
Священник Иоанн Краснопевцев, клирик церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Симоново, что в Тульской губернии, стоял на коленях перед образом Спаса Нерукотворного. Тихо шептал он слова благодарственной молитвы. В тот день у отца Иоанна родился сын. Будущий монах и подвижник 19 века, прославленный Церковью святой, преподобный Парфений Киевский появился на свет 24 августа 1792 года. На третий день новорождённого окрестили и нарекли Петром. Дома мальчика ласково звали Петрушей.
Краснопевцевы жили бедно. Чтобы прокормить семью, отец Иоанн и его супруга Анна держали хозяйство: огород, домашнюю птицу и коз. Хоть и маленькое, подворье требовало постоянного присмотра. Наблюдая за тем, как трудятся его родители, Петруша очень скоро стал с большой охотой им помогать. Мать поручала ему нетрудную работу: насыпать зерна курам и уткам, нарвать травы для коз. За усердие хвалила, за оплошности никогда не ругала. Впоследствии преподобный вспоминал, что именно в семье получил первые уроки трудолюбия и терпения. Отец с ранних лет брал Петрушу с собой в храм. Маленький мальчик безо всякого труда выстаивал долгие службы, а после не хотел уходить домой. Петя брал родителя за руку и водил по церкви. Останавливался возле каждой иконы и спрашивал: что это за святой и какими подвигами прославился. Отец ему обо всём рассказывал.
Мальчик рос не по годам умным и рассудительным. В домашнем кругу даже сложилась традиция: когда нужно было разрешить какую-либо дилемму, старшие говорили: «Спросим, что скажет Петруша». Когда старший брат Петра, Василий, решил идти в монастырь, родители стали отговаривать его. Убеждали жениться. Василий уже был готов уступить их настойчивым уговорам. Но, по привычке, спросил: «А Петруша как рассудит?» Петя в это время лежал на печи. Свесивши голову, он решительно произнёс: «Обещал служить Богу, так не отрекайся!». Услышав такие слова своего младшего сына, родители решили: коли так говорит Петруша, значит, есть на то воля Божия. И благословили Василия на постриг. Впоследствии он стал игуменом знаменитого русского монастыря - Введенской Жабынской Пустыни.
В семь лет родители определили Петра в Тульское духовное училище. Там с мальчиком приключилась удивительная история. Однажды, задремав, он в полусне увидел, как к нему подошёл светлый старец и ласково сказал: «Будешь монах». Петя очнулся, видение исчезло. Но с того самого момента в сердце мальчика родилось горячее стремление без остатка посвятить свою жизнь Богу. Это желание окрепло после того, как, будучи уже студентом Тульской духовной семинарии, Пётр посетил Киево-Печерскую лавру. Под её Святыми вратами он дал Богу обет - стать монахом. Возвратившись, юноша открыл свои мысли отцу и матери. Но, как и в случае со старшим братом, они принялись отговаривать Петра от пострига, позабыв, что когда-то во всём слушались его слов. Оказалось, что они уже и невесту ему подыскали. Из большой любви и послушания родителям Пётр решил смириться и уступить их воле. Но прежде, чем состоится свадьба, попросил ещё раз отпустить его ненадолго в Киев. Поездка заняла два месяца, а когда молодой человек вернулся, то узнал, что невеста его вышла замуж за другого. Пётр увидел в произошедшем явный Божий промысл, и указал на это отцу и матери. На сей раз они не стали противоречить и благословили сына. «Молись за нас», – сказали они.
Преподобный Парфений со слезами на глазах вспоминал, как провожали его отец и мать. «У батюшки, – говорил старец, – были сапоги, которые он надевал по праздникам. Он отдал их мне». Пётр взял сапоги, чтобы не огорчить отца в тяжёлую минуту расставания. Но с дороги вернул их ему с надёжным человеком, а сам пошел в лаптях. Матушка благословила сына медным крестом, который старец всю жизнь с благоговением хранил. По словам духовных чад преподобного Парфения Киевского, старец всегда с особенным умилением вспоминал родительскую любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер