
Из окон Каменноостровского Дворца в Санкт-Петербурге лилась прекрасная музыка. Сегодня вечером там играл сам Сергей Рахманинов – его приезда в столицу давно ждали и многочисленные поклонники, которых с трудом смогла вместить большая концертная зала, и сама хозяйка Дворца – принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская. Правнучка императора Павла Первого и супруга прусского принца Альберта, она много времени проводила в русской столице.
Вот уже несколько лет она возглавляла Императорское Российское музыкальное общество, и концертами знаменитостей её деятельность на этом поприще отнюдь не ограничивалась. Скорее, это было приятным дополнением. С тех пор, как во главе Общества стала Елена Георгиевна, одной из его главных целей стала помощь начинающим, талантливым, но бедным музыкантам. Для этого Принцесса Саксен-Альтенбургская из личных средств учредила специальный фонд.
Искать молодые дарования, чтобы оплатить им учёбу у лучших педагогов, обеспечить участие в самых престижных музыкальных конкурсах, да и просто помочь со средствами к существованию, принцесса была готова по всей России. Вот и Сергея Васильевича Рахманинова она пригласила к себе не только выступить - Елена Георгиевна собиралась просить известного композитора, недавно поселившегося у родственников в Тамбовской губернии, заглянуть в местное музыкальное училище, и найти среди его воспитанников тех, кому необходима поддержка.
Рахманинов поручение принцессы выполнил, о чём свидетельствует сохранившееся до наших дней письмо великого композитора к Елене Георгиевне. В нём он описал бедственное положение училища притом, что большинство его воспитанников оказались, по мнению Рахманинова, по-настоящему талантливыми молодыми людьми. Помощь Тамбовскому музыкальному училищу от принцессы Саксен-Альтенбургской последовала незамедлительно.
Стремление Елены Георгиевны к благотворительности музыкальными интересами не ограничивалось. Несмотря на высокий титул, с детства она была воспитана в духе жертвенности по отношению к ближним, и, как верующая христианка, считала себя обязанной помогать нуждающимся. Под её опекой находились Дом призрения бедных, Приют для детей неизлечимо больных родителей, Женское патриотическое общество и ещё сотни благотворительных учреждений столицы.
В Германии, где Елена Георгиевна подолгу жила, она принимала активное участие в работе Свято-Князь-Владимирского Православного братства. При её непосредственном участии в Берлине Братством было открыто несколько православных храмов и устроено Русское кладбище.
В тысяча девятисотом году Елена Георгиевна учредила Российское общество защиты женщин, под эгидой которого из личных средств финансировала строительство дешёвого жилья для женщин, приезжающих в Петербург из провинции в поисках заработка. А три года спустя вместе с Товариществом по борьбе с жилищной нуждой приняла участие в создании Гаванского рабочего городка.
Когда началась Русско-Японская война, принцесса отдала свой роскошный Каменноостровский дворец в распоряжение Российского общества Красного Креста. Там был устроен военный госпиталь. Елена Георгиевна полностью оплачивала расходы на медикаменты, питание и пошив нового солдатского обмундирования. Точно так же поступила она и во время Первой Мировой войны, организовав на нижнем этаже дворца лазарет для солдат, а на верхнем устраивала благотворительные концерты в пользу раненых.
Уже перед самой революцией Елена Георгиевна безвозмездно передала участок земли под строительство Института охраны материнства и детства.
Она, конечно, не могла предполагать, что в мгновение ока эти планы будут разрушены октябрьским переворотом, в результате которого она будет вынуждена тайком, окольными путями, пробираться за границу, ежеминутно рискуя быть арестованной.
Однако, даже находясь в столь сложных обстоятельствах, принцесса не оставляла в беде тех, кому, как она считала, было ещё тяжелее. Будучи проездом в Кисловодске, Елена Георгиевна помогла местному Дамскому комитету, который организовал сбор средств на продукты и предметы первой необходимости для тех, чьё имущество было конфисковано новой властью.
«Титулы и богатство не дают права возвышаться над людьми. Они обязывают быть милосердными и щедрыми», - говорила принцесса Елена Саксен-Альденбургская. Так её воспитывали с детства. Так она прожила и всю свою жизнь.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова