Москва - 100,9 FM

«Профориентирование для детей из детских домов». Светлый вечер с Анной Чупраковой и Анной Малярчук (02.10.2017)

* Поделиться

У нас в гостях были директор фонда «Бюро добрых дел» Анна Чупракова, PR-директор фонда Анна Малярчук.

Мы говорили о поддержке детей в детских домах и о том, как можно помочь таким детям выбрать профессию и найти свой путь в жизни.

 

 


Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера», здесь с вами в студии Лиза Горская и у нас в гостях фонд «Бюро добрых дел», президент фонда Анна Чупракова и Анна Молярчук, PR- директор, вы у нас не первый раз, в прошлый раз мы говорили о концерте благотворительном в саду «Эрмитаж» с участием звезд, группы Би-2 и так далее. Как прошел?

А. Молярчук

— Здравствуйте!

А. Чупракова

— Здравствуйте! Спасибо, что пригласили снова, сейчас вам все расскажем.

А. Молярчук

— Ну, на самом деле, мероприятие получилось, не знаю, подходящие ли слово для эфира, «бомбическое», по-другому и не скажешь..

Л. Горская

— сейчас очень модное слово, не знаю, насколько эфирное, мы уточним…

А. Молярчук

— сначала нам было, конечно, достаточно страшно, потому что погода и вообще все лето было дождливым, и в этот день мы боялись, что людей пугает именно дождь и плохая погода, но люди пришли, они с нами вместе веселились и праздновали 5-летие фонда под дождем сначала, потом погода тоже.. дождь прошел, выглянуло солнышко, и вообще все стало замечательно, все было очень весело, получился такой мини-фестиваль, камерный, но достаточно уютный, и мы получили огромное количество положительных отзывов, и нам это было очень приятно, потому что мы все-таки несем добро и радость и нашим подопечным, и всему миру, так скажем, этим мероприятием.

Л. Горская

— Но была цель ваша благотворительная достигнута?

А. Чупракова

— Да, ну, во-первых, мы благодарим всех актеров и всех музыкантов, которые выступали на концерте, это были и группа «Би-2», Антон Беляев с группой, Антон Лаврентьев, и также выступали наши подопечные, девочки из православного приюта «Покров» подмосковного приезжали, и весь концерт был посвящен не просто 5-летию фонда, он был посвящен сбору средств на нашу совершенно новую программу, «Центр профориентации», но после этого концерта произошло еще одно очень приятное для нас событие, очень почетное, мы выиграли президентский грант на эту же программу, и теперь можем запускать ее, точнее, мы уже запустили ее в начале сентября в расширенном варианте. Мы, конечно, благодарим всех наших зрителей, кто пришел, поддержал нас, сделал возможным запуск программы, и также доверие фонда Президентских грантов, которые оценили нашу заявку и вот с этого сентября мы запускаем «Центр профориентации» для воспитанников детских домов, для подростков, и эта программа будет постоянной и расширяться от одного детского дома к другому. А все это мы делаем для того, чтобы, то есть, идея сначала родилась… Наша глобальная цель — сделать так, чтобы все дети жили в семьях, чтобы у нас в стране не было детских домов. И если всех детей раздать по семьям сейчас, эта проблема, к сожалению, не решиться, потому что могут снова появляться те дети, от которых отказались вновь, то есть, позаботиться о тех детях, которые уже живут в детском доме нужно обязательно, но этого мало. Также нужно сделать так, чтобы не было таких случаев, чтобы от детей отказывались, и, к сожалению, очень часто именно выпускники детских домов повторяют судьбу своих родителей. И «Центр профориентации», наша новая программа, нацелена на то, чтобы дети реализовали себя не только в семье, но и профессионально, и не попали в эту распространенную группу риска выпускников детских домов, которые, к сожалению, не устраиваются в жизни.

Л. Горская

— Когда мы говорили в прошлый раз о том, что это — комплексная проблема, вообще проблема детских домов и вот этого замкнутого порочного круга…

А. Чупракова

— Совершенно верно!

Л. Горская

— То и решать ее тоже нужно комплексно, то есть, во-первых, должна быть работа, направленная на то, чтобы меньше было отказников изначально, то есть, поддерживать матерей-одиночек, малоимущих родителей, родителей особенных детей, вести работу в детских домах, чтобы детей оттуда забирали, чтобы они формировались как личность, не упускали, вот у них же самый важный возраст, когда они формируются, и если ими не заниматься, они не получают поддержки, то они могут быть потеряны для общества в определенный момент безвозвратно, во всяком случае, их будет гораздо сложнее социализировать, и давайте напомним нашим радиослушателям, «Центр профориентации»… Тем более, мы не обо всем еще поговорили, теперь он у вас расширенный, какие там есть направления, и что удалось расширить за счет президентского гранта?

А. Чупракова

— «Центр профориентации» — это комплексная работа с детьми, начиная с 7 класса для того, чтобы дети определились с тем, какое у них профессиональное призвание и, самое главное, поступили в оптимальное для себя учебное заведение. Потому что многие дети не знают, куда идти учиться, или имеют иной раз завышенные желания, или заниженные.

Л. Горская

— Это как — завышенные?

А. Чупракова

— Например, у нас была девочка, которая пока не может даже ЕГЭ сдать, и она убеждена, что она сможет в этом году поступать на врача, то есть, не совсем верно оценивает свои возможности, не понимает, какой ей еще надо путь пройти для того, чтобы осуществить свое желание. Если говорить о заниженных желаниях, то есть такой набор профессий, которые дети выбирают не потому, что они этого хотят, а потому что детский дом работает с ближайшими учебными заведениями и все одним потоком идут на поваров, парикмахеров и такого плана специальности, которые сами по себе не являются плохими, но они подходят далеко не каждому ребенку. И совсем недавно мы столкнулись также с ситуациями, узнали, что не все директора, руководство учебных учреждений хотят видеть в рядах своих студентов выпускников детских домов. Это определенная дискриминация этих детей.

Л. Горская

— А почему? Потому что — стереотип, что они какие-то недобросовестные?

А. Чупракова

— Да, здесь работает именно тот самый стереотип, что с ними могут быть проблемы, что у них качество самого школьного образования ниже, чем у детей семейных.

Л. Горская

— Это зачастую правда так.

А. Чупракова

— Это зачастую правда, но, конечно, у этих же детей должны быть те же шансы, что и у детей семейных, и если, например, качество образования ребенка страдает, то ему нужно постараться помочь, но не… Они же не объясняют даже почему, они просто говорят, что «мы не готовы принять этих детей».

Л. Горская

— А это вообще законно — так отказывать?

А. Чупракова

— Конечно, это — незаконно. Но, как правило, когда раньше, до того как мы уже начали с детьми работать, раньше этим вопросом частично занимались воспитатели, руководство детских домов, они старались пристроить своих детей в лучшие учебные заведения, если у них на это времени хватает, и если им в ответ поступает такое нежелание брать ребенка, они понимают, что они могут с одной стороны побороться за то, чтобы его все-таки взяли, но стоит ли ребенку учиться в том заведении, где его видеть не хотят? Это не мой аргумент, это как нам рассказывали руководители детских домов, их мнение личное.

Л. Горская

— Но если не хотели брать, найдут повод и отчислить, с одной стороны…

А. Чупракова

— Совершенно верно!

Л. Горская

— Но может и по-другому ситуация развиться.

А. Молярчук

— Ну мы не можем предполагать, но вот по статистике, к сожалению, Анна озвучила, вот так происходит у нас.

Л. Горская

— Всегда?

А. Чупракова

— Не всегда, но в некоторых случаях, вот, есть учебное заведение конкретное, ребенок хочет стать, допустим, ветеринаром, не кем-то другим, не поваром, не парикмахером, куда идут все, а вот ветеринаром. Конечно, ему надо помочь, если у него есть абсолютно четкое желание, кем он хочет быть в жизни. И если встречаются такие препятствия, что его не хотят брать в это учебное заведение, то либо нужно нам всем вместе ломать этот стереотип и действительно качественно готовить этих детей, социализировать и подтягивать их по школьной программе, либо искать другое аналогичное учебное заведение, например, по той же самой ветеринарии, чтобы ребенок все-таки поступил туда, откуда он выпустится специалистом.

Л. Горская

— Кстати, немножко отвлеченный вопрос: вот, допустим, он поступил туда, где он будет специалистом, поступил хоть куда-то после детского дома, а где он жить будет? Откуда он будет ходить на эту учебу? Ведь на первом курсе общежитие не положено, насколько мне известно.

А. Чупракова

— Воспитанники детских домов всегда получают место в общежитии, если они есть в наличии. Вот тоже это — еще одна проблема, что бывает иногда, что просто нет в наличии мест, а ребенку по каким-то причинам не положено жилье, допустим, он прописан у своих родственников, а родственников там 50 человек живет в одной квартире и нет просто физической возможности ему туда заселиться, и он может выбрать учебное заведение и заселиться в общежитие, если там есть свободные места. Вот у нас был такой случай, когда наши выпускницы, 3 девочки, хотели пойти учиться на медсестер, и в их городе, небольшой город на Волге, не было мест в общежитии в том училище единственном, и они в итоге пошли кто куда, но совсем не туда, куда они хотели. А при подключении нашей программы, мы как раз решаем эту проблему, что если девочка или мальчик хочет поступить в определенное учебное заведение, а там нет мест в общежитии, то мы ему стараемся найти альтернативный вариант либо решить эту проблему. То есть, у нас есть психологи, которые работают с каждым ребенком, чтобы он определился с выбором профессии, замотивировать его, подготовить его к будущим собеседованиям, написанию резюме и так далее, у нас есть социальный работник, который как раз решает эти проблемы, связанные с общением с директорами учебных заведений, с общежитиями, проживаниями детей, и также с теми сложностями, с которыми дети столкнутся после.. Да, мы их счастливым образом пристроили в оптимальное учебное заведение, а потом они уже должны, грубо говоря, сами решить свою судьбу, но мы все, когда были студентами, нам все равно так или иначе помогали родители, и эта помощь нужна, поэтому наши социальные работники будут помогать детям решать мелкие бытовые проблемы, юридические, все вопросами, с которыми они могут столкнуться.

Л. Горская

— Напоминаю: в гостях у радио «Вера» сегодня «Бюро добрых дел». Анна, мы вот говорим о том, что вы пытаетесь… Центр профориентации помогает детям из детских домов поступить в ВУЗы или в какие-то учебные заведения среднего образования не по инерции, а именно в те, которые они хотят. Т.е. если ребенок хочет стать ветеринаром, пускай на ветеринара учится, если врачом — помочь ему стать врачом. А вообще: какой процент выпускников детского дома примерно определились и вообще имеют какие-то желания? Вы понимаете, о чем я? Потому что это — вообще в целом, мне кажется, для подростков — проблема понять, чего они хотят в жизни, не важно, где они: в семье или в детском доме. А вот именно в детских домах они быстрее определяются или хуже, чем дети в семьях?

А. Чупракова

— Вы, на самом деле, очень важный вопрос подняли. Вот сейчас, когда мы рассказываем о нашей новой программе многие люди говорят: вот здорово было бы также и нашим, семейным детям пройти такой курс и определиться с профессией, потому что действительно, подростки сейчас не понимают, у нас такая среда, в которой нам всем либо обещают, что нужно быть звездами, никак не меньше…

А. Молярчук

— Мы хотели еще космонавтами быть, а сейчас все звездами хотят быть, моделями, блогерами, актерами..

А. Чупракова

— Тем более, воспитанники детских домов, не имея, как правило, значимого взрослого, или двух значимых взрослых, как в классическом варианте, еще хуже себе представляют, кем они хотят быть. Многие дети в принципе об этом не задумываются, т.е. 10-20% наших старших детей представляют, кем они хотят стать и твердо решили, что они будут идти по этому пути, остальная масса детей не представляют и больше того, думать на эту тему пока не планируют, т.е. живут по инерции.

Л. Горская

— А в обществе в целом — такой процент или больше, все-таки, подростков определяется, нет у вас такой статистики? Мне интересно по-человечески.

А. Чупракова

— Тот центр проф. диагностики, с которым мы работаем, «Профилум», они говорят, что — да, сейчас это проблема и с детьми семейными, тоже 20-30% детей представляют, все остальные просто не ведают…

Л. Горская

— В 2-3 раза больше, чем в детских домах. Интересно! Это — проблема именно нашего времени, или она всегда была?

А. Молярчук

— Я думаю, что это проблема именно нашего времени, мне кажется, что раньше все-таки было немножко по-другому.

А. Чупракова

— Семейственность была какая-то определенная…

А. Молярчук

— Были, наверное, такие установки, что нужно осознавать себя в этой жизни и понимать, кем ты хочешь дальше быть. А сейчас это все, мне кажется, размыто, опять же, наверное, из-за семейственности, отсутствия, как мы в прошлый раз уже говорили, института семьи, как такового.

Л. Горская

— Я не думаю, что сейчас институт семьи более слаб, чем во времена нашего с вами детства. Все-таки он не деградировал с тех пор. Он деградировал раньше, когда нас с вами еще не было, он разрушался.

А. Молярчук

— Ну я бы так не сказала, потому что даже отклики какие-то через наши соц. сети поступают, и когда мы рассказываем о наших программах, люди, которые нам пытаются помочь или просто следят за нашим фондом, за деятельностью нашего фонда, они так говорят, «жалко, что эти программы не вводятся просто в школах».

Л. Горская

— Вот! Мне кажется, что это связано с тем, что школа ослабла, потому что раньше не то, чтобы семья… Мне не кажется, что в советское время семья очень много давала ребенку, это — если повезет, но очень много давала школа именно базовых каких-то установок, и люди на откуп школе собственно свое чадо отдавали, и там ему рассказывали, что надо — то, надо — то, что такое «хорошо», что такое «плохо»…

А. Молярчук

— Ну, возможно, Вы правы.

Л. Горская

— Потому что мне кажется, что семьи — наоборот, укрепляются, если взять ситуацию 50-40-летней давности… Хотя тут, конечно, нужно со специалистом разговаривать…

А. Чупракова

— А Вы знаете, сколько сейчас разводов! Даже та статистика, которую мы имеем по выпускникам детских домов, в 90% случаях брак распадается на первом году его существования, т.е. дети просто не справляются с семейной жизнью, не справляются с отношениями, потому что они к ним, к сожалению, не готовы. Именно это все как раз и ведет к тому, что потом появляются те детки, от которых, к сожалению, эти же выпускники детских домов отказываются. А если говорить об обществе в целом, то о том, как сейчас люди выбирают профессиональное призвание, то у нас сейчас сформировались уже определенные тоже стереотипы, особенно, в больших городах, что есть престижные профессии, есть не очень престижные профессии, есть такие области, которые среди молодежи считаются более интересными, и я сама когда-то прошла этот путь. Когда я была выпускницей школы, было очень модно идти на юристов, и вот я действительно чуть не пошла в юриспруденцию, хотя это совершенно не… Потому что у меня многие одноклассники собирались, и все родители нам говорили, что — да, замечательно!

Л. Горская

— Ну вот у меня тоже абсолютно такая же картина, я, правда, пошла учиться на юриста, но я полгода отучилась, поняла, что — нет, я сама выберу свой путь и ушла в журналистику. Учиться на журналиста и связи с общественностью.

А. Молярчук

— Т.е. Вы — один из немногих журналистов, который именно учился на журналиста!

Л. Горская

— Да-да-да!

А. Молярчук

— Многие учились на экономиста, на историка…

А. Чупракова

— Кстати, если сейчас нас слушают родители, мы хотим всем порекомендовать такой сайт центра «Профилум», с которым мы работаем, на котором можно совершенно бесплатно пройти проф. диагностику ребенку, но лучше, если это будет подросток…

Л. Горская

— А взрослым можно?

А. Чупракова

— Знаете, это — интересно, я сама прошла, мне так понравилось! Особенно, тем взрослым, которые, если вдруг еще не определились с тем, куда же им…

Л. Горская

— Я вот с детства врачом мечтала стать, меня отговорила мама, сказав, что «Лиз, ну ты не сможешь пойти в анатомичку, ты же так переживаешь из-за всего!». И я не пошла даже пробовать, и до сих пор переживаю, потому что впоследствии обнаружила в себе способность спокойно сделать укол кому-то вообще, ни одна мышца не дергается в этот момент. Пройду — обнаружится, что надо было быть врачом. Как жить дальше — вообще будет непонятно.

А. Молярчук

— Наверное, многие родители, потому что все-таки это — чадо, и они считают, что, наверное, они лучше знают, кем быть их ребенку. А мне, на самом деле, кажется, что лучше говорить: ну ты хочешь — иди попробуй.

Л. Горская

— Ну это — проблема, на самом деле — проблема. И я столько сталкивалась с людьми, которые, вроде бы, реализовались в своей какой-то сфере, но они несчастны, потому что эта сфера… Они хотели другого. Я даже знаю олимпийскую чемпионку неоднократную, которая хотела заниматься не спортом, а рисованием, и она страдает без этого рисования, на которое не остается времени, на живопись, из-за тренировок постоянных. Хотя, казалось бы, ты — олимпийская чемпионка, вот живи и радуйся, вот тебе Х6 подарили!

А. Молярчук

— Ну а вот что говорить о детях, которые воспитывались в детских домах, потому что некому поддержать, некому направить, и, если родитель может хоть как-то поддержать и направить, то там, повторюсь, это некому сделать.

А. Чупракова

— У нас у каждого ребенка в рамках программы «Центр профориентации» есть свой личный наставник, т.е. это — психолог, мальчикам мы стараемся дать психолога — мужчину, потому что, во-первых, им очень не хватает общения с мужчинами, они живут все в таком «женском царстве», в большинстве детских домов, приютов, интернатов, коллектив воспитателей, руководителей — это женщины, и каждый раз, когда мы приглашаем на наши вебинары, обучающие программы мужчин, дети все слушают мужчин, открыв рот, и мальчики, и девочки, потому что им действительно очень не хватает общения с мужчинами. Есть дети малыши, которые живут в домах ребенка до 3 лет, до 4 лет, некоторые из них даже пугаются мужчин, когда их видят, потому что они ни разу не видели мужчину, такое бывает. И у каждого нашего воспитанника, который учится в рамках программы «Центр профориентации» есть свой наставник, у мальчиков, как правило, мальчик, у девочек — женщина, с которыми они проходят то самое тестирование, Вы сказали о том, что если Вам бы сказали, что Вы должны были врачом быть, вот бы Вы расстроились. На самом деле, тестирование показывает не один вариант, а несколько, это — очень удобно. Дальше уже специалисты помогают ребенку определиться, куда же лучше, а самое главное — его замотивировать, что все получится, но при этом ему самому нужно прилагать усилие, чтобы учиться и поступить. Т.е. это — такая работа не менее одного года с каждым ребенком для того, чтобы его подготовить к поступлению в учебное заведение.

А. Молярчук

— Потому что дети не верят в себя, помимо всего прочего, многие.

Л. Горская

— И не приучены к труду, наверное?

А. Молярчук

— И не приучены к труду, совершенно верно.

Л. Горская

— «Светлы вечер» в эфире радио «Вера», здесь с вами в студии Лиза Горская и фонда «Бюро добрых дел», его президент Анна Чупракова и PR-директор Анна Молярчук, оставайтесь с нами, мы вернемся через минуту.

Л. Горская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами в студии Лиза Горская, у нас в гостях президент фонда «Бюро добрых дел» Анна Чупракова, и PR-директор фонда, Анна Молярчук. Вот я все хочу перейти к планам, но мне интересно про профориентацию, все-таки запустился проект, я так поняла, в сентябре, слава Богу, президентский грант, помощь благотворителей, благотворительный концерт в саду «Эрмитаж». Что конкретно запустилось сейчас? Что уже есть? Сколько детишек? Какие программы?

А. Чупракова

— Сейчас программа запустилась в Саратовской области в трех учреждениях и с сентября следующего года мы запускаем ее в Астраханской области. У нас больше всего детских домов из всех наших регионов находится в Костромской, Астраханской и Саратовской области.

Л. Горская

— А Саратовская, по-моему, одна из самых неблагоприятных по преступности подростковой и так далее..

А. Чупракова

— Да, и больше того, у нас, в основном, все учреждения находятся в Вольском районе, города Вольск Саратовской области, и там на редкость большая концентрация сиротских учреждений, там же как раз высокие показатели по преступности, алкоголизму, то есть, такой, к сожалению, достаточно асоциальный район, куда дети еще выпускаясь, попадают в эту среду, в которой им еще сложнее адаптироваться.

Л. Горская

— Кстати, по поводу Саратова, я знаю, что люди из Саратова, когда приезжают в Москву, они очень дружные все, они помнят, что они из Саратова, они знают друг друга, кто из Саратова, и среди них очень много влиятельных людей, вот если они вдруг нас слушают сейчас, влиятельные люди родом из Саратова, вот в чем вам там нужна помощь на местности?

А. Чупракова

— Вы, на самом деле, очень важный вопрос подняли, у нас есть такая возможность, у нашего фонда, может быть, и не у нашего, что все ресурсы, которые мы имеем, финансовые, волонтеры и все-все-все мы собираем в Москве, и затем работаем в регионах.

Л. Горская

— Ну это много кому так приходится, к сожалению.

А. Чупракова

— Да, и с одной стороны, это — логично, учитывая то, что, увы, у нас государство очень центрировано в одну точку, в Московский регион, но с другой стороны, правильнее, если люди помогают там, где они живут. То есть сажают деревья, где они живут, помогают детям-отказникам там, где они живут, больницам, тем детям и взрослым, которые болеют. И мы были бы очень рады получать помощь из Саратовского региона, но получаем ее совсем немного. И помощь нужна самая разная. Для того, чтобы нам сделать программу даже «Центр профориентации» и другие наши программы более качественными, конечно, нам нужны и специалисты на местах, т.е. это могут быть и те профессионалы, которые могут включиться в программу, потому что мы, помимо нашей ежедневной работы, также приглашаем коучей, психологов для проведения…

Л. Горская

— Коуч — это тренер?

А. Чупракова

— Да! …Таких отдельных сессий на определенную тему, ну, например, на целеполагание, чтобы научить детей ставить цели и достигать, то есть, тех специалистов, которые особенно специализируются в этой теме. Конечно, в Саратовском регионе у обычных людей меньше возможностей помогать финансово благотворительным фондам, чем в Москве, но, мы не устаем об этом говорить, и мы, и наши коллеги из других фондов, что помощь может быть даже очень скромной, пусть это будет 10 рублей в месяц, и для кого-то это может показаться смешным, ну что такое мои 10 рублей в месяц, но если объединяются очень много людей, то из этого может получиться очень весомый проект в конце концов, или на эти деньги можно спасти кому-то жизнь. Не нужно стесняться помогать кому-то понемногу, это, кстати, делают люди в Америке, в Канаде, в других западных странах…

Л. Горская

— У нас тоже же многие делают!

А. Чупракова

— Да! Школьники.. Не стесняются помогать небольшими суммами.

А. Молярчук

— С миру по нитке, на самом деле, это работает.

А. Чупракова

— С миру по нитке — это закон, он, действительно работает.

Л. Горская

— Значит, в Саратовской области «Центр профориентации» уже запущен, они будут там развиваться еще.

А. Чупракова

— До, но мы мечтаем охватить, конечно, и другие детские дома в этом же регионе, т.е. сейчас мы запустили в трех детских домах, и если все будет хорошо, дай Бог, в следующем году мы, возможно, возьмем еще какое-то учреждение там же, в Саратовской области.

Л. Горская

— Астраханская область.

А. Чупракова

— В следующем году мы запускаем в Астраханской области «Центр профориентации» в двух учреждениях, и тоже было бы здорово, если бы у нас появились ресурсы, чтобы охватить и не только два этих детских дома, они находятся в степи буквально. Выезжаете из Астрахани, идут сначала заводы, заводы, заводы, дорога, а потом вы едете по степи, ни одного рекламного щита, едете-едете 3 часа…

Л. Горская

— А что, признак полного отсутствия цивилизация: зачем вешать рекламные щиты там, где никто не ездит…

А. Чупракова

— Да-да, ну, это такой, знаете, для жителей мегаполиса это — такой сдвиг определенный картинки, сразу обращаешь внимание, и приезжаете в село. Там в двух селах находится один детский дом, он в двух зданиях в разных селах, Храбали и Сасыколе, мы работаем, в основном, с сельскими детскими домами, как раз именно там у детей меньше возможностей познакомиться с различными профессиями, понять, какие есть профессиональные сферы, т.е. это — наш принципиальный выбор работы с максимально удаленными учреждениями.

Л. Горская

— Сколько там детишек в этих домах?

А. Чупракова

— Чупракова Как правило, от 40 до 60, 80 — максимально.

Л. Горская

— А в саратовских?

А. Чупракова

— В одном учреждении 40, в другом сейчас около 80, в третьем порядка 40.

Л. Горская

— А всего по России?

А. Чупракова

— Всего по России больше полумиллиона детей живут без попечения родителей. Точную цифру не знает никто. Она сообщается каждый год 482 тысячи, но вот есть у работников сферы подозрение, что эта цифра все-таки занижается.

Л. Горская

— Я просто вот о чем думаю: что вы запускаете ваши центры и вы запускаете шире, чем планировали даже, у вас есть президентский грант, вот такая серьезная поддержка, и вы за 2 года охватываете не больше двух сотен детей получается, около того…

А. Чупракова

— Да!

Л. Горская

— А в целом по стране их полмиллиона. И сколько же времени вам понадобится и сколько усилий, чтобы кардинальным образом решить эту проблему. Вот в обозримом будущем, получается, она не решается.

А. Чупракова

— Да, без поддержки государства, без введения таких программ на федеральном уровне она не решается.

Л. Горская

— Я просто пытаюсь полмиллиона на двести поделить, понять, сколько лет…

А. Чупракова

— Да, многие из этих детей, конечно, особенно, маленькие дети, они, наверняка найдут свою приемную семью, или, по счастью, вернутся в свою кровную семью, если их родители, например, которые, будучи асоциальными в какой-то момент, или отказались от ребенка, или были лишены родительских прав, одумаются, и решат все-таки сами воспитывать своего ребенка. Но подростки, к сожалению, лишены этого шанса. Приемные родители очень редко выбирают подростков, как правило, это — люди, уже вырастившие своих детей, например, их детям уже 18-20 лет, у них все-все в жизни сложилось и вот они готовы взять подростка из детского дома, но эти случаи крайне редкие.

Л. Горская

— Я просто часто у наших гостей спрашиваю, вот Ира Воробьева у нас бывает, которая занимается поиском, координатор поискового отряда «Лиза Алерт», что вообще… Что бы она сделала, если бы ей все разрешили? Какие шаги надо предпринять, чтобы проблема решалась быстрее на федеральном именно уровне? В случае с «Лизой Алерт» они действительно продвинулись, и теперь у нас МЧС, например, ищет людей в лесах, чего раньше они не делали. Это, как раз то, чего Ира добивалась и добивались поисковые отряды. Вот в вашем случае: какие шаги на федеральном уровне стоило бы предпринять, чтобы облегчить вашу задачу, чтобы облегчить детям в детских домах поиск профессии, самореализацию, их социализацию, помочь им стать полноценными надежными членами общества, а не какими-то полумаргинальными, в лучшем случае?

А. Чупракова

— Я вижу здесь две задачи, которые нужно решать: это поиск все-таки приемных родителей для подростков, и здесь нужно делать социальную кампанию на уровне государства, на уровне фондов, для того, чтобы рассказывать людям о том, что это — возможно, что это нужно делать, что у многих людей есть возможность таким образом помочь детям, и вторая задача — это ведение совершенно новых методик обучения и дополнительного образования, такого, как профориентирование, например, во всех детских домах, потому что мы сталкиваемся с тем, что в регионах… Вот Вы говорили про Саратов, про то, что люди из Саратова все очень держатся друг друга очень, помнят, что они из Саратова. На самом деле, в Саратовской области, в Астраханской области, везде, где мы работаем, воспитатели, руководители детских домов, соц. педагоги — это потрясающие люди, это — очень душевные, очень самоотверженные работники этой социальной сферы, которые трудятся за такое небольшое вознаграждение, но мы сталкиваемся с тем, что работают они по методикам крайне устаревшим. Именно поэтому мы вводим такие программы, как «Центр профориентации». Для того, чтобы поделиться этой программой, а мы готовы, и я уверена, что многие фонды, которые реализуют подобные программы, готовы, нужны выделения средств бюджетов со стороны государства, чтобы поднимать квалификацию работников, возможно, их количество увеличивать, потому что их тоже не хватает, почему мы подключаемся.

Л. Горская

— Я, кстати, решила свою нехитрую задачу, у нас были цифры около 200 детей за 2 года вы подключаете к «Центрам профориентации», разделить на 2, получается 100 в год, полмиллиона детей без опеки в данный момент в стране, 5 тысяч лет вам понадобится, чтобы такое количество детей подключить к программе, если вы не начнете в геометрической прогрессии вашу деятельность развивать, 5 тысяч лет!

А. Чупракова

— Да, если это будем делать мы. Но мы здесь — скорее — голова, которая придумала эту программу, а вот рук нужно много, и они есть. Это могут быть и другие фонды, это может быть и государство.

Л. Горская

— И получается, что два ключевых шага, о которых Вы говорили, которые можно было бы предпринять прямо сразу, это какая-то кампания по изменению отношения в обществе к усыновлению, чтобы это стало престижно, чтобы это было однозначно хорошо, чтобы люди, с одной стороны, этого не боялись, с другой стороны, тоже были грамотными, понимали, что их ждет, чтобы потом не возвращать детей…

А. Чупракова

— Да, именно! Но именно, знаете, усыновление подростков. Какая сейчас ситуация с усыновлением. В основном, все хотят малышей, девочек, славянской внешности, грудные дети, естественно, в первую очередь!

Л. Горская

— Куколок таких!

А. Чупракова

— Куколок до 5 лет. На этих детей колоссальные очереди. В Московском регионе, например, те люди, которые встали на очередь в январе 2016 года, вот сейчас, в сентябре, могут усыновить грудного ребенка.

Л. Горская

— Полгода.

А. Чупракова

— Нет! Больше год! Январь 2016 года!

Л. Горская

— А! Полтора года!

А. Чупракова

— Вот такая очередь. В регионах, конечно, быстрее очередь двигается, желающих не так много, но тем не менее, очереди есть, и там на детей младше 5 лет. А подростков у нас открываешь базу всероссийскую на усыновление, http://usynovit.ru, подростков — большая часть. И эти дети, получается, заложники системы, потому что очень редко кто готов их усыновить. И, конечно, приемным родителям нужна совершенно другая подготовка. Например, в Англии есть специальные школы для приемных родителей подростков. У нас такая школа, насколько я знаю, есть только одна. Все остальные у нас такого общего профиля, просто школа приемных родителей. Плюс многие люди просто опасаются, как это так, они возьмут уже, можно сказать, почти взрослого человека в свой дом, в свою семью.. Т.е. нужно просвещать, рассказывать о том, какие здесь есть сложности, как их преодолевать, что все возможно…

Л. Горская

— И вторая важная проблема — это повышение квалификации людей, которые работают с воспитанниками детских домов, чтобы это были современные программы, чтобы все соответствовало актуальной реальности, а не позапрошлому дню. Ну и давайте, все-таки перейдем к планам. У вас 8 октября какое-то там сказочное мероприятие, что это?

А. Молярчук

— Да, 8 октября артисты, актеры театра и кино прочитают самые яркие отрывки из сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Это будут Максим Виторган, Камиль Ларин, Любовь Толкалина, Денис Косяков, Павел Деревянко, Дмитрий Мухамадеев и Кристина Бабушкина, и все собранные средства во время этого мероприятия, с продажи билетов пойдут на реализацию программ деятельности нашего фонда, поэтому приходите 8 октября.

Л. Горская

— Напоминаю, что на радио «Вера» программа «Светлый вечер», и здесь у нас в студии фонда «Бюро добрых дел», его президент Анна Чупракова и PR-директор фонда, Анна Молярчук. С вами здесь еще Лиза Горская, мы говорим о новых проектах, о планах, вот Вы сказали про благотворительный спектакль…

А. Молярчук

— Это не совсем спектакль, чтение сказок. Как оно происходит?

Л. Горская

— Алиса в стране чудес.

А. Молярчук

— Да-да. Перечисленные мною актеры выбирают роли.

Л. Горская

— Они сейчас прямо выбирают, а не в процессе?

А. Молярчук

— Распределяют, они учат заранее, и потом там нет ни декораций, нет костюмов, просто большой стол, и за ним сидят актеры, и читают сказку, естественно, интонационно, по ролям. И получается, на самом деле, потрясающе, и зрители всегда выходят с улыбками до ушей, потому что это нравится, нравится людям, потому что совершенно безумная энергетика и интересно.

Л. Горская

— Я помню, началась, по-моему, эта популярность с того, что в Москве читали «Улисса» по очереди, по ролям, монументально так подошли.

А. Молярчук

— Да, у нас еще было до этого «Сказка про Федота-стрельца», удалого молодца, как раз мы весной. Сейчас мы решили поменять немножко репертуар, если можно так сказать, и вот Алису прочитать прекрасную.

Л. Горская

— Давайте напомним слушателям, где это территориально.

А. Молярчук

— Это Лесная, метро Белорусская, а попасть можно.. Вся информация, подробности на нашем сайте бюродд.ру, там вся подробная информация.

Л. Горская

— Воскресенье, 8 октября, 4 часа дня, центр Москвы, метро Белорусская, это, считай, центр-центр, знаменитый ДК им. Зуева, пробок не будет…

А. Молярчук

— Надеемся…

Л. Горская

— Никто не может обещать…

А. Чупракова

— Чем уникальны такие чтение — тем, что они проходят всего один раз, и это не репертуарный спектакль, который идет из раза в раз и на него можно попасть, т.е. только один раз собираются актеры в таком составе и читают сказку, т.е. это — полная импровизация.. И когда это был Федот-стрелец, то у нас люди просто выкатывались из зала, читали актеры «Квартета И» в том числе, это было очень смешно, и нас просили повторить.

Л. Горская

— Они, наверное, сами актеры в ударе.

А. Чупракова

— Они сами были в восторге.

Л. Горская

— Спектакль все-таки идет по накатанной, год репетируется, потом он запускается, а вот наверное ощущение, что здесь и сейчас в первый и последний раз это произведение исполняешь, наверное, какой-то особый драйв, как у нас сейчас говорят.

А. Чупракова

— Они себе позволяют и что-то от себя вставить, и у них это очень остроумно получается.

А. Молярчук

— Импровизация, да, это очень смешно, остроумно…

Л. Горская

— А Федота-стрельца-то будете повторять, раз просили?

А. Чупракова

— Мы будем повторять.

Л. Горская

— Ну смотрите! Тоже будет у вас репертуарный!

А. Чупракова

— Особенно «Квартету И» очень подошло по их типу юмора очень подошло это произведение.

Л. Горская

— Они сами хотят тоже? Они за?

А. Чупракова

— Да!

А. Молярчук

— Да!

Л. Горская

— Я представляю! Говорите, люди выкатывались из зала, ой! Я тоже хочу! Я пойду, когда будете повторять!

А. Молярчук

— Приходите! И на Льюиса приходите, и на Федота приходите!

Л. Горская

— Алиса в воскресенье, 8 октября. Вы сказали, что средства от этого чтения «Алисы в стране чудес» 8 октября в ДК Зуева, напоминаем, что Максим Виторган там будет, и многие другие…

А. Чупракова

— Павел Деревянко, Любовь Толкалина будет…

Л. Горская

— Артисты наши любимые.. Пойдут средства на проекты фонда «Бюро добрых дел», об одном мы уже подробно поговорили, это «Центр профориентации», какие еще проекты?

А. Чупракова

— У нас в тестовом режиме запустился проект «Школа семьи» в прошедшем полугодии, сейчас мы этот проект мечтаем тиражировать тоже по всем нашим учреждениям, мы его подаем на второй конкурс президентского гранта, очень надеемся, что получим поддержку, но так или иначе мы ведем сбор средств и, в том числе, на «Алисе в стране чудес», на этот проект. Проект создан для девочек для того, чтобы восполнить недостаток материнского воспитания и подготовить старших воспитанниц детских домов к будущим отношениям с мужем, с коллегами по работе, воспитанию детей, ведению быта, т.е. всему тому, что должна и может уметь молодая женщина, но, к сожалению, выпускницы детских домов, не получая такого воспитания, тут даже речь идет не об образовании, а о воспитании, а воспитательниц, которая одна на целую группу совершенно очевидно не хватает для того, чтобы дать девочкам все эти знания и навыки — все это приводит к тому, что и случаются очень частые внебрачные беременности, которые тоже могут заканчиваться тем, что новые детишки появляются в детских домах, и тем, что браки создаются, но, чаще всего, распадаются в первый год их существования, неумение построить отношения с другими людьми, реализовать себя одновременно и в семье, и в социуме, и уже после нашего первого модуля те девочки, которые выпустились, наши коллеги в детских домах, руководители, воспитатели говорят, что выпускаются уже совершенно другие дети. Нам отрадно это слышать и мы собираемся вести эту программу, у нас она прошла в тестовом режиме в одном детском доме тоже в Саратовской области в селе Широкий Буерак…

Л. Горская

— Повезло селу Широкий Буерак! Я сейчас без иронии говорю. И вы сейчас собираетесь ее… Т.е. тест показал… прошел успешно.

А. Чупракова

— Девочкам эта программа нужна, что она им интересна, воспитатели сами говорят, можно мы тоже посидим, поучимся, им тоже самим интересно!

Л. Горская

— Вот я опять думаю, что это, может быть, проблема даже не только воспитанниц детских домов, а многих других девочек, девушек, что они тоже не подготовлены к семейной жизни, к нормальным, здоровым взаимоотношениям, из-за этого… Не только же браки выпускниц детских домов рушатся в первый год? Очень много браков рушится в первый год!

А. Молярчук

— Да! Вот опять же я говорила про соц. сети, там отклик женщин, девушек, что нам тоже не хватает таких программ.

Л. Горская

— Всем всего не хватает! Где вы еще сейчас будете запускать? Я говорю про школу…

А. Чупракова

— Про «Школу семьи»? Мы планируем запускать в Костромской, Саратовской, Астраханской области. И также в планах, конечно же, и делиться этой методикой с государством, с другими фондами и самим охватывать новые учреждения в тех же регионах.

Л. Горская

— А по какому принципу вы выбираете области? Мы говорили в прошлой программе: наиболее депрессивные, неблагоприятные условия для воспитанников детских домов или просто так сложилось?

А. Чупракова

— Конечно, сложилось все исторически: мы начинали с материальной помощи, т.е. были, действительно, те регионы, которые испытывали самые большие сложности с финансированием самых простых нужд детей, начиная с канцтоваров, одежды, заканчивая необходимостью в благоустройстве детских домов, и в первые 2 года мы занимались именно этим. Так получилось, что это были, как раз, те самые регионы, Саратовская, Костромская, Астраханская… У нас же финансирование детских домов идет не на федеральном уровне, а на уровне области, т.е. если область процветающая, как например, Московская, Ярославская, Калужская…

А. Молярчук

— Белгородская…

А. Чупракова

— Да, то все гораздо приличнее выглядит в детском доме, нежели чем в таких регионах, в которых мы, например, работаем. И плюс мы выбирали изначально сельские учреждения, максимально удаленные, и там, где дети, многие из них, бывают в большом городе, например, в Саратове, один раз в году, один раз их свозят в какой-нибудь национальный парк-заповедник. Мы стараемся вывозить их гораздо чаще и на проф. экскурсии, и на природу, поэтому, с одной стороны, это сложилось исторически, но, охватывая новые учреждения, мы хотели бы все-таки работать в таких же регионах, которые испытывают наибольшие сложности с финансированием и тоже сельскими учреждениями.

Л. Горская

— Мы поговорили о «Центрах профориентации», о «Школе семьи», какие еще проекты? Вот «Комфортное детство», например, это что?

А. Чупракова

— «Комфортное детство» — это программа, которая решает такие вопросы, чтобы детям было в чем пойти в школу, чем писать, чтобы в комнатах было все, что нужно, т.е. эта программа направлена на то, чтобы дети жили в максимально комфортных условиях. Эта такая, знаете, некая база, которая, с одной стороны, создает и государству… У нас в стране все воспитанники детских домов живут в тепле, их нормально кормят…

А. Молярчук

— Заваливают игрушками зачастую…

А. Чупракова

— Заваливают игрушками, да, это важно. У каждого ребенка должен быть теплый дом. Но гораздо важнее или дать им новую семью, если такая есть возможность, или и подготовить их ко взрослой жизни. У нас еще есть программа «Окно в мир», но частично мы говорили как раз о том, что это экскурсии, проф. экскурсии, ну и плюс «Школа семьи», «Центр профориентации» — это, действительно, уникальные для России программы, в таком виде, как реализуем их мы, их не реализует ни один фонд, а «Окно в мир» — эта программа тоже важная, это программа, направленная на то, чтобы познакомить детей с внешним миром, с тем, какие есть профессии, как работает общественный транспорт, как нужно устраиваться на работу. Также в рамках этой программы мы детям устраиваем, выбираем самых лучших, вывозим на каникулы в Москву, планируем, очень хотели бы в Крым их свозить, и, возможно, на Алтай, чтобы показать им другую природу, не обязательно каникулы в большом городе проводить. Хотя им, безусловно, интересно побывать в Москве, но вот самые уникальные для нас по приоритету наиболее важные программы фонда — это «Центр профориентации», «Школа семьи» — т.е. это именно те программы, которые способны влиять на то, как сложится жизнь ребенка. Т.е можно много их возить на каникулы, на экскурсии, это все здорово, это нужно делать обязательно, особенно для детей в сельских учреждениях, которые крайне редко где-то бывают, многие из них, приезжая в город, не понимают, как подойти к эскалатору, потому что никогда не пользовались им, или едут на лифте и говорят «О! На 17 этаж!!» — они никогда на лифте не ездили. Это все, с одной стороны, мелочи жизни, но показать им тоже это важно!

Л. Горская

— Давайте еще раз скажем о том, как можно помочь фонду, и, соответственно, если кто-то захочет поддержать какой-то конкретный проект, центр ли проф. ориентации, школу ли семьи, комфортное ли детство, окно ли в мир, т.е. как это можно сделать? Если деньгами, то как? Если не деньгами, то как?

А. Молярчук

— Как помочь? Как помочь вся информация есть, опять же, на нашем сайте «бюродд.ру», там совершенно есть разные способы помощи..

Л. Горская

— Обозначьте основные направления.

А. Чупракова

— Если Вы далеко, Вы можете всегда поддержать одну из программ фонда и перечислить посильную сумму, это можно сделать и на сайте, конечно, идеальный вариант — это подписаться на регулярное пожертвование, т.е. это — тот способ, на котором базируется благотворительность во всем мире — это регулярная прогнозируемая помощь, особенно, для таких фондов, которые как мы занимаются системными долговременными проектами. Можно стать наставником для ребенка, у нас есть программа «Переписка с детьми», шефство над ребенком, называется. Те, у кого есть желание лично в переписке общаться с ребенком, могут оказывать такую помощь. Конечно, нам нужны профессионалы.

Л. Горская

— Т.е. необязательно даже лично ездить?

А. Чупракова

— Необязательно лично ездить. Да, мы стараемся подбирать детям наставников в регионах, но, например, у москвичей не всегда есть возможность куда-то регулярно далеко ездить.

Л. Горская

— Нужны профессионалы?

А. Чупракова

— Также нам нужны профессионалы психологи, коучи, которые могут в дистанционном формате по скайпу проводить для детей, можно не регулярно, это может одна или несколько уникальных сессий на определенные темы..

Л. Горская

— Т.е. в принципе, наши радиослушатели, сейчас каждый из них может задуматься, а на какую тему он бы мог пообщаться, провести семинар дистанционно с воспитанниками детского дома в Саратовской или Архангельской области…

А. Чупракова

— Астраханской!

Л. Горская

— Астраханской, извините! Но можно и в Архангельской! (смеется) И что он может дать этим детям.

А. Чупракова

— Да, также мы ищем предприятия, компании, которые готовы принять группы наших детей на экскурсии, рассказать о том, какие есть профессии, как люди приходят, проходят какой путь на заводе, на предприятии, в офисе банка. Это может быть любое профессиональное направление. Это можно сделать один раз, но для какого-то ребенка эта поездка может стать решающей. Он приедет на пожарную станцию, и поймет, что вот его место.

Л. Горская

— Не пожарник, а пожарный!

А. Молярчук

— Также нам нужна и волонтерская помощь, потому что у нас проходят когда мероприятия, как мы уже рассказывали, концерт в саду «Эрмитаж», там нужны были ребята, которые бы нам помогали организовывать, даже билеты проверять…

Л. Горская

— Тоже разовая?

А. Молярчук

— Разовая, можно на постоянной основе. Если человек хочет, ему понравится помогать, помогать даже вот так, также в силу своей профессии, какими-то текстами, может быть, SMM поддержка, диджитал в соцсетях…

Л. Горская

— В социальных сетях информацию распространять..

А. Молярчук

— Да-да, поэтому совершенно неважно, есть ли у тебя деньги, или нет, можно помочь своими знаниями какими-то, или руками.

Л. Горская

— Еще очень важно для тех, кто в Москве, или недалеко, в воскресенье, 8 октября прийти в ДК Зуева не на концерт, не на спектакль, на чтение замечательной книги «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, будут читать прекрасные наши любимые артисты…

А. Чупракова

— Максим Виторган, Ксения Бабушкина, Любовь Толкалина…

А. Молярчук

— Камиль Ларин…

А. Чупракова

— Павел Деревянко…

А. Молярчук

— Денис Косяков…

Л. Горская

— В воскресенье, 8 октября, 16:00, ДК им. Зуева, вся информация подробная на сайте «Бюро добрых дел», ее там можно легко найти, с детьми, я думаю, тоже замечательно.

А. Молярчук

— Прекрасно, старше 6 желательно…

Л. Горская

— Старше 6, но если младше 6 — пустят?

А. Молярчук

— Конечно, пустят!

Л. Горская

— Всех ждем 8 октября, а мы сейчас временно прощаемся с вами, в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер», ее для вас провела Лиза Горская. У нас в гостях фонд «Бюро добрых дел», его президент Анна Чупракова и PR-директор Анна Молярчук, всего доброго!

А. Чупракова

— Всего доброго!

А. Молярчук

— Всего доброго!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Стихи
Стихи
Звучат избранные стихотворения поэтов 19 – начала 20 веков о любви и дружбе, о временах года и праздниках, о лирическом настроении и о духовной жизни, о молитве, о городской жизни и сельском уединении.
Апостольские чтения
Апостольские чтения
Апостольские послания и книга Деяний святых апостолов – это часть Нового Завета. В этих книгах содержится христианская мудрость, актуальная во все времена. В программе Апостольские чтения можно услышать толкование из новозаветного чтения, которое звучит в этот день в Православных храмах.
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.
Мой Урал
Мой Урал
Сказки Бажова и строительство завода Уралмаш – все это об Уральской земле, богатой не только полезными ископаемыми, но и людьми, вчерашними и сегодняшними жителями Урала. Познакомьтесь ближе с этим замечательным краем в программе «Мой Урал».

Также рекомендуем