В определенный момент каждая молодая мама сталкивается с этим: малышу вовсе не комфортно выбираться из памперса и приучаться ходить на горшок. Как помочь ему в этот момент рассказывает семейный психолог и психотерапевт Екатерина Бурмистрова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях сегодня семейный психолог, детский психолог, семейный психотерапевт, мама десятерых детей, автор и главный редактор портала «Семья растет» - это Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— А еще автор книг, я забыла сказать. Какая последняя книга Ваша вышла?
Е.Бурмистрова
— На данный момент последняя «Семейный тайм-менеджмент», но я думаю ,что к осени выйдет книга еще одна, следующая, «Воспитание от года до пяти».
С.Бакалеева
— Катя, Вы большой специалист в разных детских вопросах, один вопрос, который вроде бы взрослым обсуждать не очень прилично, но среди мам он очень и очень популярен – это горшок, как ребенка приучить к горшку и есть ли какие-то секреты?
Е.Бурмистрова
— Я думаю, что это абсолютно приличный и легальный вопрос, потому что все мы когда-то обучились этому навыку, нет такого человека, который…
С.Бакалеева
— Которого миновал бы этот процесс.
Е.Бурмистрова
— Да, из тех, кто в социуме находится, кого бы миновал этот процесс, это совершенно такая должна быть открытая тема, вокруг нее много тревог. И тревоги мешают родителям, и они подталкивают к тому, чтобы начинать приучать к горшку раньше, чем нужно, и делать это более жестко и интенсивно, не так как полезно ребенку, и основной секрет прост, сейчас я его расскажу. Дело в том, что в нашем головном мозгу существует центр, ответственный за сознательное мочеиспускание, и он, как многие структуры головного мозга, в определенный момент жизни у ребенка созревает, включается, то есть. До этого момента он выключен, не работает. И, секрет в том, что пока этот центр не включился – приучать к горшку бесполезно. Вы можете начать рано, узнать все методики, использовать самый удобный горшок, быть внимательными, но пока не работает центр, ответственный за сознательное мочеиспускание, это не ребенок будет писать на горшок, а вы его будете писать и в материнской среде существует такая фраза «я пописала ребенка», да, то есть, это мама, видит, что ребенку пора, берет его, высаживает, и возможно он писает. Но, это не ребенок сам просится на горшок.
С.Бакалеева
— Ну а как же увидеть и узнать, что этот центр дозрел?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, обычно, поскольку это происходит совсем не так рано, как думают большинство родителей, это происходит от полутора лет, до где-то там 20 месяцев, даже может быть до 24, от полутора до двух лет он включается, обычно это год и шесть, год и восемь, год и десять, обычно, к этому моменту родители уже довольно активно ребенка приучают. У нас в России еще жива традиция по которой приучали к горшку нас с вами, это попытки приучить ребенка в год к горшку.
С.Бакалеева
— Да, только что хотела сказать, что среди многих, если не сказать большинства бабушек, стандартное мнение, что а вы то уже в год ходили на горшок.
Е.Бурмистрова
— Значит, это результат наличия ясельной системы в Советском союзе и того, что отпуск кончался в год, и того, что не было памперсов и фактически это результат жесткой дрессуры. То есть, фактически, те люди, которые были приучены к горшку в год, они приучались методом высаживания жесткого. То есть ребенок сажался на горшок и держался, пока не пописает. На данный момент времени, вот так, как развивается сейчас психология развития, считается, что это травматично для ребенка и главное, не полезно. Потому что все равно в определенный момент центр созревает и ребенок начинает делать это легко и сам. И при нашем развитии уровня бытовой техники, при возможности использовать памперсы, при возможности, не выходить на работу, не отдавать ребенка в ясли в год, это перестало быть социальной необходимостью – высаживание в год. Никто и не приучается, но со стороны бабушек может идти довольно сильное давление, потому что есть ожидание, что будет так же, как было, когда растили детей они.
С.Бакалеева
— Значит ли это, что до полутора лет эту тему не стоит поднимать и делать ничего не нужно?
Е.Бурмистрова
— Совсем нет, я говорю, что увидеть можно легко, потому что люди много чего делали. Не нужно ожидать, что ребенок будет писать. Делать все можно, но нельзя надеяться, что это будет прямо сейчас. Значит, что именно стоит делать, чтобы ребенок приучился к горшку быстро, безболезненно, когда он будет к этому готов, то есть, когда созреет центр. Значит, во-первых, нужно, начиная примерно с года, с того момента, как малыш пошел – снимать памперсы, желательно на все время бодрствования. Значит, дело в том, что для того, чтобы еще освоить горшок нужна простая причинно-следственная цепочка, которая возникнет в голове у ребенка. Пописал – мокро. Значит, ребенок, который живет в памперсе…
С.Бакалеева
— Да, в памперсе это невозможно.
Е.Бурмистрова
— В памперсе, пописал – тепло. Никакого дискомфорта и сохраняя памперсы на время сна, время прогулок, время посещения гостей, или занятий, чтобы было удобно, на время бодрствования, мне кажется, памперсы очень важно снимать, чтобы за 2-3-4 месяца выстроилась эта причинно-следственная связь. Она не быстро выстраивается, у годовалого ребенка все не быстро, у него довольно ригидная нервная система. Значит, вот вы одеваете, снимаете памперс, одеваете штанишки, которые просто снимать. Не с какими-то там сложными застежками, молниями, это должны быть шортики на резинке, комфортные, не давящие, ну и собственно выписывать в эти штаны, их нужно штук 20-25, в зависимости, от того, какая возможность сушить, вы спокойно писаете в штаны. У мальчиков более видно, когда они хотят писать и можно предлагать им высадку. У девочек это не видно и можно использовать способ раз в два часа высаживать, собственно то, то делали в яслях. Но, еще один секрет, если возникло сопротивление, не надо его преодолевать, а обычно оно возникает в районе 14-16 месяцев, даже тот ребенок, который до этого момента кротко сидел на горшке, иногда даже попадал в него, писал, в этом периоде должен сопротивляться, потому что наступает новая эпоха развития, ребенок формирует собственное мнение. Если тут передавливать, то это будет, возможно, не полезно для его личности. И мне кажется, что вот эта система, по которой воспитывали многих из нас и наших мам еще, она связана с передавливанием, и с воспитанием очень большой послушности в том, в чем слушаться не надо. Тут понимаете, ребенку нужна не послушность, а умение слушать собственное тело и соответственно, вот вы писаете, предлагаете, ребенок сопротивляется – вы не высаживаете, но вы включаете малыша, это еще один шаг, в устранение последствий писанья. Малыш написал, последствием для него должны служить не мамины отрицательные эмоции -ай-ай-ай, что это такое, опять надул. Написал, на, неси штанишки в ванну, на тебе тряпочку – вытирай, пойдем за сухими штанами. Значит, а вот горшочек. Ребенок к полутора годам очень хорошо обычно знает историю – писать надо на горшок. Он сам сидит и говорит: «Пись-пись горшок», он высаживает игрушки на горшок, он там может провести некоторое время, потом встает и дует в штаны. Соответственно, это не назло, это то, что мама воспринимает, как он сделал это специально, он сделал это назло мне. Вот это поведение только что описанное, когда ребенок говорит: «Горшок пись-пись», «Пись-пись а-а», - встает и писает, говорит о том, что он не чувствует, когда он хочет писать, центр не включился. Для него это точно так же происходит, как для нас с вами происходит дождь за окном.
С.Бакалеева
— Может быть не нужно тогда этот самый заветный горшок доставать до этого момента?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, мне кажется, все-таки нужно, потому что, во-первых, у детей режимных, у детей ритмичных, методом подлавливания, можно подлавливать какание, какание гораздо более регулярный процесс и большинство людей, склонны какать в определенное время суток, я извиняюсь за такие подробности, значит, и это можно подловить. Потом, иногда, все-таки, если ребенок не очень упрямый и не очень энергичный, можно удерживать на горшке, и собственно, нам очень важно, ближе к полутора годам дождаться прецедента того, что ребенок в горшок все-таки один раз попал и вот тогда – это поощрить. В приучении к горшку совершенно волшебным образом работает метод поощрения. Если вы только дождались этого момента специально, или случайно, и вы сделали из этого историю, из этого успеха вы сделали большую историю, вы захлопали в ладошки, понесли папе показывать горшок, дали малышу изюминку, вы дали ему почву соображать, что же от него хотели. И вот с этого первого момента, когда малыш попал, когда у него получилось, можно начинать уже такое пристраивание, да, к этому успехов следующих.
С.Бакалеева
— Вы сейчас описывали сценку и упомянули, что малыш играет в этот горшок, можно ли позволять?
Е.Бурмистрова
— На голову, например, надевает.
С.Бакалеева
— Можно ли это допускать?
Е.Бурмистрова
— Вы понимаете как, многому нельзя препятствовать. Лучше не позволять, но как, ребенок все равно будет играть, он его пытается включить в жизнь, там как-то живет с этим горшком.
С.Бакалеева
— Может быть, убрать его и доставать только в определенные моменты?
Е.Бурмистрова
— Тогда не получится приучить. Понимаете, горшок должен жить в определенном удобном месте квартиры, потому что, желательно, чтобы это все-таки было не рядом с унитазом, где все-таки могут сохраняться следы таких неприятных запахов, дело в том, что малыши очень чувствительны к запахам и лучше, если горшок будет жить в ванной, или рядом с детской кроваткой, его не надо оттуда уносить. И это может быть таким естественным ограничением активности ребенка по игре с горшком, то есть, играть в меру, не унося горшок из основного места его обитания. Очень аплодировать успехам, на неуспехи реагировать как можно более спокойно. И в принципе, иметь в голове такое ожидание, что где-то к двум годам, ребенок должен основное время попадать в горшок. Но даже чуть позже, чем два года, ребенок может заигрываться, забываться и не попадать в горшок. Значит, и это касается писаний в период бодрствования, на то, как ребенок ведет себя в этом плане в ночное время, совсем другие законы распространяются. То есть, мы можем ждать, что ребенок к двум годам станет знать заранее, когда он хочет писать и успевать исполнять эту сложную пошаговую цепочку, смотрите, там четыре шага – понять, что хочешь писать, прибежать к тому месту, где живет горшок, успеть снять штаны, и пописать собственно. Мне кажется, четырехшаговые цепочки вообще сложны для ребенка и если ребенок продвинулся хотя бы на один-два шага, он уже встал и пошел, или он дошел, но штаны не снял…
С.Бакалеева
— Но, скажем, он осознал и позвал кого-то на помощь?
Е.Бурмистрова
— Да, это уже успех и его нужно отмечать, совсем не ожидая, что ребенок сразу все четыре шага освоит. И собственно, это умение пописать – это умение, почувствовав этот импульс, закрыть воротца, сдержать импульс на какое-то время. Это очень сложный системный процесс, он растет вместе с малышом, он растет, собственно, с возможностью сдержать себя вообще, да, не сделать сразу то, что хочется сделать. Это моменты личностного созревания, тут тоже есть, и нужно поощрять, даже если малыш просто позвал, или просто чуть-чуть потерпел, или не дотерпел, или попытался, но, скажем, намочил штаны, или пописал мимо, очень часто такая очень резкая, очень эмоциональная материнская реакция, не подчеркивающая успех частичный, а подчеркивающая частичный неуспех, мешает ребенку к горшку приучиться. И тут, конечно, очень важно, чтобы было много положительных эмоций и было меньше вот такого заставления ребенка – сиди, пока не пописаешь. Это не в стиле нынешней жизни и это может травмировать личность ребенка. И вот эта вот коробочка с изюминками за писанье, она может очень помочь. Только важно, чтобы вы эти изюминки не доставали по любому поводу, чтобы это была специальная, только за полный горшочек. И, соответственно, те взрослые, которые с ребенком, проводят время во время приучения к горшку.
С.Бакалеева
— То есть, бабушки, папы, няни?
Е.Бурмистрова
— Да, бабушки, папы, да, должны какой-то единой желательно концепции придерживаться и тут хорошо бы достичь договоренности, чтобы не вели себя все по-разному. Потому что, если будут разные стили приучения к горшку одновременно присутствовать, малышу будет сложнее научиться с собой справляться.
С.Бакалеева
— А в выборе горшка есть ли какие-то секреты?
Е.Бурмистрова
— В принципе есть, горшок должен быть удобный, устойчивый
С.Бакалеева
— А как это узнать?
Е.Бурмистрова
— Не очень большой, не очень маленький. В целом, либо нужно смотреть по знакомым, мне лично очень нравятся горшки фирмы Mother Care у них вынимается эта чаша, часть для писания, а сам горшок представляет из себя стульчик. И его удобно выливать, даже может ребенок подросший выливать, классический горшок не может вылить ребенок, он обязательно обольется, или обольет все вокруг. И конечно же, очень важно выбирать сезон, в нашем климате очень важно выбирать сезон при приучении к горшку, лучше это делать в теплый сезон, потому что для малыша очень важно и пойдя на прогулку тоже получить опыт, когда он не сдержался и это не памперс, а это мокрые штаны. И часто именно этот опыт является таким ключевым для того, чтобы малыш научился терпеть и попадать все-таки в горшок.
С.Бакалеева
— То есть, если на лето попадает возраст чуть старше, или чуть младше, указанного Вами, то все равно стоит воспользоваться этим сезоном?
Е.Бурмистрова
— Тут чуть младше – с оговоркой, можно попробовать, но не упираться, а если, скажем 1,5 года приходится на март и нужно подождать еще пару месяцев, то я бы рекомендовала лучше подождать и начать в более удобный сезон. Ну и в целом такое благополучное приучение к горшку происходит будто бы само собой, никто не помнит, как именно и когда это произошло. Вот это признак того, что произошло все хорошо. А если были бои, слезы, истерики, ругань, значит, что-то делалось не так. Ваше дело создать почву для готовности подхватить этот созревший навык работы центра сознательного мочеиспускания, да, то есть создать условия и ребенок сам всему научится. И очень важно, еще последний секрет, позвать в гости малыша похожего возраста, который уже умеет пользоваться горшком, еще не взрослым унитазом, а горшком – это так называемый метод авторитета, потому что ни мама, ни папа не может показать ребенку, как пользоваться именно горшком, а тут вот авторитет может очень помочь деткам, особенно деткам социальным.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Екатерина! Мы говорили о таком деликатном и в то же время необходимом деле, как приучение малыша к горшку. Спасибо большое! Всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер