
Фото: Samantha Gades/Unsplash
Все, наверное, слышали про большую греческую свадьбу. Про то, сколько гостей на ней присутствует, насколько щедрыми бывают их подарки. Так вот. Грузинская свадьба ничем греческой не уступает, а чем-то может быть ее и превосходит. В первую очередь, свои гостеприимством.
Если в грузинском доме играется свадьба, на нее по традиции приглашается множество гостей. Иногда их количество может достигать нескольких сотен человек. Свадьба может продолжаться два-три дня — в зависимости от желания жениха и невесты и их родителей. Кстати, отказаться прийти на свадьбу — невозможно. Так как это большая обида для приглашающей стороны. Но вот чтобы желанное свадебное торжество состоялось, необходимо исполнить несколько традиционных обрядов. Грузия — страна православная, страна с очень древними традициями, которые соблюдаются из поколения в поколение. Нарушить их до сих пор считается в Грузии большим грехом. Так вот. Грузины считают, что свадьбе обязательно должны предшествовать сватовство и обручение.
Сватовство по-грузински звучит как «мачанклоба» и представляет собой переговоры родителей жениха и невесты. Когда-то юноша и девушка в Грузии познакомиться самостоятельно просто не могли. Обо всем за них договаривались их семьи. Сегодня это не так. Будущие жених и невеста сами могут определять свою судьбу. Но все равно роль семьи в устройстве брака в Грузии очень велика. Например, до сих пор считается, что родители жениха должны обеспечить молодую семью жильем, а родители невесты — необходимым приданным. Все эти вещи и обсуждаются во время мачанклОбы, то есть сватовства.
Если во время сватовства все прошло хорошо, наступает время нишнобы, то есть обручения. Здесь уже родители молодых обращаются за помощью ко священнику. Потому что именно при участии священника и происходит обряд обручения. По традиции невесту привозят в дом жениха. В присутствии священника происходит обмен кольцами и обещаниями в любви и верности. Священник выступает здесь как хранитель этих слов. После того, как обручение состоялось, все начинают готовиться к корцили, то есть к свадьбе.
Венчание — обязательная составляющая грузинского бракосочетания. Никакая роспись в ЗАГСе с точки зрения православных грузин венчания заменить не может. И без венчания настоящую семью создать невозможно — в этом они полностью убеждены. Венчание в Грузии похоже на то, что совершается в российских храмах. По его окончании молодые и все гости собираются за праздничным столом. Свадебное веселие начинается.
Руководит застольем тамада. В Грузии обязанности тамады выполняет обычно очень уважаемый человек. Он не просто развлекает гостей и определяет порядок тостов. Тамада в Грузии, в первую очередь, следит за тем, чтобы свадебное торжество было веселым и при этом достойным. В Грузии не принято на свадьбе кричать «горько», не принято напиваться. Предстать перед людьми в пьяном виде в Грузии является большим позором. Потому тамада должен быть еще и очень крепким человеком. Ведь он должен пить вино после каждого тоста, но пьянеть права не имеет. Как у него это получается? — никто не знает. Но факт остаётся фактом.
Обязательно на грузинскую свадьбу приглашается священник, который венчал молодую пару. Да и вообще в Грузии очень любят приглашать на торжество священников. Считается, что это и добрый знак для молодой семьи и гарантия, что никто не будет вести себя неподобающим образом. Постесняется священника. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам об особенностях православной грузинской свадьбы.
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема