
Священник Иоанн Краснопевцев, клирик церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Симоново, что в Тульской губернии, стоял на коленях перед образом Спаса Нерукотворного. Тихо шептал он слова благодарственной молитвы. В тот день у отца Иоанна родился сын. Будущий монах и подвижник 19 века, прославленный Церковью святой, преподобный Парфений Киевский появился на свет 24 августа 1792 года. На третий день новорождённого окрестили и нарекли Петром. Дома мальчика ласково звали Петрушей.
Краснопевцевы жили бедно. Чтобы прокормить семью, отец Иоанн и его супруга Анна держали хозяйство: огород, домашнюю птицу и коз. Хоть и маленькое, подворье требовало постоянного присмотра. Наблюдая за тем, как трудятся его родители, Петруша очень скоро стал с большой охотой им помогать. Мать поручала ему нетрудную работу: насыпать зерна курам и уткам, нарвать травы для коз. За усердие хвалила, за оплошности никогда не ругала. Впоследствии преподобный вспоминал, что именно в семье получил первые уроки трудолюбия и терпения. Отец с ранних лет брал Петрушу с собой в храм. Маленький мальчик безо всякого труда выстаивал долгие службы, а после не хотел уходить домой. Петя брал родителя за руку и водил по церкви. Останавливался возле каждой иконы и спрашивал: что это за святой и какими подвигами прославился. Отец ему обо всём рассказывал.
Мальчик рос не по годам умным и рассудительным. В домашнем кругу даже сложилась традиция: когда нужно было разрешить какую-либо дилемму, старшие говорили: «Спросим, что скажет Петруша». Когда старший брат Петра, Василий, решил идти в монастырь, родители стали отговаривать его. Убеждали жениться. Василий уже был готов уступить их настойчивым уговорам. Но, по привычке, спросил: «А Петруша как рассудит?» Петя в это время лежал на печи. Свесивши голову, он решительно произнёс: «Обещал служить Богу, так не отрекайся!». Услышав такие слова своего младшего сына, родители решили: коли так говорит Петруша, значит, есть на то воля Божия. И благословили Василия на постриг. Впоследствии он стал игуменом знаменитого русского монастыря - Введенской Жабынской Пустыни.
В семь лет родители определили Петра в Тульское духовное училище. Там с мальчиком приключилась удивительная история. Однажды, задремав, он в полусне увидел, как к нему подошёл светлый старец и ласково сказал: «Будешь монах». Петя очнулся, видение исчезло. Но с того самого момента в сердце мальчика родилось горячее стремление без остатка посвятить свою жизнь Богу. Это желание окрепло после того, как, будучи уже студентом Тульской духовной семинарии, Пётр посетил Киево-Печерскую лавру. Под её Святыми вратами он дал Богу обет - стать монахом. Возвратившись, юноша открыл свои мысли отцу и матери. Но, как и в случае со старшим братом, они принялись отговаривать Петра от пострига, позабыв, что когда-то во всём слушались его слов. Оказалось, что они уже и невесту ему подыскали. Из большой любви и послушания родителям Пётр решил смириться и уступить их воле. Но прежде, чем состоится свадьба, попросил ещё раз отпустить его ненадолго в Киев. Поездка заняла два месяца, а когда молодой человек вернулся, то узнал, что невеста его вышла замуж за другого. Пётр увидел в произошедшем явный Божий промысл, и указал на это отцу и матери. На сей раз они не стали противоречить и благословили сына. «Молись за нас», – сказали они.
Преподобный Парфений со слезами на глазах вспоминал, как провожали его отец и мать. «У батюшки, – говорил старец, – были сапоги, которые он надевал по праздникам. Он отдал их мне». Пётр взял сапоги, чтобы не огорчить отца в тяжёлую минуту расставания. Но с дороги вернул их ему с надёжным человеком, а сам пошел в лаптях. Матушка благословила сына медным крестом, который старец всю жизнь с благоговением хранил. По словам духовных чад преподобного Парфения Киевского, старец всегда с особенным умилением вспоминал родительскую любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема