
«Приключения Реми», студия Ciné Jerico, Nexus Factory, OCS, Procirep, TF1, TF1 Films Production, TF1 Studio, TMC, uFund, uMedia Family, режиссёр Антуан Блоссье
— Ты что, ещё не понял? Я выкупил тебя для твоего же блага. Если б не я, ты бы сейчас ночевал в приюте. Давай, приляг и отдохни.
С такими словами странствующий музыкант по имени Виталис обращается к маленькому Реми. Приёмный отец мальчика хотел отправить ребёнка в приют. Но за 30 франков согласился отдать его в помощники бродячему артисту. Реми и Виталис — главные герои кинофильма «Приключения Реми». Картина французского режиссёра Антуана Блоссье вышла на экраны в 2018 году. Яркая приключенческая лента выдержана в лучших традициях семейных фильмов 80-х — того времени, когда обычные люди появлялись на экране гораздо чаще, чем супергерои. Спокойная, светлая и мудрая история о том, как промыслительно устроена жизнь человека. О доброте и дружбе, о призвании и пути к нему. О взаимопомощи, милосердии и сострадании.
Для воплощения этих идей Антуан Блоссье решил перенести на экран французскую классику конца 19 века — роман писателя Гектора Мало «Без семьи». Он поставил перед собой непростую задачу: снять фильм, который одновременно отсылал бы зрителя к духовным и культурным корням, и вместе с тем имел бы современное звучание. Как признаётся сам Блоссье, он захотел сделать нечто в духе своего любимого режиссёра Стивена Спилберга, большого мастера передавать глубокие и серьёзные идеи через призму детства, наивности и чистоты.
Главному герою фильма, пареньку по имени Реми предстоит не только узнать, что он — не родной сын бедных крестьян, но и пережить предательство приёмного отца. А ещё — обрести доброго, заботливого, благородного наставника в лице бродячего артиста Виталиса и верных, весёлых друзей — лохматого пса по кличке Капи и обезьянку Душку. Вместе им предстоит прошагать не одну сотню миль и пережить немало трудностей и опасностей. В насыщенный и динамичный сюжет приключенческого фильма режиссёр Антуан Блоссье перенёс со страниц романа самые увлекательные моменты. Так, например, маленький Реми, узнав, что он подкидыш, на протяжении всего фильма не оставляет надежды найти своих настоящих родителей. В одном из эпизодов мальчик встречается с адвокатом, который утверждает, что семья Реми живёт в Лондоне, и предлагает ему воссоединиться с родными.
— Мсье, Дрисколл — это фамилия отца?
— Не только отца, но также матери, брата и дедушки. Я — представитель семьи с момента твоего исчезновения. Ты готов к встрече с ними?
Однако на этом история отнюдь не заканчивается, а превращается в самый настоящий детектив! Разумеется, я не стану раскрывать подробности — гораздо интереснее будет увидеть всё самим. Расскажу немного об актёрах, сыгравших в этом фильме. На роль Реми из огромного количества претендентов режиссёр выбрал двенадцатилетнего Малома Пакина. Для мальчика это был дебют, который принёс ему известность и новые роли в кино. Юный актёр признаётся, что история Реми потрясла его, и на площадке он настолько вживался в образ, что порой не мог совладать с нахлынувшими чувствами. Действительно, его игра выглядит очень живой и эмоциональной. А Даниэль Отей, который исполнил роль Виталиса, просто излучает тепло, доброту и отцовскую любовь. Не подвели и актёры-животные. Собаку Капи сыграл дрессированный цирковой пёс. А обезьянка, исполнившая роль Душки — самая настоящая кинозвезда, и прежде уже не раз блистала на экране.
Режиссёр Антуан Блоссье говорит, что при всей жизненности старался придать своему фильму «Приключения Реми» звучание сказки — той, которую в детстве, лежа под одеялом, мы выпрашивали у родителей, а теперь рассказываем на ночь нашим детям. Светлой, счастливой, помогающей стать добрее.
1 мая. О решениях Второго Вселенского собора

Сегодня 1 мая. В этот день в 381 году в Константинополе начался Второй Вселенский собор.
О его решениях — протоиерей Василий Гелеван.
Вселенский Собор 381 года был созван императором Феодосием в столице Римской империи, Константинополе. Поводом для созыва 150 епископов послужили богословские заблуждения Македония Константинопольского и Аполлинария Лаодикийского. Первый учил, что Дух Святой не Бог, а сотворенное существо. Второй же искажал учения о Божественной природе Христа. Сами Македоний и Аполлинарий уже умерли к тому времени, но их последователи усердно распространяли лживое учение. Оно было осуждено и объявлено ересью. Участники Собора подтвердили христологическое учение предыдущего Вселенского Собора, отвергнув, таким образом, все новые измышления еретиков. Собор также сформулировал церковное учение о Духе Святом, опираясь на труды святителя Василия Великого. Святой не дожил до 381 года, всего два года, но на пути к Собору он много потрудился. Его богословские труды стали основой для решения Собора. Цитаты из книг святого Василия Великого вошли в молитву «Символ веры». Отцы Второго Собора подтвердили решение предыдущего Собора и дополнили Никейский Символ веры учением о Духе Святом и о Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человеку свойственно бояться. Страх помогает нам избегать опасностей окружающей нас реальности, оберегать жизнь от различных угроз. Однако в ряде случаев человек не просто способен преодолеть преграду страха, но должен сделать это. Именно перед таким вызовом оказались однажды ученики Христа, о чём нам сообщает отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Апостолы Пётр и Иоанн после внушения, сделанного им фарисеями и иудейскими священниками, предстали перед собранием христиан. Апостолы поведали, что им попытались запретить проповедовать. Фарисеи и книжники угрожали святым расправой, если те продолжат рассказывать людям о Евангелии и совершать чудеса. Таким образом, Пётр, Иоанн, а вместе с ними и вся древняя Церковь оказались перед выбором — поддаться страху и замолчать навеки или остаться верными Христу и выполнять Его поручение. Поручение — проповедовать всем людям евангельское учение Господа Иисуса.
Древние христиане, помолившись Богу, приняли решение не сдаваться. И Господь в ответ на их мужество даровал им благодать Святого Духа. Этот дар они ощутили не только сердцем. Как говорится в книге Деяний, место, где были собраны христиане, поколебалось от прикосновения благодати Божией. И после этого ученики Спасителя проповедовали слово Божие с ещё большим дерзновением, переступая через страх и опасение за свою грядущую участь. Конечно, храбрость присуща не только христианам.
История сохранила множество упоминаний о том, как люди рисковали жизнью и даже жертвовали собой ради спасения других. Этим и отличается человек от животного, которое при выборе между собой и другим чаще всего изберёт себя. Библия говорит, что главным средством преодоления страха является любовь. Апостол Иоанн Богослов утверждает, что человеческая жизнь протекает между двумя противоположными полюсами — страхом и любовью. И от человека зависит, что займёт в его реальности главенствующую позицию. Если встать на сторону страха, то он, скорее всего, убьёт любовь. Совсем как в случае с упомянутым в прозвучавшем чтении Понтием Пилатом.
Испугавшись за свою жизнь и общественное положение, он отвернулся от любящей и умоляющей жены. Та просила Пилата не отправлять Христа на смертную казнь. Но испугавшийся префект отвернулся от любви и встал на сторону страха. В лице апостолов Петра и Иоанна мы видим пример иного. Они так любили своего Божественного Учителя, что не испугались иудеев и продолжили дерзновенно проповедовать Христово учение. Совершенная любовь в лице апостолов и затем всей древней Церкви победила страх.
Что же делать нам, если страх всё же поселился в сердце? И сил следовать за Богом просто нет? Конечно, просить Господа о помощи. Однажды Он уже спас утопавшего Петра, испугавшегося идти по водам. Апостол увидел Спасителя, идущего по бушующему Галилейскому озеру, и попросил Иисуса дать возможность тоже пойти по водам. Однако выйдя из лодки и ступив на воду, Пётр испугался и начал тонуть. Христос тут же пришёл к ученику на помощь. Точно также Христос способен спасти от страха каждого из нас, если мы искренне попросим Его об этом, решившись внутренне быть со Спасителем и во дни скорби, и во дни радости.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен