Круизные теплоходы, проходя по Средней Волге, обязательно останавливаются в Чебоксарах. Этот город расположился на правом берегу великой реки между Нижним Новгородом и Казанью. Фонтанами на набережной и улочками со старинными купеческими домами встречает город туристов. Особенно уютный вид придают ему небольшие храмы с маковками и шатровыми колокольнями, какие любили строить в Московской Руси. Старейший из них – кафедральный Введенский собор воздвигнут в середине семнадцатого века.
Но Чебоксары – это не просто старинный город с волжским колоритом. Повсюду здесь присутствуют особые национальные черты, ведь Чебоксары – столица Чувашской Республики.
Чуваши – самый большой тюркский народ, исповедующий православное христианство. Они говорят на очень древнем языке, который родственен исчезнувшим языкам гуннов и хазар. Предки чувашей булгары и сувары пришли на берега Чёрного моря и Каспия вслед за великим завоевателем Аттилой. Уже тогда они впервые познакомились с христианством. В конце шестого века в Константинополе крестился правитель булгар Кубрат, а в седьмом столетии от армянского епископа принял крещение правитель суваров – Илитвер.
История неоднократно ставила их не перепутье, заставляя выбирать родину и веру. Часть булгар ушла на Дунай, где образовала государство и поныне известное как Болгария. Но предки чувашского народа двинулись на Среднюю Волгу. Затем часть булгар и сувар приняла ислам, положив начало народу казанских татар, а предки чувашей еще долго оставались язычниками.
Распространение православия в чувашском народе началось после вхождения в состав России. Однако по-настоящему чуваши уверовали во Христа только тогда, когда услышали Слово Божие на родном языке. Произошло это во второй половине девятнадцатого века. Апостол чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев не был священником. Это был глубоко верующий педагог и просветитель. Он создал первую чувашскую школу, чувашский алфавит и букварь. И он же перевёл на чувашский язык Евангелие и Псалтырь. Сегодня именем Яковлева назван большой проспект в Чебоксарах и улицы в других городах. В честь него называют учебные заведения, ему посвящают музеи и памятники. А в православных храмах Чувашии со времён великого просветителя службы совершаются не только на церковнославянском, но и на чувашском языке.
Другой национальный герой, в честь которого здесь открывают музеи и памятники, – учёный монах Иакинф Бичурин. Сын простого сельского священника, он стал основоположником российских научных исследований Китая. Тринадцать лет отец Иакинф прожил в Пекине, возглавляя Духовную миссию. За это время досконально изучил китайскую литературу, сделал множество переводов и совершенно погрузился в китайскую традицию. Вклад Бичурина в науку был признан современниками. В его круг общения входил Пушкин и другие деятели золотого века русской культуры.
Что-то удивительное можно встретить в Чувашии в самых, казалось бы, обыденных местах. В обычном жилом микрорайоне Чебоксар стоит православная часовня в форме ракеты, готовой вот-вот устремиться в космическое пространство. Это поминальная часовня по первому чувашскому космонавту Андрияну Николаеву, совершившему два космических полёта.
Достопримечательности, связанные с историей чувашского народа и православной верой, разбросаны здесь повсюду. Живописный городок Мариинский Посад на Волге, почитаемые монастыри в Цивильске и Алатыре, святые источники, национальная одежда с ярко красной вышивкой и сытная чувашская кухня, ухоженные поля и волжские просторы. Если вы хотите познакомиться с многообразием православных народов и их культур, то в средней полосе России проще всего это сделать в Чувашии.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.