
Фото: Philipp Trubchenko/Unsplash
В мире существует несколько замечательных проектов, которые объединяют православных молодых людей из разных стран. Один из них — летний православный лагерь «Потамитисса» на острове Кипр.
Лагерь «Потамитисса» существует с 1978 года под непрерывным руководством его основателя священника Георгия Антониу. Отец Георгий — личность интересная, во многом уникальная. В какой-то момент своей жизни он понял, что для миссии Православной Церкви нужны не только хорошие священники, но и активные молодые люди, готовые брать на себя ответственность и постоянно помогать священникам. Эти молодые люди могли бы вести на приходах просветительские беседы, руководить воскресными школами, устраивать для детей театральные представления. В общем, быть по-хорошему лидерами приходской жизни.
Отец Георгий именно так и задумывал «Потимитиссу», чтобы этот летний лагерь был местом подготовки лидеров православного молодежного движения. Первоначально в «Потамитиссу» приезжали исключительно молодые киприоты и киприотки. Затем в лагерь на летние месяцы стали приезжать греки и гречанки. А в 90-е годы география «Потамитиссы» расширилась до всего мира.Особую радость у отца Георгия вызвала появившаяся возможность приглашать в «Потамитиссу» представителей Русской Церкви. Когда в 1991 году СССР прекратил свое существование на Кипр к отцу Георгию поехали молодые православные из России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ и Балтии.
«Потамитисса» первоначально находилась на севере Кипра, но вынуждена была покинуть эту территорию из-за турецкого вторжения. Сегодня она располагается южнее — в глубине острова в горах. Отдельно в течение примерно месяца длится мужская смена, отдельно — женская. В ходе всего срока пребывания в лагере его студенты и студентки живут в палатках. Их день строго регламентирован. Четко определены время подъема и отбоя.
День в «Потамитиссе» всегда начинается сначала с зарядки, за ней следует молитва. А потом начинаются занятия по греческому языку. Греческий наряду с английским является основными для общения внутри лагеря. На этих языках отец Георгий и прочие преподаватели лагеря проводят свои занятия, посвященные разбору Евангелия, а также основам педагогики и того самого лидерского движения.
По воскресеньям в «Потамиссе» совершается Литургия, которая служится в прямо под открытым небом. На территории лагеря имеется особая площадка, в центре которой располагается каменный престол. На нем и совершается служба. Отец Георгий посчитал, что такой открытый храм позволит священникам и студентам лагеря лучше ощущать себя единой общиной.
Кроме активной учебы посетители лагеря с удовольствием путешествуют по Кипру, посещая его многочисленные святыни. Более всего они стремятся попасть в город Ларнаку, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного. Святой Лазарь прославился тем, что умирал дважды. И после первой своей кончины был чудесным образом воскрешен Христом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер