Из окон Каменноостровского Дворца в Санкт-Петербурге лилась прекрасная музыка. Сегодня вечером там играл сам Сергей Рахманинов – его приезда в столицу давно ждали и многочисленные поклонники, которых с трудом смогла вместить большая концертная зала, и сама хозяйка Дворца – принцесса Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская. Правнучка императора Павла Первого и супруга прусского принца Альберта, она много времени проводила в русской столице.
Вот уже несколько лет она возглавляла Императорское Российское музыкальное общество, и концертами знаменитостей её деятельность на этом поприще отнюдь не ограничивалась. Скорее, это было приятным дополнением. С тех пор, как во главе Общества стала Елена Георгиевна, одной из его главных целей стала помощь начинающим, талантливым, но бедным музыкантам. Для этого Принцесса Саксен-Альтенбургская из личных средств учредила специальный фонд.
Искать молодые дарования, чтобы оплатить им учёбу у лучших педагогов, обеспечить участие в самых престижных музыкальных конкурсах, да и просто помочь со средствами к существованию, принцесса была готова по всей России. Вот и Сергея Васильевича Рахманинова она пригласила к себе не только выступить - Елена Георгиевна собиралась просить известного композитора, недавно поселившегося у родственников в Тамбовской губернии, заглянуть в местное музыкальное училище, и найти среди его воспитанников тех, кому необходима поддержка.
Рахманинов поручение принцессы выполнил, о чём свидетельствует сохранившееся до наших дней письмо великого композитора к Елене Георгиевне. В нём он описал бедственное положение училища притом, что большинство его воспитанников оказались, по мнению Рахманинова, по-настоящему талантливыми молодыми людьми. Помощь Тамбовскому музыкальному училищу от принцессы Саксен-Альтенбургской последовала незамедлительно.
Стремление Елены Георгиевны к благотворительности музыкальными интересами не ограничивалось. Несмотря на высокий титул, с детства она была воспитана в духе жертвенности по отношению к ближним, и, как верующая христианка, считала себя обязанной помогать нуждающимся. Под её опекой находились Дом призрения бедных, Приют для детей неизлечимо больных родителей, Женское патриотическое общество и ещё сотни благотворительных учреждений столицы.
В Германии, где Елена Георгиевна подолгу жила, она принимала активное участие в работе Свято-Князь-Владимирского Православного братства. При её непосредственном участии в Берлине Братством было открыто несколько православных храмов и устроено Русское кладбище.
В тысяча девятисотом году Елена Георгиевна учредила Российское общество защиты женщин, под эгидой которого из личных средств финансировала строительство дешёвого жилья для женщин, приезжающих в Петербург из провинции в поисках заработка. А три года спустя вместе с Товариществом по борьбе с жилищной нуждой приняла участие в создании Гаванского рабочего городка.
Когда началась Русско-Японская война, принцесса отдала свой роскошный Каменноостровский дворец в распоряжение Российского общества Красного Креста. Там был устроен военный госпиталь. Елена Георгиевна полностью оплачивала расходы на медикаменты, питание и пошив нового солдатского обмундирования. Точно так же поступила она и во время Первой Мировой войны, организовав на нижнем этаже дворца лазарет для солдат, а на верхнем устраивала благотворительные концерты в пользу раненых.
Уже перед самой революцией Елена Георгиевна безвозмездно передала участок земли под строительство Института охраны материнства и детства.
Она, конечно, не могла предполагать, что в мгновение ока эти планы будут разрушены октябрьским переворотом, в результате которого она будет вынуждена тайком, окольными путями, пробираться за границу, ежеминутно рискуя быть арестованной.
Однако, даже находясь в столь сложных обстоятельствах, принцесса не оставляла в беде тех, кому, как она считала, было ещё тяжелее. Будучи проездом в Кисловодске, Елена Георгиевна помогла местному Дамскому комитету, который организовал сбор средств на продукты и предметы первой необходимости для тех, чьё имущество было конфисковано новой властью.
«Титулы и богатство не дают права возвышаться над людьми. Они обязывают быть милосердными и щедрыми», - говорила принцесса Елена Саксен-Альденбургская. Так её воспитывали с детства. Так она прожила и всю свою жизнь.
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







