
Фото: Samantha Gades/Unsplash
Все, наверное, слышали про большую греческую свадьбу. Про то, сколько гостей на ней присутствует, насколько щедрыми бывают их подарки. Так вот. Грузинская свадьба ничем греческой не уступает, а чем-то может быть ее и превосходит. В первую очередь, свои гостеприимством.
Если в грузинском доме играется свадьба, на нее по традиции приглашается множество гостей. Иногда их количество может достигать нескольких сотен человек. Свадьба может продолжаться два-три дня — в зависимости от желания жениха и невесты и их родителей. Кстати, отказаться прийти на свадьбу — невозможно. Так как это большая обида для приглашающей стороны. Но вот чтобы желанное свадебное торжество состоялось, необходимо исполнить несколько традиционных обрядов. Грузия — страна православная, страна с очень древними традициями, которые соблюдаются из поколения в поколение. Нарушить их до сих пор считается в Грузии большим грехом. Так вот. Грузины считают, что свадьбе обязательно должны предшествовать сватовство и обручение.
Сватовство по-грузински звучит как «мачанклоба» и представляет собой переговоры родителей жениха и невесты. Когда-то юноша и девушка в Грузии познакомиться самостоятельно просто не могли. Обо всем за них договаривались их семьи. Сегодня это не так. Будущие жених и невеста сами могут определять свою судьбу. Но все равно роль семьи в устройстве брака в Грузии очень велика. Например, до сих пор считается, что родители жениха должны обеспечить молодую семью жильем, а родители невесты — необходимым приданным. Все эти вещи и обсуждаются во время мачанклОбы, то есть сватовства.
Если во время сватовства все прошло хорошо, наступает время нишнобы, то есть обручения. Здесь уже родители молодых обращаются за помощью ко священнику. Потому что именно при участии священника и происходит обряд обручения. По традиции невесту привозят в дом жениха. В присутствии священника происходит обмен кольцами и обещаниями в любви и верности. Священник выступает здесь как хранитель этих слов. После того, как обручение состоялось, все начинают готовиться к корцили, то есть к свадьбе.
Венчание — обязательная составляющая грузинского бракосочетания. Никакая роспись в ЗАГСе с точки зрения православных грузин венчания заменить не может. И без венчания настоящую семью создать невозможно — в этом они полностью убеждены. Венчание в Грузии похоже на то, что совершается в российских храмах. По его окончании молодые и все гости собираются за праздничным столом. Свадебное веселие начинается.
Руководит застольем тамада. В Грузии обязанности тамады выполняет обычно очень уважаемый человек. Он не просто развлекает гостей и определяет порядок тостов. Тамада в Грузии, в первую очередь, следит за тем, чтобы свадебное торжество было веселым и при этом достойным. В Грузии не принято на свадьбе кричать «горько», не принято напиваться. Предстать перед людьми в пьяном виде в Грузии является большим позором. Потому тамада должен быть еще и очень крепким человеком. Ведь он должен пить вино после каждого тоста, но пьянеть права не имеет. Как у него это получается? — никто не знает. Но факт остаётся фактом.
Обязательно на грузинскую свадьбу приглашается священник, который венчал молодую пару. Да и вообще в Грузии очень любят приглашать на торжество священников. Считается, что это и добрый знак для молодой семьи и гарантия, что никто не будет вести себя неподобающим образом. Постесняется священника. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам об особенностях православной грузинской свадьбы.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер