки», и в спектакле «Восемь побед святителя Луки» мы хотим... И как бы мы и сами этому хотим научиться от святителя, и мы хотим показать и рассказать нашей аудитории о том, что вообще вот так возможно. Возможно делать выбор не в пользу личных каких-то вот удовольствий, не в пользу...
Игуменья Даниила
— ...карьеры...
Послушница Наталья
— ...карьеры, да, правильно матушка подсказывает.
Л. Горская
— И при этом стать величайшей личностью и сделать, по сути, величайшую карьеру. Ну вот если таким светским языком говорить, карьера святителя Луки — она состоялась. Он достиг самых больших высот.
Послушница Наталья
— Да, он прославлен, он святой.
Л. Горская
— Да. Он святой, и как хирург он авторитетный хирург, совершенно неоспоримый авторитет.
Послушница Наталья
— Да. Но вот, Вы знаете...
Л. Горская
— Но думал он не об этом.
Послушница Наталья
— Вот! Вот я об этом и хотела сказать — что он не просто думал не об этом, он жил совершенно в реальности тяжелейшего труда, в реальности огромнейших лишений. Ведь он... Опять, еще следующий парадокс. То есть у нас, получается, и выставка, и спектакль посвящены определенным парадоксам. Следующий парадокс: 20-е годы, когда только за то, что ты носишь рясу и крест, ты можешь быть схвачен и расстрелян. Там вот даже были эти первые годы после революции — полного такого раздрая, когда... Ну вот, пожалуйста, у нас переславский священномученик Константин Снитиновский — его просто группа, отряд красноармейцев вытащили из церкви и просто где-то по дороге расстреляли и подбросили под утро тело к порогу его дома. Так что да, это все было возможно. И вот в это самое время святитель принимает священнический сан. Будучи блестящим хирургом, который мог лечить вождей, мог власть имущих лечить, он принимает священнический сан, и все... Такое ощущение, что он... Вот каждый свой шаг — он шел на крест. Вот там, где был выбор — идти на крест или идти не на крест, вот он тут же выбирает — идти на крест. Естественно, знаем из истории — потом это несколько ссылок, это аресты, это тяжелейшие допросы. Он объявлял голодовку в знак протеста против того, что происходит. То есть это тяжелейшие страдания. То есть он ведь не думал в тот момент, что «вот, я буду святой, я буду прославлен». Поэтому — да, нам, скорее, вот это интереснее понять, важнее понять, как-то попытаться хотя бы чуть-чуть прожить и предложить нашей аудитории тоже вместе с нами как-то вот прожить эту историю, поразмыслить над ней.
Л. Горская
— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Оставайтесь с нами, мы вернемся буквально через минуту.
«Светлый вечер» в эфире радио «Вера». С Вами Лиза Горская. Мы находимся в Переславле-Залесском, в древнем Федоровском монастыре. С нами игуменья Даниила, послушница Наталья — руководитель проекта «Миссия — врач», Рустам Ямолдинов — руководитель Службы по связям с общественностью монастыря. Мы говорим про то, что связывает сейчас древний монастырь с именем святителя Луки. Здесь неподалеку восстанавливается земская больница, где святитель подвизался около семи лет. И я хотела спросить матушку: может быть, Вы расскажете про монастырь? Что еще есть в монастыре, какие еще послушания, какие еще виды деятельности? Потому что везде настолько по-своему, в каждом монастыре настолько своеобразная атмосфера и уклад, и послушание — совершенно разные. Где-то ферма, где-то огород, где-то издательство, где-то иконопись. Вот что у Вас?
Игуменья Даниила
— У нас самое обычное послушание, которое... Каждый день у нас служба, каждый день служится литургия, вечерняя служба, монашеское правило. А между службами — ну, обычные монастырские послушания. Это кухня, послушание в храме, послушание церковницы, напарницы, просфорня. У нас есть небольшое хозяйство — коровки (у нас сейчас две коровы), курочки. Занимаемся переработкой молока — ну, в основном для своих нужд. Летом — небольшой огород здесь, в пределах монастыря.
Л. Горская
— Для своих же нужд?
Игуменья Даниила
— Ну да, для себя. Но не скажу, что мы... В чем-то мы почти полностью себя обеспечиваем, но не всегда. Ну, полностью обеспечиваем молочными продуктами. Ну, и овощи — не всегда бывает достаточно того, что мы собираем, так, на целый год. (Смеется.)
Л. Горская
— Последние четыре года — совершенно непредсказуемый аграрный результат. Такая погода...
Игуменья Даниила
— Ну, в прошлом году у нас был хороший урожай. Некоторых овощей хватило на год.
Л. Горская
— Слава Богу. Откуда Вам удалось взять вот этот ресурс, чтобы заниматься еще больницей? Матушка улыбается: «Господь послал!» (Смеется.) Наталью и Рустама...
Игуменья Даниила
— Нет, есть люди, которые...
Л. Горская
— ...вам помогают?
Игуменья Даниила
— ...которые помогают, да. Которые занимаются этой темой, помогают. Потому что сестер, конечно, у нас мало. Большие социальные работы, но у нас всего около 25 человек. Из них есть и пожилые...
Л. Горская
— Ну, мало ли... Совсем небольшой получается монастырь.
Игуменья Даниила
— Да, учитывая, что до закрытия в 1923 году было более 400 сестер в монастыре. Нас сейчас пока немного.
Л. Горская
— Вы ждете еще?
Игуменья Даниила
— Ну, понемножку сестры прибавляются, но небыстро, и мы не думаем, что у нас будет большой монастырь. (Смеется.)
Л. Горская
— Сейчас много монастырей...
Игуменья Даниила
— Дело не в том, что... Не такой духовный уровень сейчас у современного...
Л. Горская
— ...общества?
Игуменья Даниила
— ...общества, да, чтобы монастыри были многочисленными. Есть известные монастыри, где много сестер, — Дивеево, Оптина Пустынь, Ново-Тихвинский монастырь...
Л. Горская
— А Токский?
Игуменья Даниила
— Токский тоже довольно большой.
Л. Горская
— А Вы принимаете трудников, насельников? Ну хотя бы летом, когда, ну как бы вот...
Игуменья Даниила
— Принимаем. К нам приезжают многие трудиться. Сейчас у нас живет несколько человек, которые приехали в середине Великого Поста — и до сих пор, попали на карантин, и живут до сих пор. (Смеется.)
Л. Горская
— И привыкли! (Смеется.)
Игуменья Даниила
— Некоторые недавно уехали...
Л. Горская
— Благодатный карантин! Как бы — оставались уже! Зачем уехали! А так, если кто-то захочет приехать, потрудиться, у Вас есть сайт, где информация, координаты, с кем связаться, и Вы ждете трудников?
Игуменья Даниила
— Да, мы принимаем.
Л. Горская
— И несмотря на это на все, монастырь нашел возможности, и Вы не побоялись взяться за этот проект восстановления земской больницы, где трудился святитель Лука?
Послушница Наталья
— Благословите, матушка, про ресурсы расскажу. Ну, тут как бы знаем, что есть несколько видов ресурсов. И сейчас пока, собственно, наш ресурс — это святитель Лука, его молитвы об этом деле, по всей видимости. Потому что сейчас пока то, что происходит... Да, мы, конечно, какие-то усилия прилагаем, но вот все время нас не покидает ощущение, что все как-то происходит помимо нас. Правда, матушка? Какие-то вещи, которые... скажем так: ну маловероятно, чтобы это произошло, и, тем не менее, это происходит. Что касается привычного понимания ресурса (когда он финансовый и так далее) — увы, у нас нет этих каких-то свободных средств, а особенно сейчас после прошедшего периода вот этого карантина.
Л. Горская
— Не до конца уверена, что он прошел...
Послушница Наталья
— Ну, в общем, да, он еще не прошел, еще не известно, что впереди ждет. Но, во всяком случае, апрель и май — были вот такие непростые в плане пожертвований, в таком материальном смысле. Но, слава Богу, монахам полезно. А вот, к сожалению, зданиям разрушающимся это не очень полезно — когда они стоят с протекающими крышами и когда они нуждаются в ремонте и в отоплении, и все прочее. Опять: сейчас как-то вот мы поставили в храме ящик по сбору средств, и Господь посылает денежки. Ну, естественно, их сейчас пока только-только хватает на текущее какое-то поддержание жизни. Поэтому — да, конечно, мы будем признательны всем, кто проявит заинтересованность, как в плане и волонтерской какой-то деятельности и помощи, и, может быть, у кого-то появится желание помочь финансово... Потому что есть очень четкий, на наш взгляд, интересный план того, как эта территория может развиваться и что на ней может происходить. С точки зрения духовной, атмосферной, что ли, мы взяли за основу идею о том, что это то место, где память святителя Луки, вот это наследие святителя Луки, о котором мы говорим, продолжает жить и развиваться в тех делах, которые на этой территории происходят. То есть это не мертвый какой-то вот... Музеи бывают очень разные, есть очень интересные. Но у нас все равно... Ну, скажем так, со словом «музей» иногда ассоциируется некая такая выставка экспонатов мертвая. Мы и музей таким делать не хотим — мы его хотим сделать интерактивным, и с интерактивными программами, но и вообще всю территорию мы хотим оживить. И сейчас уже это тоже — опять помимо нас — само собой как-то происходит. Потому что сейчас уже тоже подписан договор с московской Больницей Святителя Алексия на открытие паллиативного отделения на 10 коек на этой территории. Выбрано одно из наиболее таких пригодных для этого зданий, которое менее других нуждается в капитальном ремонте — там, скорее, такой косметический ремонт будет проведен, будет оборудовано оно. И мы очень надеемся, что в ближайшее время паллиативное отделение будет открыто. И вот здесь как раз мы очень ждем всех, кто готов послужить ближнему трудами сестер милосердия, сестер по уходу. Мы надеемся, что совсем скоро мы сможем открыть учебный центр при участии Больницы Святителя Алексия — учебный центр для сестер милосердия. И это все очень такая новая деятельность для Переславля. У нас есть большие опасения, что Переславль, как город очень большой, может не...
Л. Горская
— Ну, тут не от количества людей зависит.
Послушница Наталья
— Ну, понимаете, когда у нас есть конкретное количество пациентов, то количество сестер по уходу имеет значение.
Л. Горская
— Нет, я имею в виду, что качество.
Послушница Наталья
— Да, я Вашу мысль поняла — что здесь, в первую очередь, важна мотивация, с которой эти люди придут, и которая в них будет воспитана, что ли, как-то, взращена, возрощена в учебном центре, безусловно. И это, конечно, в первую очередь, мотивация послужить ближнему. Но количество важно, потому что если десять пациентов, и они лежачие, они тяжелые, то нужно порядка хотя бы пяти-шести (это, наверное, минимум) сестер по уходу. Потому что ведь они должны друг друга менять, они должны быть эффективны, как сейчас принято говорить.
Л. Горская
— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Мы с Вами находимся в Переславле-Залесском, в Федоровском монастыре, и говорим о святителе Луке. Я хотела спросить... Вот Вы говорили про проект «Миссия — врач», спектакль... Это все когда? Когда это все планируется? Что там сейчас, на месте этой больницы, которую Вы восстанавливаете? Что Вы прошли за год, что Вы планируете сделать в ближайшее время, в обозримом будущем? И, может быть, сейчас в чем-то из этих Ваших непосредственно сегодняшних дел Вам нужна какая-то помощь? И, может быть, как это часто бывает, нас слушает кто-то, кто может помочь?
Послушница Наталья
— Что касается проекта, когда он начнется? Он, собственно, начался с 3 августа. Я бы еще раз хотела напомнить о том, что проект «Миссия — врач» поддержан Фондом президентских грантов, а это значит, что, собственно, бюджет на год у этого конкретно проекта есть. И я бы здесь еще раз уточнила, что проект «Миссия — врач» — это не то же самое, что проект развития земской больницы. То есть проект «Миссия — врач» — это просветительский проект, куда входят передвижная выставка «Дороги святителя Луки» и спектакль «Восемь побед святителя Луки». Все это мы планируем показывать по медицинским центрам, по тоже паллиативным отделениям в течение года. И здесь мы надеемся, что эпидемиологическая обстановка нам позволит сделать очно это, хотя у нас запланирован и онлайн-проект.
Игуменья Даниила
— Хочу добавить, что это будет инклюзивный спектакль с участием детей с ограниченными возможностями, с которыми мы уже поддерживаем...
Л. Горская
— Это дом ребенка?
Послушница Наталья
— У нас есть волонтеры. Нет, это группа волонтеров под руководством Светланы Александровны Старостиной в Переславле.
Игуменья Даниила
— Да, и мы с ними поддерживаем отношения. Они, эти дети, у нас выступали на святках в монастыре, тоже показывали несколько маленьких спектаклей.
Послушница Наталья
— Да, и мы немножко еще с ними...
Игуменья Даниила
— И это как бы начало нашей работы по открытию центра реабилитации людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей. Это тоже планируется на территории больницы.
Послушница Наталья
— То есть вот в этом проекте «Миссия — врач», который 3 августа начался и закончится 31 августа 2021 года (но мы надеемся, что он и дальше продлится, но вот та часть, которая сейчас поддержана Фондом президентских грантов, она вот до августа следующего года), заложены такие зернышки начала всех тех направлений, которые мы собираемся развивать потом на территории земской больницы. То есть это центр социальной реабилитации, это паллиативное отделение, это музей и поэтому выставка. Это вот о проекте «Миссия — врач». И если говорить о насущных нуждах именно этого проекта, то вот, наверное, мы бы пригласили и призвали в наши ряды добровольцев — тех, кто хочет так или иначе послужить ближним. Нам нужны люди, которые могут помогать в больнице, в паллиативном отделении, люди, которые могут принять участие в благоустройстве территории — пусть даже на один день приехать и что-то помочь. Мы будем организовывать так называемые субботники и будем рады видеть людей.
Л. Горская
— Информация будет на сайте Федоровского монастыря, да?
Послушница Наталья
— Обязательно, да. И сейчас вот, когда я Рустаму передам слово, он расскажет, на каких ресурсах будет информация об этом.
Л. Горская
— И, соответственно, если кто-то откликнется, можно будет на сайте или там, где скажет Рустам, найти информацию и приехать, и есть, где остановиться?..
Послушница Наталья
— Да, конечно, конечно, мы найдем, где разместить волонтеров. И еще, может быть, кто-то заинтересуется — может быть, кто-то из действующих экскурсоводов, людей, которые интересуются историей и, может быть, учителя-историки, преподаватели... Нужны люди, которые готовы были бы проводить выставочные программы в тех городах, куда мы можем приехать, — Москва, Ярославль, города Московской области. Естественно, у нас есть экскурсоводы, но будет интересно, если в этих городах тоже появятся люди, которые смогут по нашей выставке работать.
Р. Ямолдинов
— Со своей стороны, немножко добавлю. У нас вся актуальная информация, безусловно, будет находиться и уже сейчас находится на сайте. У нас на сайте Федоровского монастыря есть раздел, посвященный Центру святителя Луки. Но у нас задача сейчас стоит очень большая, многогранная, поэтому в ближайшее время, я надеюсь, многие наши партнеры, которые будут как раз содействовать популяризации нашего проекта «Миссия — врач», как раз в разных городах, куда мы будем приезжать с выставками, куда мы будем приезжать со спектаклями, они также будут, со своей стороны... Просто мы уже получаем потихонечку подтверждения нашего сотрудничества. Они будут освещать, каждый в своем регионе, эти события. Потому что в разных городах у нас может выставка не всегда проходить, скажем, в полном объеме. Ну, вначале — не в полном объеме, какие-то могут быть... она может быть подразделена на какие-то циклы, которые будут интересны школам или той аудитории, которой будет там доступна возможность посетить эти мероприятия. И, таким образом, сеть друзей, партнеров нашего проекта позволит многим и многим отслеживать и сам проект «Миссия — врач», и то, что происходит у нас на территории святителя Луки. Потому что мы будем стараться, конечно, в каждом новом анонсе, новости сообщать о том, как изменились у нас... кто у нас, какой у нас новый партнер появился, какие у нас изменения проходят на нашей территории. Вот в этой связи мы тоже будем открывать — уже вот сейчас в тестовом режиме — YouTube-канал, в котором тоже будут сюжеты с мест событий.
Послушница Наталья
— Наверное, нужно нам сказать адрес сайта, да?
Л. Горская
— Да, это было бы хорошо.
Р. Ямолдинов
— http://feodor-monastyr.ru. И это, скажем так, доменное имя. Или найти нас можно очень просто, написав в любой поисковой системе «Федоровский монастырь», «Федоровский женский монастырь», и любая система покажет путь для того, чтобы нас было легко найти.
Л. Горская
— К сожалению, закончилось время нашей программы, но, я чувствую, нам с Вами придется еще встречаться, и не раз, и, как минимум, в сентябре, после того, как пройдет Ваш ежегодный форум.
Игуменья Даниила
— Свято-Федоровский историко-культурный форум, Переславский.
Л. Горская
— Да, это очень интересно. Мы об этом поговорим. Сейчас мы прощаемся с нашими радиослушателями. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». Ее для Вас провела Лиза Горская. Мы были в Переславле-Залесском, в Федоровском женском монастыре с игуменьей Даниилой, с послушницей Натальей и Рустамом Ямолдиновым. Всего доброго!
Р. Ямолдинов
— Всего доброго! Спасибо большое!
Игуменья Даниила
— До свиданья!
Послушница Наталья
— Всего доброго!
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России