
Источник фото: pravoslavie.ru
Православная вера берет свое начало на африканском континенте в 1-ом веке, когда на его землю ступила нога первого христианского проповедника – апостола Марка. Евангелист утвердил Православную Церковь на северном побережье Африки, в Египте, и стал ее первым епископом. Так появился один из старейших Патриархатов – Александрийский.
Первыми христианами континента были в основном греки и египтяне. Состав общины оставался неизменным до 30-ых годов 20 века. Благодаря усилиям миссионеров местные народы южнее Сахары потянулись к христианству. Причем часто стали переходить именно в Православие. И сегодня православных среди коренного населения - ни много ни мало - шесть миллионов!
На восточном побережье Африки находится динамично развивающаяся страна Кения. Более четверти ее населения - христиане. Из них более полумиллиона человек - православные. Количество православных храмов в Кении приближается к сотне. Хотя "храм" - это громко сказано. В центральной Африке каменные церкви можно пересчитать по пальцам, и находятся они в крупных городах. На территории же небольших племен, которых на "черном континенте" множество, богослужения проводятся в очень скромных постройках. Дощатые стены, земляной пол и крест на крыше - вот и все нехитрое здание церкви. Повесили на соседнее дерево колокол - считай, есть колокольня. Внутри храма - небольшой иконостас. Иногда стены расписаны местными мастерами. Изображения святых яркие и очень простые - их словно сделал ребенок. В церкви стоят скамейки и стулья. В некоторых храмах есть даже электричество. По местным меркам, это большая роскошь.

Источник фото: pravoslavie.ru
Масаи - африканское племя, проживающее в саванах на самом юге Кении. Здесь удивительным образом уживаются современная цивилизация, православная вера и традиционный уклад жизни. Во владениях масаи на границе с Танзанией стоит церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Она представляет собою сарай, обшитый листами железа со всех сторон. Так можно защититься от ветра. Но представьте себе, как накаляется крыша церкви летом! Однако, в любую погоду в ней полно людей. В планах общины на ближайшее будущее - завершить строительство новой просторной церкви, на этот раз из глиняных блоков. Деятельность православного храма не ограничивается богослужением. Настоятель Константино-Еленовской церкви, отец Марк Мва́нги Кибу́и, и его супруга, матушка Элис, помогают двум десяткам сирот, которые живут в приемных семьях. Три-четыре раза в год отец Марк организует у стен храма бесплатные медицинские осмотры. На средства от пожертвований приглашаются врачи, покупаются лекарства. Желающих пообщаться с доктором много: беднякам платные медицинские услуги просто не по карману.
Масаи, как и африканцы в целом, открытый и дружелюбный народ. Они искренне радуются гостям и с интересом слушают проповеди миссионеров. А самый большой подарок общине - это православное облачение и нательные крестики для прихожан. Здесь очень трудно достать и то, и другое. Батюшки носят рясы по 10-15 лет, пока те не изнашиваются до дыр. Тогда можно обратиться к епископу за новыми, или надеяться, что одежды привезут гости. Богослужебные книги тоже редкость, поэтому они бережно хранятся, переплетаются и передаются из поколения в поколение. В большом ходу рукописные книги. Литургия для африканцев это всегда праздник. Хора как такового здесь не существует. А песнопения поет весь приход. После службы коренное население исполняет традиционные танцы и песни под барабаны прямо в храме, или в церковном дворе.
Если вы считали Африку землей примитивных обычаев и воинствующих племен, то вы будете приятно удивлены. Коренное население к нам куда ближе, чем кажется. А Православие на континенте укрепляется с каждым годом. Северная часть Африки традиционно более развита и богата, здесь много храмовых сооружений. Но при первой же возможности арендуйте машину и отправляйтесь в страны южнее Сахары, например, в Кению, или Уганду. И не забудьте про подарки для местных жителей - иконки и нательные крестики. Они будут вам очень благодарны.
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия