
Люди отправляются в паломнические путешествия не только для того, что увидеть древние храмы и монастыри. Прежде всего — в надежде встречи со святыми, которые сделали святынями места, где они жили.
Сегодня мы говорим о преподобном Серафиме Саровском и книге Василия Розанова «По тихим обителям».
Преподобный Серафим Саровский говорил своим друзьям перед смертью: «Приходите ко мне на могилку, как живому, расскажите мне всё, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, услышу вас».
Святой старец скончался 2 января 1833 года, и с тех пор тысячи богомольцев со всей России шли на могилу, а теперь к мощам преподобного Серафима Саровскому с просьбами об исцелениях и о помощи в бедах.
В этом убедился писатель и философ Василий Васильевич Розанов, отправившийся в 1904 году в Дивеевский монастырь.
РОЗАНОВ:
В Арзамас нижегородский поезд приходит около 4 часов пополудни. На вокзале спать негде: на лавках, на полу стоят, сидят, лежат (даже на полу лежат) всевозможные больные, калеки, слепые, параличные, которых ведут или которые едут «к Угоднику». Собственное имя Серафима Саровского здесь уже не называют, заменив его нарицательным и обобщённым «Угодник», в котором как будто больше силы…

Свои путевые заметки Розанов назвал «По тихим обителям», так как по дороге в Дивеево он посетил ещё Серафимо-Понетаевский монастырь, основанный в середине 19 века Елизаветой Алексеевной Копьёвой — духовной дочерью преподобного Серафима Саровского.
Розанов не скрывал, что отправился в поездку по обителям с некоторым предубеждением, если не сказать с враждебностью к монашеству. По его собственному признанию, он был чужд «идей монастыря и всего монашеского духа». Но на первом же богослужении из души писателя испарился весь скепсис.
В Дивеево Василий Васильевич с большим благоговением побывал у мощей преподобного Серафима Саровского, на святом источнике, потрогал камень, на котором сто дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский.
Возле раки с мощами преподобного Розанов с трепетом вслушивался в строки акафиста Серафиму Саровскому — особого чина, состоящего из хвалебных песнопений, посвящённых святому. Эти строки глубоко запали в душу писателя.
РОЗАНОВ:
Мне врезались слова из акафиста: «наследниче добродетелей своей матери». Как известно, святой Серафим никогда не снимал большого нагрудного креста, каким мать благословила его путь в монастырь. И как умно, благочестиво, предусмотрительно было вплести в церковное торжественное прославление Святого память о его матери курской горожанке, которую так нежно он любил…
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы в Нижегородской губернии — любимое детище и последнее пристанище святого Серафима Саровского, место поклонения его мощам. Здесь завещал похоронить себя сам преподобный.
Побывав в этой святой обители, Василий Розанов вдруг иначе увидел молящихся в храме людей — ему уже не казалась странной глубокая религиозность русского народа, его любовь к монастырям.
РОЗАНОВ:
Множество народа. И вот мужики, бабы, вынимая из-за пазухи посконных рубах копейки, кладут, прикладываясь, на блюдо, поставленное на раку. Есть студенты, гимназисты, барышни, всякий люд. Молитва горяча: вряд ли где горячее…
Небольшая книга «По тихим обителям» стоит особняком в творчестве философа Василия Розанова. Она является свидетельством того, как паломничество по святым местам, связанных с преподобным Серафимом Саровским, преображает душу писателя-скептика, укрепляет его веру в Бога и людей.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема