«Православие и спорт». Священник Павел Симонов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Православие и спорт». Священник Павел Симонов

* Поделиться

У нас в гостях был председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном Совете города Москвы, настоятель храма в честь святого благоверного князя Димитрия Донского в Раеве священник Павел Симонов.

Разговор шел о том, для чего была создана Комиссия по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном Совете, и какие вопросы она решает. Также мы говорили о фестивале «Рождественская радость»: для кого и с какой целью его организовали, и чем он особенно привлек внимание посетителей. Отец Феодорита поделился своим мнением, насколько оправдано создание спортивных секций при храмах, и могут ли занятия спортом при храмах привлечь людей в Церковь.


А. Пичугин 

— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. В этой студии приветствуем вас мы: Алла Митрофанова — 

А. Митрофанова 

— Алексей Пичугин — 

А. Пичугин 

— С удовольствием представляем гостя: сегодня в этой студии вместе с нами и с вами священник Павел Симонов, председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма святого князя Димитрия Донского в Раеве в Москве. Добрый вечер. 

Свящ. Павел Симонов 

— Здравствуйте, дорогие братья и сестры. 

А. Пичугин 

— Комиссия по физической культуре и спорту — достаточно новое явление, непривычное. Мне кажется, что пока еще немногие знают, что в Церкви есть подобные комиссии. А когда у нас случаются крупные международные спортивные соревнования: Олимпиада, Универсиада — нашу сборную сопровождает священник, чаще всего это отец Андрей Алексеев, который к нам тоже часто приходит. Наши внимательные слушатели, постоянные слушатели, наверное, могли обратить внимание на эти программы, но в общем и целом, наверное, то, что существует какая-то специальная комиссия, которая занимается вопросами, связанными со спортом, и не только со спортом, но еще и с физической культурой, что важно, потому что спорт в большей степени явление профессиональное, а физическая культура это то, что касается большинства людей. Так все же, какие вопросы вы рассматриваете? Какие вообще вопросы, связанные с физической культурой, могут возникать в среде Церкви? 

Свящ. Павел Симонов 

— Дело в том, что наша комиссия была создана по благословению Святейшего Патриарха совсем недавно, чуть больше полугода. Но уже, даже к моему удивлению, наметилось очень много дел по вопросам физической культуры и спорта. Дело в том, что мы провели опрос, и оказалось, что при храмах нашего стольного града уже на сегодняшний день действуют более 105 спортивных секций. Да, пускай они разрозненны, не у всех есть помещение именно такое, которое в идеале хотелось бы иметь. Может быть, старый инвентарь. Может быть, регулярные занятия чуть реже, чем у школ олимпийского резерва, но тем не менее эти секции есть. И им требуется помощь, требуется… 

А. Митрофанова 

— Координация какая-то? 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, координация. Общие мероприятия, какой-то календарь. И самое главное — административный ресурс, потому что каждый на приходе своем имеет какие-то трудности и многие уже обращались. Мы, как комиссия, в свою очередь делали запрос в соответствующие структуры и так или иначе решали вопрос, чтобы подрастающему поколению, во-первых, было где заниматься, а во-вторых, давали на тех или иных условиях большие площадки для проведения общих, нужных массовых спортивных мероприятий. 

А. Митрофанова 

— А какими видами спорта занимаются в таких секциях при храмах? Действительно, это звучит как нонсенс некий. 

Свящ. Павел Симонов 

— Честно сказать, до того, как сделал такой мониторинг по Москве, я тоже не ожидал, что у нас действует такое большое количество спортивных секций. Знаете, на первом месте идут командные виды спорта: футбол… 

А. Митрофанова 

— Хоккей. 

Свящ. Павел Симонов 

— Хоккей в меньшей степени. Волейбол. Далее боевые единоборства различные: рукопашный бой, самбо, иные виды боевых видов спорта. Есть просто группа физического развития. Сейчас это связано с тем, что открыта программа «Московское долголетие» и многие пенсионеры также хотели бы свою физическую форму поддерживать. Но это не какие-то командные виды спорта — это гимнастика, фитнес для поддержания своей физической формы. 

А. Пичугин 

— Кстати, мне подумалось: сейчас же много люди ходят в спортивные залы, в фитнес-центры, покупают абонемент, который стоит достаточно дорого. И не всем людям они по карману. Может быть, уже есть или планируется создать подобные фитнес-центры, спортивные залы при храмах, куда бы хотя бы прихожане этого храма могли спокойно приходить и заниматься, не тратя при этом достаточно ощутимых сумм. 

Свящ. Павел Симонов 

— Вы знаете, да. Такая добрая практика нами уже была опробована буквально год назад. По благословению Святейшего Патриарха, которому вручили такую символическую карту «номер один», мы запустили акцию. 

А. Митрофанова 

— Карту в спортзал для Патриарха?  

Свящ. Павел Симонов 

— Как благословение — чтобы наш Святейший владыка дал благословение на то, чтобы такая акция была. Акция заключалась в чем — мы договорились с хозяевами клуба на северо-востоке, с Евгением Клочковым, который нам давал лимит на эти карты, дал нам лимит 1000 карт. И мы эти карты раздали молодым людям, которые, как вы уже сказали, не имеют возможности заниматься на платной основе. Уже такая практика у нас была. Акция закончилась, где-то около года люди прозанимались. Новые какие-то начинания должны быть. Да, при некоторых храмах действуют такие клубы, но на мой взгляд, на самом деле, это моя мечта — даже не мечта, а цель. Может быть, не ближайшая, но можно сказать, что жизненная цель — чтобы у нас во стольном граде при храмах появились такие центры. Не какие-то подвальчики 20 квадратных метров, а что-то побольше, где могло бы заниматься большее количество человек. Ведь мы говорим не только о молодом поколении, не только о детях и студентах. Ведь у нас же еще есть люди среднего возраста, про которых мы часто забываем. 

А. Пичугин 

— Да, с ними сложнее всего. Потому что для студентов во многих вузах Москвы есть государственные программы — вуз договаривается с фитнес-центрами, которые расположены неподалеку, и там очень большие скидки, а то иногда и бесплатно. А людям среднего возраста, которые не могут себе позволить, вот это важная история. 

А. Митрофанова 

— Тут еще такой момент вступает в силу. Простите, отче, сейчас я обозначу то беспокойство, которое у меня возникло в связи с этими бесплатными картами, о которых вы сказали. Всё, что мы получаем на халяву, простите за «незнакомое» слово, мы это не ценим. Есть у нас такое свойство мозга: если мы заплатили пусть даже небольшие деньги, все равно уровень обязательности в крови сразу подскакивает, понимаете. А когда нам что-то досталось просто так, особенно у людей среднего возраста, которые упахиваются на работе, а потом вечером так сложно себя оторвать от дивана: вместо того, чтобы сидеть уютно и смотреть кино дома, пойти куда-то в спортзал. Тут стимул должен быть какой-то очень серьезный. И я не знаю, как вы видите эту историю в развитии? Есть такая сложность или нет? Или, может быть, у людей, которые себя осмысляют в рамках христианства, этот стимул серьезней? Я просто не задавалась этим вопросом. 

Свящ. Павел Симонов 

— Вы знаете, по опыту этой прошедшей акции, что можно сказать? Мы фиксируем тех людей, которые пришли с картой и начали заниматься: те, кто один раз пришли, те, кто вообще не пришли, получив такую карту. Действительно, среди молодежи был такой момент, что карт мы раздали больше, а на занятия в итоге пришли не все. Но могу сказать по личному опыту, касательно нашей футбольной секции. Мы туда приходим больше даже общаться. Играем, бегаем, но больше общаемся. И, на мой взгляд, людям даже среднего возраста, которые сильно устают на работе, есть какие-то труды в семье и труды немалые, потому что православные христиане в основном многодетные, и требуется какая-то отдушина. Какая-то отдушина требуется — пообщаться, спросить, как у кого проходит тот или иной процесс. Вообще, немножечко поменять картинку. 

А. Митрофанова 

— То есть футбол у вас — это такой мужской клуб.  

Свящ. Павел Симонов 

— Ну, своего рода, можно сказать и так. 

А. Пичугин 

— Это здорово. 

А. Митрофанова 

— Отлично.  

Свящ. Павел Симонов 

— Собираются и священники, и миряне. И уже приводят своих детей. 

А. Пичугин 

— А это одна команда или вы друг против друга играете? 

Свящ. Павел Симонов 

— Нет, мы делимся. Бывает, что и по 4, и по 5 команд набирается. 

А. Митрофанова 

— Ого. 

Свящ. Павел Симонов 

— И приходится долго сидеть, потому что зал небольшой. Но все равно это общение. 

А. Пичугин 

— Это футзал? 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, футзал. И все равно это общение, все равно мы встречаемся. А так бы не встречались. И многие радуются именно тому, что есть возможность объединения. Люди чувствуют объединение — вокруг Церкви, вокруг прихода. И не только они батюшку с амвона увидели, проповедь послушали и на этом всё заканчивается, а мы встречаемся в зале и они видят, что и священники, которых там тоже немало… 

А. Митрофанова 

— Тоже любят футбол. 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, тоже любят футбол. И у них можно спросить что-то житейское — это обычные люди, у которых тоже есть какие-то свои и скорби, и радости. И это сближает. Это сближает и помогает создавать общину намного крепче, нежели когда люди видят тебя на дистанции, с амвона в храме. 

А. Митрофанова 

— Прекрасно. Кстати, вот об этом, видимо, раньше особо не задумывались: ведь людям важно общаться. И сейчас запрос на общение просто невероятный. И то, что можно вот так прийти — за футболом, не на чаепитие, где непонятно, какое слово сказать, про что говорить, куда руки деть и так далее. А тут есть конкретное дело: мужики носятся, играют в футбол. Отлично.  

А. Пичугин 

— А ты еще обрати внимание, когда начали возникать эти команды — сначала восстанавливали, сначала собирали камни. Ваш храм новый, а в большинстве тех приходов, которые я знаю, где подобные активности есть — где играют в хоккей, в футбол, там сначала… 

А. Митрофанова 

— Сначала объединялись вокруг восстановления. 

А. Пичугин 

— Сначала долго и кропотливо собирали эти руины, пытались что-то сделать, восстанавливали. Восстановили. А приход же уже привык быть вместе, что-то делать. Нужно что-то делать дальше. И вот начинают появляться уже спортивные клубы, команды. 

А. Митрофанова 

— Появляется и социальная работа, кстати, примерно по той же схеме. 

А. Пичугин 

— Много всего появляется, но это как часть такой большой-большой активности разных приходов. Я с этим сталкиваюсь повсеместно в Новой Москве, в Московской областной епархии, где очень много всего подобного. 

 
А. Митрофанова 

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Напомню, что в гостях у нас сегодня священник Павел Симонов, председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Москвы. Отец Павел, если позволите, еще такой вопрос из вводных, что называется, чтобы обозначить систему координат. Есть представление, что христианин, наверное, в большей степени даже православный христианин, это тот человек, которому всё земное глубоко второстепенно, скажем так. При этом физкультура и спорт — это вещи, связанные с благополучием именно телесным. Это один часто задаваемых вопросов: нет ли здесь противоречия? Если мы о душе и о вечной жизни, то причем тут вот то самое время, которое будет выделено на физкультуру и спорт, и оторвано от чего-то еще? Как вы на подобные вопросы отвечаете? 

Свящ. Павел Симонов 

— Вы знаете, для меня лично служат примером проповеди нашего Святейшего Патриарха, который не раз говорил, что душа и тело — это не есть такие различные, живущие сами по себе моменты. Душа находится в храме своем — в теле. И храм должен быть действительно в должном порядке и... должен быть достойным. Что касается спорта у православного христианина, вы знаете, времена поменялись. Может быть, когда об этом говорил святитель Иоанн Златоуст — про римские ристалища, про угрозу жизни, про то, когда спорт ради крови, ради зрелищ, то, конечно, это неприемлемо для православных христиан. В общем-то, и сейчас есть такие виды спорта, в которых православным христианам, наверное, не стоит, скажем так, участвовать. Может быть, это не спорт в таком понимании, но есть какие-то выступления, например, бойцовские, за деньги, когда собираются какие-то закрытые мероприятия. Или какие-то неконтролируемые драки фанатов, которые считают, что спорт... Хотя само по себе и фанатское движение это некое объединение, но православие против крови, против того, чтобы попортить здоровье человеку. 

А. Пичугин 

— У меня этический вопрос совсем недавно возник. У меня телевизора нет, но если я где-то оказываюсь в торговом центре, на автомойке, на сервисе, я что-то смотрю. Вот выступал очень известный наш спортсмен, занимающийся боями, православный человек. Он говорит: «Я благодарю всех, кто за меня молился». Мне это достаточно странно, когда, например, будучи футбольным болельщиком, я всегда удивляюсь, когда слышу «Господи, помоги "Спартаку"». (Смеются.)  «Господи, помоги ЦСКА». А почему Бог должен помогать «Спартаку» или ЦСКА? Или почему Бог должен помогать «Манчестер Юнайтед» или «Ливерпулю». Но тут еще ладно, тут еще можно понять. Но если ты добровольно занимаешься единоборствами, бойцовыми видами спорта, если тебе это нравится, о’кей, хорошо, пускай. Занимайся. Но зачем сюда Бога привлекать?  

Свящ. Павел Симонов 

— Наверное, мы сейчас должны разграничиться — профессиональные виды спорта и любительские, для себя. Я просто еще не до конца раскрыл свою идею. Смысл в чем? Современный человек, человек, имеющий у себя дома водопровод, стиральную машину, свет, автомобиль у кого-то есть — это не тот человек прошлого, который свою физическую форму набирал с помощью труда. И тем более у нас мегаполисе, в Москве, у молодежи не так много этой физической активности. Вот кто такой православный христианин? Это хлюпик, который ходит только в храм? 

А. Пичугин 

— Нет, тут вопрос в другом. Я же говорю, что ничего плохого в том, что он занимается этими видами спорта, нет. Зачем Бога сюда привлекать? Зачем нужно говорить «спасибо» всем, кто за меня молился, когда я бил на ринге своего соперника? Кстати говоря, за большие деньги. 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, если мы говорим о профессиональных видах спорта. 

А. Пичугин 

— Не про самозащиту, а именно профессиональный спорт, зрелищный который. 

Свящ. Павел Симонов 

— Профессиональный спорт — действительно, наверное, так вот в открытую Бога привлекать, чтобы Господь сделал так или по-другому, наверное, не стоит. Потому что победит тот, кто будет функциональнее сильнее, готов к бою. Под лежачий камень вода не течет. И здесь человеческая воля: кто был сильнее и готов, тот и победил. Я думаю, так. Потому что Господь, действительно, дает, как Владимир Владимирович говорит, «везет тому, кто везет». Тот, кто тренируется, кто лучше, тот и зачастую побеждает. Поэтому, на мой взгляд, может быть, помолиться стоит о том, чтобы Господь сохранил здоровье этим людям, которые сошлись в таком бою… 

А. Пичугин 

— Вот! 

Свящ. Павел Симонов 

— Чтобы их семьи, их мамы, их жены и дети как-то перенесли это всё более, скажем так, безболезненно — такие вот боевые моменты на ринге. Вот за это стоит помолиться, чтобы все остались в здравии. 

А. Пичугин 

— Несколько дней назад, почти две недели уже прошло, на ВДНХ в святочные дни у вас прошел, как написано в релизе: «Крупнейший в истории Русской Православной Церкви детский рождественский культурно-спортивный праздник». Организатором праздника как раз выступила ваша Комиссия. И как написано,  «главной задачей было дополнить традиционную рождественскую концертную программу спортивной тематикой». Но это «дополнить», казалось бы, она может быть не полная. Но цель-то, наверное, заключалась в другом. Расскажите, пожалуйста, про это мероприятие. 

Свящ. Павел Симонов 

— Мероприятие, действительно, было грандиозное. Я очень рад, что оно прошло. Мы его долго готовили. И целью этого мероприятия было не дополнить, потому что сама по себе рождественская радость и так полная. И дополнить ее какими-то спортивными аркадами, наверное, это не совсем правильная формулировка. У нас была такая идея о том, что многие детишки в православных семьях, мы в основном приглашали многодетных, малоимущих, детей из интернатов спортивных. Многие детишки, даже из наших православных семей, даже не представляют, какой ассортимент спортивный есть для того, чтобы чем-то заняться, то есть видов спорта. И мы сделали, скажем так… 

А. Митрофанова 

— Презентацию? 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, некую презентацию различных видов спорта. Конечно, народных: футбола, баскетбола. Но были и такие виды спорта, как гольф, американский футбол. Причем американский футбол был представлен женской командой спортивного клуба при Институте имени Сеченова. 

А. Пичугин 

— Интересно. 

Свящ. Павел Симонов 

— И женская команда, и многие детишки подходили… 

А. Пичугин 

— Это именно американский футбол, не регби? 

Свящ. Павел Симонов 

— Не регби, это именно американский футбол. И многих это так заинтересовало, многие фотографировались в этих шлемах, в амуниции, кидали мяч. И для многих детишек это было внове. Это получилось очень красиво на фотографиях. 

А. Пичугин 

— Я даже не знал, что у нас по американскому футболу есть женские команды. Я видел в американских фильмах, что у них есть. То, что у нас в России — это удивительно. Здорово. 

А. Митрофанова 

— А еще при Институте имени Сеченова, представь себе. Как это всё неожиданно и круто. 

А. Пичугин 

— А вот наша звукорежиссер Саша говорит, что она даже занималась в такой секции — американского женского футбола. 

А. Митрофанова 

— Ну, в отношении Саши я уже устала удивляться, каждый раз новые грани в этом человеке обнаруживаются. Про гольф тоже расскажите в нескольких словах, это довольно неожиданный выбор, я бы сказала. Элитный вид спорта. Считается, что это очень красиво, это очень дорого и так далее. Гольфом занимаются люди, принадлежащие к своеобразной экономической элите. 

Свящ. Павел Симонов 

— Да. 

А. Митрофанова 

— Конечно, хорошо уметь играть в гольф. А дальше уж, пригодится или не пригодится, будем посмотреть, что называется. 

Свящ. Павел Симонов 

— Мы же живем в Москве, в мегаполисе. И, наверное,  у каждого ребенка должна быть возможность заниматься тем видом спорта, каким он бы хотел заниматься. Действительно, может быть, это не гольф в таком смысле этого слова, как профессиональный гольф. Это были некие первые азы: давалась дорожка такая, лунка, клюшка, чтобы ребенок просто взял, попробовал и узнал, что такой вид спорта есть. И мы не знаем, как в дальнейшем, когда ребенок вырастет, где он окажется, в каком социальном слое населения. В любом случае, где бы он ни оказался, ему это нужно и полезно для того, чтобы просто знать, что такой вид спорта есть. 

А. Пичугин 

— Но то, о чем говорит Алла, это у нас такое представление о гольфе. Я знаю, что в Москве есть гольф-клубы, в которых занимаются люди совершенно разного социального положения. Это всё уже доступно. 

А. Митрофанова 

— Давайте мы этот разговор продолжим буквально через минуту. Напомню, что в программе  «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Павел Симонов, председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Раеве. Алексей Пичугин и я, Алла Митрофанова. Через минуту вернемся. 

 
А. Пичугин 

— Возвращаемся в студию светлого радио. Я напомню, что в гостях у нас сегодня священник Павел Симонов, председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Раеве. Мы говорим о деятельности Комиссии, говорим о том празднике, который прошел совсем недавно, чуть меньше двух недель назад, на ВДНХ, который организовывала комиссия, возглавляемая отцом Павлом. Сейчас вы назвали несколько достаточно необычных видов спорта для нашей повседневности: американский футбол, женский американский футбол, гольф. Что еще было?  

Свящ. Павел Симонов 

— Для самых маленьких были такие спортивные аттракционы, как большой настольный футбол, как аэрохоккей, как электронный тир. 

А. Пичугин 

— Аэрохоккей — что это такое? 

Свящ. Павел Симонов 

— Аэрохоккей — это поле, которое имеет такую шайбочку плоскую. И каждый из игроков имеет в руке некий предмет — это не клюшка в полном понимании, но то, чем можно шайбу отбить. И у каждого есть свои ворота. Воздух поддувают снизу, шайба быстро летает на площадке от бортов и кто окажется ловчее, кто отскок угадает, тот выигрывает, потому что в противном случае эту шайбу ты получаешь в свои ворота. То есть это своего рода настольный футбол… 

А. Митрофанова 

— Вы нас не перестаете удивлять. Я даже постеснялась спросить про аэрохоккей, потому что подумала, что, наверное, я единственная, кто не знает, что это такое. (Смеется.) Вместе с тем, отец Павел, интересный момент. У вас же выступали на этом празднике самые выдающиеся артисты. Выступали, например, рекордсмены книги рекордов Гиннеса Данила Калуцких и Валентин Четверкин. Данила Калуцких — артист цирка «Дю Солей», это очень крутой уровень. Вы с ними в каких отношениях? Как вы с ними договорились? Они из симпатии, из общих мировоззренческих каких-то позиций пришли туда к вам? 

Свящ. Павел Симонов 

— Действительно, наш праздник посетили такие известные спортсмены, артисты. Договаривалась как? — договаривались как с кем. Кто-то может приехать, исходя из своего религиозного чувства, кому-то близко то, что мы делаем — именно спортивные активности на безвозмездной основе тем людям, которые не могут себе этого позволить. С кем-то договаривались и за какую-то небольшую оплату, потому что тоже есть понимание — люди работают, им нужно доехать. И у них семьи есть. Поэтому договаривались со всеми по-разному, но с пониманием того, что каждый человек трудится. И каждый, кто трудится, достоин вознаграждения, одного или другого, с кем как договорились. 

А. Митрофанова 

— А как это выглядело? Что было предложено вашим зрителям, что они увидели там?  

Свящ. Павел Симонов 

— Если мы говорим про Калуцких и Четверкина, то это фантастика, конечно. Фантастика в гимнастике. Ребята такое показывали, что дети так кричали и пищали, что даже уши закладывало. То есть один другого держал на одной руке, причем они в полный рост стояли, как-то держались на головах, то есть такое, что я вообще в первый раз в жизни увидел. Такая физическая подготовка, ну просто нет слов, честно сказать. И дети просто пищали. А когда появились футбольные фристайлеры из цирка, вообще не было предела восторгу. Вы же знаете, что не только мальчики, но и девочки после чемпионата мира в России многие увлеклись футболом. Многие прониклись этой игрой. Атмосфера просто была потрясающая, когда выступали ребята, показывали какие-то с мечом упражнения, фокусы различные. 

А. Митрофанова 

— Вот что это за упражнения и фокусы, пытаюсь я себе представить. Простите, я дилетант. Поэтому, может быть, идиотский вопрос задам: футбольные фристайлеры, которые выступают в цирке, в цирке служат — в чем особенность? Это когда команда запрыгивает друг другу на плечи? 

А. Пичугин 

— Нет-нет, это совсем другая история, даже не совсем цирковая. Ничего, что я начал отвечать? (Смеются.) Это пришло из уличных соревнований. Мы все знаем, что такое дворовый футбол, а есть футбольные фристайлеры. Это не у нас появилось, даже и не из Соединенных Штатов, из Латинской Америки пришло к нам. Сначала в Европу, потом к нам. Это ребята, которые умеют делать всякие футбольные штуки с мячом — очень ловко, ювелирно. У меня всегда возникал вопрос, почему практически никто из футбольных фристайлеров (я одно время интересовался этим вопросом), практически ни у одного из них за плечами не было футбольного прошлого. Или какие-то очень-очень любительские лиги или вовсе не было — они сразу стали вот эти ловкие движения тренировать, но никогда не играли в большой футбол. 

Свящ. Павел Симонов 

— Так оно и есть. На нашем празднике были именитые спортсмены, такие как Алексей Морозов, хоккеист. 

А. Пичугин 

— Евгений Алдонин. 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, Евгений Алдонин. И когда мы после концерта с Женей разговаривали, я говорю: «Женя, ты видел, что они творят с мячом? Наверное, не каждый профессиональный футболист сможет такое повторить?» Он сказал, что стоит различать профессиональный футбол, умение играть в футбол, физподготовку именно для большого футбола и вот такие трюковые номера. 

А. Пичугин 

— Там командный спорт, а это все-таки моно. 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, это один человек до автоматизма доводит свои навыки и уже показывает такие чудеса, от которых дети были в полном восторге. 

А. Пичугин 

— Да, это умение мыслить командно, умение видеть соперника, умение видеть партнера. Кстати, ты сто процентов видела этот футбольный фристайл, потому что… 

А. Митрофанова 

— Потому что я смотрела «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано. И вот то, что он там творит с мячом… 

А. Пичугин 

— Еще ты видела всякие ролики, в рекламе показывают часто… Там, правда, такой импровизированный дворовый футбольный матч, когда ребята что только не вытворяют с мячом — это вот футбольные фристайлеры. 

А. Митрофанова 

— Марокканские дети тоже отлично демонстрируют футбольный фристайл, я видела и удивлялась. Но хочу вернуться к вашему празднику. Смотрите, в релизе я прочитала, меня это удивило, что концепция, которую вы взяли за основу, это была та схема, по которой создавали Олимпиаду 2012-го года в Лондоне. Что это за концепция такая хитрая была? И почему именно Лондонскую олимпиаду взяли за основу? 

Свящ. Павел Симонов 

— Знаете, это не совсем так. Не то что мы взяли концепцию Лондонской олимпиады — мы взяли некоторые элементы, потому что в организации праздника нам помогали ребята (и совершенно безвозмездно, потому что хотели сделать большой праздник для детей), которые были волонтерами на этой Олимпиаде в Лондоне в 2012-м году. И вот именно застройка секций в павильоне № 57 «Россия — моя история» на ВДНХ… Кстати говоря, хочется отдельно поблагодарить руководство павильона за предоставленную возможность на этой площадке сделать такой потрясающий праздник. Хочется всех поблагодарить и пожелать многих лет, очень помогли. Замечательная площадка. Так вот, возвращаясь к этой теме, к застройке — была взята некая схема застройки. Но уже сами виды спорта, те или иные моменты — это уже было, скажем так, нашим творчеством. То есть именно нужно было отделить один вид спорта от другого, создать на площадке размером 1500 квадратных метров праздник и для этого была взята некая схема, часть схемы, которую ребята увидела на Лондонской олимпиаде. Не более того. 

А. Митрофанова 

— Но все равно интересная такая получается история. Смотрите: волонтеры Лондонской олимпиады, Евгений Алдонин, еще ряд спортсменов очень высокого уровня приходили к вам. И этих людей, они безвозмездно принимали участие, получается, их объединяет идея — идея распространения спорта и физической культуры и чтобы дети видели эту красоту, и им хотелось так же: «Я хочу так же, как тот делал фокусы с мячом. Мама, отведи меня куда-нибудь». А куда мама может отвести? А вот, смотрите, при храме, оказывается, открыли секцию. Я просто удивляюсь, как это здорово, что сейчас люди готовы на абсолютно добровольных началах приходить и принимать во всем участие. Понятно, что кому-то пришлось заплатить гонорар, потому что люди не могут себе позволить время тратить просто так, надо семью кормить. Но в основном-то, прекрасно это. 

Свящ. Павел Симонов 

— В основном, да. Люди, которые помогали, помогали на безвозмездной основе, скажем так, по своему сердечному расположению. Вы знаете, с тех пор как я возглавил Комиссию, общаешься со спортсменами, волонтерами олимпиад, с теми людьми, которые связаны со спортом и у нас формируются личные отношения. Ведь люди тоже смотрят и видят: чем ты живешь, что ты хочешь? Ты хочешь показать какую-то картинку отчетную? Или тебя действительно тебя что-то волнует, ты хочешь сделать мир лучше. И когда общаешься, через одну, две-три встречи человек для себя понимает, нужно иметь дело или не нужно — для чего тебе это надо? Если люди видят, что ты сам идеей этой горишь, что для тебя это, можно сказать, на сегодняшний день это смысл жизни, раз такое послушание дано, то люди тоже загораются. И чем больше, скажем так, человек чего-то достиг, тем больше человек понимает. Нам дали согласие на участие в мероприятии и известный вратарь Владислав Третьяк, и Юрий Павлович Семин тоже. В силу разных обстоятельств они не смогли быть, но тем не менее они... 

А. Пичугин 

— Юрий Павлович — действующий тренер «Локомотива».  

Свящ. Павел Симонов 

— Да, Юрий Павлович — тренер «Локомотива». И очень интересный человек, глубокий человек. Жалко, что у него не получилось на нашем мероприятии побывать, но Юрий Павлович обещал в дальнейшем поддерживать деятельность Комиссии, потому что тоже понимает, что мы это делаем именно для того, чтобы наша Россия была крепче, чтобы наши дети в стольном граде Москве были здоровенькими, меньше подвергались каким-либо греховным началам, сидению за компьютером бесконечном или иным каким-то, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. И люди это видят, что мы действительно хотим сделать ситуацию лучше, не преследуем никаких закулисных целей, а только всё пытаемся сделать, чтобы большее количество детей смогло заниматься тем или иным спортом. 

А. Митрофанова 

— То есть такой вклад в генофонд, можно сказать. Немножко высокий штиль, но тем не менее. 

Свящ. Павел Симонов 

— У каждого православного человека, живущего в России, который считает Россию своей Родиной, а Русскую Православную Церковь своей матерью, у каждого внутри должно быть такое чувство, желание такое — сделать, как вы сказали, генофонд сильнее в том или ином виде. В частности, я — в спорте, каждый, где может. 

А. Пичугин 

— У вас было какое-то собственное спортивное прошлое?  

Свящ. Павел Симонов 

— Вы знаете, профессионального не было, но всегда очень любил спорт. И целыми днями мяч гоняли, и увлекся в армии самбо, в армии тоже ходил в зал и занимался с боксерами, которые были кандидатами в мастера спорта, мастерами спорта, тренировались. Профессионально никогда не занимался, но всегда слежу за миром спорта, очень радуюсь. В частности, сегодня посмотрел, порадовался за Сашу Овечкина, который ставит очередные рекорды в НХЛ, в хоккее. То есть меня спорт интересует и я всегда в курсе всех дел, что происходит в спортивном мире, хотя сам профессионального прошлого не имею. Но очень хочу, чтобы наше подрастающее поколение, да и не только подрастающее поколение, вся наша нация была сильнее и физически и духовно. Почему? Потому что человек, который занимается спортом, который заставляет себя встать, идти на тренировку с регулярностью, достигать каких-то целей, такой человек и в духовной жизни сможет достичь определенных высот, потому что он уже умеет управлять собой. 

А. Митрофанова 

— Думаете? То есть вы видите в этом взаимосвязь? 

Свящ. Павел Симонов 

— Однозначно. Вижу взаимосвязь: регулярные занятия спортом, даже некий аналог аскетов, аскетизма какого-то, которые были в духовной среде, даже не сомневаюсь, что человек, который привык себя контролировать и делать над собой какие-то усилия, как даже неофиту в религии, придя в веру, даже посты те же, какие-то ограничения — человек научился себя контролировать и себя ограничивать. 

А. Митрофанова 

— То есть это такое упражнение в самоконтроле и самодисциплине. 

Свящ. Павел Симонов 

— Безусловно. 

 
А. Митрофанова 

— Напомню, что в программе  «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Павел Симонов, председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Москвы. И мы на протяжении уже почти часа говорим, какая связь между духовной жизнью и спортом и что на самом деле противоречий-то никаких нет. Раньше считали, что если человек пошел по дороге духовной жизни, то он должен, ну, простым рабочим языком выражаясь, забить на свое физическое состояние. Некоторые люди даже не лечились, потому что «у меня есть Бог, если надо, Бог меня спасет». Нет. Оказывается, ответственное отношение к собственному здоровью и к собственному телу — это тоже часть духовного плана жизненного, очень важного, как выясняется. Отец Павел, а то, что сейчас при некоторых храмах возникают спортивные площадки на открытом воздухе. Не знаю, как в других городах, в Москве я видела кое-где, что ставят тренажеры. И люди туда приходят, начинают заниматься. И я знаю, что даже некоторые батюшки пользуются случаем: общаются с молодыми людьми, которые заходят позаниматься. Как вы к этому относитесь? То есть это такое миссионерство или это просто вот та самая забота о человеке — без каких-либо дальнейших планов на то, что он придет в храм? 

Свящ. Павел Симонов 

— Мне кажется, одно другое не исключает. Может быть, человек пройдет мимо, посмотрит на эти тренажеры и не придет в храм. Но это действительно нужно. Если есть такое пространство, если есть, где расположить, не мешая общему благоустройству храма, то это очень здорово. Я так себе моделирую, потому что у нас такого нет, у нас территория небольшая, я в голове думаю: вот детишки собрались после службы, после Литургии, подростки, им хочется посоревноваться между собой. «Ты сколько можешь? А я могу три раза подтянуться. Или четыре раза». — «А я могу два». На следующие выходные они встречаются там же. И каждый будет стараться уже подтянуться четыре или пять раз. Потому что я по своим детям знаю, что есть такой соревновательный момент, когда хочется быть ловчее, сильнее, быстрее, чем сверстники, которые на данном этапе побеждают, обгоняют. 

А. Митрофанова 

— А у вас сколько детей? 

Свящ. Павел Симонов 

— У меня пятеро детей. Четыре мальчика и одна дочка. 

А. Митрофанова 

— А как вы успеваете? Когда пятеро детей, когда есть храм, где вы настоятель и при этом еще всё, что связано с физкультурой и спортом? За Москву за всю в ответе. 

Свящ. Павел Симонов 

— Знаете, Господь помогает. Где-то не успеваешь, честно говоря. Где-то догоняешь, где-то упускаешь. Ну, стараюсь балансировать. Но совершенно точно понимаю, что Господь поможет, если ты честно делаешь свою работу, которую тебе поручило священноначалие, то Господь дома тоже поможет. Слава Богу, матушка хорошая. Все матушки хорошие, но я просто про свою говорю. Супруга помогает, слава Богу. И получается всё совмещать: и храм, и деятельность Комиссии. И надеюсь, что в семье тоже папу не забывают. 

А. Пичугин 

— У вас в храме достаточно много активностей, в том числе, раз уж мы заговорили про храм, есть еще и работа с неслышащими людьми. 

Свящ. Павел Симонов 

— Да, есть такая работа. 

А. Пичугин 

— Причем это уже второй московский храм или третий даже, где работают с глухими. Симонов монастырь, потом в Новокосино где-то храм и ваш, Димитрия Донского. Мне кажется, что про это нужно сделать отдельную передачу, потому что это очень важная тема. Но непонятно, когда мы это сделаем, поэтому расскажите сейчас, как вы работаете с неслышащими. В чем это заключается? 

Свящ. Павел Симонов 

— Начиная с 2015-го года мы окормляем неслышащих людей северо-востока Москвы. Некоторые приезжают к нам из других районов и округов Москвы. Получилось всё, конечно, чудесным образом. Сначала мы пошли в ЦСО просто поговорить, просто встретиться. Но настолько людям неслышащим понравилось это общение, что они пришли в храм. Мы их пригласили, пообщались, посидели, конечно, с помощью сурдопереводчиков, которые у нас теперь в храме на штатной основе есть, два сурдопереводчика. 

А. Митрофанова 

— Они переводят все службы? 

Свящ. Павел Симонов 

— Да. У нас каждую пятницу богослужение на жестовом языке. И после богослужения в пятницу у нас занятия миссионерские — три урока по разным дисциплинам. Потом в конце некие экзамены. Также существуют паломнические поездки. Сейчас даже не каждую пятницу, а каждое воскресенье и на большие праздники у нас глухие люди, несмотря на то, что храм у нас маленький, люди с нарушениями слуха стоят у нас в определенном месте и прихожане к этому уже привыкли. Я на великом входе всегда поминаю нашу общину глухих и слабослышащих. Они радуются, как дети, когда им сурдопереводчики переводят, что я говорю про них, у них сразу появляется улыбка широкая на лице. То есть они, не слыша богослужение, они говорили мне, что они его чувствуют и они уже без этого не могут. То есть за эти 3 года наша община, во-первых, расширилась. Может быть, в рамках Москвы не такое большое количество человек — у нас порядка 30 человек ходят на богослужения и занятия. Когда мы едем в поездки, то это порядка 50 человек. Но с учетом того, что это люди с нарушением слуха, наверное, это хороший показатель для нашего небольшого храма, потому что у нас помещается в храм около 150 человек. 

А. Митрофанова 

— Это прекрасно вообще. 

А. Пичугин 

— Ваш храм первым по программе «200» был построен? 

Свящ. Павел Симонов 

— Есть некоторые толки, первый или второй… Один из первых. 

А. Митрофанова 

— А вот у меня такой вопрос сразу возник: ведь есть церковные таинства, в которых слабослышащему человеку затруднительно участвовать — исповедь, например. Они пишут от руки? Или как? Чтобы в контакте быть с батюшкой? Или священник знает язык жестов? 

Свящ. Павел Симонов 

— Вы знаете, язык жестов — это непростой момент. То есть какие-то простые жесты священник знает, но он для исповеди нужно больше. Действительно, глухие и слабослышащие пишут на бумаге свои согрешения, а если мы говорим о дальнейшем духовном попечении, то есть беседа. Когда какой-то конкретный вопрос есть, человека что-то тревожит, то там уже включается сурдопереводчик. А сейчас, пока на сегодняшний день, это по написанным запискам. Конечно, честно говоря, хотелось бы знать больше, но, к своему стыду, в таком совершенстве жестовый язык пока наши священники, в том числе и я, не освоили. 

А. Митрофанова 

— Видимо, какие-то курсы надо пройти, спецподготовку. А вам-то когда, я вообще не понимаю. У вас футбол, самбо, пятеро детей, Комиссия по физкультуре при Епархиальном совете Москвы и так далее. И наверняка еще большие планы на всю дальнейшую работу. Что вы в ближайшее время собираетесь предпринять? 

Свящ. Павел Симонов 

— Действительно, я встаю и ложусь с этой мыслью: что можно сделать лучше? Но надо понять, что мы не министерство спорта, мы не какая-то бюрократическая модель. И мы не собираемся даже копировать ни департамент спорта, ни министерство спорта. Будем стараться делать всё, что от нас зависит — это поддержка уже имеющихся спортивных секций при приходах. Это, как я уже сказал в начале нашего разговора, такая мечта, задача — все-таки по созданию больших, по сравнению с тем, что есть сейчас, мест для занятия спортом. Даже для командных видов спорта храмовые территории не подойдут — надо какие-то комплексы, чтобы дети Москвы имели возможность еще заниматься. Есть такая проблема, есть. Я с ней столкнулся, и столкнулись с этим также наши прихожане — нет у нас таких мест, где можно заниматься игровыми видами спорта: футбол, волейбол, хоккей. Всё это по расписанию, уроков мало. Когда зима и нужно с детьми заниматься, у нас даже в Москве, в мегаполисе недостаточно. 

А. Пичугин 

— Коробки почти пропали из дворов. 

А. Митрофанова 

— У нас есть отличная коробка. 

Свящ. Павел Симонов 

— У нас коробки тоже есть, но все-таки, согласитесь, что когда морозно, то лучше заниматься в теплом зале, тем более детишкам, тем более людям, которые немножко прибаливают. Потому что для меня спорт — это не только дети, молодежь, это еще, как мы говорили, и средний возраст привлечь. Это и «Московское долголетие» для наших старожилов. Но еще есть один момент, который меня действительно тревожит — это занятия с людьми с нарушениями, с инвалидами, и не только по слуху. А эти люди вообще не охвачены. 

А. Пичугин 

— Опорно-двигательный аппарат. 

Свящ. Павел Симонов 

— Опорно-двигательный аппарат. И у меня тоже огромное желание что-то создать такое, скажем так, место, куда бы могли и такие люди приходить, которые не имеют возможности заниматься, потому что для них тренажеров или каких-то адаптированных площадок нет. Надо делать. И это тоже наша задача, на мой взгляд, задача Церкви — в первую очередь попечение о таких людях, об инвалидах, людях с какими-то нарушениями. Чтобы под них тоже делать площадки, определенные тренажеры. Да, это дорого, это специфически, но это делать рано или поздно надо, потому что эти люди вообще не охвачены. 

А. Пичугин 

— Как вы считаете, это та задача, с которой вы в рамках своей Комиссии можете как-то справиться? Я понимаю, что не на все сто, но как-то. Или это задача чисто государственная? Или партнерство? 

Свящ. Павел Симонов 

—Ну, будем молиться Богу, чтобы справляться с такой задачей. Это нужно делать. Конечно, должно быть и партнерство с государством, потому что это не только прихожане, это и наши граждане. Но это как получится. На всё воля Божия. Такая задача есть и к ней надо идти — с государством или без государства или с какими-то помощниками, спонсорами, с теми людьми, которые хотят делать добро, это надо реализовывать. Хотя бы пилотный проект, чтобы посмотреть, насколько это будет хорошо работать, сколько это привлечет людей, чтобы иметь понимание. Но, на мой взгляд, уже по глухим и слабослышащим, я считаю, что такие места нужны. И нужно людям помогать. 

А. Пичугин 

— Спасибо большое, спасибо, что пришли к нам сегодня. Мы вас всегда ждем, потому что те темы, о которых мы говорили, они находятся в развитии, в динамике. И об этом есть смысл говорить дальше. У нас сегодня в гостях был священник Павел Симонов, председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Раеве. Алла Митрофанова — 

А. Митрофанова 

— Алексей Пичугин — 

А. Пичугин 

— До свидания. 

А. Митрофанова 

— До свидания. 

Свящ. Павел Симонов 

— Всего доброго. 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем