
Однажды, было это в конце 19 века, полковник Павел Иванович Плиханков в зале военного штаба, где он служил, нашёл на столе журнал со статьёй о монастыре Оптина Пустынь, что в Калужской губернии. Обитель эта была ему незнакома. Прочитав статью, он очень заинтересовался и захотел непременно побывать в монастыре. Пройдёт немного времени, и полковник Павел Иванович Плиханков станет монахом Оптиной Пустыни, известным на всю Россию старцем — преподобным Варсонофием Оптинским. Эту историю о первом его знакомстве с обителью мы найдём на страницах книги «Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовные беседы. Келейные записки».
Как сообщают в предисловии составители, сборник представляет собой полное издание духовного наследия схиархимандрита Варсонофия. И включает в себя все сохранившиеся тексты его бесед, дневник, а также духовные стихотворения. Беседы старца преподносятся читателю в том виде, в каком были записаны в начале ХХ века. Они не подвергались литературной обработке, поэтому в них явственно слышится живой язык старца Варсонофия Оптинского. Другими словами, книгу можно считать настоящей личной встречей со святым.
Речь батюшки Варсонофия, простая и понятная, полна метких сравнений, метафор, примеров из жизни — собственной и не только. Так, например, в беседе от 22 октября 1911 года старец рассуждает о счастье. И рассказывает историю о том, как на всемирной выставке технических достижений в Париже побывал один профессор Оксфордского университета. Вернувшись, он рассказал студентам о том, сколько всевозможных машин увидел на выставке. И только одной так и не нашёл — машины, делающей людей счастливыми. «Счастья не создать без Христа, — заключает преподобный Варсонофий Оптинский. — и благо тому человеку, который за счастьем не гонится, но возлагает всё упование своё на Спасителя».
Весьма любопытны келейные записки батюшки Варсонофия — своеобразный дневник, где в алфавитном порядке старец выписал духовные мысли о самых разных вещах и понятиях. Вот, к примеру, что он пишет об искусстве: «Произведения искусства услаждают не одною красотой внешней формы, но особенно — красотою внутреннего содержания, красотою идеальною. Это гости из области духа. Красоту Божию созерцать есть потребность духа, есть его жизнь. В прекрасных формах душа ищет выражения невидимого мира». Здесь же мы найдём краткие и лаконичные записи батюшки о том, как прошёл монастырский день. Например, узнаем, что 8 сентября 1892 года на Литургии было много прихожан из Козельска. А на монастырской трапезе подавали яблоки и груши. Такие мелочи помогают живо представить всё своими глазами.
А в духовных стихах преподобного Варсонофия Оптинского, собранных в книге «Духовные беседы. Келейные записки», отчётливо звучит тема судьбы нашей страны. Для отца Варсонофия эта тема неразрывно связана с Православием. Вот, к примеру, его поэтические строки, посвящённые России: «В тебе таится сила возрожденья \ Народов мира. К свету Воскресенья \ И в Царство Жизни, радости полна, \ Ты поведёшь их мощною десницей, \ И плод духовный возрастишь сторицей,\ Блаженная, счастливая страна!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело