«Пророк Исайя: смыслы поста». Прот. Григорий Крыжановский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Пророк Исайя: смыслы поста». Прот. Григорий Крыжановский

* Поделиться

У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.

Разговор шел о смыслах поста согласно библейскому пророку Исайя, о том, чем духовная радость отличается от позитива, а также о чем стоит помнить христианину, чтобы время поста прошло для него с пользой.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Добрый вечер.

Священник Григорий Крыжановский:

- Добрый вечер, друзья.

Константин Мацан:

- У нас заканчивается одна неделя рабочая, впереди субботний, воскресный день, потом понедельник, потом вторник. Вторник 28 ноября, начало Рождественского поста. И мы уже давно не только психологически, но и молитвенно начинаем готовиться к одному из больших сорокадневных постов церковного года. И об этом сегодня поговорим в том числе, о его смысле, о том, к чему нас призывает пост, к чему нас призывает Церковь, когда каждый год предлагает пройти этим постным путем сорокадневным. И у вас есть что сказать на эту тему, у вас заготовлена цитата, ни много ни мало, из книги пророка Исайи о посте. С этой цитаты, как вы до эфира признались, часто начинаете разговор вообще о посте или конкретно о Рождественском посте с прихожанами. Что говорит пророк Исайя?

Священник Григорий Крыжановский:

- Здравствуйте еще раз все радиослушатели и ведущий Константин. Я хотел бы самого пророка Исайю упомянуть в том смысле, что это пророк великий. Он очень много пророчествовал о пришествии Мессии.

Константин Мацан:

- Пятый евангелист, как его называют иногда.

Священник Григорий Крыжановский:

- Да, и не только, он был из священнической среды, он был знаком с великими людьми того времени. Несмотря на это, он не боялся, обличал власть имущих, когда они обращались в язычество, в идолопоклонничество, и в конце жизни он умер мученической смертью. Это идейный человек, верующий человек, великий человек. И это человек, который всю свою жизнь положил для того, чтобы славить Господа. Еще раз напомню, что он жил во второй половине 8-го века. И когда он говорил о посте, пророчествовал, по сути, прямую речь Господа возвещал, те слова, которые в его сознании он слышал от Господа, он говорил: «Спрашивает народ израильский: "почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Тут можно разбирать каждое предложение.

Константин Мацан:

- Так давайте это и сделаем.

Священник Григорий Крыжановский:

- Каждое словосочетание. К чему нас призывает пророк? Хочу еще раз обратить внимание, что пророк жил за 700 лет до пришествия Христова, и уже тогда иудейскому народу Господь посылал, ну что ли, инструкцию, правильное понимание, ключ веры, правильное понимание к посту. Что пост, по сути, является пашней, трудом, которым мы вспахиваем свое сердце. Вспахиваем свое сердце для того, чтобы в эту вспаханную почву упало семя Божественного слова. Когда-то это был Ветхий Завет, сейчас это и Ветхий и Новый Завет. И это слово в нас произросло. Оковы неправды. Мы все прекрасно знаем, что отец лжи – это дьявол. Некогда светлый ангел Люцифер залюбовался, самолюбием наполненный он, глядя на себя самого, говорит: «какой я красавец, я как Бог». На что архангел Михаил ему возражает: «кто может быть как Бог?» «Кто как Бог» переводится имя Михаил. Я думаю, что в пост всем нам надо обратиться внутрь себя и спросить: я еще достаточно самолюбив, мне еще есть что вырывать? Перед тем, как пахать поле, мы часто обнаруживаем, что поле заросло ковылем, чем угодно, какой-то кустарник, возможно, уже деревья взошли. Это все надо вырубать, выкорчевывать. Это грехи наши, это страсти наши, это наши земные привязанности зачастую, это то, что мы себе позволяем. Сделав доброе дело, мы можем себе позволить некую расслабленность, некую духовную расслабленность. Вот этого не должно быть. И здесь на первом месте стоит неправда. Когда мы обманываем себя, например, что мы что-то пред Богом значим. Когда мы обманываем себя, что мы постимся и Богу это угодно. Как мы слышали, так обличал Господь словами пророка, что народ якобы делает дела угодные Богу, но не так. Всегда стоит об этом помнить, всегда необходимо нам ложь внутреннюю, самообман и ложь, которую нам или иначе, ради красного словца даже, простите, но это тоже ложь. Я помню совет одного архимандрита лаврского, что не можешь сказать правду, хотя бы промолчи. То есть не лги, промолчи. Этот совет в жизни мне очень пригодился. Было такое, что отношения с начальством, опоздал в который раз, и я был виноват, очевидно было. И вот молчание, отсутствие какого-либо оправдания обратило настроение начальника в расположенность. Отсутствие попытки себя оправдать, простое молчание, честное молчание, я бы даже сказал, привело к тому, что никакого порицания не было. Как будто человек понял мои проблемы, может быть, и мою молодость, я был молод, и конфликта не было, а впоследствии даже могу сказать, что эта неловкая ситуация, внутренние переживания привели к тому, что я теперь всегда стараюсь не опаздывать. Есть такой эпизод. Думаю, у каждого есть такой пример в жизни, когда он промолчал и получил, наверное, Божие благословение в этот момент. Для меня Божиим благословением было прощение. Сменил Господь гнев на милость, коснулся сердца. Я думаю, что это прекрасно, давайте об этом помнить.

Константин Мацан:

- Так. Дальше по тексту Исайи.

Священник Григорий Крыжановский:

- «И развяжи узы ярма». Вот это интересно.

Константин Мацан:

- Очень интересно.

Священник Григорий Крыжановский:

- Обычно я, поскольку самые близкие наши люди больше всего от нас страдают, пытаюсь и свой взор обратить на своих близких в пост и обратить взор постящихся на то, как они обходятся, как они относятся к своим женам, к своим мужьям. Ведь это так важно. Мы, когда вступаем в отношения брака, говорим, я должен, но часто мы говорим, и ты должен, и ты должна. И не в пост ли нам необходимо переложить на себя какие-то обязанности? Например, мужчинам переложить на себя обязанности по дому. Лишний раз забежать в магазин, купить продукты, заказать, в конце концов, сегодня можно. То есть проявить христианскую любовь. Между нами, слава Богу, всегда есть человеческая любовь, если мы живем вместе, это хорошо. Но христианская любовь – это еще лучше. Мы можем обязанность – поскольку я женат, поэтому я, конечно, думаю о своей жене - в отношении жены постараться исполнить. Те же дети, так часто женщинам приходится… в будние дни все мужчины работают, я надеюсь, начинается пост, почему бы не выкроить время в эти дни и не забрать часть обязанностей у жены. В выходные дни позволить ей немного отдохнуть или даже встретиться с подругами. Особенно это касается семей многодетных, моя семья многодетная. Конечно, я думаю, всем нам, отцам стоит стараться своим детям уделять внимание. А в постные дни мы должны обратить внимание и на детей. Иногда мы накладываем на детей какие-то обязательства и требуем их исполнения, и это узы. Ребенок в отношении со взрослым, пусть даже безалаберно не выполняет своих обязательств, но все равно чувствует свою подчиненность, и это довлеет над ним. Мне кажется, важно воспитывать в наших детях ответственность и дать им почувствовать разницу, когда мы взываем к ним к этой ответственности или когда мы говорим: вот на этой неделе пост, давай, ты свободен, выбери для себя послушание. У нас есть, например, график дежурств на кухне. Я могу взять и кому-то помочь, вступить в этот график или утром или вечером, развязать эти узы ярма. Это, конечно, касается и наших сотрудников, у кого-то есть подчиненные.

Константин Мацан:

- А не получается так, что для супруги, разгружая ее от уз ярма, развязываешь, а для ребенка в этот момент завязываешь, потому что теперь ты выполняешь эти функции?

Священник Григорий Крыжановский:

- Я думаю, что ребенок, если он сын отца, должен быть этому рад. Я надеюсь, что мои дети с супругой и наши дети наших христианских семей видят перед собой счастливых родителей. Общим итогом нашей беседы о посте будет, конечно, что пост должен нас привести к ликованию, к радости, потому что открытие в себе греховности есть благой Промысл Божий о нас. Он не открывает нам греховность, пока мы к этому не готовы. Одна из греховностей современного человека - это уныние, печаль, апатия, депрессия и безрадостное существование, такая безрадостная вера. Поэтому, возвращаясь к вопросу о детях, я думаю, что ребенок будет нагружен, может быть, чем-то другим, может быть, он стиркой займется, там машинка, слава Богу, есть.

Константин Мацан:

- Загрузить, вынуть, развесить белье.

Священник Григорий Крыжановский:

- Это уже не так сложно.

Константин Мацан:

- С другой стороны, тоже время, которое ты потратишь на общесемейное дело, не ради себя, а ради других.

Священник Григорий Крыжановский:

- Для большой семьи это большой объем работы.

Константин Мацан:

- Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Я еще почему спросил так, прицепился к примеру с детьми? Меня в свое время поразило, как один священник, который много работал с детьми, с подростками в лагерях рассказывал, как нужно наказывать ребенка. Там у них было в лагере так принято, что наказание – десять отжиманий, например, но наказывающий делает их вместе рядом с ребенком. Наказывающему тренеру эти десять отжиманий как пшик: давай вместе отжиматься. Через какое-то время ребенок настолько к этому привыкает, что что-то сделал не то, говорит вожатому: слушай, Саш, пойдем вместе поотжимаемся. И ты вроде наказал, но ребенок не чувствует, что над ним власть проявили, потому что тренер или вожатый рядом с ним то же самое делает. Может быть, и тут такая же логика? Не то: что ты убираешься на кухне. А: давай маму разгрузим, пойдем вместе маме поможем, ты и я будем на кухне убирать.

Священник Григорий Крыжановский:

- Да, конечно же, так. Но одно дело, когда малознакомые люди и между ними возникает вопрос наказания, а другое дело, когда это семья и все друг друга хорошо знают. Тут, я думаю, наказание должно быть ощутимым в том плане, что если не будем смотреть фильм, то не будем все вместе смотреть фильм, мы все будем наказаны. Я помню, в шутку говорил, что если ты этого не сделаешь, я твою сестру поколочу или брата поколочу и смотрел на реакцию ребенка, простите, такая манипуляция. И если он радовался, я говорил: а чему ты радуешься, как ты можешь этому радоваться, это гораздо серьезнее, как ты чувствуешь боль другого. Глухие люди у меня спрашивают: а мы умрем, мы заговорим? Я говорю: нет смысла, потому что я арамейского не знаю, вам нет смысла говорить, но то, что мы почувствуем друг друга, это ужасно, меня пугает. Потому что если я кого-то ущипнул, ударил по руке, по голове, причинил боль внутреннюю, душевную, психику кому-то задел, довел до истерики, то я это все ощущаю. В Царстве Небесном мы все становимся членами одного тела, и всю боль, которую я кому-либо причинил, я почувствую, это гораздо страшнее.

Константин Мацан:

- Я часто об этом думаю, когда фразу Достоевского приводят: «нет бессмертия души, то все позволено». Сразу ее обычно трактуют так, что потом накажут после смерти, если будешь плохо себя вести. А я совсем по-другому понимаю. Если ты в этой жизни с человеком не примирен, если ты с ним в гневе, в претензии к нему, в какой-то требовательности к нему, а не в любви, то ты потом с ним в вечности окажешься в том же непримирении, гневе. Только это на вечность.

Священник Григорий Крыжановский:

- Не дай Бог, мы кого-то унижаем, не дай Бог, мы кого-то жестоко истязаем, в вечности связаны, друг к другу привязаны.

Константин Мацан:

- Это и есть ад. Но давайте, вернемся к Исайи, мы в тему о наказаниях отвлеклись. Это полезно, но давайте вернемся к профильному нашему разговору сегодня.

Священник Григорий Крыжановский:

- Да. И хочется сказать, что наши ближние люди никак не ограничиваются кругом нашей семьи. Коллектив, в котором мы работаем – это очень важные люди для нас, для нашей жизни, мы много времени проводим на работе, и если здесь есть какие-то обязательства, и мы можем их отложить, перенести или то, что можно было бы назвать «развязать узы ярма», стоит в пост осуществить попробовать. И сконцентрироваться в этот момент на своих переживаниях, что я чувствую? Чувствую ли я радость? Чувствую ли я, что освободил человека от тягостного бремени? Радует ли нас, что приносим… пусть даже страдая, пусть даже сами выполняя эту работу, извините, работа никуда не девается, в лес не убегает, осуществляем мы пост с радостью ли? Давайте дальше вернемся к Исайи. «Расторгни всякое ярмо». А это уже дальний круг. Возможно, есть какие-то дальние родственники, соседи, малознакомые люди, возможно, есть даже дежурство в подъезде по уборке лестничной клетки, я такое встречал неоднократно. И если вы лишний раз уберете инкогнито, незаметно, тайно, чтобы награда ваша действительно была на небесах, а не в этой жизни, то вполне вы выполните требование Господа, который Исайя нам сообщил. «Раздели с голодными хлеб твой». Я надеюсь, что все радиослушатели прекрасно понимают, что речь здесь не только о хлебе, что хлебом здесь названа трапеза. И если ты трапезничаешь в пост каким-то образом… Я помню, один товарищ приносил нам в пост больно изысканные орехи из самой Бразилии, в те времена редкость. Он всегда в пост постился строго, но всегда все, что бы ни принес, он раздавал. Я видел в нем настоящего постника. Кто-то - каша овсяная, кто-то гречку запаривал на светской работе, а он орехи принесет, но раздаст, угощал. И меня это в свое время поразило. Он человек, не часто захожий в церковь, но в нем внутреннее от матери его образование, понимание поста содержалось. Для меня это был хороший пример, он был старше меня, ни много ни мало, на десять лет. Меня это образовало, а потом я у Исайи нахожу эти строки. Можно же по-другому пойти, можно питаться в пост изысканными деликатесами, которые, вроде бы, не запрещены. Тогда вам не избежать вот этого требования от Исайи: берите свои деликатесы и делитесь ими с голодными, с по-настоящему голодными людьми. Обычно это люди, которые в нужде, сироты, вдовы, возможно, люди, которые в силу своих грехов и своей неправедной жизни оказались на улице. Да, этих людей необходимо, особенно в Рождественский пост, когда на улице такие погодные условия, замечать, надо их кормить и желательно, чтобы это была такая похлебка, которая их согреет, не просто хлеб и вода, мол, попостись и ты. Тогда молитва этих людей действительно будет услышана на небесах, и Господь наши души помилует, потому что это будет искренняя молитва. Конечно, человек, который нуждается в таком важном факторе жизни, как еда, получит ее и получит настоящую еду, качественную, еду с нашего стола – вот что такое разделить с голодным свой хлеб. Он, конечно, скажет Господу о нас, он будет нашим ходатаем. Если мы ранее упоминали, что обиженные нами люди будут обвинителями нашими, то такие люди могут стать нашими ходатаями, нашими адвокатами.

Константин Мацан:

- Так. Дальше.

Священник Григорий Крыжановский:

- «Скитающихся бедных введи в дом». Я упоминал до передачи о том, что это сложный вопрос. Раньше люди жили проще, и дома друг друга посещали проще. Сейчас мы очень индивидуализировались. Сейчас дома обстоят, обставлены и ограждены заборами высокими часто, не всегда, возможно, есть место, куда можно кого-либо привести. Но все-таки есть люди, которые без дома, особенно сейчас в наше нелегкое время, многие люди оказались без дома. Нужно позаботиться, чтобы у этих людей был дом. Возможно, мы не сможем ввести этих людей в свой дом. Но давайте вместе сообща, с миру по нитке голому рубаха. Давайте создавать то пространство, где человек найдет приют, пусть временный, на год, на два, пока он окрепнет, пока станет на ноги, пока переживет трагедию, которая, возможно, с ним приключилась. Это очень важный подвиг. Я думаю, что эти подвиги, которые Господь советует народу Божьему исполнять, как бы ступени восхождения. Вчера мы просто кормили, просто проходили, а сегодня мы ищем способ вернуть человека к нормальной жизни, к человеческой жизни. Бездомный как животное скитается. Как говорит Господь, «лисы имеют норы, птицы имеют гнезда, а сыну человеческому негде голову подклонить». Он себя сравнивает со скитальцем. И мы не знаем обстоятельств жизни другого человека, но если мы хоть где-то, хоть как-то, хоть в каком-то доброделании, в каком-то фонде поучаствуем, я думаю, что тогда наш пост наполнится тем напряжением, обычно это серьезное дело, простите меня, сегодня этот непросто, создать для человека условия проживания. И тогда непростой у нас будет пост, тогда он у нас будет настоящий, наверное. Не пустой у нас будет пост, тогда он будет наполненный. Итак, бедных, скитающихся необходимо ввести в дом, давайте, друзья, это сделаем, насколько это возможно. «А увидишь нагого, одень его». Само собой разумеется, мне кажется, что сегодня этот вопрос в больших городах закрытый. Есть специальные службы. И все-таки есть люди, которые не доходят до этих служб. И все-таки где-нибудь в малом городе или в поселке есть люди, к которым нужно прийти. Это могут быть пожилые, маломобильные люди, могут быть инвалиды, колясочники. Это могут быть люди, которые и коляску-то не имеют. Какая-то одежда… Простите, я хотел говорить не о какой-то одежде, а о такой одежде, которая человеку бы подошла по нраву. Если это постное дело, если вы заботитесь о ком-то, одеваете кого-то, мне кажется, что человеку должно нравиться. Я был поражен недавно, в пункте временного размещения беженцев мне удалось привезти вещи для женщины незрячей. Я не обратил внимания, новое пальто, но на нем не было нижней пуговицы, ну, не обратил внимание. Вещей было много и людям понравилось. А незрячая женщина надела на себя, стала застегивать пуговицы и обратила внимание, что пуговицы-то нет. Я думаю, какая ей разница, она же не видит, можно по размеру подобрать, но я видел это смущение и подумал, а почему она должна носить пальто без пуговицы или с пуговицей не по фасону, ведь я же такого себе не позволю. Казалось бы, такая мелочь, но как-то она тронула мое сердце. Если ты делаешь доброе дело, так ты делай как для себя. И решение было принято.

Константин Мацан:

- Пришили пуговицу? Или другое пальто нашли?

Священник Григорий Крыжановский:

- Нет, пальто уехало назад, пришлось найти пуховичок на молнии. Такой незначительный эпизод, но мне было совестно, что я отнесся к человеку, ввиду его недуга, я бы сказал, пренебрежительно. Даже вина моя не в том, что пуговица отсутствовала, а в том, что я на какой-то момент позволил себе думать, что какая тебе разница. Уже прошло, наверное, полгода, я об этом до сих пор помню. Надеюсь, никогда не забуду.

Константин Мацан:

- Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Не переключайтесь.

Константин Мацан:

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. мы продолжаем наш разговор, мы сегодня говорим о приближающемся Рождественском посте, который начнется 28 ноября. И вот отец Григорий предлагает такой нестандартный взгляд на пост, в каком-то смысле нестандартный, обычно мы говорим о пищевых ограничениях, о богослужениях. А отец Григорий предлагает вспомнить, что говорит о посте величайший пророк Исайя. И мы читаем сегодня какую главы послания пророка Исайи?

Священник Григорий Крыжановский:

- Восьмая глава, я советую обычно с 1-го по 11-й стих перед каждым постом прочитывать. Я даже себе это советую, я прочитываю. Обратите внимание, с 3-го по 10-й стих – это гимн поста.

Константин Мацан:

- И мы продолжаем читать. На каком мы сейчас стихе?

Священник Григорий Крыжановский:

- Мы сейчас находимся на 7-м стихе, на его окончании: «И от единокровного твоего не укрывайся». Это самое страшное. Посмотрите, сколько было ступеней восхождения, а тут от единокровного своего не укрывайся. И тут, конечно, все сразу вспоминают своих неверующих братьев, сестер, возможно стареньких папу и маму, которые еще захотят день рождения свой отпраздновать в пост или, еще чего, Новый год начнут праздновать перед самой ответственной седмицей.

Константин Мацан:

- У меня у обоих детей день рождения в Великий пост, всегда стандартно, март, тут без вариантов, всегда Великий пост. Поэтому я представляю, что такое праздновать день рождения в пост.

Священник Григорий Крыжановский:

- Надо еще детей.

Константин Мацан:

- Для разнообразия, да?

Священник Григорий Крыжановский:

- Чтобы были дни рождения в непостное время. Это частый вопрос, и он действительно актуальный. Мне почему-то сейчас во время передачи вспоминается воспоминание митрополита Антония Сурожского, который был тайно пострижен в монашество, он был врачом, помогал людям. У него был эпизод, когда он помогал бедной католической семье, у которых, естественно, раньше начинается Пасха. В окончании Великого поста, когда сам будущий митрополит вообще ничего не ел, старался в эти дни вообще не вкушать, его пригласили на трапезу, и ему подавали цыпленка. Тогда еще он был в смятении, испытывал досаду, пришел к своему духовнику и говорит: как же так, я старался-старался, но Бог управил такое искушение мне. Но не есть этого цыпленка я не мог, потому что это был достаток всей семьи, которая хотела так врача отблагодарить за то, что он заботился об их сыне, и успешно заботился, он помог мальчику выздороветь. На что духовник довольно просто ответил ему: Антоний, если бы у тебя больше не было грехов, чем этот цыпленок, то Господь бы молнией попалил бы этого цыпленка, чтобы ты его не ел.

Константин Мацан:

- Да, интересно.

Священник Григорий Крыжановский:

- Суть поста все-таки радовать близких, необходимо к какому-то согласию прийти. Мы не можем от единокровных… Эти наши единокровные, наши семейные узы важны, мы не просто так появились на свет в этих обстоятельствах, мы должны в этом прозревать волю Божию. С этими людьми у нас еще и психологические скрепы, когда мы с чем-то боремся, а они нет, это жутко раздражает. Наверное, и я был в подобной ситуации. Я вам скажу, когда я особо испытывал… 8 марта, этот праздник тоже сомнительный. Почему? Потому что Великий пост, 8 марта, надо ли вообще женщин поздравлять с этим днем, празднование которого установлено в коммунистические времена? Я думаю, что всех женщин, матерей наших, которые прожили свою жизнь в те годы, надо поздравлять обязательно. Если женщина приемлет это, не поздравлять, букет цветов надо подарить. Кто что любит, может быть, кто любит другой знак внимания, картину, открытку, билет в театр, тут уже проявляйте свое творчество, полет мысли. Но, мне кажется, это же часть их жизни, часть их культуры, и если мы любим ближнего своего по заповеди Господа «Возлюби Господа Бога своего всем сердце, всей душою, всеми силами и жизнью, и ближнего своего как себя самого». Что значит как себя самого? Значит, ту радость, которую бы мы хотели получить, мы должны дать возможность получить ближнему. И если праздник серьезный, если в этот Рождественский пост кто-то из ваших друзей не ощутит праздника без вас, совершите подвиг, придите, заранее оговорите, возможно, вам насыплют чего-то постненького, но будьте веселы. Радуйтесь, проповедуйте веру православную, проповедуйте веру в Воскресшего Христа, проповедуйте то, что мы способны всегда радоваться. Вот эти единокровные, не хочется дальше двигаться, а хочется о них еще упомянуть, все-таки не забудьте о них. Прийти на праздник и быть самому унылым или быть укоризной всем – это тоже не лучший вариант. В конце концов, отпроситесь, это тоже вариант, не надо лицемерия. Если вам это в тягость, значит, отпроситесь, договоритесь. Ведь с друзьями, настоящими друзьями всегда можно договориться, что после Рождества я к тебе приду, и мы вдвоем с тобой отпразднуем, и если у тебя нет сил накрыть этот стол, я сам все организую. Я не знаю такого друга, по крайней мере у меня таких нет, кто бы отказался.

Константин Мацан:

- А вы реально в пастырской практике сталкиваетесь с тем, что человек из-за поста не хочет идти к другу на праздник или приходит и становится как бы унылым, немым укором? У меня есть ощущение, что ситуация строго обратная: о, классно! позвали на праздник, я пойду, нельзя обижать.

Священник Григорий Крыжановский:

- Ну, в период неофитства, молодые люди… Конечно, если речь идет о прихожанах, которые старше сорока, обычно такой вопрос не возникает. Это обычный вопрос для молодых, может быть, даже юных радиослушателей, которые преднамерены совершить какой-то подвиг. Время поста это время заглянуть внутрь себя и обнаружить там ту преграду, которая стоит на пути Богообщения.

Константин Мацан:

- Я анализирую себя в свои юношеские неофитские годы, а я в церковь пришел только в институте, был уже взрослым человеком, я помню, что даже это неофитское, что нет, я не могу в пост оскоромиться, было связано, у меня во всяком случае, скорее, не с тем, что я Бога предам, а с тем, что пост воспринимался, как забег на длинную дистанцию и, если его в середине нарушить, то весь эксперимент псу под хвост. Ведь важно же все сорок дней, чтобы потом посмотреть на себя и сказать: эх, а я все сорок дней без единого кусочка мяса, какой я молодец, это какая чистота эксперимента. А если ты в середине в гости сходил и что-то съел, уже не то, уже нет этой чистоты эксперимента, уже так себя потом не похвалишь. Всего две недели, получается, без кусочка мяса, если в середине. Что вы об этом думаете? Что вы как пастырь об этом моем ощущении сказали бы?

Священник Григорий Крыжановский:

- Это привычное, мне кажется, вполне распространенное мнение. Поскольку мы юны, мы даже не смотрим, как выглядят другие люди, мы в основном смотрим на то, как выглядим мы. Где-нибудь в магазине за витриной, которая хорошо отражает солнечный свет, можно увидеть, как проходящие мимо люди смотрят на себя и любуются или поправляют что-то и абсолютно не видят того, кто за витриной, или того, кто рядом с ними идет. Когда мы смотрим на себя внешне, думаю, такой пост тоже о внешнем, ведь это поверхностное чувство, такие, которые лежат на поверхности, повседневные, неглубокие, это не пахать. А в принципе, человек, который в церкви пять и более лет, привыкает к посту воздержания мыслей, это же ежедневный пост. Что пост среда, пятница и дни постов? А не возжелай, ежедневно, мало не возжелай - непрестанно молитесь, всегда радуйтесь. С утра проснулся, прочитал молитву и вспомнил, сегодня на какую заповедь я обращу внимание? Пасмурно. А ну давай, радуйся и радуй вокруг других. Что такое святой человек? Наша попытка изобразить в иконе в святом ликование встречи со Христом. Серафим Саровский, когда встречал и обращался «радость ты моя» к встречному, встречая людей, он всегда говорил: «Радость ты моя!». Он же не говорил «Ра-адо-о-сть ты моя». Он же так не говорил. От избытка сердца глаголют уста. Он говорил это по-настоящему искренне. Не только Серафим Саровский.

Константин Мацан:

- Это очень важная тема, у нас одна гостья на Радио ВЕРА удачно сформулировала, что есть разница между богословием радости и богословием позитива. Очень легко перепутать. Радость просто такое нормальное классное настроение, не парься, все хорошо, птички поют, солнце светит, да вообще нужно просто жить и радоваться жизни. Слово радость многозначно, чем его наполнить.

Священник Григорий Крыжановский:

- Да.

Константин Мацан:

- Чем для вас радость христианская отличается от просто позитивного настроения? Это первый момент. А второй момент, который возникает у нас в дискуссиях редакционных на Радио ВЕРА, когда мы говорим об этом, как об этом говорить. Каждый раз, чтобы не было просто позитива, а не радости, чтобы в поверхностное не уклониться, вспоминаешь, что в центре христианства Голгофа, и такое покаяние, печалование о своих грехах.

Священник Григорий Крыжановский:

- Я не попадусь на эту удочку. В центре покаяния Воскресший Христос.

Константин Мацан:

- Я не пытаюсь вас поймать на удочку, а, скорее, рисую широкую проблематику и хочу у вас спросить, что вы об этом думаете? Все ради того, чтобы понять, каким смыслом мы наполняем в евангельской перспективе слово «радость»? 

Священник Григорий Крыжановский:

- Вопрос, на самом деле хороший. Я попытался немножко съязвить, простите меня. Хотелось поправить, что в центре мироздания человек. Вселенная антропоцентрична, избежим немножко греческого, человекоцентрична. Но этот человек Иисус Христос. Вселенная одновременно Христоцентрична, вообще всё мироздание. И, конечно, мы все должны помнить, что высшая степень счастья, мы называем это блаженством, блаженны, заповеди Блаженств. Некоторые считают, что это разные заповеди. Это всё об одном человеке, мы одновременно должны быть и миротворцы, и кроткие, одновременно должны жаждать правды. И блаженства наступают в акте непосредственного Богообщения, и это смысл нашей земной жизни, это приоритет верующего человека. Но, прежде всего, есть и земные, а значит, условные, переживания удовольствия: безопасность, сытость, близость, тепло, какие-то гарантии, какие-то запасы. Невозможно семьянину жить без запасов, у него жена, у него дети, у него ответственность, это все необходимо осуществить. Собственно, и семья это тоже радость, часто в обществе это возводится в высшую степень счастья. Это не так, потому что для христианина высшая степень счастья – это, конечно же, Богообщение. За этими земными творческий акт, это тоже радость, это вдохновение, люди творческие, мы же знаем, не спали ночами, будучи вдохновлены своим творческим актом, своим действием. Не ели, не пили, это же неспроста, просто у них была такая радость внутри, неподдельная радость, они творили, и они передали ее нам, когда мы погружаемся в чтение, когда мы беседуем с автором. Это что, яйца выеденного не стоит? Простите, это огромный труд. И мы видим, какая радость у человека от проделанной работы, труд это тоже радость. И вот мы опять же идем по ступеням восхождения радости и подходим к чему? К откровению, к радости ощущения Богоприсутствия, пониманию того, что Он есть. И это еще более высокая ступень радости: к озарению, к исцелению, к чуду. Многие из тех, кто слушают эту передачу, люди верующие, а верующим людям знакомо это. И как раз эти события жизни, пережитые однажды, всегда колокольчиком звенят, маячком в ночи в бушующем море, указывают путь. И как апостол Павел говорит, до седьмого неба был восхищен, за этими чудесами мало чудес. Он говорит: если ты душу свою отдашь на сожжение, но любви не имеешь, ты расстроенный инструмент, ты барабан, который только аккомпанемент может создать, не тот, который соло.

Константин Мацан:

- Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Так, радость и позитив. Позитив – это что-то другое.

Священник Григорий Крыжановский:

- А позитив – это оптимизм, он бывает безосновательный, бывает основание. Простите, можно смеяться, то, что называется «дурной смех», покажи пальчик, будет смеяться. Или начитался анекдотов и смешно. Но с этой радостью заходишь в транспорт, тебе наступают на новый ботинок, и вся твоя радость улетучивается мгновенно. Другое дело, мы говорили о семье, о рождении детей. Человек идет из роддома и не помнит себя от счастья, все ноги ему оттопчи, он этого не заметит. Ведь это правда, это не придумано мной. Ровно так же тот человек, который не ел и не пил, творил, это может быть художественное произведение, литературное, это может быть фильм, это может быть изобретение. И этот человек тоже многого не замечает, может быть, малой зарплаты, может быть, стесненных квартирный условий, может быть, придирок начальства. Но человек работает, и он рад, у него эту радость не отнять. Ведь не отнять у изобретателя его изобретения. Можно украсть, где-то применить в бизнесе, раньше распространить, заработать денег, но авторство мы не отнимем. Та радость, которая есть в человеке, о том, что он сотворил, неотъемлема от него. Это же часть его жизни. И конечно, то, что есть в нас, верующих людях, наша встреча со Христом неотъемлема, нет. Подходит ко мне как-то молодой человек в школе и говорит: я знаю, Бога нет. Я говорю: я полностью с тобой согласен, я смотрю на тебя, и мне кажется, что в твоей жизни Бога нет, но ты не отнимешь у меня веры моей, потому что в моей жизни Бог есть. Я не стану с тобой спорить о том, что нет Бога, раз Его нет в твоей жизни, если ты хочешь, мы будем говорить о рыбалке. Но если ты хочешь поговорить о том Боге, Который есть в моей жизни, можем и об этом как-то поговорить, когда ты будешь готов. Радость веры, радость обретения смысла бытия, что может быть серьезнее. Что может быть серьезнее, узнать в этом куске, на пространстве несущегося метеорита под названием планета Земля наши жизни не просто какие-то эпизоды с животными и какой-то случай эволюции. Мне всегда хотелось большего, мне всегда хотелось понять смысл, зачем мы, мне даже хотелось понять смысл, когда я был в церкви, зачем мы нужны Богу. Кто есть человек, что Ты помнишь о нем, что Ты посещаешь его?

Константин Мацан:

- Зачем?

Священник Григорий Крыжановский:

- И зачем Ты, Господи, посещаешь его, да? Пред Богом мы прах, но уж коль у Него есть замысел, и мы можем этому замыслу соответствовать, тогда это удачный Божественный эксперимент, тогда мы тот материал, который Творец отбирает. Тогда мы действительно имеем смысл, мы не бессмысленны. И в этом смысле «вы Мне уже не рабы, но братья». На секундочку, Бог не просто нас усынавливает, как старший младшего, Он называет нас братьями. Уже от одного этого, мне кажется, у нас у всех должны быть мурашки по коже. Да, он обращается к апостолам, но неужели это к нам не относится? Неужели, если мы приложим старание и в этот пост своей радостной жизнью подадим кому-то руку помощи, не станем ли мы братьями Христу? «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Не станем ли мы живым Христом, как бы это пафосно ни звучало, Который творит в этой жизни земной кому-то добро, наша Церковь не наполнится ли духом? Конечно же, да.

Константин Мацан:

- Но мы читаем дальше пророка Исайю, движемся к завершению того отрывка, на который вы указываете, как на необходимое приготовление к начинающемуся в ближайший вторник Рождественскому посту.

Священник Григорий Крыжановский:

- В восьмом стихе пророк Исайя предвозвещает нам эту радость. «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Ты воззовешь, Господь услышит, возипиишь, и Он скажет: вот Я». Часто нам хочется услышать Божественный ответ на наши просьбы, на наши молитвы и даже, может быть, не ответ, а почувствовать рядом Его присутствие, потому что, мы знаем, это чувство Богоприсутствия трудно объяснить словами. Есть и переживания, которые трудно в слове выразить. Не удастся, мне кажется, нам это в полной мере в условиях радио эфира, но, может быть, даже эти паузы между слов, эти сомнения, даже пытаться выразить то, что происходит с человеком в акте ощущения Богоприсутствия – это было у пророка, мы видим это из этих стихов. Эта поэзия, которая льется из него, была причиной его смерти. Он не мог от этого отказаться настолько, что предпочел умереть. Это было причиной смерти многих тысяч миллионов мучеников, которые, однажды повстречав Христа, уже не могли изменить условия своей жизни настолько, чтобы не встретить Его опять. Они не могли служить идолам, они не могли лгать. Казалось бы, суд, солги и тебя отпустят. Нет, они видели, что в этой лжи они утратят акт Богоприсутствия в их сердце, в их судьбах, в их душах, в их духе. И они шли на смерть, осознанно, это не какой-то психоз массовый, это не зараза, это выбор человека. Это страшно. Да, Голгофа, уже замаячила перед нами, да, пост уже стал не просто каким-то экспериментом, упражнением (аскеза с греческого языка упражнение переводится), пост стал теперь действительно жертвой. Да, в этот пост мы должны что-то пожертвовать ради наших ближних. Нет победы над грехом без подвига. И если мы хотим исправить в своей жизни какой-то недостаток, может быть, лень, значит, от нее надо отказаться. Хотим от алчности, от жадности избавиться, значит, мы должны начать раздавать. Это действие. Возможно, по началу мы не будем ликовать и радоваться, но это короткий срок. Если действительно Христос и встреча с Ним наша цель, то любая жертва, которую мы совершим этим постом, нас приблизит ко Христу. Мы можем провести самоанализ, если жертва нас не радует, то ко Христу ли мы идем?

Константин Мацан:

- Мы читаем пророка Исайю. Все те строки, которые мы сегодня уже прочитали, которые вы прокомментировали, я все это слушаю, и меня это подводит еще к одной мысли. Мы обсуждали слова «облегчить ярмо». Много раз это повторено и к нескольким вещам это относится, и мы говорили, что облегчить ярмо нашим ближним в том числе. А я думаю, во мне это все отзывается, как премудро говорит пророк Исайя, все, чем владеем мы, владеет нами. Мы владеем какой-то одеждой, мы ее любим, мы ее выбираем, и она владеет нами, мы не свободны.

Священник Григорий Крыжановский:

- Мы о ней заботимся.

Константин Мацан:

- Если ее у нас отнять, нам будет грустно и плохо. Говорит пророк: ты отдай ее, одень другого и как бы докажи себе, попробуй, что не одежда тобой владеет, а ты ей владеешь. Ты можешь от нее отказаться, тебе не станет от этого плохо и грустно, это всего лишь одежда. То же самое про трапезу. Мы заботимся о том, чтобы поесть, эта еда нас порадует, а эта не порадует, она нами владеет. Пост - время попытаться хотя бы себе показать, что не она тобою владела, а ты ею владел. Откажись от нее, хотя бы на какую-то долю и увидь, что, оказывается, можно быть счастливым и без нее, что самой малости может быт достаточно, чтобы чувствовать себя хорошо. И это работает во всем. В отношении с нашими ближними. Я люблю полежать почитать книжку, так хорошо, но вот сейчас отложи даже самую прекрасную, самую умную, по работе нужную книгу ради того, чтобы проиграть с ребенком в игру, которая тебе скучна, а ему сейчас очень нужна. И есть шанс увидеть, что без этой книжки можно в этом отдавании быть счастливым. И в итоге, если до конца это раскручивать, ту логику, к которой пророк Исайя нас обращает, можно прийти к некой мысли, хотя к проблеску чувства, что в принципе для полноты бытия не нужна ни какая-то специальная одежда, ни какая-то специальная еда, ни какая-то специальная книга - одного Бога достаточно. И это свобода. Ты себе сам ярмо облегчил. Что вы об этом думаете?

Священник Григорий Крыжановский:

- Да, вот это слово, которого я все ждал, родиться ли оно, и оно родилось. Свобода. Пост – это свобода. Пост – это свобода во всех отношениях. И если мы послушаем проповеди наших современников, да и отцов, всегда пост это свобода, это освобождение. Не может несвободный человек встретить Бога.

Константин Мацан:

- У уже упомянутого сегодня митрополита Антония Сурожского есть потрясающее выражение: «свобода от обладания».

Священник Григорий Крыжановский:

- Да, да, я вспоминаю, когда он говорит: возьми в одну руку часы, а в другую руку возьми еще что-то, и уже невозможно руки пожать.

Константин Мацан:

- Да.

Священник Григорий Крыжановский:

- Мы уже не можем другому пожать руки, потому что нам надо как-то освободить руку от того, чем мы владеем.

Константин Мацан:

- И Богу, Который хочет тебе что-то дать, некуда тебе положить. Надо освободиться, тогда и Бог тебе, может быть, что-то еще откроет радостное. Некуда эту радость принять.

Священник Григорий Крыжановский:

- Даже не может быть, а точно. Господь стоит перед дверями наших сердец и ждет. Почему я говорю, что пост это пахать сердце, вспахивать, ранить, если хотите, такие образы. Хочется какие-то образы для радиослушателей нарисовать, надеюсь, они будут понятны. Пахать – это и потеть и терять время и землю ранить. У митрополита Антония Сурожского тоже есть, он владел, по-моему девятью языками, множеством языков, он был полиглот, русский, английский, французский, немецкий, латынь как врач он изучал, и он вспоминает, что человек и земля в каком-то из западноевропейских языков - это однокоренные слова.

Константин Мацан:

- Гумус, хумус – это все один корень.

Священник Григорий Крыжановский:

- Хомо, хумус, гумус. И что земля-то пашется. Еще такое слово красивое есть: удобряться. Чтобы земля дала настоящий плод, помните, то поле, которое я пытался нарисовать в начале передачи, мы уже выдергали оттуда деревья, можем пахать, уже мы бурьян откладываем в сторону, ищем какие-то мелочи. И все равно эта земля родит мало, ее надо удобрить. Это сердце наше, оно родит мало, его надо удобрить, надо удобриться. И я хочу сказать, что Господь вообще-то и судит за удобрение, насколько мы удобрились. Ведь Он же знает, в какой хорошей семье мы родились, какие данные нам были даны, какое окружение, и если мы делали все, что положено, о, ужас, этого мало. По крайней мере, себе говорю, этого мало. Нужно быть добрее, чем Бог тебе дал, иначе, с чем ты придешь, где умножение талантов, с чем ты придешь? Вот господин дал тебе талант, это твоих папу и маму образованную, это возможность учиться в школе, кто-то не имел этой возможности.

Константин Мацан:

- Ну что ж, время нашей беседы подходит к концу, задание получено на ближайший Рождественский пост и на остальные посты. Спасибо огромное за эту беседу.

Священник Григорий Крыжановский:

- Спасибо и вам, что пригласили меня говорить о таком важном явлении нашей христианской жизни – о посте и как этому радоваться.

Константин Мацан:

- Священник Григорий Крыжановский, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино сегодня был с нами в программе «Светлый вечер». В студии у микрофона был Константин Мацан. Спасибо. До свиданья.

Священник Григорий Крыжановский:

- До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем