В определенный момент каждая молодая мама сталкивается с этим: малышу вовсе не комфортно выбираться из памперса и приучаться ходить на горшок. Как помочь ему в этот момент рассказывает семейный психолог и психотерапевт Екатерина Бурмистрова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях сегодня семейный психолог, детский психолог, семейный психотерапевт, мама десятерых детей, автор и главный редактор портала «Семья растет» - это Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— А еще автор книг, я забыла сказать. Какая последняя книга Ваша вышла?
Е.Бурмистрова
— На данный момент последняя «Семейный тайм-менеджмент», но я думаю ,что к осени выйдет книга еще одна, следующая, «Воспитание от года до пяти».
С.Бакалеева
— Катя, Вы большой специалист в разных детских вопросах, один вопрос, который вроде бы взрослым обсуждать не очень прилично, но среди мам он очень и очень популярен – это горшок, как ребенка приучить к горшку и есть ли какие-то секреты?
Е.Бурмистрова
— Я думаю, что это абсолютно приличный и легальный вопрос, потому что все мы когда-то обучились этому навыку, нет такого человека, который…
С.Бакалеева
— Которого миновал бы этот процесс.
Е.Бурмистрова
— Да, из тех, кто в социуме находится, кого бы миновал этот процесс, это совершенно такая должна быть открытая тема, вокруг нее много тревог. И тревоги мешают родителям, и они подталкивают к тому, чтобы начинать приучать к горшку раньше, чем нужно, и делать это более жестко и интенсивно, не так как полезно ребенку, и основной секрет прост, сейчас я его расскажу. Дело в том, что в нашем головном мозгу существует центр, ответственный за сознательное мочеиспускание, и он, как многие структуры головного мозга, в определенный момент жизни у ребенка созревает, включается, то есть. До этого момента он выключен, не работает. И, секрет в том, что пока этот центр не включился – приучать к горшку бесполезно. Вы можете начать рано, узнать все методики, использовать самый удобный горшок, быть внимательными, но пока не работает центр, ответственный за сознательное мочеиспускание, это не ребенок будет писать на горшок, а вы его будете писать и в материнской среде существует такая фраза «я пописала ребенка», да, то есть, это мама, видит, что ребенку пора, берет его, высаживает, и возможно он писает. Но, это не ребенок сам просится на горшок.
С.Бакалеева
— Ну а как же увидеть и узнать, что этот центр дозрел?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, обычно, поскольку это происходит совсем не так рано, как думают большинство родителей, это происходит от полутора лет, до где-то там 20 месяцев, даже может быть до 24, от полутора до двух лет он включается, обычно это год и шесть, год и восемь, год и десять, обычно, к этому моменту родители уже довольно активно ребенка приучают. У нас в России еще жива традиция по которой приучали к горшку нас с вами, это попытки приучить ребенка в год к горшку.
С.Бакалеева
— Да, только что хотела сказать, что среди многих, если не сказать большинства бабушек, стандартное мнение, что а вы то уже в год ходили на горшок.
Е.Бурмистрова
— Значит, это результат наличия ясельной системы в Советском союзе и того, что отпуск кончался в год, и того, что не было памперсов и фактически это результат жесткой дрессуры. То есть, фактически, те люди, которые были приучены к горшку в год, они приучались методом высаживания жесткого. То есть ребенок сажался на горшок и держался, пока не пописает. На данный момент времени, вот так, как развивается сейчас психология развития, считается, что это травматично для ребенка и главное, не полезно. Потому что все равно в определенный момент центр созревает и ребенок начинает делать это легко и сам. И при нашем развитии уровня бытовой техники, при возможности использовать памперсы, при возможности, не выходить на работу, не отдавать ребенка в ясли в год, это перестало быть социальной необходимостью – высаживание в год. Никто и не приучается, но со стороны бабушек может идти довольно сильное давление, потому что есть ожидание, что будет так же, как было, когда растили детей они.
С.Бакалеева
— Значит ли это, что до полутора лет эту тему не стоит поднимать и делать ничего не нужно?
Е.Бурмистрова
— Совсем нет, я говорю, что увидеть можно легко, потому что люди много чего делали. Не нужно ожидать, что ребенок будет писать. Делать все можно, но нельзя надеяться, что это будет прямо сейчас. Значит, что именно стоит делать, чтобы ребенок приучился к горшку быстро, безболезненно, когда он будет к этому готов, то есть, когда созреет центр. Значит, во-первых, нужно, начиная примерно с года, с того момента, как малыш пошел – снимать памперсы, желательно на все время бодрствования. Значит, дело в том, что для того, чтобы еще освоить горшок нужна простая причинно-следственная цепочка, которая возникнет в голове у ребенка. Пописал – мокро. Значит, ребенок, который живет в памперсе…
С.Бакалеева
— Да, в памперсе это невозможно.
Е.Бурмистрова
— В памперсе, пописал – тепло. Никакого дискомфорта и сохраняя памперсы на время сна, время прогулок, время посещения гостей, или занятий, чтобы было удобно, на время бодрствования, мне кажется, памперсы очень важно снимать, чтобы за 2-3-4 месяца выстроилась эта причинно-следственная связь. Она не быстро выстраивается, у годовалого ребенка все не быстро, у него довольно ригидная нервная система. Значит, вот вы одеваете, снимаете памперс, одеваете штанишки, которые просто снимать. Не с какими-то там сложными застежками, молниями, это должны быть шортики на резинке, комфортные, не давящие, ну и собственно выписывать в эти штаны, их нужно штук 20-25, в зависимости, от того, какая возможность сушить, вы спокойно писаете в штаны. У мальчиков более видно, когда они хотят писать и можно предлагать им высадку. У девочек это не видно и можно использовать способ раз в два часа высаживать, собственно то, то делали в яслях. Но, еще один секрет, если возникло сопротивление, не надо его преодолевать, а обычно оно возникает в районе 14-16 месяцев, даже тот ребенок, который до этого момента кротко сидел на горшке, иногда даже попадал в него, писал, в этом периоде должен сопротивляться, потому что наступает новая эпоха развития, ребенок формирует собственное мнение. Если тут передавливать, то это будет, возможно, не полезно для его личности. И мне кажется, что вот эта система, по которой воспитывали многих из нас и наших мам еще, она связана с передавливанием, и с воспитанием очень большой послушности в том, в чем слушаться не надо. Тут понимаете, ребенку нужна не послушность, а умение слушать собственное тело и соответственно, вот вы писаете, предлагаете, ребенок сопротивляется – вы не высаживаете, но вы включаете малыша, это еще один шаг, в устранение последствий писанья. Малыш написал, последствием для него должны служить не мамины отрицательные эмоции -ай-ай-ай, что это такое, опять надул. Написал, на, неси штанишки в ванну, на тебе тряпочку – вытирай, пойдем за сухими штанами. Значит, а вот горшочек. Ребенок к полутора годам очень хорошо обычно знает историю – писать надо на горшок. Он сам сидит и говорит: «Пись-пись горшок», он высаживает игрушки на горшок, он там может провести некоторое время, потом встает и дует в штаны. Соответственно, это не назло, это то, что мама воспринимает, как он сделал это специально, он сделал это назло мне. Вот это поведение только что описанное, когда ребенок говорит: «Горшок пись-пись», «Пись-пись а-а», - встает и писает, говорит о том, что он не чувствует, когда он хочет писать, центр не включился. Для него это точно так же происходит, как для нас с вами происходит дождь за окном.
С.Бакалеева
— Может быть не нужно тогда этот самый заветный горшок доставать до этого момента?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, мне кажется, все-таки нужно, потому что, во-первых, у детей режимных, у детей ритмичных, методом подлавливания, можно подлавливать какание, какание гораздо более регулярный процесс и большинство людей, склонны какать в определенное время суток, я извиняюсь за такие подробности, значит, и это можно подловить. Потом, иногда, все-таки, если ребенок не очень упрямый и не очень энергичный, можно удерживать на горшке, и собственно, нам очень важно, ближе к полутора годам дождаться прецедента того, что ребенок в горшок все-таки один раз попал и вот тогда – это поощрить. В приучении к горшку совершенно волшебным образом работает метод поощрения. Если вы только дождались этого момента специально, или случайно, и вы сделали из этого историю, из этого успеха вы сделали большую историю, вы захлопали в ладошки, понесли папе показывать горшок, дали малышу изюминку, вы дали ему почву соображать, что же от него хотели. И вот с этого первого момента, когда малыш попал, когда у него получилось, можно начинать уже такое пристраивание, да, к этому успехов следующих.
С.Бакалеева
— Вы сейчас описывали сценку и упомянули, что малыш играет в этот горшок, можно ли позволять?
Е.Бурмистрова
— На голову, например, надевает.
С.Бакалеева
— Можно ли это допускать?
Е.Бурмистрова
— Вы понимаете как, многому нельзя препятствовать. Лучше не позволять, но как, ребенок все равно будет играть, он его пытается включить в жизнь, там как-то живет с этим горшком.
С.Бакалеева
— Может быть, убрать его и доставать только в определенные моменты?
Е.Бурмистрова
— Тогда не получится приучить. Понимаете, горшок должен жить в определенном удобном месте квартиры, потому что, желательно, чтобы это все-таки было не рядом с унитазом, где все-таки могут сохраняться следы таких неприятных запахов, дело в том, что малыши очень чувствительны к запахам и лучше, если горшок будет жить в ванной, или рядом с детской кроваткой, его не надо оттуда уносить. И это может быть таким естественным ограничением активности ребенка по игре с горшком, то есть, играть в меру, не унося горшок из основного места его обитания. Очень аплодировать успехам, на неуспехи реагировать как можно более спокойно. И в принципе, иметь в голове такое ожидание, что где-то к двум годам, ребенок должен основное время попадать в горшок. Но даже чуть позже, чем два года, ребенок может заигрываться, забываться и не попадать в горшок. Значит, и это касается писаний в период бодрствования, на то, как ребенок ведет себя в этом плане в ночное время, совсем другие законы распространяются. То есть, мы можем ждать, что ребенок к двум годам станет знать заранее, когда он хочет писать и успевать исполнять эту сложную пошаговую цепочку, смотрите, там четыре шага – понять, что хочешь писать, прибежать к тому месту, где живет горшок, успеть снять штаны, и пописать собственно. Мне кажется, четырехшаговые цепочки вообще сложны для ребенка и если ребенок продвинулся хотя бы на один-два шага, он уже встал и пошел, или он дошел, но штаны не снял…
С.Бакалеева
— Но, скажем, он осознал и позвал кого-то на помощь?
Е.Бурмистрова
— Да, это уже успех и его нужно отмечать, совсем не ожидая, что ребенок сразу все четыре шага освоит. И собственно, это умение пописать – это умение, почувствовав этот импульс, закрыть воротца, сдержать импульс на какое-то время. Это очень сложный системный процесс, он растет вместе с малышом, он растет, собственно, с возможностью сдержать себя вообще, да, не сделать сразу то, что хочется сделать. Это моменты личностного созревания, тут тоже есть, и нужно поощрять, даже если малыш просто позвал, или просто чуть-чуть потерпел, или не дотерпел, или попытался, но, скажем, намочил штаны, или пописал мимо, очень часто такая очень резкая, очень эмоциональная материнская реакция, не подчеркивающая успех частичный, а подчеркивающая частичный неуспех, мешает ребенку к горшку приучиться. И тут, конечно, очень важно, чтобы было много положительных эмоций и было меньше вот такого заставления ребенка – сиди, пока не пописаешь. Это не в стиле нынешней жизни и это может травмировать личность ребенка. И вот эта вот коробочка с изюминками за писанье, она может очень помочь. Только важно, чтобы вы эти изюминки не доставали по любому поводу, чтобы это была специальная, только за полный горшочек. И, соответственно, те взрослые, которые с ребенком, проводят время во время приучения к горшку.
С.Бакалеева
— То есть, бабушки, папы, няни?
Е.Бурмистрова
— Да, бабушки, папы, да, должны какой-то единой желательно концепции придерживаться и тут хорошо бы достичь договоренности, чтобы не вели себя все по-разному. Потому что, если будут разные стили приучения к горшку одновременно присутствовать, малышу будет сложнее научиться с собой справляться.
С.Бакалеева
— А в выборе горшка есть ли какие-то секреты?
Е.Бурмистрова
— В принципе есть, горшок должен быть удобный, устойчивый
С.Бакалеева
— А как это узнать?
Е.Бурмистрова
— Не очень большой, не очень маленький. В целом, либо нужно смотреть по знакомым, мне лично очень нравятся горшки фирмы Mother Care у них вынимается эта чаша, часть для писания, а сам горшок представляет из себя стульчик. И его удобно выливать, даже может ребенок подросший выливать, классический горшок не может вылить ребенок, он обязательно обольется, или обольет все вокруг. И конечно же, очень важно выбирать сезон, в нашем климате очень важно выбирать сезон при приучении к горшку, лучше это делать в теплый сезон, потому что для малыша очень важно и пойдя на прогулку тоже получить опыт, когда он не сдержался и это не памперс, а это мокрые штаны. И часто именно этот опыт является таким ключевым для того, чтобы малыш научился терпеть и попадать все-таки в горшок.
С.Бакалеева
— То есть, если на лето попадает возраст чуть старше, или чуть младше, указанного Вами, то все равно стоит воспользоваться этим сезоном?
Е.Бурмистрова
— Тут чуть младше – с оговоркой, можно попробовать, но не упираться, а если, скажем 1,5 года приходится на март и нужно подождать еще пару месяцев, то я бы рекомендовала лучше подождать и начать в более удобный сезон. Ну и в целом такое благополучное приучение к горшку происходит будто бы само собой, никто не помнит, как именно и когда это произошло. Вот это признак того, что произошло все хорошо. А если были бои, слезы, истерики, ругань, значит, что-то делалось не так. Ваше дело создать почву для готовности подхватить этот созревший навык работы центра сознательного мочеиспускания, да, то есть создать условия и ребенок сам всему научится. И очень важно, еще последний секрет, позвать в гости малыша похожего возраста, который уже умеет пользоваться горшком, еще не взрослым унитазом, а горшком – это так называемый метод авторитета, потому что ни мама, ни папа не может показать ребенку, как пользоваться именно горшком, а тут вот авторитет может очень помочь деткам, особенно деткам социальным.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Екатерина! Мы говорили о таком деликатном и в то же время необходимом деле, как приучение малыша к горшку. Спасибо большое! Всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Приглашение на исцеление. Никита Вятчанин
Однажды моего друга пригласили на бесплатное обследование в частную клинику. По итогам у него было выявлено несколько заболеваний, требующих дорогостоящего лечения. И он был расстроен и растерян, потому что денег на такое лечение у него не было в тот момент.
Похожие чувства я испытывал долгие годы, когда получал обличения в моих тяжких грехах, но сил на борьбу с ними найти не мог. Я тогда был далек от Церкви и от Бога. И тогда я просто отмахивался от этих обличений.
Узнавать о своих болячках, тем более хронических, — само по себе малоприятно. Обличителей воспринимаешь как осуждающих. Еще сильнее загоняли в угол слова тех, кто, казалось бы, сочувствовал. Они говорили, что жизнь — это боль, а преодоление греха — путь долгий, тернистый. Будет трудно.
Весь этот сценарий меня, тогда еще удаленного от Церкви Христовой человека, отталкивал. И подвигал не противостоять греху, а убеждать себя, что с грехом можно договориться. Или даже, что греха этого и нет вовсе — так, иллюзия, привиделось что-то...
Поменялось всё в переломный момент, когда я обратился к Богу.
К тому моменту я уже долгие годы отказывался видеть свою очевидную алкогольную зависимость. Схема оправданий была стандартная. Шаг первый — многие пьют, и я пью. Шаг второй — так как все, кто пьют, не могут быть алкоголиками, значит, и я не алкоголик. Логика сколь абсурдная, столь и железная. Только спустя тринадцать лет осознал-таки, что алкоголизм — это именно про меня, а не про кого-то там за горизонтом. И это, учитывая моё упрямство во грехе, было настоящим чудом.
И вот тогда, в этот переломный момент, Бог устроил так, что рядом со мной оказались очень добрые и отважные люди, через которых я наконец услышал голос Бога. Один из них сказал то, что меня буквально перевернуло. А именно: «Бог открывает человеку его грех только тогда, когда он имеет возможность ему противостать, когда он готов принять исцеление. И наоборот — если пьяница не видит, что он зависимый человек, то принять исцеление от Бога он не готов. Если раб греха не видит греха, то и на свободу, открытую ему Богом, он не пойдёт».
Именно тогда, когда я, со скрежетом зубов, признался себе в собственном алкоголизме, во мне и стартовала великая перемена. Раб греха увидел, что он в рабстве. И захотел на свободу, о существовании которой даже не помышлял. Результат был ошеломляющим и для меня самого, и для тех, кто давно меня знал — я протрезвел. Живу так уже многие годы. И уповаю, что так будет всегда.
Я воспринял видение своих грехов как дар Божий, ведь вместе с осознанием греха были дарованы и силы на борьбу, чтобы получить исцеление. И для меня диагноз от Бога стал одновременно приглашением на самую светлую, самую совершенную духовную реабилитацию.
Сегодня, видя, как к такому же исцелению идут другие, смею утверждать — согласие на реабилитацию всегда даёт радостный результат. При условии, конечно, что от этого лечения человек сам не убегает и не отказывается от него. И еще при условии, что он не занимается духовным самолечением, а уповает всем сердцем, всей крепостию, всем разумением и всею душою на помощь главного Врача. На милость Божию.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
Сандра хочет в Дивеево
К нам в редакцию пришло письмо от Нины Миловидовой — руководителя Русского дома в Чили. Спешу поделиться с вами вдохновляющей историей, которую она рассказала!
В городе Сантьяго, столице Республики Чили, живёт Сандра Эррера. Она много лет работает учительницей в средней школе и с недавних пор регулярно посещает православную церковь. К вере её привела цепочка событий, которые сама женщина считает промыслительными.
Всё началось с того, что однажды ночью сыну Сандры (его зовут Пабло) приснился удивительный сон: он увидел священника в православной церкви! Сновидение показалось юноше явью: он будто услышал слова проповеди. «Сын проснулся воодушевлённый, в полной уверенности, что эта церковь где-то существует; не мог о ней забыть и решил её отыскать, — вспоминает Сандра. — И — о чудо! — вскоре нашёл в Сантьяго православный храм — точно такой, как видел во сне». Пабло показался знакомым и священник, и даже слова, которые он говорил во время богослужения! Сын Сандры встретился с батюшкой — уже наяву, а не во сне — и стал прихожанином этой церкви.
Туда же стала ходить и Сандра. От священника она узнала о преподобном Серафиме Саровском, основателе Дивеевского монастыря, и его советах христианам. «Я обратилась к святому с молитвой: хочу быть доброй самаритянкой и бескорыстно помогать людям», — рассказывает Сандра.
Как-то утром по дороге на работу она увидела человека, лежавшего на тротуаре, — вероятно, ему стало плохо. Прохожие спешили по делам, а учительница остановилась и вызвала такси, чтобы отвезти его домой. Но в пути маршрут изменился: мужчине стало хуже, и его доставили в клинику — как оказалось, с инфарктом. К счастью, врачи спасли ему жизнь!
Позже выяснилось, что жена этого чилийца серьёзно больна, обездвижена и полностью находится на попечении мужа. Поэтому добрый поступок Сандры, можно сказать, спас жизни обоим супругам!
«После этих событий я поняла, что выбрала правильную дорогу, что Бог меня слышит и поддерживает», — признаётся наша героиня. Она очень хочет когда-нибудь приехать в Россию: посетить Дивеевский монастырь, приложиться к мощам Серафима Саровского и поблагодарить преподобного за обретённую веру.
И я желаю от всей души, чтобы в скором времени так и случилось!
Все выпуски программы Живут такие люди
13 декабря. Об искушении Христа фарисеями
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и фарисеях: «Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?».
Об искушении Христа фарисеями — протоиерей Максим Первозванский.
Такое желание уловить Христа в слове неоднократно свидетельствует со различными евангелистами, и, допустим, фарисеи иногда сами задавали ему каверзные вопросы, иногда подсылали саддукеев. Иногда это могло быть выглядеть невинно, то есть какой-то вопрос задавался вообще через обычного и простого человека. Собственно, главный пункт сопротивления фарисеев Христу был в том, что они не видели в нем Мессию, Спасителя, Христа. И для того, чтобы доказать это всему народу, пытались сделать что-то такое, чтобы публично вот этот статус, ну, как минимум, пророка, а вообще-то в последний даже год проповеди Христа, в его земной жизни, о нем прямо свидетельствовали и он сам, и его ученики, о том, что он есть обещанный Мессия. Фарисеям это очень не нравилось. Кстати, именно это и стало главным пунктом его обвинения и перед Синедрионом, где первосвященник, разорвав ризы, сказал: «Вот, вы сами слышали его богохульство»! То есть они считали это богохульством. И перед Понтием Пилатом, перед римскими властями, потому что они обвиняли его в том, что он объявляет себя царем и противится Кесарю, не признавая власть Кесаря. Но народ почитал его как минимум за пророка, а вообще-то и за Мессию. И чтобы дезавуировать этот его статус, для того, чтобы показать, что никакой он не Христос, фарисеи и пытались уловить Христа в слове.
Все выпуски программы Актуальная тема