
Фото: PxHere
Святых, которые возвещали людям волю Бога и по внушению Святого Духа предсказывали будущее, называют пророками. Их особый дар на все времена остается загадкой, которую по-своему пытаются разгадать писатели и поэты.
Сегодня мы говорим о святом пророке Илье и романе Паоло Коэльо «Пятая гора».
Место действия — Израильское царство и древнее государство Финикия (на территории современного Ливана)
Время действия — IX век до Рождества Христова.
Героем романа известного бразильского писателя Паоло Коэльо «Пятая гора» является ветхозаветный пророк Илия.
Имя «Илия» означает «крепость Господня». Илия от рождения был предназначен для пророческого служения.
Илия с детства разговаривал с ангелами. И пришла пора, когда родители отвели сына израильскому первосвященнику, а тот, подробно расспросив мальчика, объявил его пророком, «человеком духа», который воспламеняется, услышав Божий глас.
Пророк Илия жил во времена, когда Израильским царством правил царь Ахав, взявший в жены чужестранку, царевну Иезавель. Она хотела, чтобы подданные Ахава поклонялись не Господу, а языческому божеству Ваалу. Израильтян заставляли приносить жертвы Ваалу, а несогласных казнили.
В романе Коэльо Илия зарабатывает себе на жизнь плотницком ремеслом. Однажды, находясь в своей мастерской, он услышал божественный призыв — вот как это было...
Свет вдруг померк, и вокруг Илии замерцали мириады белых искр ... Одна из этих искорок засверкала очень ярко, и внезапно неведомо откуда, и как бы разом отовсюду прозвучало:
«И сказал Илия, из жителей Галаадских Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по Моему слову...»
А следующее мгновение всё стало как прежде: плотницкая мастерская, предвечерний свет, голоса игравших на улице детей...
Пророк Илия бесстрашно явился к царю Ахаву и возвестил, что в Израиле три года не выпадет ни капли дождя, наступят засуха и голод — если народ не перестанет неверием гневить Бога.
Пророк Илия бесстрашно обличал царя, его супругу и отступивших от веры израильтян, чем привел в ярость царицу Иезавель.
От гнева Иезавели пророку Илии пришлось бежать из родных мест, долго голодать и скитаться, пережить войны. Но Господь чудесным образом сохранил ему жизнь.
В Библии говорится о том, что во времена пророка Илии шла война израильтян с сирийским царем Бенгададом Вторым.
В романе Коэльо на некий город Абкар в Финикии, где жил пророк Илия, нападают ассирийцы, и не оставляют от него камня на камне.
По замыслу автора, пророк Илия собирает всех оставшихся в живых жителей Абкара и под его руководством они вместе восстанавливают разрушенный город.
Илия собрал всех жителей на площади, почти полностью очищенной от мусора и обломков. Зажгли факелы, и он начал говорить...
— Случаются страшные беды. Мы можем понять их причины, винить других, воображать, как сложилась бы наша жизнь, не будь этой беды. Но всё это бессмысленно: беда уже грянула, тут уже ничего не поделаешь. Ничего, кроме одного — надо позабыть страх, оставшийся в душе и начать возрождение...
Паоло Коэльо вкладывает в уста ветхозаветного пророка вполне современные речи. Как известно, бразильский писатель — известный фантазёр, в его романе «Пятая гора» немало выдумки.
Но кто-то из этой книги, может быть, впервые откроет для себя, что жил в древние времена такой непохожий на других человек — пророк Илия. А если захочет узнать о нем больше — значит, самое время обратиться к первоисточнику и взять в руки Библию.
Все выпуски программы Прообразы
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема