
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Современные люди нередко говорят, что ребёнок должен выбирать, во что ему верить, когда вырастет. А как подобные рассуждения можно оценить с библейской точки зрения? Ответ на этот вопрос звучит в семьдесят седьмом псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем избранные стихи из него.
Псалом 77.
Учение Асафа.
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в своё время возвещали своим детям,
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооружённые, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
13 разделил море, и провёл их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днём вёл их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассёк камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
16 из скалы извёл потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
18 искушали Бога в сердце своём, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навёл южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
28 поверг их среди стана их, около жилищ их, —
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но ещё не прошла прихоть их, ещё пища была в устах их,
31 гнев Божий пришёл на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всём этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева,
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;
48 скот их предал граду и стада их — молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство злых ангелов;
50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повёл народ Свой, как овец, и вёл их, как стадо, пустынею;
53 вёл их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привёл их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Своё.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побеждённый вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привёл его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Своё, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
Можем ли мы представить себе ситуацию, в которой мать кормит детей мало и однообразно, для того чтобы они не привыкли к той или иной кухне, обосновывая это тем, что дети вырастут и сами выберут ту, что им понравится. Или представим себе родителей, которые не учат ребенка языку, говоря, что он вырастет и выберет сам, какой ему окажется ближе. Они говорят: «Будем растить его, как чистый лист, не прививая никакой культуры, никакого мировоззрения, мало ли вырастет, а в его время то, что мы сейчас считаем хорошим, будет плохим или наоборот». Конечно, подобные вещи звучат для нас сегодня абсурдно.
Псалом, который мы только что услышали, начинается с того, что его автор, древний певец Асаф призывает открыть детям историю израильского народа, чтобы они помнили завет, который заключили с Богом их отцы. И, конечно, в первую очередь их история — это история исхода из Египта и спасения иудеев. История человеческой слабости и даже неверности и в то же время заботы и верности Божией. Учитывая поведение людей, верность Господня порой выражалась для неблагодарного народа в форме наказания, порой в форме милостивой поддержки, но цель всегда была одна: воспитать в народе веру в единого и истинного Бога, сотворившего небо и землю, кроме Которого нет никаких иных богов.
Человек, который говорит: «Я не буду давать своему ребёнку никакого мировоззрения, вырастет и выберет», судя по всему, сам в этой сфере не имеет определённости. Ведь если мы действительно верим, что спасение возможно только через Христа, очевидно, мы никак не стали бы своего ребёнка этого спасения лишать. И если мы прививаем своим детям навыки, которые им пригодятся в жизни временной, как же не передать им веры, которая приведёт их к жизни вечной?
Псалом 77. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 77. (Церковно-славянский перевод)
«Царю небесный»

Фото: Sunguk Kim / Unsplash
Однажды меня спросили, где я черпаю вдохновение, когда работаю над выпусками программы «Голоса и гласы». Ведь это состояние необходимо нам каждый день. И не только для работы. Вдохновлённый человек способен на большие и прекрасные поступки, он пробуждает добрые чувства в окружающих, с ним легко и радостно находиться рядом. Разные люди ищут вдохновение по-разному. Кто-то находит его в природе, кто-то в хорошей литературе, кто-то в общении. Кто-то — и в чём-то ином. А мне вспоминается очень известная молитва, которая, кажется, призвана помочь в поиске вдохновения и Божьего благословения. Начинается она словами «Царю Небесный». Давайте поразмышляем над текстом этой молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского Женского монастыря.
Молитвословие это обращено к третьему Лицу Святой Троицы, Святому Духу. Когда и при каких обстоятельствах молитва вошла в церковный устав — неизвестно. Изначально она исполнялась на вечерней службе Праздника Святой Троицы. Но затем распространилась так широко, что её стали читать не только в храмах, но и повсюду для призывания Святого Духа в помощь в начинаемом деле.
Первая часть молитвы в переводе на русский язык звучит так: «Царь Небесный, Утеши́тель, Дух Истины, везде присутствующий и всё наполняющий Собою, Сокровище благ и Податель Жизни». А вот как первый фрагмент молитвы звучит на церковнославянском языке: «Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стины, и́же везде́ сый, и вся исполня́яй, сокро́вище Благи́х и жи́зни пода́телю»
Русский текст второго фрагмента молитвы «Царю Небесный» звучит так: «Приди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши». Вот как эта строчка звучит на церковнославянском языке: «Прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша».
В своей работе я замечала: бывают моменты, когда не идёт дело, не получается... Вспоминаю: помолиться забыла... И чем бы мы ни занимались, учёбой ли, физическим или умственным трудом, обычными домашними делами — с молитвой и помощью Божией любое доброе дело получается складно, радостно, вдохновенно!
Давайте послушаем молитву «Царю Небесный» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Липецк. Рождественский собор

Фото: Alex 0101 / Unsplash
В центре Липецка есть старинный район Малые Студёнки Липские. Именно отсюда началось развитие города в семнадцатом веке, когда здешние земли стали частью Белгородской засечной черты. Так называлась линия обороны южных рубежей России. Одним из первых зданий в Студёнках была деревянная церковь Рождества Христова. В конце восемнадцатого столетия горожане решили возвести на смену маленькому храму каменный собор. Слобода к этому времени разрослась и получила статус города с названием Липецк. Строительство храма завершилось в 1803 году, но освятить его не успели. В городе случился страшный пожар, в котором здание серьёзно пострадало. Потребовалось ещё несколько лет, чтобы придать соборной церкви должное благолепие. В 1807 году в её центральном Рождественском приделе состоялось первое богослужение. Спустя двадцать восемь лет к храму пристроили пятиярусную шестидесятиметровую колокольню. С основным помещением её соединила просторная трапезная. В ней разместились ещё два алтаря — в честь Смоленской иконы Божией Матери и Воздвижения Креста Господня. Величественный облик собора стал визитной карточкой Липецка. Символом города церковь оставалась даже будучи музеем в советское время. С 1991 года под сводами Рождественского храма вновь совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
Псалом 102. Богослужебные чтения

Самая сильная молитва, какая она? И сложно ли ей научиться? Ответ на этот важный для нашей духовной жизни вопрос находим в 102-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 102.
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5 насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
16 Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
Основная тема только что прозвучавшего псалма — это благодарность. Именно её подразумевает слово «благослови». И начинается, и заканчивается псалом одним и тем же выражением — «благослови, душе моя, Господа». За что же именно псалмопевец благодарит Бога? За самые простые и, казалось бы, обыденные вещи.
За то, что несмотря на грехи и беззакония, Господь устраивал его жизнь; за то, что сохранил от смертельных недугов; за то, что исполнил все желания его сердца; за то, что хранил от врагов; за то, что поддерживал физически и морально; за то, что обновлял духовно.
Наблюдая за тем, как внимательно и заботливо Бог действует в его жизни, псалмопевец замечает, что подобным образом Господь промышляет о всяком Своем творении, о всяком живом существе, и о человеке, и об ангеле. Вся вселенная наполнена Его благодеяниями. И это также становится поводом для благодарности, к которой псалмопевец присоединяет восхищение мудростью Творца и благоговение перед Его величием и всемогуществом.
Детский восторг, ощущение простора и широты жизни — вот настроения, которым пропитано это песнопение. А потому очень примечательно, что это творение человека, который находится на склоне своих лет. Его автор — сам царь Давид. Учёные считают, что он создал этот псалом в самом конце своей жизни. Псалмопевец оглядывается назад, видит всё то, что Господь сделал для него, и благодарит Его за каждый прожитый день. А судьба у Давида была непростая. И дни были очень тяжёлые. Да и в том момент, когда он пишет эти строки, не всё в порядке в его царстве. Из Священного Писания мы знаем, что до самой его смерти придворные за его спиной плели интриги.
Откуда же такая свежесть сил и такой подъём духа у автора псалма? Ответ даёт сам псалом. Давид непрестанно благодарит. Он понуждает себя говорить Богу «спасибо» даже на смертном одре, даже в самых непростых условиях, и за плохое, и за хорошее, и за великое, и за незначительное. И эта молитва творит чудеса. Дух Давида бодр, как в юности. В его сердце живёт надежда, как в сердце молодого человека. И уходит он в мир иной, несломленный врагами и обстоятельствами, исполненный веры в Бога и доверия Его миру.
Неслучайно этот псалом читают во время Шестопсалмия в самом начале утреннего богослужения. Ведь если мы хотим прожить день ладно, размеренно и насыщенно, необходимо установить самую тесную связь с Тем, Кто является источником этой ладности, мерности и полноты. И лучший способ это сделать — начать благодарить Бога. Благодарить абсолютно за всё. Тот, кто приучает себя к этой непростой работе, со временем обнаруживает, что Господь живёт не где-то на далёких небесах. Но Он здесь и сейчас, рядом с нами, присутствует в этой жизни, которая вся наполнена Его славой.