Чтобы нам воспринимать святых разных веков как своих друзей, важно помнить, что это были реальные люди, которые общались со своими современниками, стремились к высоким целям, любили, страдали…
Сегодня мы говорим о святом пророке Моисее и поэме Альфреда де Виньи «Моисей».
Святой пророк Моисей воспитывался во дворце египетского фараона, но с детских лет скорбел о рабской доле своего еврейского народа в Египте Однажды Моисей увидел, как бесчеловечно египетский надсмотрщик обращается с евреями-рабами, убил надсмотрщика, после чего бежал в пустыню.
Когда Бог открыл Моисею его предназначение – освободить еврейский народ из египетского рабства – и наделил даром чудотворения, Моисей вернулся в Египет и вскоре повёл свой народ на поиски Земли Обетованной.
Сорок лет водил пророк Моисей еврейский народ по пустыне. Столетним мудрым старцем, уставшим от бесконечных странствий и ответственности за свой богоизбранный народ, предстаёт перед нами пророк Моисей в поэме французского поэта начала 19 века Альфреда де Виньи.
Моисей поднимается на гору, чтобы говорить с Богом.
Альфред де Виньи:
Он Богу говорил: «Ужели снова в путь?
Ужели не умру и я когда-нибудь?
Увы, я одинок и быть устал всесильным.
Позволь и мне, Господь, забыться сном могильным.
Скажи, за что Твоим избранником я стал?
Израиль я привёл, куда Ты пожелал.
Коснулся он стопой земли обетованной.
Так пусть другой блюдёт завет, тобою данный,
Скрижаль и медный жезл из рук моих возьмёт
И, как коня уздой, смиряет Твой народ».
Поэт Альфред де Виньи, современник Пушкина, был признанным мастером небольшой поэмы с эпическим содержанием. Как замечательно сказал о Виньи один из современных ему критиков, Эмиль Дешан, «он сумел быть возвышенным, не будучи длинным». Особенно хорошо это видно на примере написанной в 1820 году поэмы «Моисей», которая принесла автору широкую известность.
Поэт испытывает чувство глубокого сострадания к своему герою, столетнему Моисею, и заставляет других задуматься об одиночестве ветхозаветного пророка. Могущественный и мудрый Моисей внушает евреям, которых он вывел из египетского рабства, почтительный страх.
Все свои жалобы пророк Моисей высказывает своему единственному и лучшему другу – Богу
В одном из писем в 1838 году Виньи пишет об одиночестве пророка Моисея.
Об этом же говорится и в его поэме «Моисей».
Альфред де Виньи:
Звучнее голос мой, чем моря грохотанье.
Моим стопам давно не страшны расстоянья.
Потоки пред мной – и те отходят вспять.
Когда ж к Израилю Ты хочешь речь держать
И языком моим глаголет дух Твой гневный,
Тогда земля дрожит, мрачится свет полдневный…
Но, ангелов Твоих величием затмив,
Не стал былой пастух от этого счастлив.
Я стар и одинок, хоть прожил жизнь всесильным.
Позволь и мне, Господь, забыться сном могильным.
В финале поэмы Альфреда де Виньи Господь услышал просьбу пророка Моисея. По преданию, святой пророк и боговидец Моисей умер в стране Моавитской, на востоке от Мёртвого моря.
Как говорится в Ветхом Завете, «никто не знает места погребения его даже до сего дня». Эта великая, до сих пор неразгаданная тайна нашла свое отражение и в поэме Виньи «Моисей».
Альфред де Виньи:
«Внизу Израиль ждал и Богу славу пел,
Но обратить лицо к горе никто не смел,
А если все ж дерзал смельчак поднять зеницы,
Гремел из тучи гром, сверкали в ней зарницы,
Слепила молния греховные глаза,
И пригибала вновь толпу к земле гроза.
Потом с горы слетел покров её туманный,
Но Моисей исчез… К земле обетованной
Народ повел НавИн, угрюм и одинок:
Теперь Господь его избранником нарёк.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер