
Сергей Комаров
«Идите, научите все народы» — повелел Христос Церкви.
Евангелие должно быть проповедано «во всех народах». Кем проповедано? — Церковью. То есть нами. Церковь — это не только духовенство, но все мы.
А проповедь — это слово о Боге. «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?». «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» — пишет апостол Павел.
Часто встречается такое мнение: не надо никому ничего говорить, надо проповедовать самой жизнью. Дескать, если будешь жить по-христиански, люди проникнутся твоим примером и придут в Церковь.
Я и сам когда-то так думал, но со временем понял недостаточность, а потому и ложность этого тезиса для нашего времени.
То, что христианину надо жить по-христиански, очевидно. Заповеди Божии надо исполнять не только проповеднику, но и любому верующему. Исполнение заповедей — это христианская норма. И — да, в какой-то мере праведная жизнь есть проповедь.
Но христианство — религия Логоса, религия Слова. Наш Бог — проповедник. И Он дал Церкви заповедь: проповедовать Евангелие словом! Без словесной проповеди христианства нет. Христос постоянно говорил с людьми.
Действительно, в житиях святых бывало так, что подвижники обращали в христианство одним своим видом. Но можем ли мы перенести этот принцип на нас?
Думаю, никто из нас не достиг такого уровня святости, чтобы так обращать людей в Православие.
Никого сегодня не занимает, как живет его сосед или коллега по работе. Люди обособленны, занимаются только собой. Общинного быта, в котором люди живут, как в некой большой семье, давно у нас нет.
Любой культурный человек сегодня умеет быть «хорошим». Сколько было историй, когда ловили опасных маньяков, и оказывалось, что на работе, на виду у всех они прекрасные, чудеснейшие люди.
Вот работал я недавно в одном светском офисе. Там все люди хорошие и порядочные. А чтобы понять, кто христианин а кто нет — надо об этом ПОГОВОРИТЬ. И, чтобы заинтересовать кого-то чем-то, надо ПОГОВОРИТЬ.
Двигает людьми слово. И оно должно быть произнесено. Кем? Нами, церковными людьми. Пока не прозвучит слово веры, никто с места не сдвинется.
А пока у нас выходит так, что постоянно упоминаемая модель «проповедуй жизнью» превращается в оправдание нашей лени и равнодушия. Мы и не живем подлинно по-христиански, и никому ничего о вере не говорим.
Жить надо по-христиански, да. Но находить время, случай, такт сказать слово о вере! Этого ждет от нас Господь.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема