
Фото: PxHere
Святых, которые возвещали людям волю Бога и по внушению Святого Духа предсказывали будущее, называют пророками. Их особый дар на все времена остается загадкой, которую по-своему пытаются разгадать писатели и поэты.
Сегодня мы говорим о святом пророке Илье и романе Паоло Коэльо «Пятая гора».
Место действия — Израильское царство и древнее государство Финикия (на территории современного Ливана)
Время действия — IX век до Рождества Христова.
Героем романа известного бразильского писателя Паоло Коэльо «Пятая гора» является ветхозаветный пророк Илия.
Имя «Илия» означает «крепость Господня». Илия от рождения был предназначен для пророческого служения.
Илия с детства разговаривал с ангелами. И пришла пора, когда родители отвели сына израильскому первосвященнику, а тот, подробно расспросив мальчика, объявил его пророком, «человеком духа», который воспламеняется, услышав Божий глас.
Пророк Илия жил во времена, когда Израильским царством правил царь Ахав, взявший в жены чужестранку, царевну Иезавель. Она хотела, чтобы подданные Ахава поклонялись не Господу, а языческому божеству Ваалу. Израильтян заставляли приносить жертвы Ваалу, а несогласных казнили.
В романе Коэльо Илия зарабатывает себе на жизнь плотницком ремеслом. Однажды, находясь в своей мастерской, он услышал божественный призыв — вот как это было...
Свет вдруг померк, и вокруг Илии замерцали мириады белых искр ... Одна из этих искорок засверкала очень ярко, и внезапно неведомо откуда, и как бы разом отовсюду прозвучало:
«И сказал Илия, из жителей Галаадских Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по Моему слову...»
А следующее мгновение всё стало как прежде: плотницкая мастерская, предвечерний свет, голоса игравших на улице детей...
Пророк Илия бесстрашно явился к царю Ахаву и возвестил, что в Израиле три года не выпадет ни капли дождя, наступят засуха и голод — если народ не перестанет неверием гневить Бога.
Пророк Илия бесстрашно обличал царя, его супругу и отступивших от веры израильтян, чем привел в ярость царицу Иезавель.
От гнева Иезавели пророку Илии пришлось бежать из родных мест, долго голодать и скитаться, пережить войны. Но Господь чудесным образом сохранил ему жизнь.
В Библии говорится о том, что во времена пророка Илии шла война израильтян с сирийским царем Бенгададом Вторым.
В романе Коэльо на некий город Абкар в Финикии, где жил пророк Илия, нападают ассирийцы, и не оставляют от него камня на камне.
По замыслу автора, пророк Илия собирает всех оставшихся в живых жителей Абкара и под его руководством они вместе восстанавливают разрушенный город.
Илия собрал всех жителей на площади, почти полностью очищенной от мусора и обломков. Зажгли факелы, и он начал говорить...
— Случаются страшные беды. Мы можем понять их причины, винить других, воображать, как сложилась бы наша жизнь, не будь этой беды. Но всё это бессмысленно: беда уже грянула, тут уже ничего не поделаешь. Ничего, кроме одного — надо позабыть страх, оставшийся в душе и начать возрождение...
Паоло Коэльо вкладывает в уста ветхозаветного пророка вполне современные речи. Как известно, бразильский писатель — известный фантазёр, в его романе «Пятая гора» немало выдумки.
Но кто-то из этой книги, может быть, впервые откроет для себя, что жил в древние времена такой непохожий на других человек — пророк Илия. А если захочет узнать о нем больше — значит, самое время обратиться к первоисточнику и взять в руки Библию.
Все выпуски программы Прообразы
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение