
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, Церковь неустанно призывает своих чад к как можно более частому причащению святых Христовых Тайн, с другой — причащаться могут далеко не все, ведь есть те грехи, которые делают причащение невозможным. Многим такое положение дел кажется странным: Сам Христос не говорил о каких-либо ограничениях, а мы все так или иначе согрешаем, так почему одним причащаться можно, а другим нет? На этот вопрос исчерпывающий ответ даёт 10-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 10.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Из контекста только что прозвучавшего отрывка понятно, что поводом для его написания послужили грехи христиан Коринфа. В частности, их неосторожное отношение к идолослужению. Исследователи этого отрывка апостольского послания предполагают, что грех коринфян состоял в участии в языческих трапезах. Логика апостола Павла такова: да, идолы — это ничто, это пустышка, но служа кому-либо, кроме Бога, люди служат бесам. Как мы понимаем, эту апостольскую мысль можно продлить и сказать, что любое уклонение от исполнения Христовых заповедей — это ничто иное, как служение врагу рода человеческого.
Зачастую мы довольно лояльны к своим грехам. И мы не понимаем, почему же Церковь столь строга, особенно тогда, когда грехи касаются попрания базовых заповедей закона Моисея. Так, нет того священнослужителя, который не сталкивался бы с удивлением людей в тот момент, когда говорил о невозможности причащения Христовых Тела и Крови тех, кто живёт в так называемом гражданском браке, что, конечно же, и не гражданский, и не брак, а банальное сожительство, не предполагающее несения взаимной ответственности. Почему же Церковь так строга?
Апостол Павел даёт ответ: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Кор. 10:21). Эти слова святого апостола напоминают вот о чём: причащение Тела и Крови Христовых подразумевает, что человек соединяется со Христом. Но как может соединиться со Христом тот, кто не свободен от греха? Как может стать одним телом со Христом тот, кто даже не пытается уподобиться Христу в нравственной чистоте и святости? И какой смысл в таком причащении? Мы все прекрасно помним пример бывшего апостола Иуды, который, не будучи свободен от греха, причастился и сразу же после этого совершил предательство Спасителя — самое страшное преступление в истории человечества.
Нам не стоит забывать о предостережении апостола Павла. Да, мы не увлекаемся языческими культами, но у нас есть те грехи и пороки, которые нуждаются в искоренении, а потому ни в коем случае нельзя привыкать к собственному греховному состоянию: оно противоестественно и мешает нам быть истинными причастниками Тела и Крови Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел об удивительной судьбе вице-адмирала Михаила Павловича Саблина, прошедшего несколько войн и ставшего в определенный момент командующим Черноморским флотом, о том, как он неоднократно спасал корабли Черноморского флота и о том, как благодаря именно его стараниям в 1920-м году удалось эвакуировать из Крыма около 150-ти тысяч человек.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
- «Крещение марийцев». Дмитрий Трапезников
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Театр «Живая вода». Лариса Никулина
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была художественный руководитель театра «Живая вода» Лариса Никулина.
Мы говорили об истории театра «Живая вода» и о том, как через спектакли можно говорить со зрителем о вере, нравственности и христианских ценностях.
Наша гостья рассказала о том, почему у театра нет своего постоянного помещения, как за более чем 20-летнюю историю существования менялись спектакли, шел поиск своего языка, как выбираются темы для новых постановок и как православный театр может быть интересен не только православным людям.
Ведущий: дьякон Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений











