
Однажды, было это в конце 19 века, полковник Павел Иванович Плиханков в зале военного штаба, где он служил, нашёл на столе журнал со статьёй о монастыре Оптина Пустынь, что в Калужской губернии. Обитель эта была ему незнакома. Прочитав статью, он очень заинтересовался и захотел непременно побывать в монастыре. Пройдёт немного времени, и полковник Павел Иванович Плиханков станет монахом Оптиной Пустыни, известным на всю Россию старцем — преподобным Варсонофием Оптинским. Эту историю о первом его знакомстве с обителью мы найдём на страницах книги «Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовные беседы. Келейные записки».
Как сообщают в предисловии составители, сборник представляет собой полное издание духовного наследия схиархимандрита Варсонофия. И включает в себя все сохранившиеся тексты его бесед, дневник, а также духовные стихотворения. Беседы старца преподносятся читателю в том виде, в каком были записаны в начале ХХ века. Они не подвергались литературной обработке, поэтому в них явственно слышится живой язык старца Варсонофия Оптинского. Другими словами, книгу можно считать настоящей личной встречей со святым.
Речь батюшки Варсонофия, простая и понятная, полна метких сравнений, метафор, примеров из жизни — собственной и не только. Так, например, в беседе от 22 октября 1911 года старец рассуждает о счастье. И рассказывает историю о том, как на всемирной выставке технических достижений в Париже побывал один профессор Оксфордского университета. Вернувшись, он рассказал студентам о том, сколько всевозможных машин увидел на выставке. И только одной так и не нашёл — машины, делающей людей счастливыми. «Счастья не создать без Христа, — заключает преподобный Варсонофий Оптинский. — и благо тому человеку, который за счастьем не гонится, но возлагает всё упование своё на Спасителя».
Весьма любопытны келейные записки батюшки Варсонофия — своеобразный дневник, где в алфавитном порядке старец выписал духовные мысли о самых разных вещах и понятиях. Вот, к примеру, что он пишет об искусстве: «Произведения искусства услаждают не одною красотой внешней формы, но особенно — красотою внутреннего содержания, красотою идеальною. Это гости из области духа. Красоту Божию созерцать есть потребность духа, есть его жизнь. В прекрасных формах душа ищет выражения невидимого мира». Здесь же мы найдём краткие и лаконичные записи батюшки о том, как прошёл монастырский день. Например, узнаем, что 8 сентября 1892 года на Литургии было много прихожан из Козельска. А на монастырской трапезе подавали яблоки и груши. Такие мелочи помогают живо представить всё своими глазами.
А в духовных стихах преподобного Варсонофия Оптинского, собранных в книге «Духовные беседы. Келейные записки», отчётливо звучит тема судьбы нашей страны. Для отца Варсонофия эта тема неразрывно связана с Православием. Вот, к примеру, его поэтические строки, посвящённые России: «В тебе таится сила возрожденья \ Народов мира. К свету Воскресенья \ И в Царство Жизни, радости полна, \ Ты поведёшь их мощною десницей, \ И плод духовный возрастишь сторицей,\ Блаженная, счастливая страна!»
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема