Чтобы нам воспринимать святых разных веков как своих друзей, важно помнить, что это были реальные люди, которые общались со своими современниками, стремились к высоким целям, любили, страдали…
Сегодня мы говорим о святом пророке Моисее и поэме Альфреда де Виньи «Моисей».
Святой пророк Моисей воспитывался во дворце египетского фараона, но с детских лет скорбел о рабской доле своего еврейского народа в Египте Однажды Моисей увидел, как бесчеловечно египетский надсмотрщик обращается с евреями-рабами, убил надсмотрщика, после чего бежал в пустыню.
Когда Бог открыл Моисею его предназначение – освободить еврейский народ из египетского рабства – и наделил даром чудотворения, Моисей вернулся в Египет и вскоре повёл свой народ на поиски Земли Обетованной.
Сорок лет водил пророк Моисей еврейский народ по пустыне. Столетним мудрым старцем, уставшим от бесконечных странствий и ответственности за свой богоизбранный народ, предстаёт перед нами пророк Моисей в поэме французского поэта начала 19 века Альфреда де Виньи.
Моисей поднимается на гору, чтобы говорить с Богом.
Альфред де Виньи:
Он Богу говорил: «Ужели снова в путь?
Ужели не умру и я когда-нибудь?
Увы, я одинок и быть устал всесильным.
Позволь и мне, Господь, забыться сном могильным.
Скажи, за что Твоим избранником я стал?
Израиль я привёл, куда Ты пожелал.
Коснулся он стопой земли обетованной.
Так пусть другой блюдёт завет, тобою данный,
Скрижаль и медный жезл из рук моих возьмёт
И, как коня уздой, смиряет Твой народ».
Поэт Альфред де Виньи, современник Пушкина, был признанным мастером небольшой поэмы с эпическим содержанием. Как замечательно сказал о Виньи один из современных ему критиков, Эмиль Дешан, «он сумел быть возвышенным, не будучи длинным». Особенно хорошо это видно на примере написанной в 1820 году поэмы «Моисей», которая принесла автору широкую известность.
Поэт испытывает чувство глубокого сострадания к своему герою, столетнему Моисею, и заставляет других задуматься об одиночестве ветхозаветного пророка. Могущественный и мудрый Моисей внушает евреям, которых он вывел из египетского рабства, почтительный страх.
Все свои жалобы пророк Моисей высказывает своему единственному и лучшему другу – Богу
В одном из писем в 1838 году Виньи пишет об одиночестве пророка Моисея.
Об этом же говорится и в его поэме «Моисей».
Альфред де Виньи:
Звучнее голос мой, чем моря грохотанье.
Моим стопам давно не страшны расстоянья.
Потоки пред мной – и те отходят вспять.
Когда ж к Израилю Ты хочешь речь держать
И языком моим глаголет дух Твой гневный,
Тогда земля дрожит, мрачится свет полдневный…
Но, ангелов Твоих величием затмив,
Не стал былой пастух от этого счастлив.
Я стар и одинок, хоть прожил жизнь всесильным.
Позволь и мне, Господь, забыться сном могильным.
В финале поэмы Альфреда де Виньи Господь услышал просьбу пророка Моисея. По преданию, святой пророк и боговидец Моисей умер в стране Моавитской, на востоке от Мёртвого моря.
Как говорится в Ветхом Завете, «никто не знает места погребения его даже до сего дня». Эта великая, до сих пор неразгаданная тайна нашла свое отражение и в поэме Виньи «Моисей».
Альфред де Виньи:
«Внизу Израиль ждал и Богу славу пел,
Но обратить лицо к горе никто не смел,
А если все ж дерзал смельчак поднять зеницы,
Гремел из тучи гром, сверкали в ней зарницы,
Слепила молния греховные глаза,
И пригибала вновь толпу к земле гроза.
Потом с горы слетел покров её туманный,
Но Моисей исчез… К земле обетованной
Народ повел НавИн, угрюм и одинок:
Теперь Господь его избранником нарёк.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.