
Евсевия, юная дочь римского сенатора, второй день не покидала свои девичьи покои. Она пребывала в сосредоточенной молитве, и служанкам с трудом удавалось уговорить её немного поесть. Мать и отец не тревожили девушку. В доме шли приготовления к свадьбе.
Евсевия едва была знакома со своим женихом, но сенатора это обстоятельство не смущало. Юноша происходил из благородной состоятельной семьи, отличался спокойным добрым нравом, обещал сделать политическую карьеру. Достойная партия для дочери! Евсевия никогда и ни в чем не перечила отцу. И узнав о сватовстве, она не возразила ни слова. Однако, сердце её принадлежало Другому. Она уже давно приняла решение прожить в девстве, посвятив себя Христу. И когда до назначенного бракосочетания оставалось два дня, девушка призвала двух любимых служанок и раскрыла им свой замысел.
ЕВСЕВИЯ:
Вы знаете, что родители выдают меня замуж. Мне тягостно даже думать об этом. Но если я откроюсь отцу и матушке, то он разгневается, а она станет плакать. И, боюсь, я уступлю их уговорам. Помогите мне, прошу. Давайте тайно покинем родные места! Станем вместе вести чистую жизнь, стараться во всем угодить Богу!
Служанки, любившие свою госпожу, согласились поддержать ее. В ту же ночь втроем они покинули дом сенатора, переодевшись в мужскую одежду и сели на корабль, направляющийся в Александрию. Девушки сошли с судна на острове Кос в Эгейском море и поселились там уединенно, сняв небольшой домик. Евсевия попросила спутниц забыть о её благородном происхождении и обращаться с ней не как с госпожой, а как с сестрой. Жизнь дочери сенатора полностью переменилась, и даже имя она взяла другое.
ЕВСЕВИЯ:
Пожалуйста, зовите меня Ксенией, что означает «странница, чужестранка». В этой временной жизни мы не имеем ничего постоянного. Будем верить, что Царство Христово станет нашей родиной в вечности!
Девушки ни с кем не общались, опасаясь, что родители Ксении их обнаружат. Они молились, чтобы Господь послал им священника, который мог бы облечь их в иноческий чин, и это горячее прошение вскоре исполнилось.На пристани девушки увидели группу мужчин и женщин — они беседовали между собой о совершённом недавно паломничестве на Святую землю. Ксения решилась подойти к седовласому человеку, к речам которого спутники прислушивались с особым почтением.
ЕВСЕВИЯ:
Простите, что осмеливаюсь заговорить с вами, добрый человек. Но ваша речь выдает мудрость и боголюбие. И если вы священник, прошу, примите нас с сестрами под свое духовное попечение!
Старец ласково взглянул на девушку.
ПРЕСВИТЕР ПАВЕЛ:
Ты угадала, дочка — я пресвитер, монах, зовут меня Павел. Но едва ли я смогу помочь вам, поскольку живу далеко отсюда. Христианская община, в которой я служу Богу, ждет меня в городе Милассе, и наш корабль отплывает сегодня вечером.
ЕВСЕВИЯ:
Не откажите взять нас с собой! Нас ничего не связывает в нашем странствии на пути к Богу, и мы с радостью отправимся с вами в Миласс!
В Милассе Ксения купила землю и построила церковь в честь первомученика Стефана. Игумен Павел постриг девушку и ее спутниц в иноческий чин и вокруг них стала образовываться женская монашеская община. Никто в Милассе не знал о том, что Ксения — дочь римского сенатора. Она носила одно и то же платье, изветшавшее от времени и держала строгий пост. По слову летописца, инокиня принимала пищу через день, вкушая только хлеб, приправленный собственными слезами.
Когда в Милассе скончался епископ, на святительскую кафедру взошёл игумен Павел. Он посвятил Ксению в диаконисы, и она во всем помогала владыке. Монахиня заботилась о бедных, больных и стариках, помогала женщинам подготовиться к Таинству крещения. Вся её жизнь была самоотверженным служением Богу и людям. Именно к этому она стремилась, покидая в юности родительский дом.
Когда Ксения скончалась, многие жители города стали свидетелем чуда — над монастырём, в котором она находилась, парил венец с сияющим крестом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер