
Евсевия, юная дочь римского сенатора, второй день не покидала свои девичьи покои. Она пребывала в сосредоточенной молитве, и служанкам с трудом удавалось уговорить её немного поесть. Мать и отец не тревожили девушку. В доме шли приготовления к свадьбе.
Евсевия едва была знакома со своим женихом, но сенатора это обстоятельство не смущало. Юноша происходил из благородной состоятельной семьи, отличался спокойным добрым нравом, обещал сделать политическую карьеру. Достойная партия для дочери! Евсевия никогда и ни в чем не перечила отцу. И узнав о сватовстве, она не возразила ни слова. Однако, сердце её принадлежало Другому. Она уже давно приняла решение прожить в девстве, посвятив себя Христу. И когда до назначенного бракосочетания оставалось два дня, девушка призвала двух любимых служанок и раскрыла им свой замысел.
ЕВСЕВИЯ:
Вы знаете, что родители выдают меня замуж. Мне тягостно даже думать об этом. Но если я откроюсь отцу и матушке, то он разгневается, а она станет плакать. И, боюсь, я уступлю их уговорам. Помогите мне, прошу. Давайте тайно покинем родные места! Станем вместе вести чистую жизнь, стараться во всем угодить Богу!
Служанки, любившие свою госпожу, согласились поддержать ее. В ту же ночь втроем они покинули дом сенатора, переодевшись в мужскую одежду и сели на корабль, направляющийся в Александрию. Девушки сошли с судна на острове Кос в Эгейском море и поселились там уединенно, сняв небольшой домик. Евсевия попросила спутниц забыть о её благородном происхождении и обращаться с ней не как с госпожой, а как с сестрой. Жизнь дочери сенатора полностью переменилась, и даже имя она взяла другое.
ЕВСЕВИЯ:
Пожалуйста, зовите меня Ксенией, что означает «странница, чужестранка». В этой временной жизни мы не имеем ничего постоянного. Будем верить, что Царство Христово станет нашей родиной в вечности!
Девушки ни с кем не общались, опасаясь, что родители Ксении их обнаружат. Они молились, чтобы Господь послал им священника, который мог бы облечь их в иноческий чин, и это горячее прошение вскоре исполнилось.На пристани девушки увидели группу мужчин и женщин — они беседовали между собой о совершённом недавно паломничестве на Святую землю. Ксения решилась подойти к седовласому человеку, к речам которого спутники прислушивались с особым почтением.
ЕВСЕВИЯ:
Простите, что осмеливаюсь заговорить с вами, добрый человек. Но ваша речь выдает мудрость и боголюбие. И если вы священник, прошу, примите нас с сестрами под свое духовное попечение!
Старец ласково взглянул на девушку.
ПРЕСВИТЕР ПАВЕЛ:
Ты угадала, дочка — я пресвитер, монах, зовут меня Павел. Но едва ли я смогу помочь вам, поскольку живу далеко отсюда. Христианская община, в которой я служу Богу, ждет меня в городе Милассе, и наш корабль отплывает сегодня вечером.
ЕВСЕВИЯ:
Не откажите взять нас с собой! Нас ничего не связывает в нашем странствии на пути к Богу, и мы с радостью отправимся с вами в Миласс!
В Милассе Ксения купила землю и построила церковь в честь первомученика Стефана. Игумен Павел постриг девушку и ее спутниц в иноческий чин и вокруг них стала образовываться женская монашеская община. Никто в Милассе не знал о том, что Ксения — дочь римского сенатора. Она носила одно и то же платье, изветшавшее от времени и держала строгий пост. По слову летописца, инокиня принимала пищу через день, вкушая только хлеб, приправленный собственными слезами.
Когда в Милассе скончался епископ, на святительскую кафедру взошёл игумен Павел. Он посвятил Ксению в диаконисы, и она во всем помогала владыке. Монахиня заботилась о бедных, больных и стариках, помогала женщинам подготовиться к Таинству крещения. Вся её жизнь была самоотверженным служением Богу и людям. Именно к этому она стремилась, покидая в юности родительский дом.
Когда Ксения скончалась, многие жители города стали свидетелем чуда — над монастырём, в котором она находилась, парил венец с сияющим крестом.
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема